Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

История возникновения и развития клиент-центрированной психотерапии




Если я воздержусь от того, чтобы вмешиваться в дела людей,

они сами о себе позаботятся.

Если я не буду командовать людьми,

они сами будут действовать самостоятельно.

Если я воздержусь от проповедования, люди сами себя исправят.

Если я не буду навязчивым, люди станут самими собой.

Лао Цзы

 

Мальчик пришел на школьный двор и увидел там лошадь. Он влез на нее. Лошадь вышла со школьного двора и пошла по дороге, постоянно сбиваясь в сторону пощипать травку. Ребенок сдерживал ее, не давая ей уйти в сторону. Через некоторое время лошадь вошла во двор фермы, хозяин которой удивленно спросил мальчика: «Откуда ты знаешь, что это моя лошадь?»«А я и не знал,ответил мальчик,я просто не давал ей сбиться с пути».

Восточная притча.

 

Клиент-центрированная терпия – это концепция, разработанная К. Роджерсом на основе принятия и безусловного внимания к клиенту. Особо подчеркиваются взаимоотношения между психологом и клиентом как средство достижения личностных изменений. Карл Рэнсом Рождерс (Carl Ransom Rogers, 1902-1987) получил образование в университете Висконсина (1924), Теологической семинарии и Колумбийском университете; Учительском колледже Колумбийского университета, в котором получил образование в области клинической и педагогической психологии. Степень магистра присвоена в 1928 г.; доктора – в 1931 г. Создал психотерапевтическую систему, уступающую по популярности только психоанализу Фрейда.

11 декабря 1940 года Карл Роджерс провел в университете штата Миннесота презентацию, тема которой была - «Некоторые новейшие концепции в психотерапии». Это событие знаменовало возникновение новой недирективной психотерапии, в которой акцент был сделан на отражении терапевтом чувств клиента, а не на его проблеме.

В 1951 г. эта терапия стала называться "клиент-центрированной" или "клиент-ориентированной" (client- Карл Рождерс (1902-1987) centered). Этим подчеркивалось, что психотерапия

ориентирована ни на теорию, ни на проблему, а на клиента.

"Ориентированность на теорию" предполагает, что имеется терапевт, ориентируясь на ту или другую теорию, выступает в качестве эксперта, лучше понимающего проблему клиента, чем сам клиент.

"Ориентированность на проблему" означает разговор о ней, обсуждение проблемы, поощрение погружения клиента в проблему, когда признается, что единственный способ решить проблему - это погрузиться в нее.

По мнению Роджерса, термин "клиент" в большей мере, чем термин "пациент", адекватен неманипулятивной, немедицинской модели психотерапии, отражает важность уважения к человеку, который приходит за помощью и предполагает активное участие последнего в терапии. Использование понятия "клиент" подчеркивает его равенство с психотерапевтом, признание его самостоятельности, активности на всех этапах психотерапии, начиная с постановки задачи. Клиент свободен в терапии говорить и делать то, что хочет, он равноправен с психотерапевтом, он - ключевая фигура в создании психотерапевтических изменений. Человеком, который лучше понимает и изменяет клиента, является сам клиент, который сам ответствен за свое изменение.

В 1960-1970-х гг. этот подход стал именоваться "человек-центрированным" подходом, или подходом, "ориентированным на человека" (person-centered approach). Психотерапия же стала именоваться "человек-центрированной", или "ориентированной на человека"; другое название - "человек-центрированный подход к терапии". Специфика человекоцентрированной психотерапии – работа не с теми или иными симптомами и проблемами, не с теми или иными поведенческими проявлениями, когнитивными схемами, личностными особенностями, а с конкретным человеком во всей его целостности.

Основная концепция психотерапии К. Роджерса выросла из многочасового «наивного» слушания записей бесед терапевтов с клиентами и в опоре на его собственные чувства, возникающие при общении с людьми. Он выдвинул модель изменения в психотерапии, известную под названием «модель роста». Для роста растения необходимы определенные условия: та или иная температура, влажность, освещение. Эти условия помогают, способствуют росту, собственной программе развития растения. Однако они не могут извне внести изменения в нее: изменяя влажность, нельзя превратить ель в зеленый горошек. Для личностного роста также можно создать благоприятные условия.

Краеугольным камнем концепции К. Роджерса является идея о том, что человек обладает собственной внутренней активностью, стремлением к росту, прогрессу, реализации своего внутреннего потенциала. Он не нуждается в надзоре и управлении. Единственное, что может сделать психотерапевт – способствовать развитию собственной активности человека.

К. Роджерс прошел путь от индивидуального психотерапевтического взаимодействия с клиентом к работе с малыми группами, а затем нациями. Клиентоцентрированная терапия (50-е годы ХХ в.) эволюционировала в 60-70-е годы в человекоцентрированное обучение, в 80-е годы воплотилось в человекоцентрированную политику. В последние годы жизни Роджерс работал в «горячих точках» планеты – в Северной Ирландии, Южной Африке, Центральной Америке.

Подлинный гуманист и демократ, Роджерс проявлял большой интерес к событиям, происходившим в России. Осенью 1986 г. он приехал в Москву, выступил перед многочисленной аудиторией психологов, провел терапевтические занятия. Этот уже очень пожилой человек был удивительно бодр и оптимистичен, преисполнен жизненной энергии. Те, кто встречался с ним в Москве, отказывались верить известию о его кончине, которое пришло из Америки год спустя.

Еще в конце семидесятых Карл Роджерс говорил: «...В детстве я был болезненным ребенком, и отец как-то сказал, что я, наверное, умру молодым. В известном смысле он ошибся: ведь мне уже семьдесят пять. Но в каком-то смысле я готов признать его правоту. Я чувствую себя молодым и надеюсь никогда не стать стариком. Я и правда умру молодым...». Умер Роджерс в Ла-Джолле (шт. Калифорния) 4 февраля 1987.

Дочерью Карла Роджерса Натали Роджерс (1928 г.р.) разработана экспрессивная человекоцентрированная терапия.

Основные разделы и категории концепции

1) Тенденция к актуализации и самоактуализации. Роджерс выдвинул гипотезу о том, что все поведение вдохновляется и регулируется неким объединяющим мотивом, который он назвал тенденцией к актуализации.

Тенденция к актуализации – это стремление сохранять и развивать себя, максимально выявить лучшие качества своей личности, заложенные в ней от природы. Тенденция к актуализации берет начало в физиологических процессах организма, она развивает организм, обеспечивает эволюцию и дифференциацию органов и функций тела, его рост и постоянное обновление. Роджерс верил в мудрость организма, «верил в наличие у каждого индивидуума конструктивного стремления к полной реализации имеющегося потенциала. Вместо того, чтобы считать конечной целью любого поведения уменьшение напряжения, Роджерс полагал, что поведение мотивировано потребностью человека развиваться и улучшаться. Человеком управляет процесс роста, в котором его личностный потенциал приводится к реализации.

Наиболее необходимым аспектом тенденции актуализации с точки зрения личности является стремление человека к самоактуализации.

Тенденция к самоактуализации – это тенденция к росту, развитию в направлении возрастающей сложности, усовершенствованию потенциальных возможностей, движение личности к более реалистичному функционированию; постоянное стремление ко все большему упорядочиванию и взаимосвязанному усложнению, к развитию самодостаточности, зрелости и компетентности; процесс реализации человеком на протяжении всей жизни своего потенциала с целью стать полноценно функционирующей личностью. Благодаря стремлению к самоактуализации, люди движутся к саморегулированию и избавляются от контроля со стороны внешних сил.

Роджерс полагал, что ни один человек не становится самоактуализирующимся настолько, чтобы отбросить все мотивы. У него всегда остаются таланты для развития, навыки для совершенствования. Однако можно говорить о людях, которые достигли большей самоактуализации, чем другие; они далее других продвинулись к такому функционированию, которое можно назвать более полноценным, творческим и автономным.

2) Самость или Я-концепция (проявление, развитие, измерение) – концепция человека о том, каков он, что он из себя представляет. Например, человек может воспринимать себя как «я умный, любящий, честный, внимательный и привлекательный». Я-концепция часто отражает то, как мы видим себя в связи с различными ролями, которые мы играем в жизни, и может включать некий набор образов «Я» - родителя, супруга, служащего, руководителя, спортсмена, музыканта и артиста и др.

Я концепция включает не только наше восприятие того, какие мы есть, но также и то, какими, по нашему мнению, мы должны быть и хотели бы быть. Этот последний компонент «Я» называется Я-идеальное – это «Я», которое человек больше всего ценит и к которому стремится.

Роджерс показал, как оценка индивидуума другими людьми, особенно в период младенчества и раннего детства, способствует развитию позитивного или негативного образа себя. В значительной степени содержание Я-концепции является продуктом процесса социализации.

Степень различия между Я-реальное и Я-идеальное определяет степень дискомфорта личности и личностный рост. Если степень различия между Я-реальным и Я-идеальным невелика, то она выступает двигателем личностного роста. Высокая степень различия может стать причиной невротического срыва. При этом, если другие, как это часто бывает, не одобряют наши эмоции, чувства, мысли и поведение, то мы будем скрывать свои истинные мысли и чувства, демонстрируя вместо этого те, которые получат одобрение окружающих. В результате будем все меньше оставаться самим собою. Данная ситуация приведет к разладу между реальным «Я» и той частью психики, от которой мы вынуждены отказаться, что станет источником тревоги и других невротических проявлений.

Напротив, если человек чувствует, что его принимают таким, какой он есть, то он будет способен осознавать свои подлинные эмоции, чувства и мысли и самосовершенствоваться.

По Роджерсу, для любого человека важно, чтобы его любили и принимали другие, что составляет его потребность в позитивном внимании. Также Роджерс предположил, что людям необходимо позитивно рассматривать себя.

Окружающие могут проявлять к человеку обусловленное позитивное внимание и безусловное позитивное внимание.

Обусловленное позитивное внимание означает, что дети получают похвалу, внимание, одобрение и другие формы поощрений за поведение, которое от них ожидают значимые другие, особенно родители: («Я буду любить, уважать и принимать тебя только в том случае, если ты будешь таким, каким я хочу тебя видеть»). Роджерс утверждал, что условие ценности по отношению к ребенку причиняет ущерб его становлению как полностью функционирующего человека по той причине, что ребенок пытается соответствовать стандартам других, а не определить для себя, кем он хочет быть и добиваться этого. В таких условиях ребенок начинает оценивать себя как личность только с точки зрения ценности тех действий, мыслей и чувств, которые получают одобрение и поддержку.

Безусловное позитивное внимание означает, что человека принимают и уважают за то, какой он есть, без каких-либо «если», «и» или «но». Безусловное позитивное внимание можно наблюдать, когда мать отдает свое внимание и любовь сыну не потому, что он выполнил какое-то особое условие или оправдал какие-то ожидания, а просто потому, что это ее ребенок. Это означает создание семейного окружения, в котором ребенка хвалят и признают именно за то, кем он является – растущим индивидом, который порой может быть несносным, но, тем не менее, любимым. Это не означает, что значимые другие должны одобрять все, что ребенок делает или говорит. Родители могут выразить свое неодобрение определенным поступкам – например, разбрасывание еды по обеденному столу, избиение младшей сестры или брата, пачкание краской только что отремонтированной стенки, дергание собаки за хвост и т.п. Наилучшей родительской стратегией в отношении ребенка, который ведет себя нежелательным образом, будет сказать ему: «Мы очень тебя любим, но то, что ты делаешь, огорчает нас и поэтому лучше бы ты этого не делал». Безусловное позитивное внимание создает условия для проявления тенденции самоактуализации, присутствующей в каждом человеке.

