КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 2. Изучение мотивации в подготовке спортсменов
Пояснения к теме. В спорте обнаруживаются несколько различных типа мотивов занятий спортом — в тренировках и соревнованиях. Изучение мотивов спортивной деятельности помогает педагогически пра- Для решения этой проблемы Е. С. Кузьмин, например, рекомендует изучать индивидуальное и групповое поведение в значимых ситуациях совместной деятельности. вильно построить процесс обучения и воспитания юных спортсменов. Очень важен учет мотивов и в подготовке спортсменов к соревновательной борьбе, например мотивы достижения успеха ради победы над соперниками и мотивы избегания неудачи ради той же цели. Цель у всех участников спортивных соревнований может быть одна — улучшение спортивного результата, победа над собой, над соперниками, а мотивы и следующие за ними действия соревнующихся спортсменов могут быть у участников соревнований разными. Различные типы мотивов тесно переплетены в сознании спортсменов, образуют единую систему внутренних побуждающих к деятельности духовных сил, называемых в психологии «мотивацией». Таким образом, под мотивацией следует понимать такое побудительное состояние личности спортсмена, которое формируется как система мотивов в результате соотнесения им своих потребностей и возможностей с предметом деятельности, служащее основой для сознательной постановки и осуществления ее целей1. Задание 1. Изучение доминирующего типа мотивации у спортсмена2 Вводные замечания. Различие в мотивации достижения успеха и мотивации избегания неудачи в психологию впервые ввел американский психолог А. Аткинсон. Наблюдая за поведением участников спортивных состязаний, можно воочию убедиться в действии этих двух типов мотивации — достижения успеха и избегания неудачи, на примерах тактико-технических действий спортсменов, которые применяют то атакующие, то защитные приемы борьбы с соперниками ради победы в соревнованиях. В единоборствах, например, принято классифицировать участников соревнований по стилю их соревновательной деятельности на: 1) спортсменов атакующего стиля; 2) спортсменов защитного стиля; 3) спортсменов смешанного стиля. В футболе и в хоккее, например, игроки делятся на нападающих, защитников, полузащитников, а вратарь команды, по сути своей игровой роли, руководствуется мотиваций избегания неудачи — главное, не пропустить мяч в свои ворота. Сурков Е. Н. Мотивация. Психология спорта в терминах, понятиях, междисциплинарных связях: Словарь-справочник / Под ред. В. У. Агеевца. — СПб.: СПбГАФК им. П. Ф. Лесгафта, 1996. - С. 175. Задание подготовлено на основе методики Н. Б. Стамбуловой «Мотивы поведения» (см.: Практические занятия по психологии: Учеб. пос. для ИФК. — М.: ФиС, 1989. — С. 45-49). 174 Раздел 3. Психология воспитания, о бучения и тренировки в спорте Упражнение 1. Тест «Использование»-'. Инструкция: «Сейчас вы должны высказать свое мнение о наилучшем способе использования свободного времени, денег, усилий и т. п. Прочитав вопрос, вы должны выбрать только один из двух предложенных ответов а или б». Пример: 1. Если бы я получил премию 600 рублей, то купил бы: а) новые туфли, б) письменный стол. Свой выбор отмечайте, зачеркивая ту °УКВУ (а или б) в протоколе опыта, которая соответствует вашему ответу. Работайте быстро, долго не задумываясь над ответом. Первый ответ, который приходит вам в голову, обычно более правильный. Шкала теста «Использование»: 1. В свободное время я охотнее прочитаю о новых способах: а) защиты от инфекционных заболеваний; б) повышения спортивного мастерства. 2. Большая часть стипендии должна расходоваться на: а) модную одежду; б) вкусную еду. 3. В профессии тренера меня привлекает возможность: а) больше узнать о закономерностях физического развития; б) заниматься делом, достойным всеобщего уважения. 4. Денежную премию лучше использовать следующим образом: а) сохранить на «черный» день или на случай болезни; б) купить родителям что-нибудь нужное. 5. Работа тренера хороша тем, что позволяет: а) проявить свои качества руководителя; б) научиться налаживать взаимоотношения с людьми. 6. Врач в команде должен прежде всего заботиться: а) о восстановительных процедурах; б) о предупреждении травматизма. 7. В хорошем молодежном журнале должны печататься статьи: а) о современной музыке; б) о современных фасонах одежды. 8. Будь я врачом, я бы предпочел: а) поехать работать в отдаленные районы, где нет врачей; б) потратить свои силы на поиск лекарства от рака. Стамбулова Н. Б. Мотивы поведения. Практические занятия по психологии: Учеб. пос. - М.: ФиС, 1989. - С. 45-49. Тема 2. Изучение мотивации в подготовке спортсменов 175 9. Я охотнее пойду на лекцию о том, как: а) сделать свою квартиру более современной; б) предупредить возможность психического заболевания. 10. Служба в органах милиции дает возможность: а) научиться приемам самообороны и владения оружием; б) ощущать свой авторитет и влияние. 11. В научно-популярном журнале меня больше интересует статья: а) о новых методах защиты от ядерного оружия и радиации; б) о том, почему люди влюбляются. 12. Спорт дает людям возможность добиться: а) признания и известности в обществе; б) приобрести уверенность в себе. 13. Правительству необходимо больше внимания уделять: а) борьбе с бедностью; б) повышению уровня жизни. Упражнение 2. Тест «Оценивание». Инструкция: «Каждое утверждение в этом задании имеет 4 возмож-
bix варианта ответа — а, б, в, г. Выберите тот ответ, который вы счи-аете наиболее правильным, а затем зачеркните соответствующую бук-у: а, б, в, г на листе для ответов». 1. Если ядерные испытания и дальше будут продолжаться в таких же размерах, как сейчас, радиоактивность воздуха станет опасной для жизни через: а) 4 года, б) 8 лет, в) 12 лет, г) 20 лет. 2. Какой процент людей судит о человеке по его одежде? а) 80%, б) 50%, в) 20%, г) 5%. 176 Раздел 3. Психология воспитания, обучения и тренировки в спорте 3. Необходимо увеличить затраты на защиту населения от опасности а) 20%, б) 50%, в) 100%, г) 200%. 4. Сколько времени вы согласитесь стоять в очереди за понравившей а) 1 час, б) 2 часа, в) 4 часа, г) 6 часов. 5. За последнее время число сердечно-сосудистых заболеваний в мо а) 5%, б) 15%, в) 30%, г) 60%. 6. Оценивая друг друга, люди больше ориентируются на связи, зна а) совершенно верно, б) верно, в) неверно, г) совершенно неверно. 7. Даже когда приступ бешенства у собаки прошел, ее желательно дер а) 6 мес, б) 5 мес, в) 2 мес, г) 1 мес. 8. Какой доход на одного человека в семье достаточен, чтобы считать а) $200, б) $400, в) $800, г) $1500. Тема 2. Изучение мотивации в подготовке спортсменов 177 Методика работы. В данном задании выполняются оба упражнения, сумма баллов по тестам «использование» и «оценивание» суммируется. После обработки протоколов студенты под руководством преподавателя переходят к интерпретации полученных индивидуальных данных. При этом учитывается не только абсолютная степень выраженности мотивов, но и их соотношение: какой мотив является ведущим, доминирующим, а какой — латентным, подчиненным. Высчитывается также средний общегрупповой показатель по преобладающему у студентов типу мотивации, что является своего рода «нормой» по данному заданию для группы студентов. Подсчитывается сумма баллов по тестам по каждому типу мотивации (см. итоговый протокол опыта ниже). Протокол опыта _____________________________________________________
Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 852; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |