Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Организация работы системы мобильной (сотовой) связи. 2 страница




4. Центр коммутации выдает команду на назначение канала трафика (ТСН).

5. Центр коммутации выдает вызываемый номер на стационар­ную телефонную сеть, и после ответа вызываемого абонента завершает соединение.

Процесс разговора и завершение сеанса связи не отличают­ся от предыдущего случая.

Если подвижный абонент разговаривает с другим подвиж­ным абонентом, то процедура установления связи и проведения сеанса связи происходит практически таким же образом. Если при этом оба подвижных абонента относятся к одной и той же сотовой системе, то связь между ними устанавливается через центр коммутации системы без выхода в стационарную телефонную сеть. Такова общая схема организации процесса связи в сотовой систе­ме. Многие детали в ней опущены.

Рассмотрим процедуры аутентификации и идентификации, которые выполняются при каждом установлении связи. О первой из них мы уже упоминали ранее.

Аутентификация - процедура подтверждения подлинности (действительности, законности, наличия прав на пользование услу­гами сотовой связи) абонента системы подвижной связи. Необхо­димость введения этой процедуры вызвана неизбежным соблаз­ном получения несанкционированного доступа к услугам сотовой связи, приводящим к многочисленным и разнообразным проявле­ниям особого рода мошенничества - фрода в сотовой связи. Слово аутентифи­кация (английское authentication) происходит от греческого authentikos - подлинный, исходящий из первоисточника. В русском языке довольно часто используется родственный юридический термин - аутентичные тексты, например тексты договора на не­скольких языках, имеющие равную силу.

Идентификация - процедура отождествления подвижной станции (абонентского радиотелефонного аппарата), т.е. процеду­ра установления принадлежности к одной из групп, обладающих определенными свойствами или признаками. Эта процедура ис­пользуется для выявления утерянных, украденных или неисправных аппаратов. Слово идентификация (английское identification) проис­ходит от средневекового латинского identificare - отождествлять.

Первоначально, в аналоговых системах сотовой связи перво­го поколения, процедура аутентификации имела простейший вид: подвижная станция передавала свой уникальный идентификатор (электронный серийный номер - Electronic Serial Number, ESN), и если таковой отыскивался среди зарегистрированных в домашнем регистре, то процедура аутентификации считалась успешно вы­полненной. Столь примитивная аутентификация оставляла боль­шие возможности для фрода, поэтому со временем и в аналоговых системах, и тем более в системах сотовой связи второго поколе­ния с использованием дополнительных возможностей цифровых методов передачи информации процедура аутентификации была значительно усовершенствована.

Идея процедуры аутентификации в цифровой системе сото­вой связи заключается в шифровании некоторых паролей-иденти­фикаторов с использованием квазислучайных чисел, периодически передаваемых на подвижную станцию с центра коммутации, и ин­дивидуального для каждой подвижной станции алгоритма шифро­вания. Такое шифрование, с использованием одних и тех же исходных данных и алгоритмов, производится как на подвижной станции, так и в центре коммутации (или в центре аутентифика­ции), и аутентификация считается закончившейся успешно, если оба результата совпадают.

В стандарте GSM процедура аутентификации связана с ис­пользованием модуля идентификации абонента (Subscriber Identity Module - SIM), называемого также SIM-картой (SIM-card) или смарт-картой (smart-card. Модуль SIM - это съемный модуль, напоминающий по внешнему виду пластиковую кредитную карточку и вставляемый в соответст­вующее гнездо абонентского аппарата. Модуль вручается абонен­ту одновременно с аппаратом и в принципе позволяет вести раз­говор с любого аппарата того же стандарта, в том числе с таксо­фонного. Модуль содержит персональный идентификационный но­мер абонента (Personal Identification Number - PIN), международ­ный идентификатор абонента подвижной связи (International Mobile Subscriber Identity - IMSI), индивидуальный ключ аутентификации абонента Ki, индивидуальный алгоритм аутентификации абонента A3, алгоритм вычисления ключа шифрования А8. Для аутентифи­кации используется зашифрованный отклик (signed response) S, являющийся результатом применения алгоритма A3 к ключу Ki и квазислучайному числу R, получаемому подвижной станцией от центра аутентификации через центр коммутации. Алгоритм А8 ис­пользуется для вычисления ключа шифрования сообщений. Уни­кальный идентификатор IMSI для текущей работы заменяется вре­менным идентификатором TMSI (Temporary Mobile Subscriber Identity - временный идентификатор абонента подвижной связи), присваиваемым аппарату при его первой регистрации в конкрет­ном регионе, определяемом идентификатором LAI (Location Area Identity - идентификтор области местоположения), и сбрасывае­мым при выходе аппарата за пределы этого региона. Идентифика­тор PIN - код, известный только абоненту, который должен слу­жить защитой от несанкционированного использования SIM-карты, например при ее утере. После трех неудачных попыток набора PIN-кода SIM-карта блокируется, и блокировка может быть снята либо набором дополнительного кода - персонального кода раз­блокировки (Personal unblocking key - PUK), либо по команде с центра коммутации.

Процедура аутентификации стандарта GSM схематически показана на рис. 2.6. Пунктиром отмечены элементы, не относя­щиеся непосредственно к процедуре аутентификации, но исполь­зуемые для вычисления ключа шифрования Кс. Вычисление произ­водится каждый раз при проведении аутентификации.

Рис.2.6. Схема процедуры аутентификации (стандарт GSM):

R - случайное число; A3 - алгоритм аутентификации; А8 - алгоритм вычисления ключа шифрования; Ki - ключ аутентификации; Кс - ключ шифрования; S - зашифрованный отклик (Signed Response - SRES)

 

Процедура идентификации заключается в сравнении иденти­фикатора абонентского аппарата с номерами, содержащимися в соответствующих «черных списках» регистра аппаратуры, с целью изъятия из обращения украденных и технически неисправных ап­паратов. Идентификатор аппарата делается таким, чтобы его изменение или подделка были трудными и экономически невыгод­ными. В принципе может быть целесообразен и оперативный об­мен информацией между регистрами аппаратуры - межоператор­ский и международный, в интересах объединения усилий операто­ров в борьбе с фродом в сотовой связи.

Передача обслуживания

Базовая станция, находя­щаяся примерно в центре ячейки, обслуживает все подвижные станции в пределах своей ячейки. При перемещении подвижной станции из одной ячейки в другую ее обслуживание соответствен­но передается от базовой станции первой ячейки к базовой станции второй. Этот процесс называется передачей обслу­живания (американский термин handoff, англоевропейский - handover). Подчеркнем, что процедура передачи обслуживания имеет место только в том случае, когда подвижная станция пере­секает границу ячеек во время сеанса связи, и связь (телефонный разговор) при этом не прерывается. Если же подвижная станция перемещается из одной ячейки в другую, находясь в режиме ожи­дания, она просто отслеживает эти перемещения по информации системы, передаваемой по каналам управления, и в нужный момент перестраивается на более сильный сигнал другой базовойстанции.

Технически процедура передачи обслуживания осуществля­ется следующим образом. Необходимость в передаче обслужива­ния возникает, когда качество канала связи, оцениваемое по уровню сигнала и/или частоте битовой ошибки, падает ниже допусти­мого предела. В стандарте GSM указанные параметры постоянно измеряются подвижной станцией как для своей ячейки, так и для ряда смежных (до 16 ячеек), и результаты измерений передаются на базовую станцию. В стандарте D-AMPS подвижная станция из­меряет эти характеристики только для рабочей ячейки, но при ухудшении качества связи она сообщает об этом через базовую станцию на центр коммутации, и по команде последнего аналогич­ные измерения выполняются подвижными станциями в соседних ячейках. По результатам этих измерений центр коммутации выби­рает ячейку, в которую должно быть передано обслуживание. Об­ратим внимание, что организация передачи обслуживания основы­вается на измерениях, выполняемых на подвижных станциях - во временных слотах, свободных от передачи и приема информации; кроме того, могут использоваться и результаты измерений, выпол­няемых на базовых станциях. Это отражается в английском наиме­новании процедуры - Mobile-Assisted HandOff (Handover) - MAHO, т.е. передача обслуживания при использовании помощи самой подвижной станции. Тем самым подчеркивается отличие от проце­дуры передачи обслуживания в аналоговых сотовых системах, где аналогичные измерения выполнялись только на базовых станциях.

Обязательным условием передачи обслуживания из одной ячейки в другую является более высокое качество канала связи во второй ячейке по сравнению с первой. Иначе говоря, обслужива­ние передается из ячейки с худшим качеством канала связи в ячейку с лучшим качеством, причем указанное различие должно быть не менее некоторой, наперед заданной величины. Если не требовать выполнения этого условия, а передавать обслуживание, например, уже при одинаковом качестве канала связи в двух ячей­ках, то в некоторых случаях, в частности, при перемещении подви­жной станции примерно вдоль границы ячеек, возможна много­кратная передача обслуживания из первой ячейки во вторую и об­ратно, приводящая к значительной загрузке системы бессмыслен­ной работой и к снижению качества связи.

Приняв рещение о передаче обслуживания и выбрав новую ячейку, центр коммутации сообщает об этом базовой станции но­вой ячейки, а подвижной станции через базовую станцию старой ячейки выдает необходимые команды с указанием нового частот­ного канала, номера рабочего слота и т.п. Подвижная станция перестраивается на новый канал и настраивается на совместную ра­боту с новой базовой станцией, выполняя примерно те же шаги, что и при подготовке сеанса связи, после чего связь продолжается через базовую станцию новой ячейки.

При этом перерыв в телефонном разговоре не превышает долей секунды и остается незаметным для абонента.

Роуминг

В настоящем разделе мы рассмотрим функцию роуминга еще одну функцию системы сотовой связи, позволяющую расши­рить возможности пользования сотовой связью за пределы одной («домашней») системы.

Роуминг - это функция, или процедура предоставления услуг сотовой связи абоненту одного оператора в системе другого опе­ратора. Термин роуминг происходит от английского roam - бро­дить, странствовать, а абонента, использующего услуги роуминга, называют ромером (английское roamer). Для реализации роуминга необходимо техническое обеспечение его осуществимости (в про­стейшем случае - использование в обеих системах одного и того же стандарта сотовой связи) и наличие роумингового соглашения между соответствующими компаниями-операторами. По мере раз­вития мобильной связи понятие роминга заметно расширяется; например, появляется возможность роуминга между системами со­товой и мобильной спутниковой связи.

Идеализированная и сильно упрощенная схема организации роуминга могла бы быть представлена в следующем виде. Абонент сотовой связи, оказавшийся на территории «чужой» системы, до­пускающей реализацию роуминга, инициирует вызов обычным об­разом, как если бы он находился на территории «своей» системы.

Центр коммутации, убедившись, что в его домашнем регист­ре этот абонент не значится, воспринимает его как ромера и зано­сит в гостевой регистр. Одновременно (или с некоторой задерж­кой) он запрашивает в домашнем регистре «родной» системы ро­мера относящиеся к нему сведения, необходимые для организа­ции обслуживания (оговоренные подпиской виды услуг, пароли, шифры), и сообщает, в какой системе ромер находится в настоя­щее время; последняя информация фиксируется в домашнем ре­гистре «родной» системы ромера. После этого ромер пользуется сотовой связью, как дома: исходящие от него вызовы обслужива­ются обычным образом, с той только разницей, что относящиеся к нему сведения фиксируются не в домашнем регистре, а в госте­вом; поступающие на его номер вызовы переадресуются «домаш­ней» системой на ту систему, где ромер гостит. По возвращении ромера домой в домашнем регистре «родной» системы стирается адрес той системы, где ромер находился, а в гостевом регистре той системы, в свою очередь, стираются сведения о ромере. Оп­лата услуг роминга производится абонентом через «домашнюю» систему, а «домашняя» компания-оператор возмещает расходы компании-оператора, оказавшей услуги роуминга, в соответствии с роуминговым соглашением.

Описанная схема соответствует автоматическому роумингу. Для завершения процесса она должна быть еще дополнена авто­матической системой ведения расчетов между компаниями-опера­торами, которая может оказаться весьма непростой - с учетом возникновения перекрестных обязательств между рядом компаний, а также возможности учета (погашения) взаимных обязательств пар компаний, входящих в группу, охватываемую системой автома­тического роуминга. Противоположностью автоматическому являет­ся ручной, или административный, роуминг, в некоторых стандартах предшествовавший появлению автоматического. В случае ручного роуминга абонент предупреждает, например, телефонным звонком, «домашнюю» компанию-оператора о предстоящем убытии, а по приезде в другой город - местную компанию-оператора о своем прибытии. Необходимые данные вносятся в домашний и гостевой регистры вручную операторами соответствующих центров комму­тации. Существовали и промежуточные варианты: с отдельной процедурой регистрации (автоматической) нового ромера; с авто­матической организацией вызова со стороны ромера, но с ручной машрутизацией при вызове ромера со стороны сети и др.

Картина организации роуминга была бы неполной, если бы мы не упомянули некоторых моментов истории, а также ряда дополнительных проблем, сопутствующих роумингу. При появлении со­товой связи ни проблемы, ни даже понятия роминга не было -столь большой успех и широкое распространение сотовой связи предсказать было невозможно. Поэтому роуминг появлялся по ме­ре развития сотовых систем и использовал в разных стандартах, странах и регионах различные технические и организационные ре­шения. Заметное развитие роуминг получил в аналоговых стандартах AMPS (Северная Америка) и NMT (Скандинавия), но появление цифровых стандартов потребовало пересмотра многих из исполь­зовавшихся там решений. Решение задачи роуминга в цифровом стандарте D-AMPS опирается на отдельный стандарт IS-41, опре­деляющий межсистемные операции. Более выгодное положение в этом отношении у стандарта GSM, который с самого начала разра­батывался как общеевропейский и в который процедура роуминга заложена как обязательный элемент. Кроме того, в стандарте GSM имеется возможность так называемого роуминга с ВШ-картами, или пластикового роуминга, с перестановкой SIM-карт между аппа­ратами различных вариантов стандарта GSM (GSM 900, GSM 1800 и GSM 1900), поскольку во всех трех вариантах стандарта GSM используются унифицированные SIM-карты. Процедура роуминга в стандарте GSM становится еще более удобной с появлением двухрежимных, а в дальнейшем - и трехрежимных абонентских терминалов (GSM 900/GSM 1800/GSM 1900). Из технических и организационных трудностей, связанных с разви­тием роуминга, отметим следующие: аутентификация абонентов с учетом неизбежного, инициативного и даже агрессивного фрода; организация оплаты услуг роуминга, существенно усложняющаяся с ростом масштабов и расширением географии роуминга; протекцио­низм (например, в некоторых странах запрещается применение абонентских аппаратов иностранного производства).

В заключение отметим, что при огромном росте межрегио­нальных и международных связей и делового общения организа­ция полноценного автоматического роуминга в сотовой связи явля­ется одной из актуальных проблем и в ее решении остаются мо­менты, требующие дополнительной работы.

Функции сотовой связи

Рассмотрение вопросов организации работы завершим краткими сведениями о наборе функций, предлагаемых сотовой связью своим клиентам. Помимо обычной двусторонней радиоте­лефонной связи (передача речи) с подвижными абонентами сото­вой сети и неподвижными абонентами стационарной телефонной сети, включая междугородную и международную телефонную связь, системы сотовой связи могут предложить абонентам еще целый ряд услуг, в том числе передачу факсимильных сообщений и компьютерных данных, переадресацию вызова и автодозвон, ав­томатическую регистрацию продолжительности телефонных разго­воров, голосовую почту и многое другое. Несколько более подроб­но характеристику этих услуг в их «пользовательском» представле­нии рассмотрим далее, а здесь ограничимся более «техничес­ким» представлением на примере стандарта GSM.

Функции сотовой связи состоят из основных и дополнитель­ных функций. Первые из них могут существовать сами по себе, они разделяются на два больших класса - функции передачи {bearer services) и телефункции (teleservices). Дополнительные функции {supplementary services) могут предоставляться только од­новременно с основными.

Функции передачи включают четыре категории:

1. Асинхронный обмен данными с коммутируемыми телефон­ными сетями общего пользования со скоростями 300...9600 бит/с.

2. Синхронный обмен данными с коммутируемыми телефонны­ми сетями общего пользования, коммутируемыми сетями передачи данных общего пользования и цифровыми сетями с интеграцией функций со скоростями 300...9600 бит/с.

3. Асинхронный пакетный обмен данными с сетью передачи данных общего пользования с пакетной коммутацией (доступ через ассемблер/дисассемблер) со скоростями 300...9600 бит/с,

4. Синхронный пакетный обмен данными с сетью передач; данных общего пользования с пакетной коммутацией со ско­ростями 2400...9600 бит/с.

Функции передачи могут быть прозрачными {transparent) и непрозрачными. В прозрачных функциях передачи защита от оши­бок обеспечивается только за счет текущей коррекции ошибок (коррекции ошибок на проходе - forward error correction). В непро­зрачных функциях передачи предусматривается дополнительная защита в виде автоматического перезапроса (Automatic Repeat Request - ARQ).

Телефункции включают следующие категории:

1. Передача информации речи и тональной сигнализации в по­лосе речи.

2. Передача коротких сообщений (буквенно-цифровые сообще­ния - до 180 символов - в сторону подвижного абонента).

3. Доступ к системе обработки сообщений (например, переда­ча сообщения от системы персонального радиовызова на подвижную станцию сотовой связи).

4. Передача факсимильных сообщений.
Дополнительные функции включают категории:

1. Идентификация и отображение вызывающего или подклю­ченного номера и ограничение идентификации и отображения вызывающего или подключенного номера (вызывающей стороне предоставляется право ограничить возможность идентификации ее номера).

2. Переадресация вызова на другой номер (безусловная пере­адресация и переадресация в случаях, когда абонент занят или не отвечает) и передача вызова (переключение установ­ленной линии связи на другого абонента).

3. Ожидание вызова (при занятом терминале абонент получает извещение о поступившем вызове и может ответить на него, отказаться от приема вызова или проигнорировать его по­ступление) и сохранение вызова (абонент имеет возмож­ность прервать проводимый сеанс связи, ответив на другой вызов или сделав другой вызов, а затем вернуться к продол­жению прерванного разговора).

4. Конференц-связь - одновременный разговор трех или более абонентов.

5. Закрытая группа пользователей - эта функция позволяет группе пользователей общаться только между собой; при необходимости один или более членов группы могут иметь доступ по входу/выходу к абонентам, не входящим в группу.

6. Оперативная информация о стоимости оказываемых или оказанных услуг («совет об оплате»).

7. Запрет на определенные функции, например на входящие вызовы, на международные вызовы или на исходящие вызо­вы для ромеров.

8. Предоставление открытой линии связи сеть/пользователь для реализации функций, определяемых оператором
Перейдем к дополнительным пояснениям. Прежде всего по­ясним термины функция передачи и телефункция. Оба эти термина заимствованы из техники цифровых сетей с интеграцией функций (Integrated Services Digital Networks - ISDN) и соответствуют функ­циям, относящимся к разным точкам доступа. Функция передачи (т.е. переноса данных) ориентирована только на транс­портировку информации между соответствующими стыками поль­зователь/сеть, и в отличие от телефункции забота о совместимо­сти протоколов связи оконечных устройств (терминальной аппара­туры) остается за пользователями этих устройств. Телефункция ориентирована на непосредственную связь пользователь/пользо- ватель и включает функцию связи оконечных устройств.

В соответствии с изложенным возможны различные вариан­ты конфигурации подвижной станции системы GSM, обеспечиваю­щие различные точки доступа. В общем случае подвиж­ная станция состоит из терминала системы подвижной связи (Mobile Termination - МТ) и терминальной аппаратуры (Terminal Equipment - ТЕ). Терминалы могут быть трех типов:

- MT0 - функционально законченная подвижная станция, включающая как сетевой терминал, так и терминальную ап­паратуру;

- МТ1 - поддерживает терминальную аппаратуру типа ТЕ1 с интерфейсом ISDN;

- МТ2 - поддерживает терминальную аппаратуру типа ТЕ2 с интерфейсами серий X и V МККТТ; терминальная аппаратура типа ТЕ2 может быть подключена также к терминалу МТ1 че­рез терминальный адаптер ТА.

Точки доступа S и R (обозначения ISDN) соответствуют функциям передачи, выходы терминала МТО и терминальной аппа­ратуры ~ телефункциям.

2.5. Основные стандарты мобильной связи.

Несмотря на то, что история сотовой связи насчитывает лишь немногим более 35 лет, за этот период с ней успели произойти до­вольно существенные изменения, и не только количественные, но и качественные, которые продолжаются и в настоящее время. Это дает основание говорить, с известной степенью условности, о трех поколениях систем сотовой связи:

- первое поколение - аналоговые системы, уходящие в про­шлое;

- второе поколение - цифровые системы сегодняшнего дня;

- третье поколение - универсальные системы мобильной связи
недалекого будущего.

