Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Практикум по теме. Вопросы для повторения и самоанализа




Вопросы для повторения и самоанализа

1. Что такое экзистенцильный вакуум?

2. Что такое экзистенциальная фрустрация?

3. Что входит в состав массовой невротической триады?

4. Что означают следующие термины: ноогенные неврозы; психогенные неврозы; соматогенные неврозы?

5. Какой из трех групп ценностей (творчество, переживания и отношения) В.Франкл отдает приоритет и почему?

6. Как В. Франкл понимает самотрансценденцию?

7. Каков, согласно В. Франклу, механизм образования патологического страха?

8. Какое значение В.Франкл отводит юмору в логотерапии?

9. Опишите основные техники логотерапии.

10. Проанализируйте, в какой степени вы испытываете экзистенциальный вакуум и страдаете от экзистенциальной фрустрации?

11. Какова значимость для вас каждого из потенциальных источников смысла: работа, любовь, страдание, прошлое?

12. Если в настоящее время вам не хватает смысла в жизни, как бы вы могли помочь себе найти большой смысл?

13. Если это возможно, попробуйте разрешить какую-либо свою проблему с помощью техники дерефлексии?

14. Если это возможно, попробуйте разрешить какую-либо свою проблему с помощью техники парадоксальной тенденции?

Пример 1. Каков механизм использованного в нижеследующием примере метода парадоксальной интенции?

Молодой врач обратился в нашу клинику по поводу жестокой гидрофобии. Однажды он встретил своего шефа на улице и протянул руку для приветствия, заметил, что потеет больше обыкновенного. В следующий раз, находясь в подобной ситуации, он ожидал, что снова вспотеет, и этот страх ожидания выгнал усиленное потение. Это был порочный круг; гипергидроз (повышенная потливость) спровоцировал гидрофобию, а гидрофобия, в свою очередь, вызывала гипергидроз. Мы посоветовали нашему пациенту, если страх ожидания возобновиться, решиться сознательно показать людям, с которыми он оказался лицом к лицу в это время, как сильно он может действительно вспотеть. Спустя неделю он вернулся, чтобы сообщить, что как только он встречал кого-нибудь, кто вызвал в нем страх ожидания, он говорил себе: «В прошлый раз это был всего литр, теперь я собираюсь выдать по крайней мере десять литров!». Каков был результат парадоксального решения? После четырех лет страдания от своей фобии, он вскоре мог после одной сессии освободиться от нее с помощью этой новой процедуры[32].

Пример 2. Какова цель применения дерефлексии в нижеследующем примере?

Одна женщина стала очень худой, так как она с маниакальным вниманием следила за своим глотанием и боялась, что пища отправится по неправильному пути. Клиентке была предложена следующая формулировка: «Я не должна наблюдать за своим глотанием, потому что на самом деле не должна глотать, ибо фактически я не глотаю, а скорее оно глотается». В итоге клиентка научилась доверять автоматически регулируемому функционированию своего организма[33].

Пример 3. На что направлена медицинская опека в нижеследующем примере?

Семнадцатилетнего юношу-еврея, шизофреника, поместили в психиатрическую больницу в Израиле на 2,5 года, так как симптомы заболевания были у него очень сильно выражены. Юноша начал сомневаться в своей вере в Бога и стал обвинять Бога в том, что тот сделал его не похожим на других. Франкл намекнул больному, что, возможно, Бог хотел поставить перед ним задачу в течение определенного периода жизни вынести уединение. Молодой человек сказал, что именно поэтому он все еще верит в Бога и что, может быть, Бог хочет, чтобы он выздоровел. На это Франкл ответил, что Богу нужно не только его выздоровление, но и повышение его духовного уровня. Впоследствии юноше стало гораздо лучше, и Франкл уверен, что он помог этому клиенту найти смысл «не только несмотря на, но и благодаря психозу».

Пример 4. На что направлено применение метода парадоксальной интенции в примере с женщиной, страдавшей обсессивно-компульсивным неврозом?

Замужняя женщина в течение 14 лет страдала от мании подсчета и мании проверки, в порядке ли ее кухонные ящики и надежно ли они заперты. Доктор показал женщине, как ей следует небрежно бросать вещи в кухонный стол и при этом говорить себе: «Эти ящики должны быть как можно более грязными!» Через два дня у клиентки исчезла мания подсчета, а через четыре дня она перестала ощущать потребность проверять содержимое своего кухонного стола.

Пример 5. На что направлено применение метода парадоксальной интенции в нижеследующем примере?

Студентка-медик так сильно боялась дрожи, что начинала дрожать, как только преподаватель анатомии входил в препараторскую. Девушка разрешила эту проблему с помощью одного из методов логотерапии. Всякий раз, когда преподаватель входил в помещение, она говорила себе: «О, вот я преподаватель! Теперь я покажу ему, какая я хорошая «дрожалка» - я действительно покажу ему, как можно сильно дрожать!». Но всякий раз, когда она старалась это сделать, дрожь прекращалась.

Пример 6. На что направлен, примененный Франклом в нижеследующем примере, сократический диалог? Одну его клиентку постоянно мучило ощущение мимолетности жизни. Франкл попросил женщину назвать человека, которого она уважает, и чьи достоинства она высоко ценит, и она вспомнила семейного доктора. Затем с помощью ряда вопросов Франкл подвел клиентку к признанию того, что хотя доктор умер и некоторые неблагодарные пациенты, возможно, не помнят, чем они ему обязаны, жизнь доктора не потеряла смысла.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 981; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.