Сущность концепции
| Концепция, разработанная А. Адлером, подчеркивающая уникальность каждого индивидуума и тех процессов, с помощью которых люди преодолевают свои недостатки и стремятся к достижению жизненных целей.
|
Основные структурные компоненты и категории
| 1) Чувство неполноценности и компенсации; 2) стремление к превосходству; 3) стиль жизни; 4) социальный интерес; 5) творческое «Я»; 6) порядок рождения; 7) фикционный финализм.
|
Понимание сущности
Человека
| Человек – единое, самосогласующееся и целостное существо (в противовес учению З.Фрейда о личности, разделенной на конфликтующие между собой сферы). Индивидуум представляет собой единое целое как в отношении взаимосвязи между мозгом и телом, так и в отношении психической жизни.
|
Базовые стремления
Личности
| Стремление к преодолению ощущения собственной неполноценности и превосходству (последнее выступает как фундаментальный закон жизни, может принимать как негативное (деструктивное), так и позитивное (конструктивное) направление), самореализации, компетентности и власти.
|
Причины психологических проблем
| Три вида страданий, испытываемых в детстве, способствуют развитию комплекса неполноценности: 1) неполноценность органов; 2) чрезмерная опека; 3) отвержение со стороны родителей. Больные неврозами – это люди, избравшие неправильный стиль жизни вследствие того, что в раннем детстве они или перенесли физические страдания, или их чрезмерно опекали и баловали, или их отвергали.
|
Цель психологической помощи
| 1) Уменьшение чувства неполноценности; 2) развитие социального интереса (просоциальной направленности); 3) изменение стиля жизни, предполагающее: выявление ошибочных суждений о себе и других; устранение ложных целей; формирование новых жизненных целей, которые помогут реализовать личностный потенциал. Усиление социального интереса Адлер рассматривал как самую главную цель терапии. Как только пациент начнет общаться и сотрудничать с другими на равной основе, он излечен.
|
Понятие психологического /психического здоровья, нормы
| Здоровая личность – это личность, способная к продуктивной социальной активности, которая, в свою очередь, предполагает социальный интерес, социально-ориентированное поведение и когнитивные социально-ориентированные допущения.
|
Методы и техники психологической помощи
| Психологическая помощь направлена на понимание клиентом индивидуального стиля жизни, понимание себя, тренировку и усиление социального интереса, потребности в социальной кооперации. Этапы психологической помощи: 1) установление правильных отношений; 2) анализ и проработка личностной динамики клиента; 3) подбадривание; 4) поощрение развития самопонимания (инсайта); 5) помощь в переориентации. На каждом этапе возможны свои техники психокоррекционной работы. Так, лучшее понимание пациента достигается при обсуждении с ним воспоминаний детства, содержания сновидений, экзогенного фактора, спровоцировавшего начало невроза. Пациент должен достичь инсайта (озарения) в происхождении своих ложных целей, стиля жизни и обусловленных ими невротических симптомов.
|
Требования к личности психолога
| Психолог создает атмосферу безопасности, доброжелательности, сочувствия и поддержки; устанавливает визуальный контакт и эмпатический раппорт с клиентом. Он должен выкинуть из головы мысли о собственном могуществе и никогда ничего не требовать от пацтиента.
|
Рекомендации и ограничения в применении
| Имеет широкий круг применения: тревога, страх смерти, обсессивно-компульсивное поведение. От клиента ожидаются активность, ответственность, стремление к сотрудничеству и взаимное доверие. Ограничения: тяжелые формы психозов.
|