Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ответственность




В отличие от понятия обязанности, которая характеризует наличие у субъекта представления про морально надлежащее и способность его к реализации, понятия ответственности характеризует субъекта из позиций выполнения (ли невыполнения) обязанности.

Понятия ответственности связанное с проблемой свободы. Даром свободы действия наделенный лишь человек. Однако такой дар есть вместе с тем и нелегкой ношей. Ведь выбор действия, к которого побудит свобода, накладывает на человека определенную ответственность. Например, за уничтоженные урожаи вследствие естественного стихийного бедствия (урагана, засухи) природа не несет ответственности, а за уничтоженные урожаи вследствие небрежности или преступных действий (поджога и т.п.) человек несет ответственность в объективно определенных границах.

Мера ответственности - это сложная проблема, поскольку абсолютных критериев ее определения не существует. Она зависит от совокупности обстоятельств (объективных и субъективных факторов):

1) насколько субъект осведомлен с реальными обстоятельствами конкретного поведенческого акта (так, при купле похищенного автомобиля покупатель может быть дезінформованим);

2) на сколько субъект способный адекватно сознавать ответственность (скажем, несовершеннолетние не всегда способные оценивать ответственность за собственные действия учитывая свою интеллектуальную, моральную и физическую незрелость);

3) особенностей внутреннего состояния субъекта (например, при чрезмерных переживаниях, внутренней тревоге и т.п. человек может быть неадекватной в своих действиях);

4) на сколько субъект способный к соответствующему действию (например, не каждый имеет достаточно силы воли, морального духу, чтобы броситься в огонь при пожаре и спасти ребенка);

5) вероятности желательных и нежелательных результатов действия (например, при нарушении правил дорожного движения возможные как незначительные повреждения транспортного средства, так и причинения вреда здоровью человека, даже, с смертельным следствием);

6)допущения альтернативных (даже неразрешенных) вариантов поведения (так, за убийство для защиты ли за кражу хлеба ради голодных мера ответственности объективно может быть сведена к нулю).

Суть моральной ответственности определяется способностью человека исполнить моральный долг. Человек якобы есть свободной в выборе: выполнять или не выполнять ей своя обязанность, но одновременно, чем невыполнение обязанности человек несет ответственность, которая сопровождается особыми душевными переживаниями и тревогой совести.

Решения проблемы моральной ответственности требует осмысления двух моментов: за что человек должен отвечать и перед кем она может отвечать.

За будничными представлениями, человек отвечает за то, что "лежит на ее совести". С одной стороны, это можно принять. Ведь фактически усвоением этой формулы начинается моральное развитие личности (мораль ребенка формируется через переживание ответственности за собственные вины).

Относительно морально зрелой личности, ответственность лишь за свои мысли, действия, поступки являются недостаточной. Поскольку еще кодекс чести мушкетеров отмечал: "Один за все и все за одного!". В узком трактовании этот лозунг есть призывом к поддержке и защите, а в более более широкому - и призывом к ответственности за все, за поступки других. Правильность такого принципа удостоверяет жизнь: недаром вся страна в годы Второй мировой войны поднялась на защиту Отчизны от гитлеровских оккупантов.

Однако кое-что парадоксальным выдается то, что человек может отвечать за все и всех. Конечно, фанатичное восприятие этого принципа может привести к необратным следствиям: необоснованные войны, террористические акты как месть и т.п.. Необходимо вкладывать реальный содержания ответственность "за все".

Тем не менее и категорически отвергнуть эту формулу моральной жизни невозможно. Ведь лишь морально сознательный человек может принять на себя грехи других. Сегодня заслуживает на отличие поступок современного поколения народа Германии, которое взяло на себя ответственность за грехи Гитлера в Второй мировой войне (в частности, это оказывается в выплатах остарбайтерам, евреям и т.п.).

Так же есть преувеличенной формула "отвечаю перед собою". С одной стороны, наилучшим судьей в самом деле есть лишь Я (моя совесть, совесть). Никто так не сможет ставить в укор за безответственность, как собственная совесть (совесть), поскольку от внешнего надзирателя-контролера можно убежать.

Одновременно все зависит от "совестливости" человека (см. "Совесть"). В случае ее "затупления" ответственности не будет "ни перед собою", ни перед другими. Кроме того, как отмечает В. Малахов, наша совесть довольно легко может стать на путь иллюзий и льстивого самообольщения. Итак нужный реальный адресат, перед кем человек будет ощущать ответственность.

Легко эта проблема решается для верующего человека. Вместе с тем и моральным идеалом, и внешним наблюдателем, перед которым человек несет ответственность, выступает Бог.

В реальной жизни, как подтверждает жизненный опыт, близкими есть люди, перед которыми мы несем ответственность. В случае ошибочных безответственных действий, мы ищем в ней взгляд, ждем их прощения. Недаром, относительно чужих людей есть оправдания, которые передается народной мудростью "Мне с ними детей не крестить", то есть я перед ними ответственности не несу. Хотя полное игнорирование другими - "чужими" - есть ошибочное в восприятии адресата ответственности. Морально сознательный человек игнорировать мысль других не будет - она будет ощущать ответственность и перед ними.

Таким образом, ответственностью предполагается не только соблюдения определенных установлений и законов – внешних и внутренних, а и умения каждый раз осуществлять свободный выбор и нести на себе бремя его следствий. Ответственность, в отличие от обязанности, предусматривает принятия на себя всей сложности укоров совести за нереализованные выборы или за те, которые осуществились не так, как планировалось, она есть держанием ответа и за следствия собственных поступков, которые тяжело предполагаются и далеко идут в сегодняшнем мире.

Ответственность возникает как индивидуализация, которая понимается не только как возложения границ самому себе, как самоограничения, но и как любовное растворение в другом человеке, в мире, в природе; это способность сознательно строить себя и личные отношения с ближними не только на принципах обязанности, но и любви.

В процессе исторического развития человечества степень значимости персональной и коллективной ответственности людей за себя и за сві неустанно возрастает.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 808; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.