КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 5. основы аналитической химии
В а р и а н т 20 В а р и а н т 19
1. Методы очистки коллоидных растворов. 2. Золь железо (III)гидроксида получен сливанием 50 мл 0,1 н. раствора аммоний гидроксида и 50 мл 0,2 н. раствора железо (III)хлорида. Написать формулу мицеллы полученного золя и определить направление движения гранулы при электрофорезе. Указать название всех слоев мицеллы. 3. Гемоглобулин, изоэлектрическая точка которого находится при рН=6,8, помещен в раствор с рН=3,6. Как заряжен гемоглобулин в растворе? Показать это схематически.
1. Строение мицеллы лиофильных коллоидов. 2. Написать формулу мицеллы гидрозоля серебро иодида, полученного при слиянии 0,5 л 0,2 н. раствора калий иодида и 0,5 л 0,5 н. раствора серебро нитрата. Определить направление движения гранулы при электрофорезе. Указать название всех слоев мицеллы. 3. Альбумин яйца, ИЭТ которого находится при рН=4,8, помещен в раствор с рН=6,0. Как заряжен альбумин яйца в растворе? Аналитическая химия – это наука о методах качественного и количественного исследования состава веществ и смесей. Основной целью изучения её является овладение теоретическими основами и навыками аналитических операций, необходимых для анализа минеральных удобрений, пестицидов, почв, кормов и других объектов. Химический анализ основан на фундаментальных законах общей химии. Поэтому, чтобы овладеть аналитическими методами, необходимо знать свойства водных растворов, закономерности образования осадков и коллоидных систем, реакции комплексообразования, кислотно-основные и окислительно-восстановительные свойства веществ. Аналитическая химия устанавливает, какие химические элементы, в какой форме и в каком количестве содержатся в изучаемом объекте. В соответствии с этими задачами в аналитической химии выделяют два больших раздела: качественный анализ и количественный анализ. Сначала устанавливают качественный состав вещества, а затем уже определяют точное содержание элементов теми или другими методами. В тех случаях, когда состав анализируемого материала приблизительно известен, сразу приступают к количественным измерениям. Аналитическая химия занимает особое место в системе естественных наук. С ее помощью ученые накапливают и проверяют научные факты, устанавливают новые правила и законы. Аналитические исследования являются тем фундаментом, на котором строится здание современной химии. Химический анализ необходим для успешного развития таких наук, как биохимия растений и животных, химия космоса, геохимия, минералогия. С помощью методов аналитической химии было доказано, что Земля, Луна, Солнце и другие небесные тела состоят из одних и тех же химических элементов. Это свидетельствует о единстве Вселенной. Классический качественный анализ основан на применении качественных аналитических реакций, т.е. химических реакций, сопровождающихся определенным внешним эффектом (выпадением или растворением осадка, выделением газа, изменением окраски раствора), например: Cu2+ + 4NH3 = [Cu(NH3)4]2+. голубой раствор ярко-синий раствор Важными характеристиками аналитических реакций являются их чувствительность и специфичность. Чувствительность реакции характеризуется минимальным количеством определяемого компонента или минимальной его концентрацией в растворе, при которых с помощью данного реагента этот компонент может быть обнаружен. Предельная концентрация Сmin – это минимальная концентрация вещества в растворе, при которой данная реакция еще дает положительный результат. Предельное разбавление G – величина, обратная предельной концентрации. Предельную концентрацию выражают отношением 1: G, которое показывает, в какой массе растворителя должна содержаться одна массовая часть вещества, чтобы внешний эффект был еще заметен. Например, для реакции Сu2+ с аммиаком предельное разбавление равно 250 000 и предельная концентрация 1:250 000, что означает возможность открыть ионы меди в растворе, содержащем 1 г Сu2+ в 250 000 г воды. Реакция считается тем чувствительнее, чем больше предельное разбавление. Чувствительность реакции зависит от многих условий: кислотности среды, температуры, ионной силы раствора и других, поэтому каждую аналитическую реакцию следует проводить в строго определенных условиях. Если не соблюдать требуемых условий, то реакция может или совсем не пойти, или пойти в нежелательном направлении. Аналитическая реакция, свойственная только данному иону, называется специфической реакцией. Это, например, реакция обнаружения иона NH+4 действием щелочи в газовой камере, синее окрашивание крахмала при действии йода и некоторые другие реакции. При наличии специфических реакций можно было бы открыть любой ион непосредственно в пробе исследуемой смеси, независимо от присутствия в ней других ионов. Открытие ионов специфическими реакциями в отдельных пробах всего исследуемого раствора в произвольно выбранной последовательности называется дробным анализом. Отсутствие специфических реакций для большинства ионов делает невозможным проведение качественного анализа сложных смесей дробным методом. Для таких случаев разработан систематический анализ. Он состоит в том, что смесь ионов с помощью особых групповых реагентов предварительно разделяют на отдельные группы. Из этих групп каждый ион выделяют в строго определенной последовательности, а потом уже открывают характерной для него аналитической реакцией. Реактивы, позволяющие в определенных условиях разделять ионы на аналитические группы, называются групповыми реагентами (реактивами). В основе использования групповых реагентов лежит избирательность их действия. В отличие от специфических избирательные (или селективные) реакции проходят с несколькими ионами или веществами. Например, С1––ионы образуют осадки с катионами Ag+, Hg22+ и Pb2+, следовательно, эта реакция является селективной для указанных ионов, а соляная кислота НС1 может использоваться в качестве группового реагента аналитической группы, включающей эти катионы. Применение групповых реагентов представляет большие удобства при исследовании состава сложных смесей, так как при этом сложная задача анализа распадается на ряд более простых. Если же какая-либо группа полностью отсутствует, ее групповой реагент не даст с анализируемым раствором ожидаемого осадка. В этом случае нет смысла проводить реакции на отдельные ионы этой группы. Задачей количественного анализа является определение массы отдельных химических элементов, входящих в состав индивидуального соединения или смеси веществ. Количественный анализ выполняют с помощью различных химических, физико-химических и физических методов. В любом случае между массой определяемого элемента и измеряемым свойством должна существовать определенная зависимость, выражаемая математической формулой или графически. Титриметрический анализ заключается в измерении объема раствора реагента, затраченного на взаимодействие с определяемым компонентом. При этом концентрация реагента должна быть предварительно установлена. Зная объем прибавленного раствора и концентрацию реагирующего вещества в нем, нетрудно рассчитать количество анализируемого компонента в пробе. Раствор с известной концентрацией реагента называется рабочим. Процесс прибавления рабочего раствора к анализируемой пробе называется титрованием. Титрование необходимо продолжать до точки эквивалентности, т. е. до того момента, когда реагирующие между собой вещества окажутся в эквивалентных количествах. Точку эквивалентности устанавливают с помощью химических индикаторов или специальных приборов. В основу титриметрического анализа могут быть положены только те химические реакции, которые протекают с достаточно высокой скоростью и практически необратимо. Выражаются определенным уравнением и не сопровождаются побочными процессами, связанными с расходованием реагента или анализируемого вещества. Кроме того, должен существовать несложный способ, позволяющий устанавливать точку эквивалентности. Титриметрические методы анализа классифицируют по типу выполняемых химических реакций. При этом различают методы нейтрализации, осаждения, окисления-восстановления, комплексообразования. Метод нейтрализации применяется для определения кислот и оснований. В качестве реагентов в этом методе используются растворы сильных минеральных кислот (при анализе оснований) и щелочей (при анализе кислот). Основу метода составляет реакция нейтрализации. Метод осаждения объединяет те случаи определений,прикоторых в результате взаимодействия реагента с исследуемым веществом образуется малорастворимое соединение, например: АgСl, ВаSO4, или РbSO4. С помощью метода окисления-восстановления устанавливают содержание окислителей и восстановителей в растворе. В качестве реагентов в этом методе наиболее часто применяют КМnO4 и К2Сr2О7. Метод комплексообразования основан на использовании реакций, сопровождающихся образованием комплексных соединений. Например, для определения цианид-ионов СN- часто используют реакцию: 2СN- + Аg+ = [Аg(СN)2 ]-, в результате которой образуется устойчивый комплекс[Аg(СN)2 ]-. Если к раствору, содержащему ионы СN-, прибавлять нитрат серебра, то сначала жидкость остается совершенно прозрачной. После точки эквивалентности первая избыточная капля реагента приводит к выпадению малорастворимого аргентоцианида серебра: [Аg(СN)2 ]- + Аg+ → Ag[Аg(СN)2 ]. Окислительно-восстановительные реакции лежат в основе ряда методов титриметрического анализа, которые объединяются под общим названием оксидиметрия. В качестве рабочих растворов (титрантов) в оксидиметрии применяют растворы окислителей и восстановителей. Все методы оксидиметрии классифицируют в зависимости от окислителя или восстановителя, применяемого в рабочем растворе, на следующие виды: 1) перманганатометрия: основным титрантом служит раствор КМnO4; в паре с ним обычно используются растворы сульфата железа (II) FeSO4 или щавелевой кислоты Н2С2O4; 2) йодометрия: титранты – растворы йода и тиосульфата натрия Na2S2O3; 3) хроматометрия: основной титрант – раствор дихромата калия К2Сr2О7; 4) броматометрия: титрант – раствор калия КВrO3; 5) нитритометрия: титрант – раствор нитрита натрия NaNO2 и т. д. Методы оксидиметрии позволяют с помощью рабочих растворов окислителей количественно определять в растворах или смесях разнообразные восстановители: соединения железа (II), олова (II), сульфиты, сульфиды, арсениты, оксалаты, пероксид водорода и др. С помощью рабочих растворов-восстановителей можно определить различные окислители: дихроматы, хлор, гипохлориты, хлориты, бром, броматы, йод, йодаты, пероксид водорода и др. Особенно широко в практике клинических и санитарно-гигиенических исследований применяют перманганатометрическое и йодометрическое титрование. К реакциям, используемым в оксидиметрии, предъявляются требования, заключающиеся в том, что реакция при титровании должна протекать быстро и необратимо с образованием продуктов строго определенного состава, не должна сопровождаться побочными взаимодействиями и должен существовать способ фиксирования конца реакции. Этим требованиям удовлетворяет лишь незначительная часть из огромного числа 0В реакций. Для оксидиметрического титрования подбирают окислительно-восстановительные пары так, чтобы разность их стандартных окислительных потенциалов была не ниже 0,4–0,5 В. В противном случае при титровании отсутствует резкий скачок потенциала вблизи эквивалентной точки. В оксидиметрии применяются различные методы определения точки эквивалентности. Например, в перманганатометрии она фиксируется по изменению окраски титруемого раствора, вызываемому избытком окрашенного рабочего раствора КМnO4 (так называемое безиндикаторное титрование). В йодометрии точку эквивалентности устанавливают с помощью индикатора крахмала, специфически реагирующего с йодом. В оксидиметрии применяют и специальные редокс-индикаторы (например, дифениламин), которые изменяют свою окраску в зависимости от значения окислительного потенциала, подобно тому, как кислотно-основные индикаторы изменяют свою окраску в зависимости от рН раствора. Различают несколько способов выполнения титриметрического анализа: прямое титрование, обратное титрование и титрование заместителя. Прямое титрование состоит в непосредственном прибавлении рабочего раствора к пробе с определяемым веществом. Обратное титрование основано на использовании двух рабочих растворов. Сначала к анализируемой пробе приливают точно измеренное количество первого рабочего раствора, в котором содержится реагент, взаимодействующий с определяемым веществом. Непрореагировавший избыток этого реагента оттитровывают с помощью второго рабочего раствора. Метод обратного титрования применяют в тех случаях, когда исследуемое вещество обладает повышенной летучестью. В некоторых вариантах титриметрического анализа сначала проводят реакцию определяемого вещества с каким-либо реагентом, а затем титруют один из продуктов этой реакции. Такой способ называется титрованием заместителя. Предлагаемые вопросы и задачи охватывают все основные темы курса в соответствии с программой и включают три раздела: 1) качественный анализ; 2) количественный анализ; 3) физико-химические методы анализа. В процессе выполнения заданий студенты могут получать консультации у преподавателей кафедры. При изучении тем необходимо пользоваться учебником И. К. Цитовича «Курс аналитической химии».
Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 1315; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |