КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Размеры столов и стульев для детей 6-летиего возраста в детских садах 1 страница
Посадка за партой (учебным столом). Наилучшие физиологические и гигиенические условия для работы учащегося за партой— нормальное зрительное восприятие, свободное дыхание, нормальное кровообращение — создаются при правильной посадке. Ученик должен глубоко сидеть на скамье, опираясь пояснично-крестцовой частью о спинку стула (скамьи), ровно держать корпус и голову, лишь немного наклонять ее вперед. Между туловищем и краем парты должно оставаться свободное пространство в 3—4 см (грудь и живот не сдавлены). Ноги согнуты в тазобедренном и коленном суставах под прямым углом, ступни опираются на пол или подножку, предплечья свободно лежат на столе. Антропометрические и физиологические исследования указывают, что несколько наклонное положение туловища, возможность свободно изменять углы наклона звеньев корпуса и положения конечностей облегчает нагрузку на связочно-мышечный аппарат и центральную нервную систему школьников. Правильная поза учащихся во время занятий должна вырабатываться с первых дней посещения школы. О правильной позе следует постоянно напоминать учащимся в школе и дома, и не только в I—IV, но и вV—IX классах. Подбор мебели. Учащиеся каждого класса относятся не менее чем к 3—4 ростовым группам. Поэтому в каждом классе в соответствии с количеством ростовых групп необходимо ставить мебель не менее трех различных групп (номеров). Только в этом случае каждому ученику можно обеспечить рабочее место, соответствующее его росту. Если школьники сидят за более высокими столами, чем им требуется по росту, то неправильное положение тела и асимметрия плеч, как показали исследования, отмечаются в 44% случаев. При рассаживании за столы более низкие, чем требуется, асимметрия плеч регистрировалась у учащихся в 70% случаев. Кроме того, в этих случаях были получены данные, свидетельствующие о большом напряжении мышц спины и туловища, о резко выраженной асимметрии и активности спинных и шейных мышц правой и левой половин тела. Изменения такого же характера наблюдались при использовании мебели, имеющей прямую спинку, наклон сиденья назад, укороченное сиденье. В случаях несоответствия мебели анатомическим параметрам в пределах 3—4 см наибольшие функциональные сдвиги, частые резкие нарушения позы и жалобы на неудобство мебели наблюдаются у школьников при использовании меньших размеров мебели по сравнению с требуемыми по длине тела, нежели при обратном соотношении. Поэтому если возникает затруднение с подбором мебели, лучше посадить школьника за стол (парту) большего, чем требуется, номера. Изготовление парт предусмотрено только для оборудования I—IV классов. Запрещается использовать в классах и кабинетах табуреты, скамейки или другую мебель без спинок (разрешается только в мастерских). Ориентировочно для оборудования учебных помещений однокомплектных школ, как показали измерения учащихся в городах, рабочих поселках и сельской местности II—IV климатогеографических зон, требуется более всего мебель групп Б, В и Г. Для начальных классов ориентировочно требуется двухместных столов: в I классе группы (номера) А—12 и группы В — 3, во II классе соответственно 10 и 5, в III — 7 и 8, в IV классе группы Б — 12 и группы В — 3. Учебные кабинеты для учащихся V—XI классов оборудуются двухместными ученическими столами, при этом количество столов каждой группы (номера) определяется количеством кабинетов на предмет. При двухсменной работе школы в одних и тех же комнатах размещают (в первую и вторую смену) параллельные или смежные по годам обучения классы: II—III, III—IV, V—VI и т. д. При этом в помещение, предназначенное для II—III классов, ставят 2—3 парты группы А, 15—16 группы Б и 2—3 группы В. Такое соотношение мебели трех групп позволит рассадить большинство детей как II, так и III класса в соответствии с ростом. Измерение роста учащихся для определения требуемого номера мебели. Измерение роста учащихся производится обычным ростомером или специально приготовленной деревянной рейкой длиной 2 м с делениями. На одной стороне рейки наносят деления с интервалом 15 см начиная от 130 см. В промежутках между делениями последовательно проставляют все группы (номера) мебели: до 130 см наносят группу А, от 130 до 145 см — группу Б, от 145 до 160 см — группу В, от 160до 175 см — группу Г и от 175 см и выше — группу Д. Произведя измерение роста с помощью такой рейки, можно сразу видеть, на какую парту следует посадить школьника. Школьники, не снимая ботинок, становятся около рейки. Для определения требуемого