Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Как писать текст?




Виды подготовки к публичным выступлениям

Вопрос 3

По окончании выступления следует проанализировать речь оратора.

Схема анализа ораторской речи

1. Какова тема выступления? Достигнута ли его цель? Подходит ли тема аудитории, вызывает ли интерес?

2. Какой материал использован в тексте выступления?

3. Какова композиция речи? Какие методы изложения материала используются?

4. Логична, доказательна ли речь?

5. Отвечает ли речь критериям правильности, точности, выразительности, богатства?

6. Каков способ произнесения речи?

7. Соблюдает ли говорящий требования техники речи?

8. Каков внешний вид оратора, уместны ли жесты, мимика? Насколько свободно он держится перед слушателями?

9. Установлен ли контакт с аудиторией? При помощи каких средств?

10. Речевой тип, к которому относится оратор.

1. Подготовка письменного текста.

Писать или не писать текст речи?

Этот спор своими корнями уходит в глубокую древность. Античные теоретики ораторского искусства считали писание единственно верным способом подготовки речей.

Римский оратор Квинтилиан уверял: «Лишь с помощью писания можно достигнуть легкости речи».

Писать текст выступления – дело нелегкое. Поэтому многие неохотно берутся за это, убеждая, что речь в уме лучше, чем на бумаге. Но подготовка письменного текста имеет много преимуществ:

1) написанную речь можно проверить, исправить, дать на просмотр специалисту, улучшить содержание, форму изложения, этого невозможно достичь, если речь только в уме;

2) написанная речь легче запоминается и дольше удерживается в памяти, написанный текст дает оратору возможность избежать повторений, неряшливых формулировок, оговорок, делает речь более уверенной.

Сначала текст можно писать начерно, не обращая внимания на стилистические шероховатости, а затем переписывать, исключая все лишнее, исправляя неправильные и неточные выражения. Писать следует на отдельных листах с одной стороны.

Написание и отработка текста выступления не означает, что оратор готов к встрече со слушателями. У каждого оратора – свои методы работы с текстом речи. Главное – не забывать, что овладение материалом выступления – ответственный этап в деятельности оратора.

Виды публичного выступления при данном виде подготовки – чтение текста речи по рукописи, заучивание текста наизусть, выступление с опорой на текст.

Чтение текста речи по рукописи не приносит успеха оратору /слушатели плохо воспринимают чтение текста с листа, отсутствует живой контакт между оратором и аудиторией/.

Заучивание текста речи наизусть оправдано только в отдельных случаях /выступления с убеждающей речью на митингах, с приветствием на торжественном мероприятии и т.п./. В этих случаях неловко держать перед собой текст речи, а между тем неточно сформулированная мысль, неудачная фраза, неправильное словоупотребление могут навредить оратору. Поэтому лучше произнести заранее заготовленный и заученный текст.

При воспроизведении объемных текстов у оратора могут возникнуть сложности /провал памяти, сильное волнение, затянутость паузы, прерывистость речи и т.д./. Дословно произносить написанный текст не рекомендуется, поэтому оптимальный вид публичного выступления – выступление с опорой на текст.

Написанный текст речи следует хорошо осмыслить, проанализировать проблему, выделить основные смысловые части, продумать связь между ними, несколько раз перечитать текст, произнести его вслух, восстановить в памяти план и содержание.

Целесообразно разметить текст речи /подчеркнуть основные положения речи, пронумеровать освещаемые вопросы, выделить фамилии, названия, статистические данные, начало и конец цитат, обозначить иллюстративные примеры/.

Система обозначений и выделений – самая разнообразная /прямая, волнистая, пунктирная линия; обведение в квадрат, кружок; римские, арабские цифры; использование цветных карандашей и т.п./. Таким текстом легко пользоваться во время выступления. Достаточно опустить взгляд на страницу, чтобы восстановить ход изложения мыслей, найти нужный материал.

С правой стороны каждого листа можно пометить время, например, 5 минут, 3 минуты, 7 минут и т. д. На полях можно сделать специальные пометки, которые помогут подчеркнуть новую мысль, сделать паузу, привести пример и пр. Например, красная точка означает новую мысль, горизонтальная черная линия - паузу, зеленая точка - смена интонации и т. д. После того, как весь текст готов, следует подчеркнуть под линейку разноцветными карандашами (красный - очень важная мысль, синий - менее важная, коричневый - пример). Такая обработка текста поможет лучше ориентироваться в нем во время выступления. Но рекомендуется подчеркивать в случае необходимости только определенную часть текста.

Выступление с опорой на текст создает впечатление свободного владения материалом и дает возможность оратору уверенно общаться со слушателями. Однако данный вид выступления заключает в себе и некоторые негативные моменты:

1) не всегда происходит установление и поддерживание контакта с аудиторией, установление зрительного контакта;

2) не в достаточной мере используются приемы привлечения внимания;

3) не в полной мере оратор следит за реакцией аудитории;

4) не всегда легко и спокойно по ходу выступления оратор меняет нюансы его структуры и содержания.

С самого начала надо опираться на полный текст, писать все, что собираетесь сказать. Когда оратор привыкнет к публичным выступлениям настолько, чтобы не сбиваться с мысли под влиянием случайных факторов, можно переходить к подробному конспекту.

2. Написание подробного конспекта.

Целесообразно оставлять некоторые текстовые моменты: первых две-три фразы; концовку /две-три фразы/; наиболее ответственные формулировки, имеющие для данного выступления особую значимость; цитаты, цифровые данные, собственные имена и т.п. Подробный конспект отличается от текста тем, что в нем выступление закреплено не дословно.

3. Написание неподробного конспекта.

Сохраняются обозначения переходов от блока к блоку, цитаты, собственные имена и т.п.

4. Подготовка плана речи.

В плане не фиксируется смысловое содержание речи, а дается система ориентиров для развертывания этого содержания, сохраняются цитаты, цифровые данные и т.п. Формулировка пункта плана должна вызывать у оратора четкое представление о том или ином смысловом блоке.

При написании конспекта /подробного, неподробного/ и плана выступают соответственно с опорой на конспект /подробный, неподробный/ и план.

5. Речь без предварительных записей.

У оратора не всегда есть возможность для предварительной подготовки выступления. Иногда приходится выступать экспромтом, то есть создавать речь в момент ее произнесения.

Выступление экспромтом – высший класс умений публичного выступления.

Импровизированное выступление, как правило, хорошо воспринимается аудиторией, устанавливается живой непосредственный контакт со слушателями. Однако из-за неотработанности речи оратор не всегда успевает уложиться в отведенное ему время, меньше успевает рассказать, некоторые вопросы остаются неосвещенными. Неизбежны какие-то отступления, вызванные новыми ассоциациями, не всегда точными бывают формулировки, возможны речевые ошибки.

Импровизация возможна только на базе больших предварительно полученных знаний. Экспромт бывает хорош, когда он подготовлен всем прошлым опытом оратора. Он может родиться только у человека, который имеет большой запас знаний и владеет необходимыми риторическими навыками и умениями.

6. Карточный способ подготовки к публичным выступлениям.

Начиная готовиться к публичному выступлению, работая над планом, можно приготовить 6 чистых карточек. Вверху каждой карточки следует написать название составляющей части вашего выступления:

- карточка № 1 - тема выступления, цель речи, основной тезис, начало выступления;

- карточка № 2 - замысел выступления, логика подачи материала;

- карточка № 3 - доказательства, примеры, цифры, сравнения, аргументы, факты;

- карточка № 4 - наглядный материал, используемый в ходе выступления;

- карточка № 5 - заключительное обращение к слушателям;

- карточка № 6 - примерный перечень вопросов, которые вам могут задать слушатели.

Рекомендуется продумать данные аспекты и подготовить «домашние заготовки».

Закончив работу над планом, можно устно продумать ход выступления, паузы, подобрать необходимые слова, жесты, интонацию. Часть ораторов предпочитает сначала записать свою речь, выучить ее, затем записанный материал убрать и в дальнейшем пользоваться только опорными карточками, надеясь на память и логику изложения предмета речи.

Подготовившись к выступлению, надо проиграть его от начала до конца несколько раз.

 

Вопрос 4




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 882; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.