Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Краткий глоссарий основных терминов




 

АКТИВЫ (assets) — средства, обеспечивающие денежные по­ступления их владельцу в форме как прямых выплат (прибыль, дивиденды, рента ит.д), так и скрытых выплат (увеличение стои­мости фирмы, недвижимости, акций и т. д).

АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ (ВМЕНЕННЫЕ) ИЗДЕРЖКИ (oppor­tunity cost) — издержки, отражающие ценность наилучшего из альтернативных вариантов, от которого пришлось отказаться при экономическом выборе. Альтернативные издержки часто характе­ризуются как ценность упущенных возможностей издержки одно­го блага, выраженные в другом благе, которым пришлось пожер­твовать для получения первого блага.

АНАЛИЗ (от греч. "разложение") — метод, заключающий­ся в разделении целого на части.

АНАЛОГИЯ (от греч. "сходство") — метод, основанный на переносе свойств с известного объекта на неизвестный.

АНТИМОНОПОЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО (antitrust statutes) — законодательство, направленное против накопления фир­мами опасной для общества монопольной власти.

АРЕНДНАЯ ПЛАТА (rental) — сумма, которую арендатор платит земельному собственнику, включающая ренту, амортиза­цию на постройки и сооружения (которые находятся на земле), а также процент на вложенный капитал.

АСИММЕТРИЯ ИНФОРМАЦИИ (information asymmetry) — положение, при котором одна часть участников рыночной сделки располагает важной информацией, а другая часть нет.

БЛАГА (goods) — средства, удовлетворяющие потребности.

БЮДЖЕТНОЕ ОГРАНИЧЕНИЕ, ЛИНИЯ ЦЕН, ПРЯМАЯ РАСХОДОВ (budget constraint) — все комбинации товаров, кото­рые потребитель имеет возможность купить на данный доход при данных ценах этих товаров, характеризуют совокупность допусти­мых вариантов выбора набора товаров потребителем при условии полного расходования им имеющегося дохода.

ВАЛОВАЯ (БУХГАЛТЕРСКАЯ) ПРИБЫЛЬ (profit) — прибыль, равная разнице между совокупной выручкой от продажи товаров (или услуг) и внешними затратами, связанными с их производст­вом и реализацией.

ВАЛОВЫЕ ИНВЕСТИЦИИ (gross investment) — общее уве­личение запаса капитала.

ВАЛОВОЙ ДОХОД (total revenue, TR) — показатель сум­марного дохода делового предприятия по итогам года от всех видов его экономической деятельности, состоит из валовой выручки от реализованных товаров (услуг) и сальдо платежного баланса, учи­тывающего внереализационную деятельность предприятия. Поня­тие "валовой доход" используется как показатель дохода, получен­ного от продажи данного продукта (или нескольких продуктов).

ВЕРОЯТНОСТЬ (probability) — возможность получения оп­ределенного результата.

ВЗАИМОДОПОЛНЯЕМОСТЬ БЛАГ (complementarity of goods) — свойство благ (товаров или услуг) удовлетворять потреб­ности (личные или производственные) лишь в комплексе друг с другом.

ВЗАИМОЗАМЕНЯЕМОСТЬ БЛАГ (substitution of goods) — свойство благ (товаров или услуг) удовлетворять потребности (лич­ные или производственные) за счет друг друга.

ВНЕШНИЕ (ЯВНЫЕ) ИЗДЕРЖКИ (explicit costs) — затра­ты факторов производства, которые не принадлежгт фирме и поку­паются ею.

ВНЕШНИЕ ЭФФЕКТЫ, ЭКСТЕРНАЛИИ (externalities) — из­держки или выгоды от рыночных сделок, не получившие отражения в ценах.

ВНУТРЕННИЕ (НЕЯВНЫЕ) ИЗДЕРЖКИ (implicit costs) — затраты принадлежащих фирме факторов производства.

ВНУТРЕННЯЯ НОРМА ОКУПАЕМОСТИ ИНВЕСТИЦИЙ (ВНУТРЕННЯЯ НОРМА ОТДАЧИ) (internal rate of return, IRR) — показатель эффективности инвестиционного проекта. Равна ставке дисконтирования (ставке процента), обращающей чистую текущую ценность инвестиционного проекта в ноль. Экономический смысл для фирмы следующий, внутренняя норма отдачи равна максимальной цене капитала, которую фирма может уплатить, чтобы при этом ин­вестиционный проект остался эффективным (что показывает отрицательная величина чистой текущей ценности инвестиционного проекта).

ВОЗМЕЩЕНИЕ — это процесс замены изношенного основно­го капитала.

ВОЗРАСТАЮЩАЯ ЭКОНОМИЯ ОТ МАСШТАБА (increasing economy of scale) — увеличение объема продукции более быстры­ми темпами, чем увеличение затрат всех использованных для про­изводства ресурсов. Например, при росте затрат ресурсов на 20% объем производства возрастает на 30%.

ВРЕМЕННЫЕ ПРЕДПОЧТЕНИЯ (time preference) — общая тенденция предпочтения потребления в настоящем времени.

ВТОРАЯ ТЕОРЕМА ЭКОНОМИКИ БЛАГОСОСТОЯНИЯ (the second theorem of welfare economics) — утверждает, что всякое Парето-оптимальное состояние является равновесным для некото­рого первоначального распределения вкладов факторов производ­ства.

ВЫПУСК (output) — любое благо (продукция или услуга), изготовленное фирмой для продажи.

ВЫРУЧКА (revenue) — см. Совокупный доход

ГИПОТЕЗА (от греч. "предположение") — метод познания, заключающийся в выдвижении научно обоснованного предположения о природе, структуре или закономерностях развития явлений и про­цессов.

ГОЛЛАНДСКИЙ АУКЦИОН (Dutch auction) — аукцион, в котором ставки снижаются сверху вниз до тех пор, пока товар не будет полностью продан за минимально доступную цену.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ СОБСТВЕННОСТЬ (state property) — собственность, решение по которой принимается на основании ус­тановленных правил и процедур, регулирующих интересы общест­ва в целом.

ДВУСТОРОННЯЯ МОНОПОЛИЯ (bilateral monopoly) — ры­ночная структура, при которой монополисту противостоит монопсо-нист (единственный продавец сталкивается с единственным покупа­телем).

ДЕДУКЦИЯ (от лат. "выведение") — метод познания от общего к частному.

ДИАЛЕКТИКА (от греч. "искусство вести беседу, спор") — наука о наиболее общих законах развития природы, общества и человеческого мышления.

ДИАЛЕКТИЧЕСКАЯ ЛОГИКА (от греч. "слово, понятие, рас­суждение") — наука о наиболее общих законах процесса познания

ДИСКОНТИРОВАНИЕ (discounting) — приведение экономи­ческих показателей (выручки, издержек) будущих лет к сегодняш­ней ценности (present value) согласно формуле

(1 + i)«где PDV — сегодняшняя ценность;

FVn — ценность через п периодов,

i — ставка дисконтирования.

В качестве ставки дисконтирования может служить ставка бан­ковского процента или иной показатель.

ДОКАЗАТЕЛЬСТВО — метод нахождения убедительных ос­нований.

ДОЛГОСРОЧНЫЙ ИЛИ ДЛИТЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД (long-run) — отрезок времени, достаточный для внесения изменений во все факторы производства.

ДОМИНИРУЮЩАЯ СТРАТЕГИЯ (dominant strategy) — стратегическое поведение фирмы, обеспечивающее ей максимиза­цию прибыли или минимизацию потерь. В теории игр считается, что игрок (фирма) выберет доминирующую стратегию, независимо от реакции своего партнера.

ДУГОВАЯ ЭЛАСТИЧНОСТЬ (arc elasticity) — показатель средней реакции спроса на изменение цены товара, выраженной кривой спроса на некотором отрезке.

D -AQ P -(Q,-Q,) (P2+P)/2 -(Q2-Q.) (P2 + P)

JЈ — у — у =

Р АР Q (P2-P.) (Q2 + Q)/2 (P2-P.) (Q2 + Q,)

ДУОПОЛИЯ (duopoly) — рыночная структура, когда на рын­ке действуют две фирмы, взаимоотношения которых определяет объем производства в отрасли и рыночную цену.

ЕСТЕСТВЕННАЯ МОНОПОЛИЯ (natural monopoly) — воз­никает там, где отсутствуют реальные альтернативы, нет близких заменителей, выпускаемый продукт в известной степени уникален, кроме того, увеличение числа фирм в этой отрасли вызывает рост средних издержек.

ЗАКОН ПРЕДЛОЖЕНИЯ (law of supply) — прямая связь между ценой и количеством продаваемого товара.

ЗАКОН СПРОСА (law о demand) — обратная связь между ценой и количеством покупаемого продукта.

ЗАКОН УБЫВАЮЩЕЙ ПРЕДЕЛЬНОЙ ПРОИЗВОДИТЕЛЬ­НОСТИ (law of diminishing marginal returns) — закон, утверж­дающий, что с ростом использования какого-либо производствен­ного фактора (при неизменности остальных) рано или поздно до­стигается такая точка, в которой дополнительное применение пере­менного фактора ведет к снижению относительного и далее абсо­лютного объемов выпуска продукции.

ЗАКОН ЭНГЕЛЯ (Engel law) — положение, что для каждого блага с эластичностью спроса по доходу, меньшей единицы (0 < Е{ < 1), должно существовать благо с Е > 1 для конкретного потребителя.

ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА (wage) — в современной экономичес­кой науке цена, выплачиваемая за использование труда наемного работника.

ЗАТРАТЫ (costs) — все, что производитель (фирма) закупает для использования в целях достижения необходимого результата

ЗЕМЕЛЬНАЯ РЕНТА (land rent) — плата за использование земли и других природных ресурсов, предложение которых строго ограничено.

ЗЕМЛЯ, ЕСТЕСТВЕННЫЕ РЕСУРСЫ (land, natural resourc­es) — природные условия, необходимые для производства товаров и услуг.

ЗОНА ЗАМЕЩЕНИЯ (ЗАМЕНЫ, СУБСТИТУЦИИ) (zone of substitution) — участок кривой безразличия, в котором возможна эффективная замена одного блага другим.

ИГРА (дате) — взаимоотношения экономических субъектов в ситуациях с заранее установленными правилами, когда необходи­мо принимать ответственные решения.

ИЗЛИШЕК (ВЫИГРЫШ) ПОТРЕБИТЕЛЯ (consumer sur­plus) — разница между ценой, за которую потребитель готов ку­пить товар, и ценой, которую он в действительности платит.

ИЗЛИШЕК (ВЫИГРЫШ) ПРОИЗВОДИТЕЛЯ (producer sur­plus) — это разница между валовыми доходами и полными из­держками производителя.

ИЗОКВАНТА (isoquant) — кривая, представляющая все со­четания ресурсов, использование которых обеспечивает одинако­вый объем выпуска продукции; кривая равного выпуска.

ИЗОКОСТА (isocost line) — линия, объединяющая все воз­можные сочетания ресурсов, которые имеют одинаковую суммар­ную стоимость, прямая равных издержек

C=wxL+rxK

или

С w

К = х L.

г г

ИНВЕСТИРОВАНИЕ (investment) — процесс пополнения и увеличения капитальных фондов, приток нового капитала в фирму в данном году Валовые (совокупные) инвестиции (gross investments) представляют собой сумму амортизации (depreciation) — возмеще­ния затраченных в текущем году капитальных средств — и чистых инвестиций (net investments) — увеличения объема использования капитала. Сумма амортизации рассчитывается исходя из стоимос­ти основного капитала фирмы (капитальных фондов) и полезного срока службы основного капитала — числа лет, в течение которых капитальные активы будут приносить фирме доходы или сокра­щать ее издержки. Для расчета суммы амортизации необходимо знать норму амортизации.

ИНДЕКС А. П. ЛЕРНЕРА (Lerner index) — Р -МС 1

I = -Л! = —,

Р Е

m

где I, — лернеровский индекс монопольной власти; Рт — монопольная цена; МС — предельные издержки; Е — эластичность спроса на продукцию

В условиях совершенной конкуренции МС = Р. Следователь­но, 1г = 0. Если IL представляет из себя положительную величину (I, > 0), то фирма обладает монопольной властью. Чем выше этот показатель, тем больше монопольная власть.

ИНДЕКС МОНОПОЛЬНОЙ ВЛАСТИ (monopoly power in­dex) — см. индекс Лернера, индекс Херфиндаля—Хиршмана.

ИНДЕКС ХЕРФИНДАЛЯ—ХИРШМАНА (Herfindahl—Hirsh-тпап index, I) — показатель, определяющий степень концентра­ции рынка. При его расчете используется удельный вес продукции фирмы в отрасли. Предполагается, что чем больше удельный вес продукции фирмы в отрасли, тем выше потенциальные возможнос­ти для возникновения монополии Все фирмы ранжируются по удель­ному весу от наибольшей до наименьшей

Т = Ч2 + Ч2 + Ч2 + + Ч 2

где 1ин — индекс Херфиндаля—Хиршмана;

S, — удельный вес самой крупной фирмы;

S2 — удельный вес следующей по величине фирмы,

Sn — удельный вес наименьшей фирмы.

Если в отрасли функционирует лишь одна фирма (т. е. мы имеем пример чистой монополии), то S, = 100%, а 1нн = 10 000. Если в отрасли 100 одинаковых фирм, то S, = 1%, а 1НП = 100.

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ФИРМА (individual propertyship) — фирма, которой владеет одно физическое лицо, самостоятельно ве­дущее дело в собственных интересах и отвечающее за нее личным имуществом.

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ СПРОС (individual demand) — спрос, предъявляемый одним потребителем.

ИНДУКЦИЯ (от лат. "наведение") — метод познания от частного к общему.

ИНСТИТУЦИОНАЛИЗМ (institutionalism) — экономическая наука об институтах, внутри и посредством которых осуществля­ется кругооборот экономических благ.

ИНТЕРСПЕЦИФИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ (intercpecific resourc­es) — взаимодополняемые, взаимоуникальные ресурсы, максималь­ная ценность которых достигается только в данной фирме и по­средством нее.

КАПИТАЛ (capital) — ресурсы длительного пользования, ис­пользуемые для производства товаров и услуг.

КАРТА ИЗОКВАНТ (isoquant тар) — совокупность изоквант, каждая из которых показывает максимальный выпуск продукции, достигаемый при использовании определенных сочетаний ресур­сов.

КАРТА КРИВЫХ БЕЗРАЗЛИЧИЯ (indifference curve map) — множество кривых безразличия.

КАРТЕЛЬ (cartel) — рыночная ситуация, при которой фирмы образуют сговор (соглашение) относительно цен и/или объема про­изводства с целью максимизации совокупной прибыли картеля.

КВАЗИОПТИМУМ (ВТОРОЕ ЛУЧШЕЕ) (second best) — вы­бор наилучшей из доступных комбинаций выпуска, когда Парето-эффективный объем выпуска товаров невозможен.

КЕЙНСИАНСТВО (Keynesian economics) — экономическое течение современного либерализма, обосновывающее необходимость государственного стимулирования эффективного спроса.

КЛАССИЧЕСКИЙ КОНТРАКТ (classical contract law) — дву­сторонний контракт, основанный на существующих юридических правилах, четко фиксирующий условия сделки и предполагающий санкции в случае невыполнения этих условий.

КОМАНДНАЯ ЭКОНОМИКА (command economy) — систе­ма, в которой доминируют общественная (государственная) собст­венность на средства производства, коллективное принятие эконо­мических решений, централизованное руководство экономикой по­средством государственного планирования.

КОМПЕНСАЦИОННАЯ ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА (compensat­ing wage) — заработная плата, компенсирующая неравенство в условиях и привлекательности труда.

КОМПЛЕМЕНТАРНЫЕ БЛАГА (complementary goods) — блага, дополняющие друг друга в потреблении.

КООПЕРАТИВНАЯ ИГРА (cooperative game) — такая игра, в которой наблюдается заключение соглашения между участника­ми. В экономике примером кооперативной игры может служить кар­тель.

КОРРЕКТИРУЮЩАЯ СУБСИДИЯ (corrective subsidy) — суб­сидия производителям или потребителям экономических благ, харак­теризующихся положительными внешними эффектами, которая по­зволяет приблизить предельные частные выгоды к предельным обще­ственным.

КОРРЕКТИРУЮЩИЙ НАЛОГ (corrective tax) — налог на выпуск экономических благ, характеризующихся отрицательными внешними эффектами, который повышает предельные частные из­держки до уровня предельных общественных; направлен на кор­ректировку ценовых диспропорций, вызванных влиянием "прова­лов" рынка.

КОРПОРАЦИЯ (corporation) — фирма, имеющая форму юри­дического лица и принадлежащая группе акционеров, причем иму­щество и собственность этой фирмы отделены от имущества и от­ветственности ее совладельцев (ответственность каждого акционе­ра ограничена его вкладом).

КОЭФФИЦИЕНТ ДЖИНИ (Gini coefficient) — коэффициент, показывающий уровень неравенства в распределении доходов.

КРАТКОСРОЧНЫЙ ИЛИ КОРОТКИЙ ПЕРИОД (short-run)

в деятельности фирмы — отрезок времени, в течение которого не­возможно изменить хотя бы один производственный фактор.

КРИВАЯ БЕЗРАЗЛИЧИЯ (indifference curve) — линия по­стоянного уровня удовлетворенности потребителя (постоянной по­лезности) от потребления различных наборов благ.

КРИВАЯ "ДОХОД—ПОТРЕБЛЕНИЕ" (income—consumption curve) — кривая, каждая точка которой — оптимальное количество потребляемых благ при разном уровне дохода (но постоянном соот­ношении цен).

КРИВАЯ ЛОРЕНЦА (Lorenz curve) — кривая, отражающая фактическое распределение доходов.

КРИВАЯ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (supply curve) — графическое изо­бражение зависимости между рыночной ценой блага и количествами этого блага, которое готовы продать производители в данный момент времени.

КРИВАЯ (ГРАНИЦА) ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ВОЗМОЖ­НОСТЕЙ (production possibilities curve (frontier)) — кривая, де­монстрирующая различные комбинации двух благ, которые могут быть произведены в экономике при полном использовании данного объема ресурсов и данной технологии.

КРИВАЯ СПРОСА (demand curve) — графическое изобра­жение зависимости между рыночными ценами блага и количеством этого блага, которое готовы купить потребители в данный момент времени.

КРИВАЯ ЭНГЕЛЯ (Engel curve) — кривая, показывающая зависимость изменения величины потребления товара от измене­ния дохода потребителя. В зависимости от реакции потребителя на изменение дохода при покупке товара различают три категории товаров: ценные малоценные и обычные. ЛОББИЗМ (lobbying) — попытки влияния на представителей власти с целью принятия выгодного для ограниченной группы из­бирателей политического решения.

МАЛОЦЕННЫЕ ТОВАРЫ (inferior goods) — товары, спрос на которые уменьшается при росте дохода (товары низкого качест­ва).

МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ЛОГИКА — наука, применяющая ма­тематические методы и исследующая мышление с помощью исчис­лений (формализованных языков).

МГНОВЕННЫЙ ПЕРИОД (immediate period) — период в деятельности фирмы, когда количество всех используемых факто­ров остается постоянным.

МЕРТВЫЙ ГРУЗ МОНОПОЛИИ (ЧИСТЫЕ ИЗДЕРЖКИ МОНОПОЛИИ) (deadweight loss) — разница между потенциаль­но возможным объемом производства в отрасли без монополии и реальным объемом выпуска монополиста.

МЕТОД (от греч. "methodos" — путь к чему-либо) — уче­ние о происхождении, структуре и способах применения всей сово­купности познавательных средств. В наиболее широком смысле к методу науки относится логика и весь разработанный в ее рамках научный аппарат.

МИКРОЭКОНОМИКА (microeconomics) — раздел экономи­ческой науки, изучающий деятельность отдельных экономических агентов (индивидов, домохозяйств, фирм и др.) и их поведение на отраслевых рынках.

МОДЕЛЬ (model) — абстрактная теоретическая конструкция, логическая структура которой определяется как свойствами объ­екта, так и целями, характером исследования.

МОНЕТАРИЗМ (monetarism) — неоклассическая экономичес­кая теория, приписывающая денежной системе определяющую роль в процессе изменения экономической конъюнктуры. (12)

МОНОПОЛИЯ (monopoly) — см. Чистая монополия.

МОНОПОЛИСТИЧЕСКАЯ КОНКУРЕНЦИЯ (monopolistic competition) — тип рыночной структуры, возникающий в результа­те дифференциации товаров и услуг. Монополистическая конкурен­ция — случай, когда "много конкуренции и мало монополии", моно­полистическая власть на рынке относительно невелика.

МОНОПСОНИЯ (monopsony) — монополия со стороны покупате­ля.

МОРАЛЬНЫЙ РИСК (moral hazard) — поведение индивида, сознательно увеличивающего вероятность возможного ущерба в на­дежде, что убытки будут полностью (или даже с избытком) покры­ты страховой компанией. (395)

НЕИЗБИРАТЕЛЬНОСТЬ В ПОТРЕБЛЕНИИ (nonrivality in

consumption) — означает, что потребление чисто общественного блага одним человеком не уменьшает его доступности для других. Такие блага неконкурентны, так как предельные издержки для до­полнительного потребителя равны нулю.

НЕИСКЛЮЧАЕМОСТЬ В ПОТРЕБЛЕНИИ (nonexclusivity in consumption) — означает, что ни один человек не может быть не допущен к потреблению блага, даже если он отказывается за это платить. Чисто общественное благо обладает своеобразным поло­жительным внешним эффектом как только кто-нибудь начинает его потреблять, оно становится доступным для всех.

НЕРАЦИОНАЛЬНЫЙ СПРОС (nonrational demand) — не­запланированный спрос, возникший под влиянием сиюминутного желания, внезапного изменения настроения, прихоти или каприза, спрос, который нарушает предпосылку о рациональном поведении потребителя.

НЕФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ СПРОС — спрос, обусловленный факторами, не связанными с самим товаром.

НОВАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЭКОНОМИЯ (теория общест­венного выбора) (new political economy /public choice theory) — наука, изучающая различные способы и методы, посредством которых люди используют правительственные учреждения в своих соб­ственных интересах.

НОМИНАЛЬНАЯ ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА (nominal wage rate) — цена, выплачиваемая за использование труда.

НОМИНАЛЬНАЯ СТАВКА ПРОЦЕНТА (nominal rate of in­terest) — ставка процента, выраженная в деньгах (рублях, долла­рах, франках) по их текущему курсу.

НОРМА АМОРТИЗАЦИИ (rate of depreciation) — доля ос­новного капитала, подлежащая амортизации (списанию) в текущем году.

НОРМАЛЬНАЯ ПРИБЫЛЬ (normal profit), НУЛЕВАЯ ЭКО­НОМИЧЕСКАЯ ПРИБЫЛЬ (zero profit) — альтернативная стои­мость использования предпринимательской способности. Когда фир­ма получает только нормальную прибыль, то ее доход полностью расходуется на покрытие всех затрат фирмы.

НОРМАТИВНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ НАУКА (normative eco­nomics) — наука, изучающая условия достижения индивидами, фир­мами или обществом в целом максимального результата при данных затратах, наука о рациональном (прежде всего в рамках рыночной экономики) поведении людей и деятельности институтов.

ОБЩАЯ ПОЛЕЗНОСТЬ (total utility, TU) — совокупная по­лезность всех потребляемых благ.

ОБЩЕЕ РАВНОВЕСИЕ (general equilibrium) — равновесие, возникающее в результате взаимодействия всех рынков, когда из­менение спроса или предложения на одном рынке влияет на равно­весные цену и объемы продаж на всех рынках.

ОБЩИЕ ИЗДЕРЖКИ (total costs, TC) — совокупность всех затрат предприятия на производство и реализацию какого-либо про­дукта или экономического блага, включающая в себя переменные издержки и постоянные издержки.

ОБЩИЕ РЕСУРСЫ (common resources) — это ресурсы, цен­ность которых не зависит от нахождения в данной фирме, и внут­ри, и вне ее они оцениваются одинаково.

ОБЫЧНЫЙ ТОВАР (normal good) — товар, спрос на кото­рый при росте дохода вначале незначительно увеличивается, но по мере дальнейшего увеличения дохода стабилизируется на каком-либо постоянном уровне (предметы первой необходимости).

ОЛИГОПОЛИЯ (oligopoly) — рыночная структура, когда на рынке действует ограниченное число фирм, выпускающих одно­родный продукт и обладающих неполной рыночной властью над ценами, а вход в отрасль новых производителей ограничен высоки­ми барьерами.

ОППОРТУНИСТИЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ (opportunist behav­ior) — поведение индивида, уклоняющегося от соблюдения кон­тракта с целью получения прибыли за счет партнеров.

ОТКЛОНЕНИЕ — разница между действительным результа­том и ожидаемым.

ОТРИЦАТЕЛЬНЫЙ ВНЕШНИЙ ЭФФЕКТ (negative externality) — эффект, возникающий в случае, когда деятельность одного экономического агента вызывает издержки других. При на­личии отрицательного внешнего эффекта экономическое благо про­дается и покупается в большем по сравнению с эффективным объеме, т. е. имеет место перепроизводство товаров и услуг с отрицатель­ными внешними эффектами.

ПАРЕТО-ЭФФЕКТИВНОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ БЛАГ, ИЛИ ПАРЕТО-ОПТИМУМ (Pareto-optimality) — такое распределение благ, при котором невозможно улучшить чье-либо благосостояние (посредством перераспределения) без ущерба для благосостояния другого лица.

ПАРЕТО-ЭФФЕКТИВНОЕ РАЗМЕЩЕНИЕ РЕСУРСОВ (Pareto-optimal resource allocation) — такое размещение ресур­сов, при котором нельзя увеличить выпуск одного товара, не сокра­тив выпуск другого (365) ПЕРЕКРЕСТНАЯ ЭЛАСТИЧНОСТЬ (cross elasticity) — элас­тичность спроса на одно благо относительно цен на другое благо.

(101, 140, 142)

dQ /Q dQx P

Е = —- = х —- ■

ху dP /P dP Q

у' у у ^х

ПЕРЕМЕННЫЕ ИЗДЕРЖКИ (variable costs, VC) — издерж­ки, которые изменяются с изменением объема выпуска продук­ции.

ПЕРЕМЕННЫЕ ФАКТОРЫ ПРОИЗВОДСТВА (variable factors

of production) — факторы, затраты которых зависят от уровня выпус­ка продукции.

ПОЗИТИВНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ НАУКА (positive eco­nomics) — наука, изучающая развитие объективно складывающихся экономических явлений и процессов.

ПОЛЕЗНОСТЬ БЛАГА (utility of good) — способность эконо­мического блага удовлетворять одну или несколько человеческих по­требностей (120)

ПОЛИТИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ (ПОЛИТИЧЕСКИЙ ДЕЛО­ВОЙ) ЦИКЛ (political business cycle) — цикл экономической и политической активности правительства между выборами.

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЭКОНОМИЯ (political economy) — фун­даментальная экономическая наука, изучающая методологические и теоретические проблемы производства, распределения, обмена и потребления экономических благ. В различных школах экономической мысли существовали следующие определения предмета по­литической экономии меркантилизм: наука о видах деятельнос­ти, связанных с обменом и торговлей между людьми (и странами); классическая политэкономия: наука о богатстве; марксистская политэкономия' наука о производственных отношениях — отно­шениях между людьми, складывающихся в процессе производства, распределения, обмена и потребления жизненных благ на разных этапах развития человеческого общества, маржинализм' экономи­ческая наука о деятельности людей по удовлетворению своих по­требностей путем использования ограниченных производственных ресурсов, историческая школа: наука о повседневной деловой жиз­ни и деятельности людей в разные эпохи и в разных странах.

ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЙ ВНЕШНИЙ ЭФФЕКТ (positive ex­ternality) — эффект, возникающий в случае, когда деятельность одного экономического агента приносит выгоды другим. При нали­чии положительного внешнего эффекта экономическое благо про­дается и покупается в меньшем по сравнению с эффективным объе­ме, т. е. имеет место недопроизводство товаров и услуг с положи­тельными внешними эффектами.

ПОНЯТИЕ — мысль о предмете.

ПОСТОЯННАЯ ЭКОНОМИЯ ОТ МАСШТАБА (constant economy of scale) — увеличение объема продукции теми же тем­пами, что и увеличение затрат всех использованных для производ­ства ресурсов. Например, при росте затрат ресурсов на 20% объем производства также возрастает на 20%. (171)

ПОСТОЯННЫЕ (ФИКСИРОВАННЫЕ) ИЗДЕРЖКИ (fixed costs, FC) — издержки, которые фирма несет независимо от объема выпуска продукции

ПОСТОЯННЫЕ ФАКТОРЫ ПРОИЗВОДСТВА (fixed factors of production) — факторы, затраты которых не зависят от уровня выпуска продукции.

ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ ВЫБОР (consumer choice) — выбор, максимизирующий функцию полезности рационального потребите­ля в условиях ограниченности ресурсов (денежного дохода)

ПОТРЕБНОСТИ (needs) — внутренние мотивы, побуждаю­щие к экономической деятельности. Интенсивность потребностей наряду с редкостью определяет ценность экономических благ.

ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ (property rights) — совокупность властных прав, санкционированных поведенческих отношений, скла­дывающихся между людьми по поводу использования ими эконо­мических благ.

ПРАВИЛО МАКСИМИЗАЦИИ ПРИБЫЛИ (profit maximi­sation rule): MRP = P

ПРАВИЛО МАКСИМИЗАЦИИ ФУНКЦИИ ПОЛЕЗНОС­ТИ — правило, согласно которому функция полезности максими­зируется в том случае, когда денежный доход потребителя распре­деляется таким образом, что каждый последний доллар (рубль, марка, франк и тд.), затраченный на приобретение любого блага, приносит одинаковую предельную полезность. То есть

ми, _ ми2 _ мип

р. р> " рп

ПРАВИЛО НАИМЕНЬШИХ ИЗДЕРЖЕК (least-cost rule) ~-

правило, согласно которому издержки заданного объема производ­ства минимизируются, когда последний доллар, затраченный на каждый ресурс, дает одинаковый предельный продукт

ПРЕДЕЛЬНАЯ НОРМА ЗАМЕЩЕНИЯ, СУБСТИТУЦИИ (marginal rate of substitution, MRS) — количество, на которое потребление одного из двух благ должно быть увеличено (или умень­шено), чтобы полностью компенсировать потребителю уменьшение (или увеличение) потребления другого блага на одну дополнитель­ную (предельную) единицу.

ПРЕДЕЛЬНАЯ НОРМА ТЕХНИЧЕСКОГО (ИЛИ ТЕХНОЛО­ГИЧЕСКОГО) ЗАМЕЩЕНИЯ КАПИТАЛА ТРУДОМ (marginal rate of technical substution of capital for labour, MRTSLK) — мера количества капитала, которую может заменить дополнительная единица труда без увеличения или уменьшения выпуска продук­ции.

ПРЕДЕЛЬНАЯ ПОЛЕЗНОСТЬ (marginal utility, MU) — по­лезность последней единицы потребляемого блага.

ПРЕДЕЛЬНАЯ ЧИСТАЯ ОКУПАЕМОСТЬ ИНВЕСТИЦИЙ (marginal net return of the investment) — разница между предель­ной внутренней окупаемостью инвестиций и ставкой ссудного про­цента: (r-i), где г — норма окупаемости, i — ссудный процент.

ПРЕДЕЛЬНАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ КАПИТАЛА (marginal efficiency of capital) — такая норма процента, которая уравнива­ет издержки, связанные с инвестициями, и ожидаемую на них вы­ручку.

ПРЕДЕЛЬНЫЕ ИЗДЕРЖКИ (marginal costs, MC) — допол­нительные издержки, связанные с увеличением производства дан­ного товара на единицу.

ПРЕДЕЛЬНЫЕ ИЗДЕРЖКИ НА РЕСУРС (marginal input cost) — дополнительные издержки на приобретение дополнительной единицы ресурса.

ПРЕДЕЛЬНЫЙ ДОХОД (marginal revenue, MR) — прираще­ние дохода, которое возникает за счет бесконечно малого увеличения выпуска продукции:

dTR d(P x Q) dQ

MR = = —— = P = P.

dQ dQ dQ

ПРЕДЕЛЬНЫЙ ПРОДУКТ (marginal product, MP) — фактор производства — дополнительный выпуск товара, связанный с уве­личением фактора производства на единицу при неизменности объе­ма прочих используемых факторов производства. Предельный про­дукт определяется как прирост выпуска товара, приходящийся на единицу прироста данного фактора.

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО,ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ СПОСОБНОСТЬ (entrepreneurial ability), УПРАВЛЕНИЕ (man­agerial skills) — способность рационально и наиболее эффектив­но сочетать (использовать) ресурсы для производства экономи­ческих благ.

ПРИБЫЛЬ (profit) — определяется как разность между со­вокупной выручкой (total revenue) и совокупными издержками (to­tal cost): п = TR - ТС.

ПРОБЛЕМА (от греч. "задача", "задание") — четко сфор­мулированный вопрос или комплекс вопросов, возникших з про­цессе познания.

"ПРОВАЛЫ" (ФИАСКО) ГОСУДАРСТВА (ПРАВИТЕЛЬСТ­ВА) (government failures) — случаи, когда государство (прави­тельство) не в состоянии обеспечить эффективное распределение и использование общественных ресурсов

"ПРОВАЛЫ" (ФИАСКО) РЫНКА (market failures) — си­туации, когда действие механизма конкурентных рынков не приво­дит к максимизации общественной полезности.

ПРОИЗВОДНЫЙ СПРОС (derived demand) — спрос на ре­сурсы, зависящий от спроса на конечные продукты, производимые на основе этих ресурсов

ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ФУНКЦИЯ (production function) фирмы, производящей определенный товар Q — показывает максимально возможный объем выпуска данного товара при использовании всех возможных комбинаций факторов производства: Q=f(F1,F2,...Fn). Упрощенный вариант производственной функции — зависимость товара Q от труда (L) и капитала (К): Q = f(L, К).

ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ (production ca­pacity) — возможности общества по производству экономических благ при полном и эффективном использовании всех имеющихся ресурсов при данном уровне развития технологии.

ПРОЦЕНТ (interest) — см Ссудный процент.

ПРЯМАЯ ДЕМОКРАТИЯ (direct democracy) — политичес­кая система, при которой каждый гражданин имеет право лично высказать свою точку зрения и голосовать по любому конкретному вопросу.

РАВНОВЕСНАЯ ЦЕНА (equilibrium price) — цена, уравно­вешивающая спрос и предложение в результате действия конку­рентных сил.

РЕАЛЬНАЯ ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА (real wage rate) — поку­пательная способность заработной платы, выраженная в количест­ве товаров и услуг, которые можно приобрести на полученную сум­му.

РЕАЛЬНАЯ СТАВКА ПРОЦЕНТА (real rate of interest) — ставка процента, скорректированная на инфляцию, т. е. выражен­ная в неизменных ценах.

РЕСУРСЫ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ (economic resources), ФАК­ТОРЫ ПРОИЗВОДСТВА — необходимые для производства эконо­мических благ элементы. Основными видами ресурсов выступают: труд, земля, капитал, предпринимательские способности. Часто к ним также добавляют информацию.

РЫНОК (market) — система отношений, в которой связи по­купателей и продавцов столь свободны, что цены на один и тот же товар имеют тенденцию быстро выравниваться.

РЫНОЧНАЯ ЭКОНОМИКА (market economy) — система, ос­нованная на частной собственности, свободе выбора и конкуренции, опирается на личные интересы, ограничивает роль правительства.

СИНТЕЗ (от греч. "соединение") — метод, заключающийся в соединении частей в целое.

СМЕШАННАЯ ЭКОНОМИКА (mixed economy) — тип обще­ства, синтезирующий элементы рыночной и командной экономик, в котором механизм рынка дополняется активной деятельностью го­сударства.

СОВЕРШЕННАЯ КОНКУРЕНЦИЯ (perfect competition) — рыночная структура, характеризующаяся следующими признака­ми: 1) большое число продавцов и покупателей товара; 2) однород­ность продукции; 3) абсолютная мобильность движения ресурсов, отсутствие барьеров вхождения в отрасль и выхода из нее, 4) ни один экономический агент не обладает властью над ценами; 5) пол­ная информированность участников о ценах и условиях производ­ства.

СОВОКУПНЫЙ ДОХОД, ВЫРУЧКА (total revenue, TR) — сумма дохода, получаемого фирмой от продажи определенного ко­личества блага.

TR = Р х Q, где TR (total revenue) — совокупный доход; Р (price) — цена; Q (quantity) — проданное количество.

СОВОКУПНЫЙ (ОБЩИЙ) ПРОДУКТ (total product, ТР) — фактора производства — объем выпускаемого товара, приходящийся на определенное количество данного фактора. (159)

СОВОКУПНЫЙ СПРОС (aggregate demand) — сумма инди­видуальных спросов на рынке по каждой цене.

СПЕЦИФИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ (specific resources) — ре­сурсы, ценность которых внутри фирмы выше, чем вне ее.

СРАВНЕНИЕ — метод, определяющий сходство и различие явлений и процессов.

СРЕДНИЕ ИЗДЕРЖКИ (average costs, AC) — издержки на единицу выпуска продукта.

СРЕДНИЙ ДОХОД (average revenue, AR) — доход, приходя­щийся на единицу проданного блага. В условиях совершенной кон­куренции средний доход равен рыночной цене:

TR PxQ

AR = = —= P.

Q Q

СРЕДНИЙ ПРОДУКТ (average product, АР) ФАКТОРА ПРО­ИЗВОДСТВА — объем выпускаемого товара, приходящийся на еди­ницу используемого фактора.

СРОК ОКУПАЕМОСТИ ИНВЕСТИЦИОННОГО ПРОЕКТА — показатель эффективности инвестиций. Равен минимальному чис­лу периодов, необходимых для того, чтобы текущая ценность пото­ков чистого дохода сравнялась с величиной инвестиций (чистая те­кущая ценность инвестиционного проекта обратилась в ноль). Чем ниже срок окупаемости, тем выше эффективность инвестиционного проекта.

ССУДНЫЙ ПРОЦЕНТ (interest) — цена, уплачиваемая соб­ственникам капитала за использование заемных средств в течение определенного периода.

СУБСТИТУТЫ (substitutional goods) — блага, замещающие друг друга в потреблении.

СУЖДЕНИЕ — способ соединения понятий, в результате ко­торого формулируется мысль, в которой утверждается или отрица­ется что-либо о чем-либо.

ТАЙНЫЙ СГОВОР — негласное соглашение о ценах, разде­лении рынков и других способах ограничения конкуренции, такие соглашения преследуются законом

ТЕКУЩАЯ ДИСКОНТИРОВАННАЯ (ПРИВЕДЕННАЯ) СТО­ИМОСТЬ (present discount value — PDV) — это нынешняя стои­мость 1 доллара, выплаченного через определенный период време­ни.

ТЕОРЕМА КОУЗА (Coase theorem) — если права собствен­ности всех сторон тщательно определены, а трансакционные из­держки равны нулю, конечный результат (максимизирующий цен­ность производства) не зависит от изменений в распределении прав собственности (если отвлечься от эффекта дохода).

ТЕОРИЯ ИГР (дате theory) — наука, исследующая матема­тическими методами поведение участников ситуаций (игроков), свя­занных с принятием решений.

ТЕОРИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО ВЫБОРА (public choice theory) — теория, изучающая различные способы и методы, посредством ко­торых люди используют правительственные учреждения в своих собственных интересах.

ТОВАР ГИФФЕНА (Giffen good) — товар, занимающий боль­шое место в бюджете малоимущих потребителей, спрос на который при прочих равных условиях изменяется в том же направлении, что и цена, поскольку эффект дохода превышает эффект замещения.

ТОЧЕЧНАЯ ЭЛАСТИЧНОСТЬ (point elasticity) —

eD= \*q/q\^jq_xp_

P dP/P dP Q

ТРАНСАКЦИОННЫЕ ИЗДЕРЖКИ (transaction costs) — из­держки в сфере обмена, связанные с передачей прав собственнос­ти.

ТРАНСФОРМАЦИЯ ВНЕШНИХ ЭФФЕКТОВ ВО ВНУТ­РЕННИЕ (internalization of externalities) — может быть достиг­нута путем приближения предельных частных издержек (и соот­ветственно выгод) к предельным социальным издержкам (выго­дам).

УБЫВАЮЩАЯ ЭКОНОМИЯ ОТ МАСШТАБА (decreasing

economy of scale) — увеличение объема продукции более низкими темпами, чем увеличение затрат всех использованных для произ­водства ресурсов Например, при росте затрат ресурсов на 20% объем производства возрастает только на 10%.

УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ — прием мышления, в результате кото­рого из исходного знания получается выводное знание. К формам умозаключения относятся, анализ и синтез; индукция и дедукция, сравнение, аналогия, антиномия, апория и др. методы познания фор­мальной логики.

УСЛОВИЕ РАВНОВЕСИЯ ПРОИЗВОДИТЕЛЯ (producer equilibrium condition):

^RP1=MRP1= = MRP„

P, p2 " P„

УСЛОВИЕ РАВНОВЕСИЯ ФИРМЫ (firm's equilibrium con­dition): MR = MC.

УСЛОВИЕ РАВНОВЕСИЯ ФИРМЫ НА КОНКУРЕНТНОМ РЫНКЕ В ДОЛГОСРОЧНОМ ПЕРИОДЕ (long-run equilibrium in competitive market):

MR = MC = AC = P

ФАКТОРЫ ПРОИЗВОДСТВА (factors of production) — лю­бой товар или услуга, использующиеся для производства товара.

ФИРМА (firm) — экономический субъект, обладающий хо­зяйственной самостоятельностью и выполняющий три функции: он покупает ресурсы (факторы производства), использует их для про­изводства продукта и продает продукт; под фирмой понимается коалиция владельцев факторов производства, связанных между собой сетью контрактов, в результате чего достигается минимиза­ция трансакционных издержек.

ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ СПРОС (functional demand) — спрос на товар, обусловленный качествами, присущими самому товару.

ФУНКЦИЯ ПОЛЕЗНОСТИ (utility function) — функция, по­казывающая убывание полезности блага с ростом его количества:

. U = f(q,),

где U — полезность блага;

q — последовательные части блага.

ФУНКЦИЯ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (supply function) — функция, оп­ределяющая предложение в зависимости от влияющих на него различ­ных факторов:

Qs = (Р, Р, К, Т, N, В), где Р — цены факторов производства;

К — технология;

Т — налоги и субсидии;

N — количество продавцов;

В — прочие факторы.

ФУНКЦИЯ СПРОСА (demand function) — функция, опре­деляющая спрос в зависимости от влияющих на него различных факторов:

Q = f(P, I, Z, W, Р., Р, N, В), где I (income) — доход потребителя;

Z (tastes) — изменение вкусов и предпочтений;

W (waiting) — ожидания (ценовые, дефицитные);

Р (prices) — цены: субститутов (Р) и дополняющих товаров

(Р);

N — количество покупателей;

В — прочие факторы.

ФЬЮЧЕРС (futures) — срочный контракт о поставке к опре­деленной в будущем дате некоторого количества товара по заранее оговоренной цене. (399)

ХЕДЖИРОВАНИЕ (hedging) — операция, посредством кото­рой рынки фьючерсов и рынки опционов используются для ком­пенсации одного риска другим. (

ЦЕНА ЗЕМЛИ (land price) — представляет собой сумму де­нег, положив которую в банк, бывший собственник земли получал бы аналогичный процент на вложенный капитал. Следовательно, цена земли представляет из себя дисконтированную стоимость бу­дущей земельной ренты

R

р =I i_.

(1 + D'

Так как цена земли — это бессрочное вложение капитала, то

R R

lim Р. = lim X = >

L j-»» (1 + 0J i

где R — годовая рента,

i — рыночная ставка ссудного процента.

ЦЕННЫЕ ТОВАРЫ (luxury goods) — товары, спрос на кото­рые резко увеличивается при росте дохода (предметы роскоши).

ЦЕНОВАЯ ВОЙНА (price war) — циклическое постепенное снижение существующего уровня цен с целью вытеснения конку­рентов с олигополистического рынка.

ЦЕНОВАЯ ДИСКРИМИНАЦИЯ (price discrimination) — со­стоит в том, что одинаковые товары фирма продает различным покупателям по разным ценам, в зависимости от их платежеспо­собности.

ЧАСТИЧНОЕ РАВНОВЕСИЕ (partial equilibrium) — равно­весие, складывающееся на отдельном рынке.

ЧАСТНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ (private property) — ситуа­ция, когда всей полнотой прав в отношении объекта правополномо-чий обладает отдельный человек.

ЧАСТНОПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ФИРМА — фирма, вла­делец которой самостоятельно ведет дела в собственных интересах; управляет ею, получает всю прибыль (остаточный доход) и несет персональную ответственность по всем ее обязательствам (т. е. явля­ется субъектом неограниченной ответственности).

ЧИСТАЯ МОНОПОЛИЯ (pure monopoly) — фирма, являю­щаяся единственным производителем экономического блага, не имеющего близких заменителей-субститутов, и огражденная от не­посредственной конкуренции высокими входными барьерами в от­расль.

ЧИСТО ОБЩЕСТВЕННОЕ БЛАГО (pure public good) — та­кое благо, которое потребляется коллективно всеми гражданами независимо от того, платят люди за него или нет. Чисто обществен­ное благо характеризуется двумя свойствами: неизбирательностью и неисключаемостью в потреблении Такими свойствами обладает, например, национальная оборона.

ЧИСТО ЧАСТНОЕ БЛАГО (pure private good) — такое бла­го, каждая единица которого может быть продана за отдельную плату.

ЧИСТЫЕ ИНВЕСТИЦИИ (net investment) — валовые ин­вестиции за вычетом средств, идущих на возмещение.

ЭКОНОМИКС, ЭКОНОМИКА (economics) — наука об исполь­зовании людьми редких или ограниченных производственных ре­сурсов (земля, труд, капитал, предпринимательские способности, информация), при котором достигается максимальное удовлетво­рение потребностей общества

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ — формализованное описание экономического процесса или явления, структура которого опреде­ляется как его объективными свойствами, так и субъективным це­левым характером исследования.

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ (ЧИСТАЯ) ПРИБЫЛЬ (economic profit) — разница между доходом и альтернативными издержками фирмы, включая нормальную прибыль, т. е. разница между совокупной вы­ручкой от продаж и всеми издержками, как внешними, так и внут­ренними.

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ РЕНТА (economic rent) — плата за ре­сурс, предложение которого строго ограничено. Экономическая рента также определяется как разница между минимальной (резервиро­ванной) ценой труда и рыночной ценой.

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СВОБОДА (economic freedom) — воз­можность индивида реализовать свои интересы и способности пу­тем активной деятельности в производстве, распределении, обмене и потреблении экономических благ.

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ (economic effi­ciency) — в рыночной экономике — целесообразность использова­ния средств для достижения поставленных целей. Основным кри­терием оценки того или иного действия, как эффективного или не­эффективного, является критерий Калдора—Хикса. Критерий Кал-дора—Хикса утверждает, что экономическое действие является эффективным, если положительные результаты от него в виде по­требительского излишка и прибыли производителей превышают его возможные отрицательные результаты.

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АГЕНТЫ (economic agents) — субъек­ты экономических отношений, участвующие в производстве, рас­пределении, обмене и потреблении экономических благ.

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ — см Ресурсы экономические.

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ (economic systems) — это совокупность взаимосвязанных экономических элементов, образу­ющих определенную целостность, экономическую структуру обще­ства; единство отношений, складывающихся по поводу производст­ва, распределения, обмена и потребления экономических благ.

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ (economic purposes) — цели, ко­торые преследуют в своей деятельности индивиды (домохозяйст­ва), фирмы, общество в целом.

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ВЫБОР (economic choice) — выбор наи­лучшего среди альтернативных вариантов, при котором достигается максимизация полезности в результате использования ограни­ченных ресурсов. Рациональность экономического выбора предпола­гает АНАЛИЗ ВЫГОД И ИЗДЕРЖЕК (benefit-cost analysis).

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРУГООБОРОТ {circular flow) — кру­говое движение реальных экономических благ, сопровождающееся встречным потоком денежных доходов и расходов.

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ (economic experi­ment) — искусственное изменение или воспроизведение экономи­ческих явлений с целью их практического изучения в наиболее бла­гоприятных условиях.

ЭКОНОМИЧЕСКОЕ БЛАГО {economic good) — средство удов­летворения потребностей, имеющееся в ограниченном количестве. Экономические блага делятся на продукты и услуги.

ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОТРЕБНОСТИ (economic needs) — не­достаток чего-либо необходимого для поддержания жизнедеятель­ности и развития личности, фирмы и общества в целом.

ЭКОНОМИЯ (economy) — наука о ведении домашнего хозяй­ства как элемент воспитания достойных граждан, в отличие от хре-матистики — искусства делать деньги (в сфере оптовой торговли и ростовщичества).

ЭЛАСТИЧНОСТЬ (elasticity) — важнейшая характеристика спроса, показывающая зависимость относительного изменения ве­личины спроса (или предложения) в зависимости от изменения раз­личных факторов (цены, дохода и др.).

ЭЛАСТИЧНОСТЬ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ЦЕНЕ (price elasti­city of supply) — показывает относительное изменение объема предложения под влиянием изменения цены на один процент.

AQ/Q

ч = —

1 АР/Р

ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА ПО ЦЕНЕ (price elasticity of de­mand) — показывает относительное изменение объема спроса под влиянием изменения цены на один процент.

AQ/Q

к=

изменение Q в %

АР/Р

изменение Р в %

ЭЛАСТИЧНОСТИ СПРОСА ПО ДОХОДУ (income elasticity of demand)

E= (101,

1 AI/I

ЭФФЕКТ ДОХОДА (income effect) — изменение реального дохода потребителя в результате изменения цены одного из това­ров, входящих в его потребительский набор.

ЭФФЕКТ ЗАМЕЩЕНИЯ, СУБСТИТУЦИИ (substitution ef­fect) — изменение структуры потребления (соотношения средств, выделяемых на покупку разных товаров) в результате изменения цены одного из товаров, входящих в потребительский набор

ЭФФЕКТ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ (feedback effect) — эффект, отражающий изменения частичного равновесия на данном рынке в результате изменений, возникающих на сопряженных рынках под влиянием первоначальных изменений на данном рынке.

ЭФФЕКТ ВЕБЛЕНА (Veblen effect) — эффект увеличения потребительского спроса, связанный с тем, что товар имеет более высокую (а не более низкую) цену.

ЭФФЕКТ ПРИСОЕДИНЕНИЯ К БОЛЬШИНСТВУ (bandwag­on effect) — эффект увеличения потребительского спроса, связан­ный с тем, что потребитель, следуя общепринятым нормам, поку­пает тот же самый товар, который покупают другие.

ЭФФЕКТ СНОБА (snob effect) — эффект изменения спроса из-за того, что другие люди потребляют этот товар.

ЭФФЕКТИВНОЕ РАЗМЕЩЕНИЕ РЕСУРСОВ (efficient al­location) — сочетание факторов производства во времени и про­странстве, позволяющее максимизировать полезность.

ЭФФЕКТИВНОСТЬ (efficiency) — понятие, характеризую­щее соотношение объема произведенных экономических благ (ре­зультатов) и количества ресурсов (затрат): производство данного объема благ с минимальными издержками; производство макси­мального объема благ при данных ресурсах.

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРОИЗВОДСТВА (efficiency of produc­tion) — достигается тогда, когда уже невозможно перераспреде­лять наличные ресурсы, чтобы увеличивать выпуск одного эконо­мического блага без уменьшения выпуска другого (Парето-оптимальное распределение ресурсов).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 701; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.023 сек.