КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Управление конфликтной ситуацией
Эффективное управление конфликтами включает в себя: *прогнозирование, оценку возможных последствий и направленности; *предупреждение или стимулирование; *регулирование; *разрешение. Эти виды деятельности могут проявляться как по отдельности, так и в сочетании. Прогнозирование направлено на выявление причин возникновения конфликта и потенциальную возможность его развития. Необходимо изучать взаимодействия людей и их индивидуально-психологические особенности (климат в коллективе, стиль общения, лидерство, уровень напряженности и т.д.), производить анализ причин возникновения конфликтов. Предупреждение направлено на предотвращение возникновения конфликта. Предупреждение основано на прогнозировании конфликта. Если конфликт назревает и проясняются причины его назревания, предпринимаются действия, нейтрализующие его. Это вынужденная форма предупреждения. Возможна превентивная форма предупреждения, которая выражается в комплексе мероприятий, направленных на управление социальной системой в целом. Это может быть: постоянная забота об удовлетворении нужд сотрудников, подбор и расстановка с учетом их психологических особенностей, соблюдение принципа справедливости, обучение навыкам общения и корпоративной культуры. Стимулирование является противоположным предупреждению действием. Оно направлено на провокацию и вызов конфликта. Стимулирование оправдано, когда результатом конфликта может являться конструктивное решение проблемы. Для вызова конфликта можно: · вынести проблемный вопрос на собрание; · дать возможность развиться конфликту на собрании; · выступить с критическим материалом в средствах массовой информации;
· пригласить внешнего консультанта с целью проведения тренинга, поставив основную задачу – разрешение или прояснение конфликта; · раскритиковать сложившуюся ситуацию во время выступления в коллективе. Регулирование связано с ограничением или ослаблением конфликта, направлением его развития в сторону разрешения. Поскольку процесс регулирования достаточно сложен, следует выделять в нем ряд этапов: признание конфликтующими сторонами факта существования конфликта; установление и признание норм конфликтного поведения между конфликтующими сторонами; создание соответствующих органов по регулированию конфликта. В процессе регулирования конфликта проводятся следующие мероприятия: * контроль распространения информации о конфликте с целью ликвидации информационного дефицита; * исключение из информации искажений и слухов; *организация эффективного общения; *снижение социально-психологической напряженности, работа с неформальными лидерами; *изменение условий взаимодействия сотрудников, использование методов поощрения и наказания, решение кадровых вопросов. Разрешение - это заключительный этап управления конфликтом. Для разрешения конфликта необходимы: потребность участников в его разрешении, достаточное количество ресурсов и средств, достаточная зрелость конфликта. Пути решения конфликта могут быть: * формальные (обращение в суд, увольнение перевод на другую работу, административные решения); * неформальные (беседа, просьба, убеждение, разъяснение) Существует несколько эффективных способов управления конфликтной ситуацией. Их можно разделить на две категории: структурные и межличностные. Структурные методы разрешения конфликтов. К ним относятся следующие: *разъяснение требований к работе; *координационные и интеграционные механизмы (цепь команд, принцип единоначалия);
*общеорганизационные комплексные цели; *структура системы вознаграждения. Межличностные методы разрешения конфликтов. В практике обычно используется матрица (рис. 2.10).
Низкий Интерес к другим Высокий
Рис.2.10. Матрица межличностных стилей разрешения конфликтов.
1. Разрешение конфликта силой или навязывание инициатором конфликта своей воли. Этот стиль характеризуется большой личной вовлеченностью и заинтересованностью в устранении конфликта, но при этом не учитывается позиция другой стороны. Для применения этого стиля необходимо иметь власть. Выигрывает инициатор конфликта, проигрывает другая сторона. Принуждение часто приводит к неблагоприятному исходу. Не исключено, что обиженный отомстит обидчику. 2. Уход от конфликта. Данный стиль обычно связан с отсутствием желания участвовать в его разрешении, соблюдать нейтралитет. В этом случае причина конфликта не устраняется, и он может возникнуть снова. 3. Разрешение конфликта через сотрудничество. Такой стиль связан с высокой степенью личной вовлеченности. Для этого стиля характерно совместное обсуждение разногласий для выработки решения, приемлемого для обеих сторон. Выигрывает каждая сторона. 4. Вхождение в положение другой стороны. Такой стиль обычно означает желание кооперироваться с другими, но при этом не вносить своего сильного интереса. Такая тактика помогает в стремлении реализовать желания других. 5. Разрешение конфликта через компромисс. Подобный стиль предполагает учет интересов обеих сторон и реализуется через переговоры, в ходе которых каждая сторона идет на определенные уступки, которые нежелательны. При этом отсутствует как взаимная удовлетворенность, так и неудовлетворенность. Множество конфликтов, сопровождающих нашу жизнь, приводит часто к дополнительным нервным нагрузкам на человека, к стрессовым ситуациям, к необходимости управлять стрессами. Стресс – это состояние напряжения, возникающее у человека под влиянием сильных воздействий. Термин «стресс» используется для обозначения реакции организма на любое экстремальное воздействие. Стресс может быть вызван факторами, связанными с работой и деятельностью организации или событиями личной жизни.
Виды стрессов:
Стрессы часто связаны с работой в организации и отрицательно влияют на работоспособность сотрудника. Поскольку стресс – неизбежное явление, то необходимо уметь управлять ими, снижать вред, который они приносят. В то же время стресс необходим для: адаптации организма к изменяющимся условиям существования, он делает наиболее эффективной его борьбу, повышает работоспособность, облегчает выход из экстремальных ситуаций. Существует несколько методов адаптации человека к стрессу. Первый на уровне организации, в результате изменения в политике, структуре производства, выработке четких требований к сотрудникам, оценке их деятельности. Второй на уровне личности:
Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 475; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |