Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Диагностика социального интереса




Проанализируйте свою порядковую позицию в семье. Можете ли вы сказать, как эта позиция (первенец, второй ребенок, самый младший ребенок в семье или единственный ребенок) повлияла на ваше личностное развитие?

Прочтите нижеследующий отрывок из книги А.Адлера «О нервическом характере». Какие основные положения концепции А. Адлера в нем представлены?

Практикум по теме

 

«В каждом случае при наблюдении детей или при сборе анамнеза у взрослых можно доказать, что наличие неполноценных органов рефлекторно воздействуют на психику ребенка – понижает его самооценку и повышает степень его психологической неуверенности. Но именно невысокая самооценка приводит к развертыванию борьбы за самоутверждение, которая принимает несравненно более резкие формы, чем можно было бы ожидать. Когда в целях компенсации количественно и качественно активизируется деятельность неполноценного органа и задействуются средства защиты – и его собственные, и целого организма, то предрасположенный ребенок, испытывая чувство неполноценности, извлекает из своих психических возможностей порой поразительные средства для повышения ощущения собственной значимости, и среди этих средств в первую очередь нужно отметить невротические и психотические»[19].

 

Идея социального интереса является продолжением концепции стремления к саморазвитию. «Чтобы быть счастливым и успешным в жизни, ты должен быть хорошим в социальном смысле». Для диагностики социального интереса используются вопросники, шкалы наблюдения и проективные методы. При этом, как показывают исследования, различные методики дают различные результаты, что обусловлено склонностью опрашиваемых давать социально желательные ответы.

Шкала социального интереса (SIS – Social Interest Scale)[20] представляет собой список из 24 пар личностных качеств. В каждой паре испытуемый должен выбрать одно из качеств, промежуточные ответы не допускаются.

Инструкция: «Ниже приведены пары личностных качеств, или черт. В каждой паре подчеркните качество, которое вы цените более высоко. Совершая выбор, спросите себя, каким из двух качеств вы предпочли бы обладать как одной из ваших собственных характеристик. Рассмотрим, например, первую пару: одаренный воображением – рациональный. Если бы вы должны были выбирать, каким бы вы предпочли быть? Подчеркните в каждой паре ту характеристику, которую вы выбрали. Некоторые из качеств будут встречаться дважды, но в разных сочетаниях: ни одна пара не повторится».

Список личностных черт:

«Я предпочел бы быть:

 

1. Одаренным воображением - Рациональным

2. Полезным - Сообразительным

3. Умелым - Сопереживающим другим

4. Уравновешенным - Продуктивным

5. Интеллектуальным - Деликатным

6. Надежным - Честолюбивым

7. Уважающим других - Оригинальным

8. Творческим - Здравомыслящим

9. Великодушным - Особенным

10. Ответственным - Оригинальным

11. Способным - Принимающим других

12. Заслуживающим доверия - Умудренным опытом

13. Умелым - Логически мыслящим

14. Прощающим других - Утонченным

15. Продуктивным - Уважающим других

16. Практичным - Уверенным в своих силах

17. Способным - Независимым

18. Энергичным - Способным сотрудничать

19. Одаренным воображением - Полезным

20. Реалистичным - Высоконравственным

21. Деликатным - Умудренным опытом

22. Сопереживающим другим - Особенным

23. Честолюбивым - Терпеливым

24. Трезвомыслящим - Сообразительным.

 

Показатель социального интереса определяется по сумме ключевых ответов в парах: 2,7,9,12,14,21 и 22 – по одному баллу начисляется за первую черту пары; в парах 3,5,11,15,18,19,20 и 23 – за вторую. Пары 1,4,6,8,10,13,16, 17 и 24 являются буферными и баллы за ответы на них не начисляются.

Установлено, что у людей с высоким социальным интересом самооценка после неудачи в личностно значимых заданиях стабильнее и что для них более характерен внутренний локус контроля. Для людей с низким социальным интересом характерно более негативное отношение к собственным родителям и ранним переживаниям детства. По сравнению с теми, у кого более высокий социальный интерес, они преувеличивают значение прошлого опыта для своей нынешней жизни. Кроме того Дж.Кренделл экспериментально доказал возможность ситуативного обусловливания колебаний социального интереса. Оказалось, что социальный интерес снижается после неудачи в важном задании, в период надвигающейся экзаменационной сессии и даже после воздействия на человека громким звуком.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 1948; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.