КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Краткий глоссарий основных терминов
АКТИВЫ (assets) — средства, обеспечивающие денежные поступления их владельцу в форме как прямых выплат (прибыль, дивиденды, рента ит.д), так и скрытых выплат (увеличение стоимости фирмы, недвижимости, акций и т. д). АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ (ВМЕНЕННЫЕ) ИЗДЕРЖКИ (opportunity cost) — издержки, отражающие ценность наилучшего из альтернативных вариантов, от которого пришлось отказаться при экономическом выборе. Альтернативные издержки часто характеризуются как ценность упущенных возможностей издержки одного блага, выраженные в другом благе, которым пришлось пожертвовать для получения первого блага. АНАЛИЗ (от греч. "разложение") — метод, заключающийся в разделении целого на части. АНАЛОГИЯ (от греч. "сходство") — метод, основанный на переносе свойств с известного объекта на неизвестный. АНТИМОНОПОЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО (antitrust statutes) — законодательство, направленное против накопления фирмами опасной для общества монопольной власти. АРЕНДНАЯ ПЛАТА (rental) — сумма, которую арендатор платит земельному собственнику, включающая ренту, амортизацию на постройки и сооружения (которые находятся на земле), а также процент на вложенный капитал. АСИММЕТРИЯ ИНФОРМАЦИИ (information asymmetry) — положение, при котором одна часть участников рыночной сделки располагает важной информацией, а другая часть нет. БЛАГА (goods) — средства, удовлетворяющие потребности. БЮДЖЕТНОЕ ОГРАНИЧЕНИЕ, ЛИНИЯ ЦЕН, ПРЯМАЯ РАСХОДОВ (budget constraint) — все комбинации товаров, которые потребитель имеет возможность купить на данный доход при данных ценах этих товаров, характеризуют совокупность допустимых вариантов выбора набора товаров потребителем при условии полного расходования им имеющегося дохода. ВАЛОВАЯ (БУХГАЛТЕРСКАЯ) ПРИБЫЛЬ (profit) — прибыль, равная разнице между совокупной выручкой от продажи товаров (или услуг) и внешними затратами, связанными с их производством и реализацией. ВАЛОВЫЕ ИНВЕСТИЦИИ (gross investment) — общее увеличение запаса капитала. ВАЛОВОЙ ДОХОД (total revenue, TR) — показатель суммарного дохода делового предприятия по итогам года от всех видов его экономической деятельности, состоит из валовой выручки от реализованных товаров (услуг) и сальдо платежного баланса, учитывающего внереализационную деятельность предприятия. Понятие "валовой доход" используется как показатель дохода, полученного от продажи данного продукта (или нескольких продуктов). ВЕРОЯТНОСТЬ (probability) — возможность получения определенного результата. ВЗАИМОДОПОЛНЯЕМОСТЬ БЛАГ (complementarity of goods) — свойство благ (товаров или услуг) удовлетворять потребности (личные или производственные) лишь в комплексе друг с другом. ВЗАИМОЗАМЕНЯЕМОСТЬ БЛАГ (substitution of goods) — свойство благ (товаров или услуг) удовлетворять потребности (личные или производственные) за счет друг друга. ВНЕШНИЕ (ЯВНЫЕ) ИЗДЕРЖКИ (explicit costs) — затраты факторов производства, которые не принадлежгт фирме и покупаются ею. ВНЕШНИЕ ЭФФЕКТЫ, ЭКСТЕРНАЛИИ (externalities) — издержки или выгоды от рыночных сделок, не получившие отражения в ценах. ВНУТРЕННИЕ (НЕЯВНЫЕ) ИЗДЕРЖКИ (implicit costs) — затраты принадлежащих фирме факторов производства. ВНУТРЕННЯЯ НОРМА ОКУПАЕМОСТИ ИНВЕСТИЦИЙ (ВНУТРЕННЯЯ НОРМА ОТДАЧИ) (internal rate of return, IRR) — показатель эффективности инвестиционного проекта. Равна ставке дисконтирования (ставке процента), обращающей чистую текущую ценность инвестиционного проекта в ноль. Экономический смысл для фирмы следующий, внутренняя норма отдачи равна максимальной цене капитала, которую фирма может уплатить, чтобы при этом инвестиционный проект остался эффективным (что показывает отрицательная величина чистой текущей ценности инвестиционного проекта). ВОЗМЕЩЕНИЕ — это процесс замены изношенного основного капитала. ВОЗРАСТАЮЩАЯ ЭКОНОМИЯ ОТ МАСШТАБА (increasing economy of scale) — увеличение объема продукции более быстрыми темпами, чем увеличение затрат всех использованных для производства ресурсов. Например, при росте затрат ресурсов на 20% объем производства возрастает на 30%. ВРЕМЕННЫЕ ПРЕДПОЧТЕНИЯ (time preference) — общая тенденция предпочтения потребления в настоящем времени. ВТОРАЯ ТЕОРЕМА ЭКОНОМИКИ БЛАГОСОСТОЯНИЯ (the second theorem of welfare economics) — утверждает, что всякое Парето-оптимальное состояние является равновесным для некоторого первоначального распределения вкладов факторов производства. ВЫПУСК (output) — любое благо (продукция или услуга), изготовленное фирмой для продажи. ВЫРУЧКА (revenue) — см. Совокупный доход ГИПОТЕЗА (от греч. "предположение") — метод познания, заключающийся в выдвижении научно обоснованного предположения о природе, структуре или закономерностях развития явлений и процессов. ГОЛЛАНДСКИЙ АУКЦИОН (Dutch auction) — аукцион, в котором ставки снижаются сверху вниз до тех пор, пока товар не будет полностью продан за минимально доступную цену. ГОСУДАРСТВЕННАЯ СОБСТВЕННОСТЬ (state property) — собственность, решение по которой принимается на основании установленных правил и процедур, регулирующих интересы общества в целом. ДВУСТОРОННЯЯ МОНОПОЛИЯ (bilateral monopoly) — рыночная структура, при которой монополисту противостоит монопсо-нист (единственный продавец сталкивается с единственным покупателем). ДЕДУКЦИЯ (от лат. "выведение") — метод познания от общего к частному. ДИАЛЕКТИКА (от греч. "искусство вести беседу, спор") — наука о наиболее общих законах развития природы, общества и человеческого мышления. ДИАЛЕКТИЧЕСКАЯ ЛОГИКА (от греч. "слово, понятие, рассуждение") — наука о наиболее общих законах процесса познания ДИСКОНТИРОВАНИЕ (discounting) — приведение экономических показателей (выручки, издержек) будущих лет к сегодняшней ценности (present value) согласно формуле (1 + i)«где PDV — сегодняшняя ценность; FVn — ценность через п периодов, i — ставка дисконтирования. В качестве ставки дисконтирования может служить ставка банковского процента или иной показатель. ДОКАЗАТЕЛЬСТВО — метод нахождения убедительных оснований. ДОЛГОСРОЧНЫЙ ИЛИ ДЛИТЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД (long-run) — отрезок времени, достаточный для внесения изменений во все факторы производства. ДОМИНИРУЮЩАЯ СТРАТЕГИЯ (dominant strategy) — стратегическое поведение фирмы, обеспечивающее ей максимизацию прибыли или минимизацию потерь. В теории игр считается, что игрок (фирма) выберет доминирующую стратегию, независимо от реакции своего партнера. ДУГОВАЯ ЭЛАСТИЧНОСТЬ (arc elasticity) — показатель средней реакции спроса на изменение цены товара, выраженной кривой спроса на некотором отрезке. D -AQ P -(Q,-Q,) (P2+P)/2 -(Q2-Q.) (P2 + P) JЈ — у — у = Р АР Q (P2-P.) (Q2 + Q)/2 (P2-P.) (Q2 + Q,) ДУОПОЛИЯ (duopoly) — рыночная структура, когда на рынке действуют две фирмы, взаимоотношения которых определяет объем производства в отрасли и рыночную цену. ЕСТЕСТВЕННАЯ МОНОПОЛИЯ (natural monopoly) — возникает там, где отсутствуют реальные альтернативы, нет близких заменителей, выпускаемый продукт в известной степени уникален, кроме того, увеличение числа фирм в этой отрасли вызывает рост средних издержек. ЗАКОН ПРЕДЛОЖЕНИЯ (law of supply) — прямая связь между ценой и количеством продаваемого товара. ЗАКОН СПРОСА (law о demand) — обратная связь между ценой и количеством покупаемого продукта. ЗАКОН УБЫВАЮЩЕЙ ПРЕДЕЛЬНОЙ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ (law of diminishing marginal returns) — закон, утверждающий, что с ростом использования какого-либо производственного фактора (при неизменности остальных) рано или поздно достигается такая точка, в которой дополнительное применение переменного фактора ведет к снижению относительного и далее абсолютного объемов выпуска продукции. ЗАКОН ЭНГЕЛЯ (Engel law) — положение, что для каждого блага с эластичностью спроса по доходу, меньшей единицы (0 < Е{ < 1), должно существовать благо с Е > 1 для конкретного потребителя. ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА (wage) — в современной экономической науке цена, выплачиваемая за использование труда наемного работника. ЗАТРАТЫ (costs) — все, что производитель (фирма) закупает для использования в целях достижения необходимого результата ЗЕМЕЛЬНАЯ РЕНТА (land rent) — плата за использование земли и других природных ресурсов, предложение которых строго ограничено. ЗЕМЛЯ, ЕСТЕСТВЕННЫЕ РЕСУРСЫ (land, natural resources) — природные условия, необходимые для производства товаров и услуг. ЗОНА ЗАМЕЩЕНИЯ (ЗАМЕНЫ, СУБСТИТУЦИИ) (zone of substitution) — участок кривой безразличия, в котором возможна эффективная замена одного блага другим. ИГРА (дате) — взаимоотношения экономических субъектов в ситуациях с заранее установленными правилами, когда необходимо принимать ответственные решения. ИЗЛИШЕК (ВЫИГРЫШ) ПОТРЕБИТЕЛЯ (consumer surplus) — разница между ценой, за которую потребитель готов купить товар, и ценой, которую он в действительности платит. ИЗЛИШЕК (ВЫИГРЫШ) ПРОИЗВОДИТЕЛЯ (producer surplus) — это разница между валовыми доходами и полными издержками производителя. ИЗОКВАНТА (isoquant) — кривая, представляющая все сочетания ресурсов, использование которых обеспечивает одинаковый объем выпуска продукции; кривая равного выпуска. ИЗОКОСТА (isocost line) — линия, объединяющая все возможные сочетания ресурсов, которые имеют одинаковую суммарную стоимость, прямая равных издержек C=wxL+rxK или С w К = х L. г г ИНВЕСТИРОВАНИЕ (investment) — процесс пополнения и увеличения капитальных фондов, приток нового капитала в фирму в данном году Валовые (совокупные) инвестиции (gross investments) представляют собой сумму амортизации (depreciation) — возмещения затраченных в текущем году капитальных средств — и чистых инвестиций (net investments) — увеличения объема использования капитала. Сумма амортизации рассчитывается исходя из стоимости основного капитала фирмы (капитальных фондов) и полезного срока службы основного капитала — числа лет, в течение которых капитальные активы будут приносить фирме доходы или сокращать ее издержки. Для расчета суммы амортизации необходимо знать норму амортизации. ИНДЕКС А. П. ЛЕРНЕРА (Lerner index) — Р -МС 1 I = -Л! = —, Р Е m где I, — лернеровский индекс монопольной власти; Рт — монопольная цена; МС — предельные издержки; Е — эластичность спроса на продукцию В условиях совершенной конкуренции МС = Р. Следовательно, 1г = 0. Если IL представляет из себя положительную величину (I, > 0), то фирма обладает монопольной властью. Чем выше этот показатель, тем больше монопольная власть. ИНДЕКС МОНОПОЛЬНОЙ ВЛАСТИ (monopoly power index) — см. индекс Лернера, индекс Херфиндаля—Хиршмана. ИНДЕКС ХЕРФИНДАЛЯ—ХИРШМАНА (Herfindahl—Hirsh-тпап index, I) — показатель, определяющий степень концентрации рынка. При его расчете используется удельный вес продукции фирмы в отрасли. Предполагается, что чем больше удельный вес продукции фирмы в отрасли, тем выше потенциальные возможности для возникновения монополии Все фирмы ранжируются по удельному весу от наибольшей до наименьшей Т = Ч2 + Ч2 + Ч2 + + Ч 2 где 1ин — индекс Херфиндаля—Хиршмана; S, — удельный вес самой крупной фирмы; S2 — удельный вес следующей по величине фирмы, Sn — удельный вес наименьшей фирмы. Если в отрасли функционирует лишь одна фирма (т. е. мы имеем пример чистой монополии), то S, = 100%, а 1нн = 10 000. Если в отрасли 100 одинаковых фирм, то S, = 1%, а 1НП = 100. ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ФИРМА (individual propertyship) — фирма, которой владеет одно физическое лицо, самостоятельно ведущее дело в собственных интересах и отвечающее за нее личным имуществом. ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ СПРОС (individual demand) — спрос, предъявляемый одним потребителем. ИНДУКЦИЯ (от лат. "наведение") — метод познания от частного к общему. ИНСТИТУЦИОНАЛИЗМ (institutionalism) — экономическая наука об институтах, внутри и посредством которых осуществляется кругооборот экономических благ. ИНТЕРСПЕЦИФИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ (intercpecific resources) — взаимодополняемые, взаимоуникальные ресурсы, максимальная ценность которых достигается только в данной фирме и посредством нее. КАПИТАЛ (capital) — ресурсы длительного пользования, используемые для производства товаров и услуг. КАРТА ИЗОКВАНТ (isoquant тар) — совокупность изоквант, каждая из которых показывает максимальный выпуск продукции, достигаемый при использовании определенных сочетаний ресурсов. КАРТА КРИВЫХ БЕЗРАЗЛИЧИЯ (indifference curve map) — множество кривых безразличия. КАРТЕЛЬ (cartel) — рыночная ситуация, при которой фирмы образуют сговор (соглашение) относительно цен и/или объема производства с целью максимизации совокупной прибыли картеля. КВАЗИОПТИМУМ (ВТОРОЕ ЛУЧШЕЕ) (second best) — выбор наилучшей из доступных комбинаций выпуска, когда Парето-эффективный объем выпуска товаров невозможен. КЕЙНСИАНСТВО (Keynesian economics) — экономическое течение современного либерализма, обосновывающее необходимость государственного стимулирования эффективного спроса. КЛАССИЧЕСКИЙ КОНТРАКТ (classical contract law) — двусторонний контракт, основанный на существующих юридических правилах, четко фиксирующий условия сделки и предполагающий санкции в случае невыполнения этих условий. КОМАНДНАЯ ЭКОНОМИКА (command economy) — система, в которой доминируют общественная (государственная) собственность на средства производства, коллективное принятие экономических решений, централизованное руководство экономикой посредством государственного планирования. КОМПЕНСАЦИОННАЯ ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА (compensating wage) — заработная плата, компенсирующая неравенство в условиях и привлекательности труда. КОМПЛЕМЕНТАРНЫЕ БЛАГА (complementary goods) — блага, дополняющие друг друга в потреблении. КООПЕРАТИВНАЯ ИГРА (cooperative game) — такая игра, в которой наблюдается заключение соглашения между участниками. В экономике примером кооперативной игры может служить картель. КОРРЕКТИРУЮЩАЯ СУБСИДИЯ (corrective subsidy) — субсидия производителям или потребителям экономических благ, характеризующихся положительными внешними эффектами, которая позволяет приблизить предельные частные выгоды к предельным общественным. КОРРЕКТИРУЮЩИЙ НАЛОГ (corrective tax) — налог на выпуск экономических благ, характеризующихся отрицательными внешними эффектами, который повышает предельные частные издержки до уровня предельных общественных; направлен на корректировку ценовых диспропорций, вызванных влиянием "провалов" рынка. КОРПОРАЦИЯ (corporation) — фирма, имеющая форму юридического лица и принадлежащая группе акционеров, причем имущество и собственность этой фирмы отделены от имущества и ответственности ее совладельцев (ответственность каждого акционера ограничена его вкладом). КОЭФФИЦИЕНТ ДЖИНИ (Gini coefficient) — коэффициент, показывающий уровень неравенства в распределении доходов. КРАТКОСРОЧНЫЙ ИЛИ КОРОТКИЙ ПЕРИОД (short-run) в деятельности фирмы — отрезок времени, в течение которого невозможно изменить хотя бы один производственный фактор. КРИВАЯ БЕЗРАЗЛИЧИЯ (indifference curve) — линия постоянного уровня удовлетворенности потребителя (постоянной полезности) от потребления различных наборов благ. КРИВАЯ "ДОХОД—ПОТРЕБЛЕНИЕ" (income—consumption curve) — кривая, каждая точка которой — оптимальное количество потребляемых благ при разном уровне дохода (но постоянном соотношении цен). КРИВАЯ ЛОРЕНЦА (Lorenz curve) — кривая, отражающая фактическое распределение доходов. КРИВАЯ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (supply curve) — графическое изображение зависимости между рыночной ценой блага и количествами этого блага, которое готовы продать производители в данный момент времени. КРИВАЯ (ГРАНИЦА) ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ (production possibilities curve (frontier)) — кривая, демонстрирующая различные комбинации двух благ, которые могут быть произведены в экономике при полном использовании данного объема ресурсов и данной технологии. КРИВАЯ СПРОСА (demand curve) — графическое изображение зависимости между рыночными ценами блага и количеством этого блага, которое готовы купить потребители в данный момент времени. КРИВАЯ ЭНГЕЛЯ (Engel curve) — кривая, показывающая зависимость изменения величины потребления товара от изменения дохода потребителя. В зависимости от реакции потребителя на изменение дохода при покупке товара различают три категории товаров: ценные малоценные и обычные. ЛОББИЗМ (lobbying) — попытки влияния на представителей власти с целью принятия выгодного для ограниченной группы избирателей политического решения. МАЛОЦЕННЫЕ ТОВАРЫ (inferior goods) — товары, спрос на которые уменьшается при росте дохода (товары низкого качества). МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ЛОГИКА — наука, применяющая математические методы и исследующая мышление с помощью исчислений (формализованных языков). МГНОВЕННЫЙ ПЕРИОД (immediate period) — период в деятельности фирмы, когда количество всех используемых факторов остается постоянным. МЕРТВЫЙ ГРУЗ МОНОПОЛИИ (ЧИСТЫЕ ИЗДЕРЖКИ МОНОПОЛИИ) (deadweight loss) — разница между потенциально возможным объемом производства в отрасли без монополии и реальным объемом выпуска монополиста. МЕТОД (от греч. "methodos" — путь к чему-либо) — учение о происхождении, структуре и способах применения всей совокупности познавательных средств. В наиболее широком смысле к методу науки относится логика и весь разработанный в ее рамках научный аппарат. МИКРОЭКОНОМИКА (microeconomics) — раздел экономической науки, изучающий деятельность отдельных экономических агентов (индивидов, домохозяйств, фирм и др.) и их поведение на отраслевых рынках. МОДЕЛЬ (model) — абстрактная теоретическая конструкция, логическая структура которой определяется как свойствами объекта, так и целями, характером исследования. МОНЕТАРИЗМ (monetarism) — неоклассическая экономическая теория, приписывающая денежной системе определяющую роль в процессе изменения экономической конъюнктуры. (12) МОНОПОЛИЯ (monopoly) — см. Чистая монополия. МОНОПОЛИСТИЧЕСКАЯ КОНКУРЕНЦИЯ (monopolistic competition) — тип рыночной структуры, возникающий в результате дифференциации товаров и услуг. Монополистическая конкуренция — случай, когда "много конкуренции и мало монополии", монополистическая власть на рынке относительно невелика. МОНОПСОНИЯ (monopsony) — монополия со стороны покупателя. МОРАЛЬНЫЙ РИСК (moral hazard) — поведение индивида, сознательно увеличивающего вероятность возможного ущерба в надежде, что убытки будут полностью (или даже с избытком) покрыты страховой компанией. (395) НЕИЗБИРАТЕЛЬНОСТЬ В ПОТРЕБЛЕНИИ (nonrivality in consumption) — означает, что потребление чисто общественного блага одним человеком не уменьшает его доступности для других. Такие блага неконкурентны, так как предельные издержки для дополнительного потребителя равны нулю. НЕИСКЛЮЧАЕМОСТЬ В ПОТРЕБЛЕНИИ (nonexclusivity in consumption) — означает, что ни один человек не может быть не допущен к потреблению блага, даже если он отказывается за это платить. Чисто общественное благо обладает своеобразным положительным внешним эффектом как только кто-нибудь начинает его потреблять, оно становится доступным для всех. НЕРАЦИОНАЛЬНЫЙ СПРОС (nonrational demand) — незапланированный спрос, возникший под влиянием сиюминутного желания, внезапного изменения настроения, прихоти или каприза, спрос, который нарушает предпосылку о рациональном поведении потребителя. НЕФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ СПРОС — спрос, обусловленный факторами, не связанными с самим товаром. НОВАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЭКОНОМИЯ (теория общественного выбора) (new political economy /public choice theory) — наука, изучающая различные способы и методы, посредством которых люди используют правительственные учреждения в своих собственных интересах. НОМИНАЛЬНАЯ ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА (nominal wage rate) — цена, выплачиваемая за использование труда. НОМИНАЛЬНАЯ СТАВКА ПРОЦЕНТА (nominal rate of interest) — ставка процента, выраженная в деньгах (рублях, долларах, франках) по их текущему курсу. НОРМА АМОРТИЗАЦИИ (rate of depreciation) — доля основного капитала, подлежащая амортизации (списанию) в текущем году. НОРМАЛЬНАЯ ПРИБЫЛЬ (normal profit), НУЛЕВАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПРИБЫЛЬ (zero profit) — альтернативная стоимость использования предпринимательской способности. Когда фирма получает только нормальную прибыль, то ее доход полностью расходуется на покрытие всех затрат фирмы. НОРМАТИВНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ НАУКА (normative economics) — наука, изучающая условия достижения индивидами, фирмами или обществом в целом максимального результата при данных затратах, наука о рациональном (прежде всего в рамках рыночной экономики) поведении людей и деятельности институтов. ОБЩАЯ ПОЛЕЗНОСТЬ (total utility, TU) — совокупная полезность всех потребляемых благ. ОБЩЕЕ РАВНОВЕСИЕ (general equilibrium) — равновесие, возникающее в результате взаимодействия всех рынков, когда изменение спроса или предложения на одном рынке влияет на равновесные цену и объемы продаж на всех рынках. ОБЩИЕ ИЗДЕРЖКИ (total costs, TC) — совокупность всех затрат предприятия на производство и реализацию какого-либо продукта или экономического блага, включающая в себя переменные издержки и постоянные издержки. ОБЩИЕ РЕСУРСЫ (common resources) — это ресурсы, ценность которых не зависит от нахождения в данной фирме, и внутри, и вне ее они оцениваются одинаково. ОБЫЧНЫЙ ТОВАР (normal good) — товар, спрос на который при росте дохода вначале незначительно увеличивается, но по мере дальнейшего увеличения дохода стабилизируется на каком-либо постоянном уровне (предметы первой необходимости). ОЛИГОПОЛИЯ (oligopoly) — рыночная структура, когда на рынке действует ограниченное число фирм, выпускающих однородный продукт и обладающих неполной рыночной властью над ценами, а вход в отрасль новых производителей ограничен высокими барьерами. ОППОРТУНИСТИЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ (opportunist behavior) — поведение индивида, уклоняющегося от соблюдения контракта с целью получения прибыли за счет партнеров. ОТКЛОНЕНИЕ — разница между действительным результатом и ожидаемым. ОТРИЦАТЕЛЬНЫЙ ВНЕШНИЙ ЭФФЕКТ (negative externality) — эффект, возникающий в случае, когда деятельность одного экономического агента вызывает издержки других. При наличии отрицательного внешнего эффекта экономическое благо продается и покупается в большем по сравнению с эффективным объеме, т. е. имеет место перепроизводство товаров и услуг с отрицательными внешними эффектами. ПАРЕТО-ЭФФЕКТИВНОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ БЛАГ, ИЛИ ПАРЕТО-ОПТИМУМ (Pareto-optimality) — такое распределение благ, при котором невозможно улучшить чье-либо благосостояние (посредством перераспределения) без ущерба для благосостояния другого лица. ПАРЕТО-ЭФФЕКТИВНОЕ РАЗМЕЩЕНИЕ РЕСУРСОВ (Pareto-optimal resource allocation) — такое размещение ресурсов, при котором нельзя увеличить выпуск одного товара, не сократив выпуск другого (365) ПЕРЕКРЕСТНАЯ ЭЛАСТИЧНОСТЬ (cross elasticity) — эластичность спроса на одно благо относительно цен на другое благо. (101, 140, 142) dQ /Q dQx P Е = —- = х —- ■ ху dP /P dP Q у' у у ^х ПЕРЕМЕННЫЕ ИЗДЕРЖКИ (variable costs, VC) — издержки, которые изменяются с изменением объема выпуска продукции. ПЕРЕМЕННЫЕ ФАКТОРЫ ПРОИЗВОДСТВА (variable factors of production) — факторы, затраты которых зависят от уровня выпуска продукции. ПОЗИТИВНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ НАУКА (positive economics) — наука, изучающая развитие объективно складывающихся экономических явлений и процессов. ПОЛЕЗНОСТЬ БЛАГА (utility of good) — способность экономического блага удовлетворять одну или несколько человеческих потребностей (120) ПОЛИТИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ (ПОЛИТИЧЕСКИЙ ДЕЛОВОЙ) ЦИКЛ (political business cycle) — цикл экономической и политической активности правительства между выборами. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЭКОНОМИЯ (political economy) — фундаментальная экономическая наука, изучающая методологические и теоретические проблемы производства, распределения, обмена и потребления экономических благ. В различных школах экономической мысли существовали следующие определения предмета политической экономии меркантилизм: наука о видах деятельности, связанных с обменом и торговлей между людьми (и странами); классическая политэкономия: наука о богатстве; марксистская политэкономия' наука о производственных отношениях — отношениях между людьми, складывающихся в процессе производства, распределения, обмена и потребления жизненных благ на разных этапах развития человеческого общества, маржинализм' экономическая наука о деятельности людей по удовлетворению своих потребностей путем использования ограниченных производственных ресурсов, историческая школа: наука о повседневной деловой жизни и деятельности людей в разные эпохи и в разных странах. ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЙ ВНЕШНИЙ ЭФФЕКТ (positive externality) — эффект, возникающий в случае, когда деятельность одного экономического агента приносит выгоды другим. При наличии положительного внешнего эффекта экономическое благо продается и покупается в меньшем по сравнению с эффективным объеме, т. е. имеет место недопроизводство товаров и услуг с положительными внешними эффектами. ПОНЯТИЕ — мысль о предмете. ПОСТОЯННАЯ ЭКОНОМИЯ ОТ МАСШТАБА (constant economy of scale) — увеличение объема продукции теми же темпами, что и увеличение затрат всех использованных для производства ресурсов. Например, при росте затрат ресурсов на 20% объем производства также возрастает на 20%. (171) ПОСТОЯННЫЕ (ФИКСИРОВАННЫЕ) ИЗДЕРЖКИ (fixed costs, FC) — издержки, которые фирма несет независимо от объема выпуска продукции ПОСТОЯННЫЕ ФАКТОРЫ ПРОИЗВОДСТВА (fixed factors of production) — факторы, затраты которых не зависят от уровня выпуска продукции. ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ ВЫБОР (consumer choice) — выбор, максимизирующий функцию полезности рационального потребителя в условиях ограниченности ресурсов (денежного дохода) ПОТРЕБНОСТИ (needs) — внутренние мотивы, побуждающие к экономической деятельности. Интенсивность потребностей наряду с редкостью определяет ценность экономических благ. ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ (property rights) — совокупность властных прав, санкционированных поведенческих отношений, складывающихся между людьми по поводу использования ими экономических благ. ПРАВИЛО МАКСИМИЗАЦИИ ПРИБЫЛИ (profit maximisation rule): MRP = P ПРАВИЛО МАКСИМИЗАЦИИ ФУНКЦИИ ПОЛЕЗНОСТИ — правило, согласно которому функция полезности максимизируется в том случае, когда денежный доход потребителя распределяется таким образом, что каждый последний доллар (рубль, марка, франк и тд.), затраченный на приобретение любого блага, приносит одинаковую предельную полезность. То есть ми, _ ми2 _ мип р. р> " рп ПРАВИЛО НАИМЕНЬШИХ ИЗДЕРЖЕК (least-cost rule) ~- правило, согласно которому издержки заданного объема производства минимизируются, когда последний доллар, затраченный на каждый ресурс, дает одинаковый предельный продукт ПРЕДЕЛЬНАЯ НОРМА ЗАМЕЩЕНИЯ, СУБСТИТУЦИИ (marginal rate of substitution, MRS) — количество, на которое потребление одного из двух благ должно быть увеличено (или уменьшено), чтобы полностью компенсировать потребителю уменьшение (или увеличение) потребления другого блага на одну дополнительную (предельную) единицу. ПРЕДЕЛЬНАЯ НОРМА ТЕХНИЧЕСКОГО (ИЛИ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО) ЗАМЕЩЕНИЯ КАПИТАЛА ТРУДОМ (marginal rate of technical substution of capital for labour, MRTSLK) — мера количества капитала, которую может заменить дополнительная единица труда без увеличения или уменьшения выпуска продукции. ПРЕДЕЛЬНАЯ ПОЛЕЗНОСТЬ (marginal utility, MU) — полезность последней единицы потребляемого блага. ПРЕДЕЛЬНАЯ ЧИСТАЯ ОКУПАЕМОСТЬ ИНВЕСТИЦИЙ (marginal net return of the investment) — разница между предельной внутренней окупаемостью инвестиций и ставкой ссудного процента: (r-i), где г — норма окупаемости, i — ссудный процент. ПРЕДЕЛЬНАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ КАПИТАЛА (marginal efficiency of capital) — такая норма процента, которая уравнивает издержки, связанные с инвестициями, и ожидаемую на них выручку. ПРЕДЕЛЬНЫЕ ИЗДЕРЖКИ (marginal costs, MC) — дополнительные издержки, связанные с увеличением производства данного товара на единицу. ПРЕДЕЛЬНЫЕ ИЗДЕРЖКИ НА РЕСУРС (marginal input cost) — дополнительные издержки на приобретение дополнительной единицы ресурса. ПРЕДЕЛЬНЫЙ ДОХОД (marginal revenue, MR) — приращение дохода, которое возникает за счет бесконечно малого увеличения выпуска продукции: dTR d(P x Q) dQ MR = = —— = P = P. dQ dQ dQ ПРЕДЕЛЬНЫЙ ПРОДУКТ (marginal product, MP) — фактор производства — дополнительный выпуск товара, связанный с увеличением фактора производства на единицу при неизменности объема прочих используемых факторов производства. Предельный продукт определяется как прирост выпуска товара, приходящийся на единицу прироста данного фактора. ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО,ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ СПОСОБНОСТЬ (entrepreneurial ability), УПРАВЛЕНИЕ (managerial skills) — способность рационально и наиболее эффективно сочетать (использовать) ресурсы для производства экономических благ. ПРИБЫЛЬ (profit) — определяется как разность между совокупной выручкой (total revenue) и совокупными издержками (total cost): п = TR - ТС. ПРОБЛЕМА (от греч. "задача", "задание") — четко сформулированный вопрос или комплекс вопросов, возникших з процессе познания. "ПРОВАЛЫ" (ФИАСКО) ГОСУДАРСТВА (ПРАВИТЕЛЬСТВА) (government failures) — случаи, когда государство (правительство) не в состоянии обеспечить эффективное распределение и использование общественных ресурсов "ПРОВАЛЫ" (ФИАСКО) РЫНКА (market failures) — ситуации, когда действие механизма конкурентных рынков не приводит к максимизации общественной полезности. ПРОИЗВОДНЫЙ СПРОС (derived demand) — спрос на ресурсы, зависящий от спроса на конечные продукты, производимые на основе этих ресурсов ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ФУНКЦИЯ (production function) фирмы, производящей определенный товар Q — показывает максимально возможный объем выпуска данного товара при использовании всех возможных комбинаций факторов производства: Q=f(F1,F2,...Fn). Упрощенный вариант производственной функции — зависимость товара Q от труда (L) и капитала (К): Q = f(L, К). ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ (production capacity) — возможности общества по производству экономических благ при полном и эффективном использовании всех имеющихся ресурсов при данном уровне развития технологии. ПРОЦЕНТ (interest) — см Ссудный процент. ПРЯМАЯ ДЕМОКРАТИЯ (direct democracy) — политическая система, при которой каждый гражданин имеет право лично высказать свою точку зрения и голосовать по любому конкретному вопросу. РАВНОВЕСНАЯ ЦЕНА (equilibrium price) — цена, уравновешивающая спрос и предложение в результате действия конкурентных сил. РЕАЛЬНАЯ ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА (real wage rate) — покупательная способность заработной платы, выраженная в количестве товаров и услуг, которые можно приобрести на полученную сумму. РЕАЛЬНАЯ СТАВКА ПРОЦЕНТА (real rate of interest) — ставка процента, скорректированная на инфляцию, т. е. выраженная в неизменных ценах. РЕСУРСЫ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ (economic resources), ФАКТОРЫ ПРОИЗВОДСТВА — необходимые для производства экономических благ элементы. Основными видами ресурсов выступают: труд, земля, капитал, предпринимательские способности. Часто к ним также добавляют информацию. РЫНОК (market) — система отношений, в которой связи покупателей и продавцов столь свободны, что цены на один и тот же товар имеют тенденцию быстро выравниваться. РЫНОЧНАЯ ЭКОНОМИКА (market economy) — система, основанная на частной собственности, свободе выбора и конкуренции, опирается на личные интересы, ограничивает роль правительства. СИНТЕЗ (от греч. "соединение") — метод, заключающийся в соединении частей в целое. СМЕШАННАЯ ЭКОНОМИКА (mixed economy) — тип общества, синтезирующий элементы рыночной и командной экономик, в котором механизм рынка дополняется активной деятельностью государства. СОВЕРШЕННАЯ КОНКУРЕНЦИЯ (perfect competition) — рыночная структура, характеризующаяся следующими признаками: 1) большое число продавцов и покупателей товара; 2) однородность продукции; 3) абсолютная мобильность движения ресурсов, отсутствие барьеров вхождения в отрасль и выхода из нее, 4) ни один экономический агент не обладает властью над ценами; 5) полная информированность участников о ценах и условиях производства. СОВОКУПНЫЙ ДОХОД, ВЫРУЧКА (total revenue, TR) — сумма дохода, получаемого фирмой от продажи определенного количества блага. TR = Р х Q, где TR (total revenue) — совокупный доход; Р (price) — цена; Q (quantity) — проданное количество. СОВОКУПНЫЙ (ОБЩИЙ) ПРОДУКТ (total product, ТР) — фактора производства — объем выпускаемого товара, приходящийся на определенное количество данного фактора. (159) СОВОКУПНЫЙ СПРОС (aggregate demand) — сумма индивидуальных спросов на рынке по каждой цене. СПЕЦИФИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ (specific resources) — ресурсы, ценность которых внутри фирмы выше, чем вне ее. СРАВНЕНИЕ — метод, определяющий сходство и различие явлений и процессов. СРЕДНИЕ ИЗДЕРЖКИ (average costs, AC) — издержки на единицу выпуска продукта. СРЕДНИЙ ДОХОД (average revenue, AR) — доход, приходящийся на единицу проданного блага. В условиях совершенной конкуренции средний доход равен рыночной цене: TR PxQ AR = = —= P. Q Q СРЕДНИЙ ПРОДУКТ (average product, АР) ФАКТОРА ПРОИЗВОДСТВА — объем выпускаемого товара, приходящийся на единицу используемого фактора. СРОК ОКУПАЕМОСТИ ИНВЕСТИЦИОННОГО ПРОЕКТА — показатель эффективности инвестиций. Равен минимальному числу периодов, необходимых для того, чтобы текущая ценность потоков чистого дохода сравнялась с величиной инвестиций (чистая текущая ценность инвестиционного проекта обратилась в ноль). Чем ниже срок окупаемости, тем выше эффективность инвестиционного проекта. ССУДНЫЙ ПРОЦЕНТ (interest) — цена, уплачиваемая собственникам капитала за использование заемных средств в течение определенного периода. СУБСТИТУТЫ (substitutional goods) — блага, замещающие друг друга в потреблении. СУЖДЕНИЕ — способ соединения понятий, в результате которого формулируется мысль, в которой утверждается или отрицается что-либо о чем-либо. ТАЙНЫЙ СГОВОР — негласное соглашение о ценах, разделении рынков и других способах ограничения конкуренции, такие соглашения преследуются законом ТЕКУЩАЯ ДИСКОНТИРОВАННАЯ (ПРИВЕДЕННАЯ) СТОИМОСТЬ (present discount value — PDV) — это нынешняя стоимость 1 доллара, выплаченного через определенный период времени. ТЕОРЕМА КОУЗА (Coase theorem) — если права собственности всех сторон тщательно определены, а трансакционные издержки равны нулю, конечный результат (максимизирующий ценность производства) не зависит от изменений в распределении прав собственности (если отвлечься от эффекта дохода). ТЕОРИЯ ИГР (дате theory) — наука, исследующая математическими методами поведение участников ситуаций (игроков), связанных с принятием решений. ТЕОРИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО ВЫБОРА (public choice theory) — теория, изучающая различные способы и методы, посредством которых люди используют правительственные учреждения в своих собственных интересах. ТОВАР ГИФФЕНА (Giffen good) — товар, занимающий большое место в бюджете малоимущих потребителей, спрос на который при прочих равных условиях изменяется в том же направлении, что и цена, поскольку эффект дохода превышает эффект замещения. ТОЧЕЧНАЯ ЭЛАСТИЧНОСТЬ (point elasticity) — eD= \*q/q\^jq_xp_ P dP/P dP Q ТРАНСАКЦИОННЫЕ ИЗДЕРЖКИ (transaction costs) — издержки в сфере обмена, связанные с передачей прав собственности. ТРАНСФОРМАЦИЯ ВНЕШНИХ ЭФФЕКТОВ ВО ВНУТРЕННИЕ (internalization of externalities) — может быть достигнута путем приближения предельных частных издержек (и соответственно выгод) к предельным социальным издержкам (выгодам). УБЫВАЮЩАЯ ЭКОНОМИЯ ОТ МАСШТАБА (decreasing economy of scale) — увеличение объема продукции более низкими темпами, чем увеличение затрат всех использованных для производства ресурсов Например, при росте затрат ресурсов на 20% объем производства возрастает только на 10%. УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ — прием мышления, в результате которого из исходного знания получается выводное знание. К формам умозаключения относятся, анализ и синтез; индукция и дедукция, сравнение, аналогия, антиномия, апория и др. методы познания формальной логики. УСЛОВИЕ РАВНОВЕСИЯ ПРОИЗВОДИТЕЛЯ (producer equilibrium condition): ^RP1=MRP1= = MRP„ P, p2 " P„ УСЛОВИЕ РАВНОВЕСИЯ ФИРМЫ (firm's equilibrium condition): MR = MC. УСЛОВИЕ РАВНОВЕСИЯ ФИРМЫ НА КОНКУРЕНТНОМ РЫНКЕ В ДОЛГОСРОЧНОМ ПЕРИОДЕ (long-run equilibrium in competitive market): MR = MC = AC = P ФАКТОРЫ ПРОИЗВОДСТВА (factors of production) — любой товар или услуга, использующиеся для производства товара. ФИРМА (firm) — экономический субъект, обладающий хозяйственной самостоятельностью и выполняющий три функции: он покупает ресурсы (факторы производства), использует их для производства продукта и продает продукт; под фирмой понимается коалиция владельцев факторов производства, связанных между собой сетью контрактов, в результате чего достигается минимизация трансакционных издержек. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ СПРОС (functional demand) — спрос на товар, обусловленный качествами, присущими самому товару. ФУНКЦИЯ ПОЛЕЗНОСТИ (utility function) — функция, показывающая убывание полезности блага с ростом его количества: . U = f(q,), где U — полезность блага; q — последовательные части блага. ФУНКЦИЯ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (supply function) — функция, определяющая предложение в зависимости от влияющих на него различных факторов: Qs = (Р, Р, К, Т, N, В), где Р — цены факторов производства; К — технология; Т — налоги и субсидии; N — количество продавцов; В — прочие факторы. ФУНКЦИЯ СПРОСА (demand function) — функция, определяющая спрос в зависимости от влияющих на него различных факторов: Q = f(P, I, Z, W, Р., Р, N, В), где I (income) — доход потребителя; Z (tastes) — изменение вкусов и предпочтений; W (waiting) — ожидания (ценовые, дефицитные); Р (prices) — цены: субститутов (Р) и дополняющих товаров (Р); N — количество покупателей; В — прочие факторы. ФЬЮЧЕРС (futures) — срочный контракт о поставке к определенной в будущем дате некоторого количества товара по заранее оговоренной цене. (399) ХЕДЖИРОВАНИЕ (hedging) — операция, посредством которой рынки фьючерсов и рынки опционов используются для компенсации одного риска другим. ( ЦЕНА ЗЕМЛИ (land price) — представляет собой сумму денег, положив которую в банк, бывший собственник земли получал бы аналогичный процент на вложенный капитал. Следовательно, цена земли представляет из себя дисконтированную стоимость будущей земельной ренты R р =I i_. (1 + D' Так как цена земли — это бессрочное вложение капитала, то R R lim Р. = lim X = > L j-»» (1 + 0J i где R — годовая рента, i — рыночная ставка ссудного процента. ЦЕННЫЕ ТОВАРЫ (luxury goods) — товары, спрос на которые резко увеличивается при росте дохода (предметы роскоши). ЦЕНОВАЯ ВОЙНА (price war) — циклическое постепенное снижение существующего уровня цен с целью вытеснения конкурентов с олигополистического рынка. ЦЕНОВАЯ ДИСКРИМИНАЦИЯ (price discrimination) — состоит в том, что одинаковые товары фирма продает различным покупателям по разным ценам, в зависимости от их платежеспособности. ЧАСТИЧНОЕ РАВНОВЕСИЕ (partial equilibrium) — равновесие, складывающееся на отдельном рынке. ЧАСТНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ (private property) — ситуация, когда всей полнотой прав в отношении объекта правополномо-чий обладает отдельный человек. ЧАСТНОПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ФИРМА — фирма, владелец которой самостоятельно ведет дела в собственных интересах; управляет ею, получает всю прибыль (остаточный доход) и несет персональную ответственность по всем ее обязательствам (т. е. является субъектом неограниченной ответственности). ЧИСТАЯ МОНОПОЛИЯ (pure monopoly) — фирма, являющаяся единственным производителем экономического блага, не имеющего близких заменителей-субститутов, и огражденная от непосредственной конкуренции высокими входными барьерами в отрасль. ЧИСТО ОБЩЕСТВЕННОЕ БЛАГО (pure public good) — такое благо, которое потребляется коллективно всеми гражданами независимо от того, платят люди за него или нет. Чисто общественное благо характеризуется двумя свойствами: неизбирательностью и неисключаемостью в потреблении Такими свойствами обладает, например, национальная оборона. ЧИСТО ЧАСТНОЕ БЛАГО (pure private good) — такое благо, каждая единица которого может быть продана за отдельную плату. ЧИСТЫЕ ИНВЕСТИЦИИ (net investment) — валовые инвестиции за вычетом средств, идущих на возмещение. ЭКОНОМИКС, ЭКОНОМИКА (economics) — наука об использовании людьми редких или ограниченных производственных ресурсов (земля, труд, капитал, предпринимательские способности, информация), при котором достигается максимальное удовлетворение потребностей общества ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ — формализованное описание экономического процесса или явления, структура которого определяется как его объективными свойствами, так и субъективным целевым характером исследования. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ (ЧИСТАЯ) ПРИБЫЛЬ (economic profit) — разница между доходом и альтернативными издержками фирмы, включая нормальную прибыль, т. е. разница между совокупной выручкой от продаж и всеми издержками, как внешними, так и внутренними. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ РЕНТА (economic rent) — плата за ресурс, предложение которого строго ограничено. Экономическая рента также определяется как разница между минимальной (резервированной) ценой труда и рыночной ценой. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СВОБОДА (economic freedom) — возможность индивида реализовать свои интересы и способности путем активной деятельности в производстве, распределении, обмене и потреблении экономических благ. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ (economic efficiency) — в рыночной экономике — целесообразность использования средств для достижения поставленных целей. Основным критерием оценки того или иного действия, как эффективного или неэффективного, является критерий Калдора—Хикса. Критерий Кал-дора—Хикса утверждает, что экономическое действие является эффективным, если положительные результаты от него в виде потребительского излишка и прибыли производителей превышают его возможные отрицательные результаты. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АГЕНТЫ (economic agents) — субъекты экономических отношений, участвующие в производстве, распределении, обмене и потреблении экономических благ. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ — см Ресурсы экономические. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ (economic systems) — это совокупность взаимосвязанных экономических элементов, образующих определенную целостность, экономическую структуру общества; единство отношений, складывающихся по поводу производства, распределения, обмена и потребления экономических благ. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ (economic purposes) — цели, которые преследуют в своей деятельности индивиды (домохозяйства), фирмы, общество в целом. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ВЫБОР (economic choice) — выбор наилучшего среди альтернативных вариантов, при котором достигается максимизация полезности в результате использования ограниченных ресурсов. Рациональность экономического выбора предполагает АНАЛИЗ ВЫГОД И ИЗДЕРЖЕК (benefit-cost analysis). ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРУГООБОРОТ {circular flow) — круговое движение реальных экономических благ, сопровождающееся встречным потоком денежных доходов и расходов. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ (economic experiment) — искусственное изменение или воспроизведение экономических явлений с целью их практического изучения в наиболее благоприятных условиях. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ БЛАГО {economic good) — средство удовлетворения потребностей, имеющееся в ограниченном количестве. Экономические блага делятся на продукты и услуги. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОТРЕБНОСТИ (economic needs) — недостаток чего-либо необходимого для поддержания жизнедеятельности и развития личности, фирмы и общества в целом. ЭКОНОМИЯ (economy) — наука о ведении домашнего хозяйства как элемент воспитания достойных граждан, в отличие от хре-матистики — искусства делать деньги (в сфере оптовой торговли и ростовщичества). ЭЛАСТИЧНОСТЬ (elasticity) — важнейшая характеристика спроса, показывающая зависимость относительного изменения величины спроса (или предложения) в зависимости от изменения различных факторов (цены, дохода и др.). ЭЛАСТИЧНОСТЬ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ЦЕНЕ (price elasticity of supply) — показывает относительное изменение объема предложения под влиянием изменения цены на один процент. AQ/Q ч = — 1 АР/Р ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА ПО ЦЕНЕ (price elasticity of demand) — показывает относительное изменение объема спроса под влиянием изменения цены на один процент. AQ/Q к= изменение Q в % АР/Р изменение Р в % ЭЛАСТИЧНОСТИ СПРОСА ПО ДОХОДУ (income elasticity of demand) E= (101, 1 AI/I ЭФФЕКТ ДОХОДА (income effect) — изменение реального дохода потребителя в результате изменения цены одного из товаров, входящих в его потребительский набор. ЭФФЕКТ ЗАМЕЩЕНИЯ, СУБСТИТУЦИИ (substitution effect) — изменение структуры потребления (соотношения средств, выделяемых на покупку разных товаров) в результате изменения цены одного из товаров, входящих в потребительский набор ЭФФЕКТ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ (feedback effect) — эффект, отражающий изменения частичного равновесия на данном рынке в результате изменений, возникающих на сопряженных рынках под влиянием первоначальных изменений на данном рынке. ЭФФЕКТ ВЕБЛЕНА (Veblen effect) — эффект увеличения потребительского спроса, связанный с тем, что товар имеет более высокую (а не более низкую) цену. ЭФФЕКТ ПРИСОЕДИНЕНИЯ К БОЛЬШИНСТВУ (bandwagon effect) — эффект увеличения потребительского спроса, связанный с тем, что потребитель, следуя общепринятым нормам, покупает тот же самый товар, который покупают другие. ЭФФЕКТ СНОБА (snob effect) — эффект изменения спроса из-за того, что другие люди потребляют этот товар. ЭФФЕКТИВНОЕ РАЗМЕЩЕНИЕ РЕСУРСОВ (efficient allocation) — сочетание факторов производства во времени и пространстве, позволяющее максимизировать полезность. ЭФФЕКТИВНОСТЬ (efficiency) — понятие, характеризующее соотношение объема произведенных экономических благ (результатов) и количества ресурсов (затрат): производство данного объема благ с минимальными издержками; производство максимального объема благ при данных ресурсах. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРОИЗВОДСТВА (efficiency of production) — достигается тогда, когда уже невозможно перераспределять наличные ресурсы, чтобы увеличивать выпуск одного экономического блага без уменьшения выпуска другого (Парето-оптимальное распределение ресурсов).
Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 701; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |