Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Формулировка цели




Приступая к подготовке речи, необходимо определить цель выступления. Говорящий должен ясно представить 2 аспекта цели:

1) для чего, с какой целью он произносит речь,

2) какой реакции слушателей он добивается.

Чтобы выступление достигло цели, следует ставить перед собой три вопроса:

1) Кому я буду говорить?

2) Для чего?

3) Что должны уяснить слушатели?

Предварительная информация о слушателях – одна из гарантий успеха. Трудно рассчитывать на успех, если не представляешь, насколько осведомлены слушатели в данном вопросе, чем именно он их может заинтересовать, как соотносится с их насущными проблемами.

Неопытные ораторы и начинающие деловые люди говорят обычно о том, что кажется важным им самим. Но для того, чтобы дойти до сердца слушателей, надо взглянуть на тему глазами аудитории. Для этого надо как можно ближе узнать своих будущих слушателей. Знание будущей аудитории позволяет подготовить выступление так, чтобы удовлетворить ее потребности. Ведь назначение выступления в том, чтобы удовлетворить какую-то потребность слушателей.

Если выступающий не подумает о назначении речи, он не добьется успеха в ее подготовке и произнесении. Например, в одной из аудиторий лектор прочитал лекцию «О вреде курения». Когда лекция закончилась, лектора спросили: «А для чего Вы нам все это говорили?» Оказалось, что аудитория почти на 100% некурящая, о чем выступающий знал. Лектор затруднился ответить на заданный вопрос. Это не значит, что он не должен был выступать перед данной аудиторией с такой темой. Надо было только с самого начала определить, для чего он в этой аудитории будет говорить о вреде курения: или чтобы сообщить новые сведения по этой теме в связи с развитием медицины, или для того, чтобы призвать слушателей вести разъяснительную работу среди своих знакомых и т.п. Тогда у слушателей не появилось бы чувства недоумения.

Отсутствие определенной целевой установки снижает эффективность лекции, оратор не добивается желаемой реакции слушателей.

Четкая формулировка целевой установки облегчает восприятие ораторской речи, определенным образом настраивает слушателей.

В процессе выбора темы и определения целевой установки рекомендуется ораторам для контроля ставить перед собой следующие вопросы:

1. Действительно ли меня интересует данная тема?

2. Достаточно ли я знаю по данному вопросу?

3. Смогу ли я уложиться в отведенное время?

4. Если я хочу убедить, убежден ли искренне я сам?

5. Будут ли соответствовать мои тема и цель уровню знаний, интересам и установкам слушателей?

В зависимости от отношения слушателей к вопросу определяется цель выступления: проинформировать, объяснить, заинтересовать, убедить, переубедить, побудить к действию, воодушевить и т.д. Обычно выступление преследует одну главную цель, а остальные ей подчинены.

Определив цель выступления, можно сформулировать его основную идею и название. Выбор цели и основной идеи выступления определяет стратегию всей дальнейшей работы.

Формулировка задачи выступления содержит его цель и основную идею, например, «Убедить в том, что…». То есть задача выступления = цель + основная идея. Задача выступления состоит в том, чтобы как можно лучше удовлетворить потребности аудитории. Если меняется цель выступления, меняется и его основная идея, задача.

Когда выбран аспект рассмотрения темы, установлены цель и основная идея выступления для конкретной аудитории, можно наметить его предварительный план и приступить к подбору материала.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 539; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.