Я-концепция получила свое развитие в виде техники Q-сортировки, предложенной в начале 1950-х годов Уильямом Стефенсоном - коллегой Роджерса по Чикагскому университету.

Техника Q-сортировки – метод самооценки, используемый для того, чтобы измерить, в какой степени действительная и идеальная Я-концепции человека соответствуют или не соответствуют друг другу. Роджерс заимствовал Q-сортировку и применяя ее в качестве одного из основных исследовательских инструментов для сбора данных о терапевтическом улучшении. Он вывил, что корреляция между описаниями реального и идеального «Я» были значительно выше в конце терапии, чем в начале. Несоответствие между «Я- реальным» и «Я-идеальным» свидетельствует о плохой психологической адаптации, низкой степени самоактуализации. Также Роджерс выдвинул предположение, что чем в большей степени человек принимает себя, тем выше вероятность, что он принимает других.

3) Механизмы защиты. Согласно Роджерсу, переживания, находящиеся в соответствии с Я-концепцией человека и его условиями ценности, могут осознаваться и точно восприниматься. И наоборот, переживания, находящиеся в конфликте с «Я» и его условиями ценности, образуют угрозу Я-концепции; они не допускаются к осознанию и точному восприятию, поскольку личность индивида в противном случае не будет единым целым. Так, если человек считает себя честным, но совершит какой-то нечестный поступок, он будет ощущать угрозу. Реакцией человека на состояние несоответствия Я-концепции обычно бывает напряжение, замешательство, вина или тревога.

Когда человек осознает или ощущает на подсознательном уровне, что переживание не согласуется с Я-концепцией, возникает угроза, за которой, в свою очередь следует защитная реакция. Роджерс определил защиту как поведенческую реакцию организма на угрозу, главная цель которой – сохранить целостность Я-структуры.

Роджерс предложил только два механизма защиты, которые используются для сведения к минимуму осознания несоответствия внутри «Я» и между «Я» и переживанием: искажение восприятия и отрицание:

Угрожающее переживание, по Роджерсу, не допускается к символизации в сознании не потому, что оно «грешно» или противоречит нравственным нормам, а потому, что оно несовместимо с Я-структурой, сохраняет существующую структуру «Я» и не позволяет человеку потерять самоуважение.

Искажение восприятия делает несоответствующее переживание совместимым с каким-то аспектом Я-образа человека. Например, студент колледжа считает себя способным человеком, но вдруг получает, совершенно заслуженно, двойку на экзамене. Он может сохранить свою Я-концепцию следующим объяснением: «Профессор несправедливо ставит оценки» или «Мне не повезло». Роджерс иногда объясняет такое выборочное восприятие, или искажение, как рационализацию.

В случае отрицания человек сохраняет целостность своей Я-структуры, полностью уходя от осознания угрожающих переживаний. Примером является студент, который неоднократно «заваливал» промежуточные экзамены, но появляется утром перед заключительным экзаменом и просит, чтобы ему зачли курс. Если отрицание доведено до крайности, могут иметь место тяжелые психологические последствия. Роджерс указывал, что отрицание может привести к паранойе, бреду и ко множеству других психических расстройств.

4) Полноценно функционирующий человек. Описание полноценно функционирующего человека – это попытка К. Роджерса обрисовать такого человека, который появился бы при максимально успешной психотерапии. Полноценно функционирующий человек – это термин, используемый Роджерсом, для обозначения людей, которые используют свои способности и таланты, реализуют свой потенциал и движутся к полному познанию себя и сферы своих переживаний. Роджерс установил пять следующих основных личностных характеристик, общих для полноценно функционирующих людей.

