Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос 2. Вступление как составной элемент композиции речи




Вступление как составной элемент композиции речи

В театре существует старая поговорка, которая звучит приблизительно так: «Об их мастерстве можно судить по тому, как они выходят на сцену и как уходят с нее». Начало и конец речи. Они являются самыми трудными. В каких разделах своей речи вы скорее всего проявите опытность или неопытность, мастерство или отсутствие навыков? В начале и в конце.

Устное (письменное) выступление состоит из трех частей - вступления, основной (главной) части и заключения. Каждая часть речи имеет свои особенности. Лучше всего усваивается и запоминается то, что дается в начале и в конце сообщения, поэтому вступление и заключение должны быть в центре внимания. Человек, который начинает речь, не продумав ее структуру, напоминает корабль, который выходит в море без парусов.

Начало выступления представляет наибольшую трудность, но в тоже время оно является исключительно важным. Его следует тщательно готовить заранее.

Вступление состоит из двух частей: зачина и введения в тему. Задачи вступления – вызвать интерес к выступлению и овладеть вниманием аудитории, добиваясь при этом, чтобы первичное внимание переросло в сознательную сосредоточенность; установить взаимопонимание и завоевать доверие слушателей, подготовить их к восприятию темы, использовать различные приемы привлечения внимания аудитории в ходе выступления.

Основное содержание вступления – введение в тему. Во вступлении устанавливается связь между темой, слушателями и выступающим с целью привлечения внимания слушателей к предмету изложения; подчеркивается актуальность темы, ее значение для данной аудитории, формулируется цель выступления, кратко излагается история вопроса. Вступление должно подготовить слушателей к восприятию данной темы.

От того, как оратор начал говорить, насколько ему удалось заинтересовать аудиторию, во многом зависит успех выступления. Неудачное начало снижает интерес слушателей к теме, рассеивает их внимание.

Особое внимание уделяется началу речи, первым фразам. Именно они являются самыми трудными. Каждый оратор должен стремиться к тому, чтобы сделать начало речи более эффектным, нетрадиционным для данной ситуации, интересным и оригинальным. Главное - не начинать выступление слишком формально.

Рекомендуется начинать выступление с интересного примера, пословицы, поговорки, крылатого выражения, юмористического замечания, цитаты, анекдота, сравнения, рассказа о каких-либо значительных событиях, имеющих отношение к данной аудитории, к теме выступления и т.п.

Во вступительной части ораторами используются такие речевые приемы, как:

- обзор затрагиваемой темы;

- обоснование необходимости рассмотрения темы с позиций сегодняшнего дня;

- разъяснение основных понятий темы;

- изложение плана предстоящей речи;

- отказ от вступительной части.

Для активизации внимания слушателейиспользуют следующие приемы:

1. Риторический вопрос (вопрос, на который не требуется непосредственный ответ). Слушатели, как правило, отвечают на него одобрением и согласием. Например: «До каких пор мы будем терпеть издевательства над нами бюрократов и чинуш? Когда заговорит закон о собственности?» Такое начало привлечет внимание аудитории. В качестве риторических вопросов можно вынести основные положения, вопросы предстоящего выступления.

2. Чтение газетных заголовков. Например, тема - проблема роста детской преступности. «Подростки на службе рэкетиров», «Подросток признается в изнасиловании и убийстве», «Рост детской преступности в стране составляет 18% в год» (заголовки из газеты «Комсомольская правда). Но это и наш город. Это наши улицы, улицы, по которым ходят наши дети каждый день. Мы должны защитить их и себя». Такое начало займет всего лишь несколько секунд, но за это время внимание слушателей уже будет приковано к вашему выступлению. Однако не следует после каждого заголовка указывать периодический источник, откуда взят определенный заголовок, поскольку это отвлечет внимание слушателей и будет причиной смысловой перегрузки текста в самом его начале.

