Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

История возникновения и развития логотерапии




Тот, кому есть для чего жить, может перенести почти любое как.

Ф. Ницше

 

Логотерапия – метод психотерапии, созданный В. Франклом (1905 г.р.). Логотерапию называют третьей венской школой психотерапии (две другие – это психоанализ Фрейда и индивидуальная психология Адлера), занимающейся смыслом человеческого существования и поисками этого смысла. Логотерапия сосредоточивается на стремлении к смыслу, в то время как психоанализ сосредоточивается на стремлении к удовольствию, а индивидуальная психология – на стремлении к власти. Термин «логотерапия» был предложен Франклом в 1920-х годах, а в 1930-х он стал использовать слово Existenzanalyse (экзистенциальный анализ), как альтернативу «логотерапия».

Виктор Франкл Еще будучи школьником, В. Франкл переписывался с Фрейдом. До

(1905 – 1997) 1927 г. Франкл являлся активным членом Общества индивидуальной

психологии. В 1930 году он получил степень бакалавра медицины в Венском университете. С 1930 по 1938 год Франкл входил в штат Нейропсихиатрической университетской клиники. С 1938 по 1940 год он работал невропатологом и психиатром в Европейской больнице в Вене.

Незадолго до вступления Америки во Вторую мировую войну у Франкла была возможность иммигрировать в Соединенные Штаты. Он же предпочел соблюсти библейскую заповедь «Почитай отца своего и мать свою, и ты будешь благословенно жить на этой земле». Франкл считал, что, оставаясь в больнице, он сможет помочь своим родителям избежать отправления в концентрационный лагерь.

В 1942-1945 году Франкл пережил мучительный опыт пребывания в нацистских концентрационных лагерях, включая Освенцим и Дахау. Он был номером 119194. Рукопись его первой книги была конфискована. В течение трех лет он боролся за жизнь и сумел выжить, несмотря на изнурительные ежедневные принудительные работы, зверства охраны, избиения, недоедание, болезни. Франкл пережил потерю родителей, брата и жены, которые погибли в концентрационных лагерях. Из всей семьи уцелели только Франкл и его сестра. Находясь в концлагере, Франкл большую часть времени был занят рытьем окопов и укладыванием рельс для железнодорожных линий. Он также имел возможность наблюдать за тем, как ведут себя люди при чрезвычайных обстоятельствах. Большинство заключенных предпочли прозябать. Однако у других заключенных дух повышался, такие люди воспринимали трудности лагерной жизни как испытание своей внутренней силы. Они возвысились до поисков смысла в своей жизни. На собственном опыте в качестве заключенного концентрационного лагеря В. Франкл убедился, что даже в нечеловеческих условиях возможно оставаться человеком, возвышаться над обстоятельствами. Для этого нужно сохранить смысл жизни. Свой опыт он описал в книге «Психолог в концлагере» (1946). Франкл считал, что главный урок, который жизнь преподала ему в Освенциме и Дахау, заключался в том, что он понял: если человек не видит смысла вне себя, выживание в экстремальной ситуации бесцельно, бессмысленно и невозможно. В концентрационном лагере в большей степени были способны к выживанию те люди, у которых была задача, ожидавшая своего решения и воплощения.

В нашей стране идеи В. Франкла еще ждут настоящего признания. Ведь логотерапия — это не столько техника, сколько философия. В отличие от столь любимых многими манипуляторских ухваток, его концепция не содержит директивных рекомендаций и приемов. На вопрос, существуют ли таковые?, Франкл любил отвечать: «Это все равно, что спрашивать гроссмейстера, какой шахматный ход самый лучший». Ведь смысл своей жизни каждый человек открывает для себя сам. Франкл дважды объехал вокруг света с лекциями о логотерапии, побывал во многих странах, в том числе и в СССР (аудитория психологов в МГУ встретила его овацией). Он умер в глубокой старости в своей родной Вене.

Основные разделы и категории концепции

Основополагающими идеями логотерапии являются: свобода воли, стремление к смыслу, смысл жизни.

1) Свобода воли. В мире живой природы лишь люди способны к самоотстраненю. Люди могут размышлять об имеющихся у них вариантах выбора и оценивать их. Люди свободны формировать собственные характеры и ответственны за то, что они создают из самих себя. Человек обладает свободой воли, пишет Франкл, так как «он поднимается над плоскостью соматических и психических детерминант своего существования…он свободен занять позицию по отношению к этим условиям; он всегда сохраняет свободу выбрать свою установку и отношение к ним»[31]. Когда люди поднимаются выше телесных и психических измерений своего существования, они входят в новое измерение, так называемое ноологическое (духовное) измерение. К этому ноологическому измерению относятся именно человеческие функции, такие как размышление, способность превращать себя в объект, осознание. Соматическое, психическое и поэтическое – таковы три измерения человеческого бытия, согласно Франклу.

2) Стремление к смыслу (воля к смыслу) – фундаментальная мотивационная сила в людях. Люди стремятся видеть смысл буквально во всем, вплоть до своего последнего дыхания. «Воля к смыслу» противопоставляется Франклом «воле к удовольствию» Фрейда и «воле к власти» Адлера. У первого, возражает он, вторичный эффект принимается за цель, у второго средство подменяет цель. В конечном счете оказывается, что и воля к удовольствию, и воля к власти являются производными первоначальной воли к исполнению смысла. Стремление к смыслу не имеет отношения к снижению напряженности и возвращению к состоянию гомеостаза. Люди нуждаются не в лишенном напряжения состоянии, а в напряженном стремлении к некоему смыслу, который достоин их. Стремление к смыслу отличается и от самоактуализации. Франкл рассматривает самоактуализацию только как побочный эффект стремления к смыслу. Люди могут актуализировать себя только в той мере, в какой они осуществляют смысл.

Переживание бессмысленности, пустоты и тщетности называется экзистенциальным вакуумом. Экзистенциальному вакууму сопутствует экзистенциальная фрустрация. Экзистенциальная фрустрация возникает, когда фрустрировано стремление к смыслу. Апатия и скука – главные характеристики экзистенциальной фрустрации. Экзистенциальный вакуум может вести к развитию неврозов.

Ноогенный невроз - невроз, развивающийся в тех случаях, когда экзистенциальный вакуум ведет к появлению клинической симптоматики. Франкл определяет ноогенный невроз как невроз, в основе которого лежат духовная проблема и моральный или этический конфликт, например, конфликт между Супер-эго и истинным сознанием. Фрустрированная потребность в смысле жизни может компенсироваться стремлением к власти, к удовольствию (часто в виде сильного сексуального влечения), психогенными неврозами.

Психогенные неврозы включают в себя обсессивные мании и фобии. Главная задача консультанта при психогенных неврозов – помочь клиентам преодолеть имеющуюся у них тенденцию к гиперинтенции, или к чрезмерному усердию. В основе психогенных неврозов также могут лежать сексуальные проблемы и расстройства сна, в таких случаях консультант должен стремиться помочь клиентам преодолеть имеющуюся у них тенденцию к гиперрефлексии или к чрезмерно высокому самосознанию.

Гиперрефлексия – тенденция к чрезмерной саморефлексии. Один из способов, который люди предпочитают использовать, чтобы не выходить за рамки своего «Я».

Гиперинтенция – тенденция уделять чрезмерное внимание удовлетворению своих желаний. Второй способ, который люди предпочитают использовать, чтобы не выходить за рамки своего «Я».

3) Смысл жизни. Франкл отмечал, что быть человеком означает быть ответственным за осуществление смысла, потенциально присущего данной жизненной ситуации.

Согласно Франклу, осмысленной является абсолютно любая жизнь, в том числе полная лишений и страданий. Даже смерть не лишает жизнь смысла. Если бы люди были бессмертны, они могли бы откладывать дела на определенный срок. Смерть неотделима от жизни и придает ей смысл. Ответственность людей вырастает из осознания ими конечности своей жизни. Основными способами, с помощью которых люди могут находить смысл в жизни: 1) что-то давать жизни (ценности творчества); 2) что-то брать от жизни (ценности переживания); 3) занимать определенную позицию по отношению к судьбе, которую нельзя изменить, например, при неоперабельном раке (ценности отношения). Кроме того, переживания, имевшие место в прошлом, и религия – это еще две области, в которых люди могут обнаружить смысл.

4) Массовая невротическая триада. Экзистенциальный вакуум не ограничивается индуцированием чувства бессмысленности и ноогенных неврозов. Франкл использует термин «массовая невротическая триада» при описании трех основных эффектов – депрессии, наркомании и агрессии. Депрессия связана с экзистенциальной фрустрацией. Что касается наркомании, то люди, имеющие низкие жизненные цели, с большей вероятностью будут пробовать найти смысл в наркотиках, чем те, которые имеют четко определенные высокие цели в жизни. Наркоманы часто утверждают, что они обратились к наркотикам, желая найти смысл в жизни. Многие алкоголики также страдают от ощущения бессмысленности. Франкл также уверен, то люди с наибольшей вероятностью становятся агрессивными тогда, когда их захватывают чувства пустоты и бессмысленности.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 2448; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.