Сущность концепции
| Поведенческое консультирование – это использование разработанных в бихевиоризме принципов научения с целью изменения неадаптивного поведения человека.
|
Основные структурные компоненты и категории
| 1) Понятие о поведении; 2) научение и управление поведением клиента; 3) теория подкрепления; 4) теория реципрокного торможения; 5) теория социального научения; 6) теория самоэффективности и др.
|
Понимание сущности человека
| Человек - продукт среды и одновременно ее творец. Личность представляет собой репертуар видов поведения, сумму действий (привычек), которые могут быть выявлены как при фактическом наблюдении, так и с помощью объективных методов, и приобретение которых обусловлено подкреплениями со стороны окружающей среды.
|
Базовые стремления
Личности
| Человек стремится быть свободным от негативных воздействий окружающей среды, а также получать положительную оценку за свое поведение.
|
Причины психологических проблем
| Психологические проблемы – это следствия нарушения поведения (неадаптивное поведение) и конфликты привычек, которые сформировались в результате неправильного научения. Некоторые люди не знают, как быть дружелюбными, как вести разговор, как выразить соответствующим образом гнев, как отклонить неразумные просьбы и т.д. Следствием этого может стать социальная изоляция и одиночество, тревога, депрессия, тенденция получать внимание при помощи губительных или разрушительных действий, неудачи в попытке обучиться более совершенным навыкам общения.
|
Цель психологической помощи
| Основная цель: формирование нового адаптивного (эталонного, нормативного, правильного) поведения или преодоление (редукция, устранение) поведения (симптома), которое стало дезадаптивным. Частные цели: формирование новых социальных умений, овладение психологическими приемами саморегуляции, преодоление вредных привычек, снятие стресса, избавление от эмоциональных травм.
|
Понятие психологического /психического здоровья, нормы
| Психически здоровый человек способен выбирать именно те виды поведения, которые необходимы для достижения цели, что также является важнейшей особенностью приспособления.
|
Методы и техники оказания психологической помощи
| Работа с клиентом начинается с поведенческой оценки – сбора данных, которые можно получать как из интервью, так и из других источников, например, из самонаблюдений клиента. Затем определяются необходимые методы коррекции поведения: метод систематической десенсибилизации, обучение на моделях, тренинг ассертивного поведения, методы подкрепления, иммерсионные методы (метод наводнения, метод имплозии, метод парадоксальной интенции), жетонный метод и др.
|
Требования к личности психолога
| Психолог директивно управляет клиентом, дает советы и рекомендации, выступает в четко определенной роли учителя, наставника или врача. От него требуется умение поощрять и подкреплять полезные реакции, способность влиять на клиента (убеждать, скрыто внушать и пр.). Большое значение имеет и эмпатия консультанта.
|
Рекомендации и ограничения в применении
| Описаны случаи работы с детьми первого года жизни. Особенно поддаются коррекции: энурез, страхи, расстройства сна и аппетита, приступы раздражительности, гиперактивность. От клиента ожидаются активность, ответственность, стремление к сотрудничеству и взаимное доверие. Ограничения: тяжелые формы психозов.
|