3. Драматизация. Сознательно драматизируя, рекомендуется усилить изображение темы выступления, чтобы слушатели могли отождествить себя с жизненной ситуацией и действующими лицами. Например, тема выступления – рост детской преступности - с помощью этого приема может быть начата так: «Представьте себе тускло освещенный подъезд многоквартирного дома. Под лестницей, в самом темном углу прижался подросток двенадцати лет. В правой руке он сжимает нож. Он приготовился убивать». До некоторой степени это вымышленная история. Однако сидящие в зале ярко представляют себе подобную ситуацию. Данный прием используется, в основном, в выступлениях проблемного характера.

4. Сопоставление всех «за» и «против ». Ознакомить слушателей в качестве обзора со всеми аргументами «за» и «против» какой-либо сложной проблемы, системы взглядов, линий, суждений и т.д. Например, тема «Реформа управления экономикой». После сопоставления всех аргументов найти оптимальное решение проблемы, используя при этом контрастную аргументацию: «Однако на самом деле …». Здесь слушатели станут активными помощниками и оппонентами. Обращаясь к аудитории, вы говорите слушателям, что решение данной проблемы сегодня предлагается осуществить по двум основным направлениям. Обозначить эти два направления, а затем перечислить все «за» и «против» по каждому направлению. Данный прием используется, прежде всего, при обсуждении какой-либо проблемной ситуации, сопоставлении, анализе и сравнении различных позиций по данным вопросам.

5. Занимательное приключение из прошлого или настоящего (связанное с темой вашего выступления). Этот прием очень оживляет аудиторию. Его целесообразно применять, когда вы выступаете перед аудиторией в вечернее время или ваши слушатели устали. Это развивает тему вашей речи, улучшит настроение слушателей, снимет их усталость, поможет им включиться в процесс общения.

6. Экспрессия (выбор таких формулировок, которые отличаются от привычного, традиционного стиля изложения, использование экспрессивных лексических средств). Например:

Без использования экспрессии:

1. Практик и без того знает о больших трудностях, мешающих решению этой задачи.

2. Эта задача нецелесообразна.

С использованием экспрессии:

1. Практик и без того знает, где у него жмет ботинок.

2. Это означает носить воду в решете и подметать пол зубной щеткой – лишь бы людей занять.

 

7. Внесение элемента неформальности. Вначале, учитывая предмет речи, рассказать аудитории о собственных заблуждениях, ошибках и их последствиях, показать, каким образом вам удалось избежать той или иной проблемы или найти ее новое решение. Это позволит преодолеть предвзятость слушателей и изменить их мнение в вашу пользу. Прием важен как один из методов руководства, как способ устранения ошибок. С его помощью можно добиться следующих целей:

установить контакт с собеседником, «расположить» его к себе, «разговорить», снять психологическое напряжение, внести в беседу элемент непринужденности и т.п.;

сформировать у человека желание переделать заново что-либо (предварительно сделанное неверно) и, несмотря на указанные таким способом ошибки, сохранить хорошие отношения с собеседником, в адрес которого была высказана критика (а, возможно, и улучшить взаимоотношения).

8. Прогнозирование. Основываясь на реальных фактах, дать прогнозы ожидаемых событий. Например, рассмотрим начало вступления выступления по проблеме наркомании: «Уважаемые родители! Меня поражает ваша беспечность. Ваш ребенок имеет, по крайней мере, один шанс из десяти стать наркоманом и как следствие – разорить вас, стать преступником. И даже если это не случится с вашим сыном, то все равно вы будете вовлечены в решение этой проблемы. Болеть будет сын ваших соседей. А платить будете вы. И немалые деньги. Ведь копилка социального обеспечения не пополняется так значительно, как растет количество наших детей, заболевших «белой смертью. Чем больше наркоманов, тем дороже таблетки от кашля. Равнодушие к проблеме наркомании – это опустошение ваших кошельков. Поэтому, независимо от того, родитель вы этого больного ребенка или ваши дети здоровы, вы должны быть заинтересованы в организации профилактики и предотвращения распространения этой «белой смерти». И помните, чем «слаще» жизнь ребенка, тем вероятнее его «белая смерть».

9. Провокация. В начале выступления, первыми фразами вызвать на короткое время у слушателей реакцию несогласия с излагаемой информацией. Этот период следует использовать для подготовки слушателей к определенным выводам, обоюдовыгодному решению, привлечению внимания аудитории.

10. Неожиданность. В начале речи использовать неожиданную и неизвестную для слушателей информацию.

К приемам, активизирующим внимание слушателей, также относятся:

- фразеологизмы, аллегория, анекдоты;

- гипербола (преувеличение, но впоследствии уже без преувеличения, четко изложить свою позицию по затронутой проблеме выступления);

- цитата знаменитого человека, поговорка;

- история, вызывающая сочувствие слушателей;

- предложение, поражающее своей необычностью;

- исторический эпизод;

- небольшой рассказ из собственной жизни;

- вопросно-ответный ход (выступающий сам себе задает вопросы и сам же на них отвечает, размышляет);

- обращение к аудитории с вопросами;

- апелляция к авторитету;

- вопросы к аудитории и др.

Рассмотрим несколько оригинальных вступлений к выступлениям.

1. «Надо говорить о Ломоносове, -пишет А. Ф. Кони. – Во вступлении можно нарисовать (кратко) картину бегства в Москву мальчика-ребенка, а потом: прошло много лет, в Петербурге, в одном из старинных домов времен Петра Великого, в кабинете, уставленном физическими приборами и заваленном книгами, чертежами и рукописями, стоял у стола человек в белом парике и придворном мундире и рассказывал Екатерине 2 о новых опытах по электричеству. Человек этот был тот самый мальчик, который когда-то бежал из родного дома темной ночью …».

2. Начало лекции А. Ф. Кони о законе всемирного тяготения: «В рождественскую ночь 1642 года в Англии в семье фермера средней руки была большая сумятица. Родился мальчик такой маленький, что его можно было выкупать в пивной кружке». Дальше несколько слов о жизни и учении этого мальчика, о студенческих годах, об избрании в члены королевского общества и, наконец, имя самого Ньютона. После этого Кони переходит к изложению сущности закона всемирного тяготения».

3. К. А. Тимирязев свое выступление перед английскими академиками в Лондонском королевском обществе начал так: «Когда Гулливер в первый раз осматривал Академию в Лагаде, ему прежде всего бросился в глаза человек сухопарного вида, сидевший, уставив глаза на огурец, запаянный в стеклянном сосуде. На вопрос Гулливера диковинный человек пояснил ему, что вот уже восемь лет, как он погружен в созерцание этого предмета в надежде разрешить задачу улавливания солнечных лучей и их дальнейшего применения. Для первого знакомства я должен откровенно признаться, что перед вами именно такой чудак. Более тридцати пяти лет провел я, уставившись, если не на зеленый огурец, закупоренный в стеклянную посудину, то на нечто вполне равнозначащее – на зеленый лист в стеклянной трубке, ломая себе голову над разрешением вопроса о запасении впрок солнечных лучей».

Часто используется прием парадоксального цитирования для создания определенного эмоционального настроя слушателей. Вот как начал свое выступление лектор, выступавший по проблемам молодежи. Обратившись к аудитории, он прочитал следующие цитаты:

- «Наша молодежь любит роскошь, она дурно воспитана. Она насмехается над начальством и нисколько не уважает стариков».

- «Я утратил всякие надежды относительно будущего нашей страны, если сегодняшняя молодежь завтра возьмет в свои руки бразды правления, ибо эта молодежь невыносима, невыдержанна, просто ужасна».

- «Наш мир достиг критической стадии. Дети больше уже не слушают своих родителей. Видимо, конец мира уже не очень далек».

Затем лектор назвал имена авторов цитат. Первая заимствована у Сократа (470-399 гг. до н.э.), вторая – у Гесиода (720 г. до н.э.), третье изречение принадлежит одному египетскому жрецу, жившему за 2000 лет до н.э.

Выбранный прием, который используется в начале вступления, зависит от намерений оратора и слушателей, от конкретной ситуации, повода, цели, обстоятельства и предмета выступления.

Вступлению отводится 5-10% времени всего выступления.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 1044; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.