Все первые системы, или, как еще говорят, стандарты, сото­вой связи были аналоговыми. К ним относятся:

- AMPS (Advanced Mobile Phone Service – усовершенствованная мобильная телефонная служба, диапазон 800 МГц) – широко используется в США, Канаде, Центральной и Южной Амери­ке, Австралии; известен также как «североамериканский стандарт»; это наиболее распространенный стандарт в мире, обслуживающий почти половину всех абонентов сотовой свя зи (вместе с цифровой модификацией D-AMPS, речь о кото­рой впереди); используется в России в качестве региональ­ного стандарта (в основном - в варианте D-AMPS), где он также является наиболее распространенным;

- TACS (Total Access Communications System – общедоступная система связи, диапазон 900 МГц) - используется в Англии, Италии, Испании, Австрии, Ирландии, с модификациями
ETACS (Англия) и JTACS/NTACS (Япония); это второй по рас­пространенности стандарт среди аналоговых; еще недавно, в 1995 г., Он занимал и общее второе место в мире по ве­личине абонентской базы, но в 1997 г. оттеснен на четвертое место более быстро развивающимися цифровыми стандар­тами;

- NMT 450 и NMT 900 (Nordic Mobile Telephone – мобильный телефон северных стран, диапазоны 450 и 900 МГц соответ­ственно) - используется в Скандинавии и во многих других странах; известен также как «скандинавский стандарт»; тре­тий по распространенности среди аналоговых стандартов ми­ра; стандарт NMT 450 является одним из двух стандартов сотовой связи, принятых в России в качестве федеральных (второй - цифровой стандарт GSM 900);

- С-450 (диапазон 450 МГц) - используется в Германии и Пор­тугалии;

- RTMS (Radio Telephone Mobile System - мобильная радиоте­лефонная система, диапазон 450 МГц) - используется в Ита­лии;

 

- Radiocom 2000 (диапазоны 170, 200, 400 МГц) – используется во Франции;

- NTT (Nippon Telephone and Telegraph system - японская сис­тема телефона и телеграфа, диапазон 800...900 МГц - в трех вариантах) - используется в Японии.

Во всех аналоговых стандартах применяются частотная моду­ляция для передачи речи и частотная манипуляция для передачи информации управления (или сигнализации - signaling). Для пере­дачи информации различных каналов используются различные уча­стки спектра частот - применяется метод множественного доступа с частотным разделением каналов (Frequency Division Multiple Access - FDMA), с полосами каналов в различных стандартах от 12,5 до 30 кГц. С этим непосредственно связан основной недоста­ток аналоговых систем - относительно низкая емкость, являющаяся прямым следствием недостаточно рационального использования выделенной полосы частот при частотном разделении каналов. Этот недостаток стал очевиден уже к середине 80-х годов, в самом начале широкого распространения сотовой связи в ведущих странах, и сразу же значительные силы были направлены на поиск бо­лее совершенных технических решений. В результате этих усилий и поисков появились цифровые сотовые системы второго поколения. Переход к цифровым системам сотовой связи стимулировался так­же широким внедрением цифровой техники в связь в целом и в значительной степени был обеспечен разработкой низкоскорост­ных методов кодирования и появлением сверхминиатюрных инте­гральных схем для цифровой обработки сигналов.

Основными цифровыми стандартами сотовой связи можно считать следующие:

- D-AMPS (Digital AMPS - Цифровой AMPS; диапазоны 800 МГц и 1900 МГц); иногда употребляется наименование NATDMA - «североамериканский TDMA»;

- GSM (Global System for Mobile communications – глобальная система мобильной связи, диапазоны 900, 1800 и 1900 МГц) - это уже второй по распространенности стандарт мира, об­служивающий более четверти всех абонентов;

- CDMA (Code Division Multiple Access - множественный дос­туп с кодовым разделением каналов, диапазоны 800 и 1900 МГц).

В настоящее время появились новые стандарты сотовой связи с расширенными возможностями связанными с большими скоростями передачи данных:

- сети стандарта UMTS 3G;

- Широкополосный WCDMA;

- Системы мобильной связи стандарта 802.16е – мобильный WiMAX;

- Tехнология Long Term Evolution - LTE-технология мобильной связи.

 

Контрольные вопросы

1.Перечислите диапазоны радиоволн используемые в сотовых системах связи?

2.Состав и структура сотовой системы связи?

3.Что такое хэндовер?

4.Диапазоны и назначение частот в стандарте сотовой связи GSM?

5.Перечислите основные стандарты сотовой мобильной связи, используемые в настоящее время?

6.Объясните понятие «роуминг»? Как осуществляется передача обслуживания в СМС?

7.Что такое аутентификация?

8.Типы логических каналов?

9.Дайте определение физическому каналу?

10. Что такое идентификация?

11.Основные функции системы мобильной связи GSM?

12.Как происходит инициализация и установление связи в сотовой системе?




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 1076; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.085 сек.