Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Механизмы нарушения процесса саморегуляции




По мнению Перлза у большинства людей стресс возникает в результате неосознанных конфликтов, мешающих им входить в контакт с некоторыми из их собственных чувств и мыслей. В гештальттеории различают пять механизмов нарушения процесса саморегуляции: 1) интроекцию; 2) проекцию; 3) ретрофлексию; 4) дефлексию; 5) конфлуенцию.

Интроекция – безоценочное принятие чужих чувств, установок, мнений, мыслей, представлений. Такие непереваренные концепции, отношения, стандарты поведения и т.д., “проглатываемые без жевания”, не проходят никакого отбора, не ассимилируются. Они называются интроектами и представляют собой блоки “ты должен”, “надо”. Именно с интроекцией связано употребление глагола «должен» (например, «я всегда и во всем должен быть первым», или «мне следует»). Возникает вопрос – кому должен, почему должен и т.п.

Интроект – чужой опыт, тот, что усваивается человеком в детстве без критических замечаний. Интроекты, вступая в противоречие с собственным опытом, не ассимилируются с его личностью. Наиболее ранними интроектами являются родительские поучения, которые усваиваются ребенком без критического осмысления. В определенных жизненных ситуациях интроекция может быть адаптивной формой поведения. Например, маленькому ребенку необходимо усвоить, что нельзя разговаривать с незнакомыми взрослыми на улице, что нельзя трогать оголенные провода и т.п. Так, клиент С., мужчина 35 лет, жаловался на нерешительность, замешательство в ситуациях, связанных с общением с противоположным полом.

Клиент С. Когда мне нравится женщина, я начинаю говорить о какой-то ерунде, умничаю, много рассуждаю. При этом ужасно нервничаю, чувствую напряженность, скованность, какую-то нелепость ситуации…

Терапевт. Нелепость?

Клиент С. Да. Я пытаюсь быть умным, интересным, а в голове только мысли о том, что она мне нравится.

Далее в процессе психотерапии выяснилось, что у этого мужчины были серьезные проблемы с матерью. Она не принимала его, не интересовалась им. Ее поведение как бы говорило ему, что он не может быть интересен женщинам. Материнское отношение было интроецировано и определило поведение этого мужчины с женщинами[39].

Работа с интроекцией направлена на осознание собственных желаний, отделение их от ожиданий, желаний и чувств других людей, принятие ответственности за собственный выбор и т.п. Основным инструментом борьбы с интроекцией является фокусировка на развитии у человека чувства выбора, возможного для него, и, следовательно, утверждение его личностной силы, помогающей различать “меня” и “тебя”. Это может сопровождаться выделением интроективного послания и человека, дающего это послание; отделением собственных потребностей, взглядов, верований и т.п. от взглядов, потребностей и пр. человека, дающего послание; и, в конечном итоге, принятием решения жить собственной жизнью, т.е. решением не жить по чужим ожиданиям и, возможно, даже причинять этим боль другим.

Проекция является противоположностью интроекции. При проекции человек не признает в себе те качества, которые не укладываются в его «Я-концепцию», но видит эти качества в других. Если при интроекции субъект переносит внутрь себя нечто принадлежащее внешнему миру и не может отделить это нечто от самого себя, то при проекции нечто внутреннее, принадлежащее субъекту, переносится во внешний мир. Действие этого механизма можно сравнить с кинопроектором, который проецирует изображение на белый экран. Так и человек проецирует на окружающих свои собственные мысли и чувства. В результате он нарушает границу между собой и окружающим миром таким образом, что вступает в контакт не с внешним миром, а самим собой. Здоровое функционирование данного механизма можно наблюдать в личностной идентификации и эмпатии с другими.

Нездоровое функционирование состоит в критическом осуждении других за те их особенности, которыми обладает сам проектор. Проекция без понимания ответственности и восприимчивости к новым данным приводит к потере важной сенсорной информации, смешению этой информации с собственными идеями и фантазиями. Проявлениями проекции являются:местоимения, вербальные выражения, обороты, реплики, такие как: “ты”, “вы”, “они”, “оно”, используемые вместо “я”; предложения, которые начинаются с “ты”, “вы”; критические и осуждающие заявления и поведения, направленные на себя, других и на мир в целом (жизнь под девизом “Меня недооценивают!”).

Различают три формы проекции:

- зеркальная проекция – субъект находит в другом или образе другого характерные черты, которые он рассматривает как свои собственные или хотел бы их иметь. “В других людях я ценю …”, “Я хотел бы иметь …”;

- проекция катарсиса – субъект приписывает другому или образу другого характерные черты, от которых он отказывается, не признавая их собственными, и от которых он освобождается, приписывая их другому “В других людях я ненавижу …”, “Я ненавижу свою …”;

- дополнительная проекция – субъект обнаруживает или приписывает другому или образу другого характерные черты, которые позволяют ему тем самым оправдать свои собственные.

Психокоррекция заключается в возврате тех свойств, отношений, верований, действий и чувств, которые клиент проецирует на других. Это может сопровождаться предоставлением клиенту возможности идентифицировать проекции при помощи диалога на "горячем стуле" между осуждаемым и осуждающим. Интеграция происходит тогда, когда клиент вновь возвращает себе непринятые части себя.

Ретрофлексия – процесс возврата чувств назад, точно против себя;термин возник именно в гештальт-терапии. Наблюдается в тех случаях, когда какие-либо потребности человека не могут быть удовлетворены из-за блокирования социальной средой, и тогда неизрасходованная на реализацию потребностей энергия направляется на самого себя. Например, человек бьет себя кулаком по колену, когда гневается.

Здоровое использование выражается в самоконтроле и самодисциплине. Нездоровое функционирование выражается через психосоматическую болезнь, депрессию и самодеструктивное поведение, т.е. калечение самого себя (крайняя форма проявления ретрофлексии – суицид). Ребенок, которого обидели родители, не может проявлять свой гнев, он вынужден подавлять его. Однако энергия гнева не исчезает, а только меняет свою направленность, превращаясь в аутоагрессию, а затем в чувство вины. Высшей формой ретрофлексии является самоубийство, когда человек убивает себя, вместо того, чтобы отмстить другим. Многие психосоматические заболевания являются результатом ретрофлексии.

Проявления:задержки дыхания; “проглатывание” чувств; мускульные проявления, такие как сжатие кулаков, закусывание губ или, например, ситуации, когда человек задыхается; изменение тона и цвета кожи в местах, где возникают блоки; положение тела (скрещивание ног, скованные руки и т.д.); жалобы на психосоматические болезни и/или депрессию.

Грамматическим индексом ретрофлексии является использование возвратного местоимения. Ретрофлексирующий индивид говорит: «Я должен управлять самим собой. Я должен заставить себя сделать эту работу. Мне стыдно за самого себя». Находясь на «горячем стуле», ретрофлексирующий участник говорит: «Мне стыдно, что я кричал!» Согласно принципам гештальттеории, он чувствовал злость по отношению к кому-то, но он уже усвоил, что направлять свой гнев на других опасно. Руководитель группы может попросить этого человека поискать возможные причины гнева по отношению к другим членам группы и попробовать выразить свои негативные чувства.

Психотерапия ретрофлексии связана с возвращением к истинной задержанной эмоции. Так, работая с чувством вины, клиенту помогают выразить это чувство, затем восстановить агрессивный компонент чувства, после чего возникает аутоагрессия, и лишь затем разворачивают направление агрессии, которая становится гетероагрессией. Вместо того чтобы находиться только внутри человека, энергия высвобождается и может проявляться в отношениях с окружением. Неделание ретрофлексии состоит в успешном поиске подходящих других действий. Этот процесс сопровождается работой с дыханием, которая позволяет осознавать напряжение; познанием тела и когнитивных ключей; действиями, направленными не столько на себя, сколько на других; выражением потребностей и исследованием интроекции, мешающей свободному проявлению эмоций.

Трансформация энергии из внутренней во внешнюю зависит от постоянного одобрения дыхания и, в соответствующий момент, экстернализации, вербальной экспрессии и намеренного преувеличения конкретных телесных поз или движений. Например, когда клиент закусывает губу, спросите его: “Над чем ты хочешь поразмыслить?” или, когда клиент сжимает кулаки, попросите клиента выразить на внешнем объекте, т.е. подушке, все то, что он сдерживает и обращает на себя.

Дефлексия – неосознаваемый механизм ухода, направленный на прекращение контакта и усиление изоляции, человека, как от других, так и от его собственного опыта; уклонение от реального контакта, когда сохраняются только внешние атрибуты взаимодействия при отсутствии внутреннего содержания. Этот невротический механизм не был описан Перлзом, понятие дефлексии появилось в трудах И. Польстера и М. Польстер. В процессе развития человека дифлексия может быть обнаружена на четвертой стадии (трудолюбие – неполноценность). Ребенок начинает учиться строить кооперирующие отношения с окружением в момент выполнения школьных дел.

Дефлексия выражается в форме болтливости, светских разговорах, ритуальности, условности поведения, шутовства, тенденции «сглаживания» конфликтных ситуаций, избегания прямого взгляда в глаза собеседнику и т.п. Проявляется во многих поступках, включая принудительное и аддитивное поведение. Этот механизм используется для снятия эмоционального накала, который сопровождает реальный контакт.

Здоровое функционирование можно увидеть в языке политиков и дипломатов. Как ответ на угрозу, реальную или мнимую, дифлексия может быть стратегией избегания выбора. Например, переживание сильного страха может сопровождаться разговорами на отвлеченную тему и смехом.

Нездоровое функционирование можно увидеть в пагубных пристрастиях и в других принудительных поведениях. Другими словами, действия, которые мешают значимому контакту, человека с собой или с окружением, и составляют процесс отклонения.

Проявления:отсутствие контакта глаз (Замечание: некоторые расовые/этнические группы лимитируют контакт глаз как проявление уважения и/или почтения. Применительно к этой группе этот признак может не свидетельствовать о дифлексии); поворот тела от контакта с человеком; постоянные движения, топтание на месте или «non-stop»; с тремление не выделяться; многословность, отсутствие односложного ответа, уход от темы разговора.

Психокоррекция: дефлексии направлена на стимулирование спонтанных проявлений клиента, выявления ухода от контакта. Стратегическая цель – усиление контакта, либо внутренне – с собой, либо внешне – с окружением. Клиента поощряют дышать глубже и фокусироваться на себе; его учат центрироваться на себе, чувствовать опору и уверенность; его просят установить визуальный и вербальный контакт в прямой манере с другим человеком и прерывают процесс отклонения директивным вмешательством типа: “Прекрати разговаривать, дыши глубоко и чувствуй!” Может возникнуть необходимость снова перефокусировать клиента.

Конфлуенция (слияние ) – выражается в стирании границ между «Я» и окружением, когда человек не чувствует границ между собой и своим окружением, когда ему кажется, что он и его окружение – это единое целое; не существует различия между «я» и «не-я», нет различий между фигурой и фоном и нет возникающей фигуры. Конфлуенция представляет собой защитные механизмы, прибегая к которым индивид отказывается от своего подлинного «Я».

Здоровое функционирование потенциально можно увидеть в описанной А. Маслоу “вершине опыта”. Это чувство слияния с другими, с окружением. Примерами могут быть: религиозный опыт, интимные и любовные отношения, опыт “Я-ТЫ” в терапии, групповой работе, работа в команде.

При нездоровом «слиянии» индивидуумы требуют от других сходства и отказываются терпимо относиться к существующим различиям. Примеры слияния – брачные партнеры и родители, которые отказываются рассматривать своих, соответственно, супругов и детей в качестве личностей, отличных от них самих. Слияние в «мы» - это бегство от ответственности, от необходимости принятия собственных решений. К патологическому слиянию приводит и тоталитарный режим управления. Механизмом слияния объясняются желания людей вступать в различные сообщества. Нездоровое функционирование заключается в слитых отношениях, когда нет разницы между людьми. Оба человека могут верить в то, что они знают мысли другого, переживают чувства другого, проживают опыт другого. Замечание: слияние – самый близкий к взаимозависимости невротический процесс.

Проявления: использование в структуре предложений выражения "мы" вместо «я».; осутствие уважения к разнице между собой и другими; проявление злости, когда такая разница вскрывается; искренняя вера в то, что человек может знать мысли и чувства другого.

Сравнивая в итоге различные невротические защитные механизмы, Перлз отмечал, что интроецирующий индивидуум делает то, чего от него хотят другие, проецирующий другим делает то, в чем сам их обвиняет; человек, находящийся в патологическом слиянии с миром, не знает, кто кому что делает, и ретрофлексирующий делает себе то, что он хотел бы делать другим. Необходимо отметить, что в поведении того или иного человека обычно можно наблюдать несколько механизмов прерывания контакта, один из которых более для него привычен и является стилевой характеристикой поведения.

Работа с пациентами, находящимися в патологическом слиянии, связана с построением личных границ с окружающим миром с помощью процесса сепарации и индивидуации. В связи с этим пациента обязывают высказываться только от первого лица. Психокоррекцияслияния – контакт, дифференциация и артикуляция (проговаривание). Человек должен начать проживать опыт собственных выборов, потребностей и чувств и не смешивать их с выборами, потребностями и чувствами других людей. Он должен усвоить, что он может столкнуться с ужасом отделения от других людей и при этом остаться живым. Главный фокус вмешательства – развитие границ. Важно заметить, что “слитый человек”, возможно, когда-то получил интроективное послание о том, что отделение от главных заботящихся о нем людей не будет принято. Столкнувшись с задачей отделения и индивидуализации, он мог пережить то, что сейчас называется “страхом покинутости”. Вопросы типа: “Что вы сейчас чувствуете?” или “Чего бы вы хотели сейчас?” – могут помочь человеку сфокусироваться на самом себе. Чувства, вызванные такими вопросами, дают ему возможность не идти на поводу у общепринятых стандартов. Первым шагом к изменению конфлюэнтных отношений становится его разговор о собственных потребностях и желаниях сначала с терапевтом, а затем, возможно, и с тем человеком, с которым связаны его ожидания.

5) Уровни невроза. В процессе гештальттерапии на пути к раскрытию своей истинной индивидуальности пациент проходит через пять уровней, которые Перлз называл уровнями невроза. Перлз описывал работу с неврозом как «прохождение через слои невроза».

Согласно Перлзу, структура невроза является пятислойной. То есть, существует пять пластов личности, которые следует проработать, если вы хотите добраться по настоящему аутентичной, живой, чувствующей, переживающей, выразительной личности, которой вы являетесь. Первый слой – слой клише – уровень фальшивых отношений, игр и ролей; каждодневной, поверхностной, бессмысленной социализации. «Доброе-утро-как-дела-прекрасно-я-рад-хорошая-погода-до-встречи». Подлинного контакта ноль. Уровень цыплячьего дерьма, как называл это Фриц. На данном этапе задача терапевта – обратить внимание клиента на бессмысленность времяпровождения, при котором нет реального взаимодействия между людьми. Больной неврозом живет согласно ожиданиям других. В результате собственные цели и потребности человека оказываются неудовлетворенными, он испытывает фрустрацию, разочарование и бессмысленность своего существования.

Второй слой – синтетический, или пласт разыгрывания игр. Фриц называл его слоем Эрика Берна или Зигмунда Фрейда, где мы разыгрываем игры и социальные роли. Здесь люди активно манипулируют друг другом, прибегая к фиктивным маскам, ролям и играм, за которыми нет надобности видеть живого человека. Подлинная жизнь почти отсутствует. Присутствует большей частью то, что Фриц называл собачьим дерьмом. Такими масками могут быть маска «рубахи-парня», «неудачника», «женщины, приятной во всех отношениях», «правдолюбца», «жертвы» и т.п. Человек боится быть тем, кем является, боится, что общество подвергнет его остракизму. На данном этапе психолог должен стать «увеличительным зеркалом», в котором клиент может увидеть себя. Например, ведущий может спросить у участника группы: «Вы всегда говорите о себе таким заунывным голосом?»

Третий слой – невротический, или тупик. Этот слой характеризуется фобической позицией, уклонением и бегством от подлинной жизни. Человек не знает, что делать, куда двигаться. Он переживает утрату поддержки извне, но еще не готов или не хочет использовать свои собственные ресурсы, обрести внутреннюю точку опоры.

Четвертый слой – имплозивный слой, или слой смерти. Мы зажаты, подавлены и уходим внутрь себя, к самому обездвиженному центру. Это состояние внутреннего смятения, отчаяния, отвращения к самому себе, обусловленное полным осознанием того, как человек ограничил и подавил себя. На этом уровне индивид может испытывать страх смерти.

Пятый слой – эксплозивный, или пласт жизни. Имплозия превращается в эксплозию – направленный вовнутрь взрыв прорывается наружу. Эксплозия – это мощный эмоциональный выброс, или, по словам Перлза, «мир, наполненный яростью и любовью». Фриц описал четыре основных типа взрыва: горе, гнев, оргазм и радость. Дж.Даунинг прибавил к ним пятый – экстаз. Мы получаем полную свободу чувствовать, переживать, отвечать; быть способным отвечать на любовь, обиду, работу, игру; отвечать, не выключаясь, не вступая в игру. Психолог может предложить различные пути для высвобождения энергии, например, предложить клиенту выразить свою обиду, которую он долгие годы испытывал по отношению к матери, или попытался попросить помощи у другого человека, на что не мог решиться ранее. Задача психолога – создать атмосферу, в которой клиент сможет свободно выразить свои эмоции в наиболее удобной форме. Клиент может рыдать или безудержно смеяться, прыгать как ребенок, разорвать в клочья рисунок, на котором изображен человек, вызывающий гнев, и т.п.

Завершающий уровень – аутентичность (подлинность) достигается при осознании человеком своей сути, собственной Самости. На этом уровне человек интегрирует прежде заблокированные собственные части и начинает ощущать свои истинные желания и потребности. Патогенные гештальты завершаются, и человек становится открытым новому опыту, заново обретает себя и свои чувства.

6) Зрелость – состояние оптимального здоровья.Для того чтобы достичь зрелости, индивидуум должен преодолеть свое стремление получить поддержку из окружающего мира и найти новые источники поддержки в самом себе. Если человек не достиг зрелости, то он склонен манипулировать своим окружением для удовлетворения желаний, чем брать на себя ответственность за свои разочарования и пытаться удовлетворить свои истинные потребности. Зрелость заключается в умении пойти на риск, чтобы выбраться из тупика. Если индивидуум не рискует, то у него актуализируются ролевые поведенческие стереотипы, позволяющие манипулировать другими: он может выбрать роль «беспомощного», чтобы стать зависимым, или роль «глупца», чтобы получить интеллектуальную поддержку. Для достижения зрелости и принятия ответственности за самого себя человек должен проработать все свои невротические уровни.

7) Принципы гештальттерапии. Основными принципами гештальттерапии являются следующие.

1. Принцип «здесь и теперь».

Требование к членам гештальтгруппы оставаться в настоящем, избегать обращения к прошлому опыту, а также не строить планы на будущее получило свое полное выражение в утверждение Перлза: «Нет ничего, кроме того, что есть здесь и теперь. Теперь есть настоящее…Прошлого уже нет. Будущее еще не наступило».

2. Принцип «я-ты». Выражает стремление к открытому и непосредственному контакту между людьми. Часто свои высказывания члены психотерапевтической группы направляют не по адресу – конкретному участнику, а в сторону или в воздух. Психотерапевт побуждает участников группы к непосредственному общению, просит адресовать конкретные высказывания конкретным лицам.

3. Принцип субъективизации высказываний. Связан с семантическими аспектами ответственности пациента. Психотерапия предлагает пациенту заменять объективизированные формы (типа «что-то давит в груди») на субъективизированные («я подавляю себя»). Это помогает пациенту рассматривать себя как активного субъекта, а не пассивный объект, с которым «делаются» разные вещи.

4. Континуум сознания. Это концентрация на спонтанном потоке содержания переживаний; метод подведения индивида к непосредственному переживанию и отказу от вербализаций и интерпретаций. Пациент должен постоянно осознавать или отдавать себе отчет в том, что происходит с ним в данный момент, он должен замечать малейшие изменения в функционировании организма. Осознание чувств, телесных ощущений и наблюдение за движениями тела (понимание «языка тела») способствуют ориентации человека в самом себе и в своих связях с окружением.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 3185; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.033 сек.