КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Вопрос 18. Виды и функции управленческого контроля. Этапы процесса контроля
Эффективное управление организацией невозможно без четко отлаженной системы контроля за результатами деятельности и процессами, протекающими внутри нее и во внешнем окружении. Контроль является одной из основных функций управления. Контроль – деятельность по формированию стандартов управления, проверке и оценке их исполнения, осуществлению корректирующих шагов. Задачи контроля: изучает положение дел в организации, отслеживает тенденции ее развития, выявляет нарушения и ошибки, является основой вознаграждения, ориентирует, на что нужно обращать внимание. Контроль осуществляется в соответствии с определенными принципами. К организации контроля предъявляются следующие требования: - привлечение максимального числа сотрудников; - направленность на предотвращение ошибок, - гибкость; - своевременность; - экономичность; - индивидуализированность; - ориентированность на человека. На практике существует три основных вида управленческого контроля: предварительный, текущий и итоговый. 1. Предварительный предшествует активной деятельности и состоит в проверке готовности организации, ее персонала, производственного аппарата, системы управления к работе. 2. Текущий направлен на деятельность организации, в частности: - стратегический – на оценку эффективности использования ресурсов; - оперативный – на наблюдение за производственными и хозяйственными процессами. 3. Итоговый анализирует и оценивает результаты выполнения планов, сильные и слабые стороны организации. Процесс контроля состоит из нескольких этапов: 1. Выявление параметров деятельности организации, подлежащих контролю (стандарты, нормативы и проч.). 2. Создание модели функционирования организации и определение точек контроля. 3. Осуществление наблюдений и обработка информации. 4. Принятие и выполнение решений о корректирующих действиях. Контроль делится на внутренний и внешний. Внешний контроль осуществляется руководителями и специальными работниками (контролерами). Условия успеха: оптимальная трудность заданий, поощрение по итогам. Внутренний контроль (самоконтроль) осуществляется самими сотрудниками с целью выявления слабых мест, резерв. Условия успеха: наличие благоприятного морально-психологического климата, предоставление исполнителям возможности самостоятельно определять задачи и основные параметры своей деятельности. Факторы, влияющие на соотношение внешнего и внутреннего контроля: стиль руководства, возможность получить надежную оценку деятельности исполнителей, характер подчиненных, взаимоотношения в коллективе, принятая система вознаграждения. Люди работают ради чего-то. Различные обстоятельства побуждают человека к активной деятельности. Эти обстоятельства называются мотивами, а воздействие на них – мотивацией. Человека побуждает к активным действиям необходимость удовлетворения различных потребностей. Потребность – нехватка чего-то, вызывающая состояние дискомфорта. Выделяют следующие виды потребностей: естественные (в пище, воде и т.п.), социальные (в признании, славе), врожденные (в общении), приобретенные (в обучении), первичные (в одежде, тепле, крыше над головой), вторичные (в условиях развития личности), материальные, нематериальные (духовные). Мотивы – внутренние психологические факторы, побуждающие человека к активной деятельности. Мотивационная структура личности – соотношение различных мотивов, влияющих на поведение человека. Выделяют два подхода к мотивации – содержательный и процессный. Содержательный подход к мотивации включает группу теорий, утверждающих, что трудовая активность работников обусловлена исключительно потребностями. Процессный подход к мотивации – группа теорий, утверждающих, что помимо потребностей, человеком движут разного рода субъективные оценки (вероятность достичь результата, получить вознаграждение, быть удовлетворенным им), цели, возможность участия в делах организации. Стимулирование – целенаправленное применение по отношению к ченловеку стимулов для воздействия на его активность. Стимулы – внешние обстоятельства, воздействующие на поведение человека, включающие мотивы. Наказание – пресечение негативных действий. Итоговое вознаграждение – вознаграждение за конечные промежуточные результаты деятельности. Вопрос 19. Уровни руководства. Функции руководителей. Профессиональные, личные и деловые качества руководителя. Типы руководителей. Качества успешного руководителя организации (цитаты) Руководитель – лицо, направляющее и координирующее деятельность исполнителей, которые в обязательном порядке должны ему подчиняться и в рамках, определенных полномочиями, выполнять все его требования. Функции руководителя: - стратегическая (постановка целей организации, руководство процессом планирования); - экспертно-инновационная разработка и внедрение новых видов продукции и услуг, создание условий для необходимых организационных преобразований, консультирование подчиненных); - административная (организационная, контрольная, стимулирующая, направляющая); - коммуникационная (проведение совещаний, прием посетителей, ответы на письма и телефонные звонки, проведение переговоров и т.п. - социальная (создание благоприятного морально-психологического климата, поддержание традиций…). Административная функция объединяет ряд подфункций. К ним относятся контрольная (оценка результатов деятельности, проведение необходимой корректировки), организационная (распределение среди исполнителей полномочий, задач, ресурсов, инструктирование и проч.), направляющая (координация непосредственной работы людей), кадровая (подбор, ориентация, обучение, развитие персонала), стимулирующая (убеждение исполнителей, поощрение за успешную работу, наказание за провинности). Выделяют следующие уровни руководства: - руководители высшего звена; - руководители среднего звена; - руководители низового звена. Высшие руководители – лица, находящиеся во главе организации. Определяют ее миссию, цели и политику, основные стандарты деятельности, структуру и систему управления, представительствуют на переговорах. Руководители среднего звена – лица, возглавляющие основные подразделения и предприятия, входящие в организацию; через подчиненных руководителей низового уровня управляют ее текущей деятельностью. Руководители низового звена – лица, управляющие технологическими процессами и исполнителями (рабочими и другими неуправленческими работниками). Руководителей можно рассматривать с различных позиций. Прежде всего, речь идет о том, на что направлена их деятельность и каким образом они достигают поставленных целей. Направленность может быть двоякой – на развитие производства или на формирование сплоченного коллектива, заботу о людях. Типы руководителей: 1. По направленности: – на развитие производства и решение задачи любой ценой; – на формирование сплоченного коллектива и заботу о людях. 2. По ориентированности на определенный характер действий: - пассивные (стараются любой ценой сохранить существующие позиции); Активные (стремятся к росту влияния и укреплению личной власти). Руководителю присущи следующие качества: - профессиональные; - личностные; - деловые.
Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 1069; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |