Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Этическая проблематика периода существование Киевской Руси




Этическая проблематика Киевской Руси (ІХ-ХІІ столетий) формируется соответственно потребностям создания государства и в соответствии с христианским моральным идеалом. Он утверждается, с одной стороны, под влиянием идей византийских Отцов Церкви, работы которых приходят на Русь вместе с христианством. С другой стороны, складывается собственная проповедницко – поучительная традиция. Поучительность в культуре Киевской Руси развивается в двух основных направлениях. Первое связанное с церковной ортодоксией и обращенный к монахам и служителям церкви. В нем противопоставляется два мира: земной и небесный. Земной – это мир злой, текущий и неистинный, мир плотской жизни. Об этом свидетельствует житийная литература, в частности «Житие Феодосия Печерского», «Житии Бориса и Глеба», «Киево – Печерский патерик». Богословское направление имеет «Поучения братии» епископа Новгородского Луки Жидяты (умер 1059). Основное внимание в «Поучении» сосредоточено не на религиозных, а на социально – этических проблемах. Звучат призывы быть правдивыми, беспокоиться о ближних, в особенности о бедных и сиротах, избегать ссор и недоразумений, не быть злопыхательскими, обманными, жадными. Однако эти произведения не содержат проповеди монашеского аскетизма, характерного для византийской церковно-учительской литературы Х-ХІ столетий. Много идей имеют яркий светско-гуманистический характер. В них объединяются религиозные идеи и народно-мифологические представления о мире. Можно заметить объединения древнеславянской мифологии и христианства.

В целом, духовную культуру княжеской поры можно охарактеризовать как религиозно – философско – этический комплекс, направленный, прежде всего, на осмысление актуальных проблем тогдашней общественной жизни. Ведущие позиции в этической проблематике имеют проблемы воспитания человека, указывается, каким образом он может служить Богу. Мудрость рассматривается не как знания моральных истин, а как их выполнения. Человеческая жизнь видится светлым и жизнерадостным, преисполненным морального содержания. Мир - это единство реального и идеального, земного и божественного. В мире властвует добро. Поэтому идея спасения вмещается в концепции увольнения плоти от греховности. Памятки Киевской Руси концентрируют внимание на ценностной характеристике человека.

В контексте такого взгляда приобретают вес понятия «честь» и «слава», воспетые в выдающейся памятке светской литературы ХІІ столетия «Слово о Игореве походе». На понятии «честь» формируется идеальный образ князя и княжеского дружинника.В «Слове» доминирует мотив любви к родной земле, желания защитить ее от вражеских нападений и ограблений, причинами которых есть соперничество князей за власть. Силой поэтического слова автор старается убедить князей забыть распри и раздор, сплотиться для защиты родной земли.

Светская власть, которая была организатором жизни в государстве, сотрудничала с духовной. Непротиворечивость двух властей создавала у населения видения слаженности земного и небесного миров.

Образ морального согласия как идеала добропорядочности содержит выдающаяся памятка письменности «Поучения своим детям» Владимира Мономаха. Автор воспевает добродетельную мирскую жизнь, активное создание добра в государстве и семье, в отношениях между людьми. В произведении можно найти слова осуждения насилия над слабыми и убогими, содержится призыв создавать добро, "иметь душу чистую и непорочную, язык сдержан, ум смиренный". Вместе с тем автор осуждает такие моральные недостатки, как вранье, пьянство, леность, и делает акцент на необходимости трудолюбия, образованности, настойчивости в делах - в обучении, в доме, на войне и на охоте.

Центральной фигурой этого периода отечественной культуры был митрополит Илларион, автор «Слово о Законе и Благодати». Его деятельность и творчество приходится на первую половину ХІ ст.Автор говорит, что государственный закон разъединяет людей - кого-то поднимает, а кого-то унижает. Другое дело - благодать. Это истина, которая одинаково светит всем людям, объединяет, а не разъединяет их. Божественные истины являются источником спасения, ведь они направляют верующих не на земное и текущее, а на вечное. Илларион подчеркивает, что Иисус Христос завещал наследовать его в делах земных, то есть сознание верующих он направляет на моральное служение другим людям.

Этическая доктрина Иллариона:

- ветхозаветная иудейская мораль имеет узко этнический характер в отличие от универсализма евангельской морали;

- содержание благодати образовывает евангельская истина;

- нет избранных, все являются равными.

Те, кто познали истину, стали новыми людьми, постигли новые идеи о назначении и ценности человека. Такое осмысление евангельской доктрины приобретало конкретное политическое значение, так как на основе Святого Письма утверждало право Киевского государства на независимое и равноправное существование среди других стран и народов. В этом состоит главный этический пафос доктрины евангельской морали митрополита Иллариона.

При всем богатстве тенденций осмысления моральной проблематики, в духовной жизни Киевской Руси прослеживается целостность взглядов на ценности человеческой жизни. Господствующей была тенденция уважения к человеку, морально слаженного ее жизни с миром, с другими людьми и с собою.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 734; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.