Сущность концепции
| Концепция и метод, созданные Фрицом (Фредериком) Перлзом на основе перенесения закономерностей образования фигуры, установленных гештальтпсихологией в сфере восприятия, в область мотивации человеческого поведения.
|
Основные структурные компоненты и категории
| 1) Гештальт и границы контакта; 2) механизмы нарушения процесса саморегуляции: интроекция, проекция, ретрофлексия, дефлексия, конфлуенция; 3) уровни невроза; 4) принципы гештальттерапии.
|
Понимание сущности человека
| Человеческий организм (дух и тело) – это целостная система. Психические расстройства обусловлены у людей тем, что их личность не составляет единого целого, т.е. гештальта. Осознание человеком того, как он себя ведет более важно для понимания себя и для способности измениться, чем понимание того, почему он ведет себя таким образом.
|
Базовые стремления личности
| Организм имеет тенденцию стремиться к равновесию (гомеостазу), причем эта тенденция является одной из основных.
|
Причины психологических проблем
| В основе всех психологических проблем лежат ограничения способности индивида к поддержанию оптимального равновесия со средой, нарушения процесса саморегуляции. Невротик – это человек, хронически препятствующий удовлетворению собственных потребностей, отказывающийся от реализации своего Я. Отказ от собственных потребностей и следование ценностям, навязанным извне, приводит к нарушению процесса саморегуляции организма. Перлз называет пять механизмов нарушения процесса саморегуляции: интроекция, проекция, дефлексия, ретрофлексия, конфлюенция.
|
Цель психологической помощи
| Помочь человеку обрести самого себя, стать аутентичным. Ключевыми состояниями, определяющими аутентичность, являются – подлинность, уникальность, способность быть самим собой и жить полной жизнью, стремление к своему неповторимому стилю жизни, который не копирует какие-либо авторитетные фигуры и не подражает им, и т.п. Для того чтобы удовлетворять свои потребности (или закрывать незавершенные гештальты), индивидуумы должны уметь осознавать, в чем они нуждаются, а также уметь управлять собой и окружающей средой, чтобы получать то, что им необходимо.
|
Понятие психологического /психического здоровья, нормы
| Состояние оптимального здоровья называется зрелостью. Для того чтобы достичь зрелости, индивидуум должен преодолеть свое стремление получить поддержку из окружающего мира и найти новые источники поддержки в самом себе. Зрелость заключается в умении пойти на риск, чтобы выбраться из тупика. Если индивидуум не рискует, то у него актуализируются ролевые поведенческие стереотипы, позволяющие манипулировать другими: он может выбрать роль «беспомощного», чтобы стать зависимым, или роль «глупца», чтобы получить интеллектуальную поддержку.
|
Методы и техники психологической помощи
| Расширение осознания; интеграция противоположностей; усиление внимания к чувствам; работа с мечтами; принятие ответственности за самого себя; преодоление сопротивления и др.
|
Требования к личности психолога/терапевта
| Психолог проявляет доверие, безусловное позитивное принятие и уважение, старается избегать непосредственного вмешательства в личные чувства клиента, пытается облегчить выражение этих чувств.
|
Показания и ограничения в применении
| Невротические и психосоматические расстройства, посттравматический синдром, острые кризисные состояния. Применяется при работе с детьми, в организационном и семейном консультировании, в центрах анонимных алкоголиков, анонимных наркоманов, созависимых, эмоционально-зависимых лиц. Малоэффективна в работе с клиентами с неразвитой способностью к саморефлексии. При работе с психотическими пациентами рекомендуется проводить достаточно длительно и осторожно.
|