Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос 18. Виды и функции управленческого контроля. Этапы процесса контроля




Эффективное управление организацией невозможно без четко отлаженной системы контроля за результатами деятельности и процессами, протекающими внутри нее и во внешнем окружении.

Контроль является одной из основных функций управления.

Контроль – деятельность по формированию стандартов управления, проверке и оценке их исполнения, осуществлению корректирующих шагов.

Задачи контроля: изучает положение дел в организации, отслеживает тенденции ее развития, выявляет нарушения и ошибки, является основой вознаграждения, ориентирует, на что нужно обращать внимание.

Контроль осуществляется в соответствии с определенными принципами. К организации контроля предъявляются следующие требования:

- привлечение максимального числа сотрудников;

- направленность на предотвращение ошибок,

- гибкость;

- своевременность;

- экономичность;

- индивидуализированность;

- ориентированность на человека.

На практике существует три основных вида управленческого контроля: предварительный, текущий и итоговый.

1. Предварительный предшествует активной деятельности и состоит в проверке готовности организации, ее персонала, производственного аппарата, системы управления к работе.

2. Текущий направлен на деятельность организации, в частности:

- стратегический – на оценку эффективности использования ресурсов;

- оперативный – на наблюдение за производственными и хозяйственными процессами.

3. Итоговый анализирует и оценивает результаты выполнения планов, сильные и слабые стороны организации.

Процесс контроля состоит из нескольких этапов:

1. Выявление параметров деятельности организации, подлежащих контролю (стандарты, нормативы и проч.).

2. Создание модели функционирования организации и определение точек контроля.

3. Осуществление наблюдений и обработка информации.

4. Принятие и выполнение решений о корректирующих действиях.

Контроль делится на внутренний и внешний.

Внешний контроль осуществляется руководителями и специальными работниками (контролерами).

Условия успеха: оптимальная трудность заданий, поощрение по итогам.

Внутренний контроль (самоконтроль) осуществляется самими сотрудниками с целью выявления слабых мест, резерв.

Условия успеха: наличие благоприятного морально-психологического климата, предоставление исполнителям возможности самостоятельно определять задачи и основные параметры своей деятельности.

Факторы, влияющие на соотношение внешнего и внутреннего контроля: стиль руководства, возможность получить надежную оценку деятельности исполнителей, характер подчиненных, взаимоотношения в коллективе, принятая система вознаграждения.

Люди работают ради чего-то. Различные обстоятельства побуждают человека к активной деятельности. Эти обстоятельства называются мотивами, а воздействие на них – мотивацией.

Человека побуждает к активным действиям необходимость удовлетворения различных потребностей.

Потребность – нехватка чего-то, вызывающая состояние дискомфорта.

Выделяют следующие виды потребностей: естественные (в пище, воде и т.п.), социальные (в признании, славе), врожденные (в общении), приобретенные (в обучении), первичные (в одежде, тепле, крыше над головой), вторичные (в условиях развития личности), материальные, нематериальные (духовные).

Мотивы – внутренние психологические факторы, побуждающие человека к активной деятельности.

Мотивационная структура личности – соотношение различных мотивов, влияющих на поведение человека.

Выделяют два подхода к мотивации – содержательный и процессный.

Содержательный подход к мотивации включает группу теорий, утверждающих, что трудовая активность работников обусловлена исключительно потребностями.

Процессный подход к мотивации – группа теорий, утверждающих, что помимо потребностей, человеком движут разного рода субъективные оценки (вероятность достичь результата, получить вознаграждение, быть удовлетворенным им), цели, возможность участия в делах организации.

Стимулирование – целенаправленное применение по отношению к ченловеку стимулов для воздействия на его активность.

Стимулы – внешние обстоятельства, воздействующие на поведение человека, включающие мотивы.

Наказание – пресечение негативных действий.

Итоговое вознаграждение – вознаграждение за конечные промежуточные результаты деятельности.

Вопрос 19. Уровни руководства. Функции руководителей. Профессиональные, личные и деловые качества руководителя. Типы руководителей. Качества успешного руководителя организации (цитаты)

Руководитель – лицо, направляющее и координирующее деятельность исполнителей, которые в обязательном порядке должны ему подчиняться и в рамках, определенных полномочиями, выполнять все его требования.

Функции руководителя:

- стратегическая (постановка целей организации, руководство процессом планирования);

- экспертно-инновационная разработка и внедрение новых видов продукции и услуг, создание условий для необходимых организационных преобразований, консультирование подчиненных);

- административная (организационная, контрольная, стимулирующая, направляющая);

- коммуникационная (проведение совещаний, прием посетителей, ответы на письма и телефонные звонки, проведение переговоров и т.п.

- социальная (создание благоприятного морально-психологического климата, поддержание традиций…).

Административная функция объединяет ряд подфункций. К ним относятся контрольная (оценка результатов деятельности, проведение необходимой корректировки), организационная (распределение среди исполнителей полномочий, задач, ресурсов, инструктирование и проч.), направляющая (координация непосредственной работы людей), кадровая (подбор, ориентация, обучение, развитие персонала), стимулирующая (убеждение исполнителей, поощрение за успешную работу, наказание за провинности).

Выделяют следующие уровни руководства:

- руководители высшего звена;

- руководители среднего звена;

- руководители низового звена.

Высшие руководители – лица, находящиеся во главе организации. Определяют ее миссию, цели и политику, основные стандарты деятельности, структуру и систему управления, представительствуют на переговорах.

Руководители среднего звена – лица, возглавляющие основные подразделения и предприятия, входящие в организацию; через подчиненных руководителей низового уровня управляют ее текущей деятельностью.

Руководители низового звена – лица, управляющие технологическими процессами и исполнителями (рабочими и другими неуправленческими работниками).

Руководителей можно рассматривать с различных позиций. Прежде всего, речь идет о том, на что направлена их деятельность и каким образом они достигают поставленных целей. Направленность может быть двоякой – на развитие производства или на формирование сплоченного коллектива, заботу о людях.

Типы руководителей:

1. По направленности:

– на развитие производства и решение задачи любой ценой;

– на формирование сплоченного коллектива и заботу о людях.

2. По ориентированности на определенный характер действий:

- пассивные (стараются любой ценой сохранить существующие позиции);

Активные (стремятся к росту влияния и укреплению личной власти).

Руководителю присущи следующие качества:

- профессиональные;

- личностные;

- деловые.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 1026; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.