1) Открытость к переживанию – способность человека переживать то, что происходит внутри него без чувства угрозы, напряжения; противоположное понятие – защита.

Согласно Роджерсу, большую часть терапевтического процесса занимает непрерывное открытие и переживание клиентом тех чувств и отношений, которые прежде он был не способен осознать как принадлежащую себе часть. Люди, полностью открытые к переживанию, способны слушать себя, чувствовать всю сферу висцеральных, сенсорных, эмоциональных и когнитивных переживаний в себе, не испытывая угрозы. Они тонко осознают свои самые глубокие мысли и чувства; они не пытаются их подавить; часто действуют в соответствии с ними; и даже действуя не в соответствии с ними, они способны осознать их.

Такой человек достаточно благоразумен, чтобы осознавать свои чувства и действовать рассудительно в любой данный момент времени. Если он что-то чувствует, это еще не значит, что он будет поступать своеобразно этому чувству. Например, слушая скучную лекцию, полноценно функционирующий человек может вдруг почувствовать желание публично упрекнуть профессора за то, что он такой скучный. Но, вероятно, он осознает, что не следует поддаваться своему желанию, поскольку это причинит вред ему и другим (в частности, профессору, который, сам того не зная, стал «мишенью»), и поэтому откажется от этой мысли и переключит свое внимание на другое, не испытывая при этом никакого напряжения.

2) Экзистенциальный образ жизни – образ жизни, характеризующийся существованием «здесь и сейчас» так, что каждый момент жизни нов и отличается от всего, что было ранее.

Полноценно функционирующему человеку свойственна тенденция жить полно и насыщенно в каждый момент времени, так чтобы каждое переживание воспринималось как свежее и уникальное, отличное от того, что было ранее. Сложная комбинация внутренних и внешних стимулов, существующая на данный момент, никогда не бывает точно такой. Жить настоящим моментом означает отсутствие ригидности, строгой организации, наложения на опыт ограниченной структуры. Большинство же из нас привносят уже построенную структуру и оценки в свой опыт и никогда не отказываются от них, а втискивают в их рамки опыт или ломают его, чтобы он соответствовал их предубеждениям.

3) Организмическое доверие – способность полагаться на наши внутренние переживания и чувства как основу для принятия важных решений.

В выборе действий, предпринимаемых в какой-то ситуации, многие люди полагаются на социальные нормы, заложенные какой-то группой или институтом (например, церковью), на суждения других, или на свои прежние способы поведения в подобных ситуациях. Полностью открытый своему опыту человек способен доверять целостным реакциям своего организма, отзывающимся на новые ситуации. Он имеет доступ к всевозможным факторам, заключающимся в ситуации, на которых он и будет основывать свое поведение. К ним относятся требования общества, собственные сложные и, возможно, противоречивые потребности, память о подобных ситуациях, восприятие уникальности настоящей ситуации и т.д. и т.п. Такого человека по аналогии Роджерс сравнивает с гигантским компьютером. Так как он открыт своему опыту, вся информация от сенсорных впечатлений, из памяти, из предыдущего обучения, из состояния его внутренних органов, из состояния его внутреннего мира поступает в машину. Машина собирает все эти многообразные данные и высчитывает направление деятельности как наиболее экономный вектор удовлетворения потребностей в этой ситуации.

Из-за открытости опыту могут появляться и некоторые ошибки, неудовлетворительное поведение, которые смогут быстро корректироваться. Вычисления всегда будут находиться в процессе коррекции и постоянно проверяться в поведении.

4) Эмпирическая свобода – субъективное чувство, что можно жить свободно, как хочешь, например, «Я один ответственен за свои действия и их последствия».

При оптимальной терапии человек переживает абсолютную и совершенную свободу. Он желает или выбирает то направление, в котором хотел бы действовать, которое было бы наиболее экономным вектором по отношению ко всем внутренним и внешним воздействиям, и это будет наиболее удовлетворяющим поведением.

Роджерс не отрицал, что на поведение человека влияют наследственно обусловленные факторы, социальные силы и прошлый опыт, которые фактически определяют сделанный выбор. В то же время, он считал, что полноценно функционирующие люди в состоянии делать свободный выбор, и что бы ни случилось с ними, это зависит исключительно от них самих: «Единственный, кто отвечает за мои собственные действия и их последствия – это я сам». Чем больше человек живет хорошей жизнью, тем больше он ощущает свободу выбора и тем более эффективно его решения обеспечивают его поведение.

5) Креативность – способность продуцировать уникальные идеи, результаты, способы решения проблем.

Полноценно функционирующий человек является творческим человеком. Он способен творчески, гибко приспосабливаться к изменяющимся условиям окружения. Однако, такие люди не обязательно полностью приспособлены к культуре и, почти несомненно, не являются конформистами. Но они наиболее подходят для адаптации и выживания в меняющихся условиях.

5) Терапевтические условия изменения личности (триада Роджерса). Роджерс сравнивал психотерапевтический контакт с работой садовника: хороший психотерапевт, словно садовник, бережно, терпеливо, с любовью и вниманием лишь создает условия для актуализации внутренних механизмов роста личности клиента. Обеспечить эти условия может далеко не каждый психотерапевт, так как они не являются результатом некоторой терапевтической техники. Скорее они представляют собой личностные установки самого психотерапевта.

Согласно Роджерсу, существуют три условия, которые обеспечивают рост и развитие личности, идет ли речь об отношении между терапевтом и клиентом, родителем и ребенком, лидером и группой, учителем и учащимся, руководителем и подчиненным:

- эмпатическое понимание;

- безусловное позитивное принятие терапевтом клиента (позитивное, уважительное отношение к нему);

- подлинность, искренность или конгруэнтность терапевта.

Эмпатическое понимание. Эмпатия - это процесс, в котором терапевт становится ближе к мыслям и чувствам клиента. Терапевт должен воспринимать мир клиента таким, каким видит его сам клиент, прочувствовать его переживания. Обладать эмпатией - означает эмоционально адекватно воспринимать субъективный мир (комплекс ощущений, восприятий и воспоминаний) другого человека. Эмпатия - не условие психотерапии (как в большинстве подходов), а собственно психотерапия, ее ядро.

К. Роджерс (1957) писал о том, что консультантам следует «влезать в башмаки» и «пробираться под кожу» своих клиентов, чтобы лучше понимать их личный субъективный мир. Эмпатически отреагировать – это дать клиенту новое понимание того, что психотерапевт его действительно понимает. Это понимание может быть выражено прямой формулировкой переживаний клиента, например, «Вы чувствуете обиду», «Вы чувствуете, что как будто раздваиваетесь», или же метафорической – «На вас много навалилось». При этом следует избегать банальных сентенций типа: «Я вас хорошо понимаю».

Консультантам следует проверять точность своего понимания и показывать готовность учесть замечания и внести поправки.

Эмпатия имеет следующие характеристики:

1) эмпатия - это ощущение мира клиента так, как если бы он был миром психотерапевта, но без утраты "как если бы"; необходимо сохранение собственной позиции психотерапевта, психологической дистанции между ним и клиентом (отсутствие отождествления между переживаниями психотерапевта и клиента); если условие "как если бы ты был другим" утрачивается, то данное состояние становится состоянием идентификации и препятствует психотерапии;

2) наличие сопереживания (каким бы по знаку ни было переживание эмпатируемого), а не просто эмоционально положительного отношения (симпатии);

3) эмпатия - это процесс, а не состояние.

В результате такого взаимодействия клиент начинает менее резко судить себя, у него развивается способность к самопринятию и исчезает стремление к защитному поведению. Эмпатия к человеку – это условие освобождения его от защит, механизм поддержки конструктивных начал личности.

Безусловное позитивное принятие. Понятие безусловного позитивного принятия (unconditional positive regard) было изначально предложено и разработано С.Стендалем в неопубликованной диссертации 1954. Терапевт переживает безусловное позитивное принятие, если чувствует принятие каждого аспекта опыта клиента, как если бы он являлся его частью.

Позитивное отношение психотерапевта к клиенту включает: расположение, уважение, сердечность, признание, принятие, заботу, поддержку и подразумевает безусловное (необусловленное) положительное отношение, независимое от того, какие чувства вызывают определенные его поступки. Одна из задач психотерапевта состоит в том, чтобы помочь клиенту освободиться от рассмотрения каких-либо желаний через призму греха. Принимая чувства и желания клиента, психотерапевт помогает ему "принять эти чувства в себе".

(Примечание: существуют возражения против принципа безусловно позитивного отношения к клиенту при работе с шизоидным клиентом, при работе с которым у того может возникать выраженная тревога, затрудняющая терапевтический контакт).

Далеко не каждый человек встречает в жизни безусловно позитивное отношение к себе. Прежде всего – это материнское отношение, которое очень редко воспроизводится во взрослой жизни. Принятие предполагает позволение клиенту непосредственно переживать свои чувства – смущение, обиду, возмущение, страх, гнев, смелость, любовь или гордость. Эмпирическими проявлениями безусловного позитивного принятия в общении психолога и клиента являются: отсутствие отвержения и отвращения по отношению к чему-либо, что говорит и что выражает клиент; нет ни одобрения, ни осуждения в адрес клиента и того, что он говорит; есть просто принятие, ощущение теплоты, проявляемой к клиенту и к его слабостям, несовершенствам, проблемам, и к его сильным сторонам, к его потенциалу в целом; нет склонности судить и оценивать то, что сообщает клиент. Клиент должен чувствовать, что его воспринимают как самостоятельного, значительного человека, который волен говорить и действовать, не опасаясь осуждения.

Безусловное позитивное отношение не означает, что консультанты должны одобрять все поступки своих клиентов. Ведь, например, клиент может физически угрожать консультанту.

Конгруэнтность подлинность,искренность в отношениях; отказ от маски профессионала или от какого-нибудь иного камуфляжа, который мог бы разрушить атмосферу эволюций клиента, лежащую в основе этого метода. Консультант не должен играть никакой роли: улыбаться, когда совсем не до улыбки, печалиться, когда не печально; он должен быть самим собой. Средством психологической помощи является личность психолога, а не технические приемы. Консультанты должны избегать интеллектуального подхода, который характеризуется тем, что с клиентами обращаются как с объектами. Роджерс стремился преодолевать барьер между собой и клиентом, выступая в роли реального, несовершенного человека, разделяющего подлинные чувства клиента. Такая позиция терапевта приводит к тому, что клиент меньше нуждается в оборонительной позиции и во внешнем уважении, ему не нужно играть никакой роли, он может проявить себя таким, какой он есть. Между консультантом и клиентом может возникнуть взаимная конгруэнтность (взаимное соответствие) и консультант получает возможность больше влиять на внутренний мир клиента посредством своего внутреннего мира. Хотя консультанты становятся более привлекательными, когда используют техники, важнее то, какие отношения устанавливаются между ним и клиентом. Главное – не делать что-то вместе с клиентом, а быть с клиентом. Конгруэнтность консультанта не означает, что он «нагружает» клиента своими чувствами и проблемами и импульсивно высказывает любую мысль, пришедшую ему в голову. Конгруэнтность связана с готовностью выразить свои устойчивые чувства, быть открытым в контакте, уклониться от соблазна - спрятаться под маской профессионала.

При отсутствии этих трех условий психотерапевтический процесс не может быть полноценным. Чем более выражены эти условия, тем более успешным будет психотерапевтический процесс.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 4536; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.06 сек.