номера парты могут служить и данные роста учащихся, имеющиеся у школьного врача. В этом случае, однако, к каждому показателю роста необходимо прибавить 1—2 см на обувь. Расстановка мебели. Мебель меньших размеров (групп, номеров) ставят ближе к классной доске, а мебель больших размеров дальше. Например, первой во всех трех (четырех) рядах ставят мебель группы А, второй — группы Б, третьей — мебель группы В и т. д. В тех случаях, когда возникает необходимость ближе к классной доске поставить мебель больших групп (номеров), ее следует ставить только первой в первом или третьем (четвертом) ряду. Рабочие места в классах и учебных кабинетах за первыми и вторыми столами (партами) в любом ряду нужно отводить учащимся с нарушениями слуха. Необходимо помнить и о правильной расстановке мебели для учащихся с пониженной остротой зрения. Школьникам с ревматическими заболеваниями, склонным к частым ангинам и острым воспалениям верхних дыхательных путей, рабочие места лучше отводить дальше от окон. Не менее 2 раз за учебный год учащихся, сидящих в первом и третьем рядах, меняют местами, не нарушая соответствия номера парт их росту. Допустим, в первой половине года учащиеся сидели в третьем ряду, тогда во второй половине года их нужно посадить за парты соответствующих номеров в первом ряду. Это мероприятие исключает появление у учащихся привычки к постоянному наклону туловища и головы вправо или влево, в сторону классной доски (списывание) или наглядных пособий, карт и схем, размещенных над классной доской. Между рядами столов (парт) и стенами учебного помещения соблюдаются установленные расстояния. В учебных помещениях обычной прямоугольной конфигурации эти расстояния следующие: от наружной стены до первого ряда полов (парт) — не менее 0,5 м, от внутренней стены до третьего ряда столов (парт) — 0,5 м, от задней стены до последних столов (парт) — 0,65 м, от классной доски до первых столов (парт) — '2 м, между рядами — 0,6 м. За соблюдением расстояния между наружной стеной и первым рядом парт требуется следить особенно строго. Ведь обе стороны тела ученика, сидящего в первом ряду, испытывают значительно отличающиеся друг от друга тепловые условия, и это отрицательно сказывается на механизме терморегуляции. Пульс ученика, сидящего около горячего радиатора, учащается, температура тела повышается. Количество острых респираторных заболеваний и ангин среди учащихся, сидящих в первом от окон ряду, в 3 раза больше, чем среди школьников, рабочие места которых находятся в глубине помещений. В классных комнатах и кабинетах квадратной и поперечной конфигурации при расстановке мебели в четыре ряда расстояние от классной доски до первых столов (парт) должно быть не менее 2,5 м. Только в этом случае при длине доски 3 м учащимся, сидящим за первыми столами в первом и четвертом рядах, может быть обеспечен «угол рассматривания» не менее 30°. Другие расстояния в такихучебных помещениях должны быть следующие: от окон до первого ряда столов — 0,5 м, ширина проходов между рядами — не менее 0,6 м, от последних столов до шкафов, расположенных вдоль задней стенки,— 0,8 м. ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДА УЧАЩИХСЯ Знакомство детей с оборудованием для занятий по труду следует сопровождать указаниями о правилах их безопасного использования. Основным колющим и режущим инструментарием для выполнения учащимися I—IV классов разных поделок служат: а) ножницы 118—120 мм длиной с закругленными концами, с длиной режущей поверхности70 мм. Рычаги ножниц должны двигатьсясвободно, без усилий, а режущие поверхности должны быть хорошо отточенными; б) нож массой 75 г, длина клинка 60 мм, ширина 18 мм. Лезвие хорошо заточено. Ручка 85 мм из дерева твердой породы или пластмассы, хорошо отполирована; в) шило стальное длиной до 40 мм. Длина ручки 85 мм, а диаметр утолщенной части 30 мм. Ручка должна изготовляться из отполированного дерева или пластмассы. Для выполнения картонажных работ следует использовать картон толщиной не более 0,5 мм, легко поддающийся резанию по прямым и закругленным линиям; для лепки лучше использовать пластилин, как более податливый, чем глина. Освоение учащимися навыков пиления, строгания, долбления также лучше начинать на податливой древесине: сухих без сучков досках и брусках из мягких пород дерева (липа, сосна, ель). Столярная мастерская оборудуется столярными верстаками и станками по обработке дерева (токарный, сверлильный и др.). Устройство верстаков должно допускать приспособление их по высоте не менее чем для трех групп роста учащихся. Установлено, что для учащихся ростом до 127 см высота верстака должна быть 65,5 см, для учащихся ростом до 128—133 см — 70,5 см, а для учащихся ростом 134—141 см — 77,5 см. Слесарно-механические мастерские оборудуются многоместными верстаками и станками: токарно-винторезным, настольно-сверлильным, заточным и др. Высота слесарных верстаков до губок тисков в соответствии с тремя группами роста учащихся предусматривается 75, 80,5 и 88 см. В случаях несоответствия высоты верстаков или станков росту учащихся используют специально сделанные подставки с изменяющейся высотой. Воспитание правильной осанки не ограничивается только приучением учащихся сидеть правильно за партой. Правильное положение тела должно сохраняться и при выполнении различных работ, в том числе в школьных мастерских. Правильное положение тела в зависимости от характера выполняемой физической работы достигается: 1) прямым положением корпуса и небольшим наклоном головы; 2) симметричным положением тела, а в случаях необходимости асимметричного положения — частым изменением этой позы; 3) одинаковой нагрузкой на правую и левую половину тела; 4) равномерным упражнением обеих половин тела; 5) устойчивым положением; 6) недопущением сдавливания органов грудной и брюшной полости; 7) отсутствием перенапряжения органов зрения. Станки и верстаки размещают в мастерских с учетом педагогических требований и правил по технике безопасности. Минимальное расстояние между станками допускается 0,8 м, а между рядами станков 1,2 м. Движущиеся части станков во избежание травматизма учащихся закрывают защитными приспособлениями. Заточный станок должен иметь защитный экран. По задней стенке слесарных верстаков устанавливают металлическую сетку с мелми ячейками. Высота сетки 0,75 м. Сетка предохраняет от осколков, отлетающих при обработке деталей. В числе оборудования мастерских предусматривается аптечка ■ ■ перевязочным материалом и медикаментами, необходимыми для пинты, марля или индивидуальные пакеты, вата, йодная настойка, перманганат калия, перекись водорода, раствор бриллиантовой колени). Особое внимание должно быть уделено кабинетам, где производится обучение учащихся машинописи. Используются специальные столы (62, 66 и 69 см) соответственно росту учащихся (150— 159, 160—169, 170 см и выше). Длина крышки стола 90 см, ширина 50 см. Ширина пространства для ног 40—-45 см. Высота стульи должна соответствовать высоте столов (41, 44 и 47 см). Гигиенические требования к инструментарию в школьных мастерских. Инструментарий, которым пользуются в школьных мастерских при освоении простейших навыков обработки дерева и металла, по массе и размерам должен соответствовать размерам рук школьников и размахам рабочих движений. Использование инструментария, не отвечающего возрастным особенностям и возможностям, приводит к быстрому утомлению детей и подростков, отрицательно влияет на их осанку, не обеспечивает освоения прапильных движений, неблагоприятно отражается на сердечно-сосудистой системе и вынуждает затрачивать большую силу. Во время занятий ручным трудом рекомендуется пользоваться специальным инструментарием. Гигиенические требования к садово-огородному инвентарю. Садово-огородный инвентарь, применяемый при работах на пришкольном участке или на сельскохозяйственных работах, по массе и размерам также должен соответствовать основным пропорциям тела учащихся и их возрастным возможностям. Во избежание возникновения у школьников асимметрии плечевого пояса им рекомендуется переносить тяжесть одновременно в двух руках. Ведра и лейки изготовляют емкостью 2—3 л или 4 и 6 л. Для детей 8—9 лет должны быть лейки малой емкости, а если их нет, то используют 4-литровые лейки, только воды в них наливают на 1,5 л меньше, чем для детей 11 —13 лет, для чего на корпусе наносят соответствующую метку. Для вскапывания почвы используют лопаты, имеющие различную режущую грань (прямая, полукруглая и остроугольная) с толщиной лотка 2 мм. Для учащихся младшего, среднего и старшего возраста установлены определенные размеры лопат: для учащихся 8—9 лет длина ручки 600—650 мм, ее диаметр 30 мм и размер лотка 210X140 мм, а для 15—17-летних школьников соответственно 770—800 мм, 32—35 мм и 250X170 мм. Грабли железные и деревянные рекомендуется применять двух размеров: для учащихся младшего школьного возраста 8-зубовыежелезные и 7-зубовые деревянные, а для учащихся среднего и старшего возраста 10-зубовые железные и 9-зубовые деревянные. Мотыги также применяют двух размеров: размер бойка для учащихся младшего возраста 100X90 мм, для учащихся среднего и старшего возраста 125x100 мм. Ручки делают овальной формы: их удобнее держать и при работе они не выскальзывают из рук. Длина мотыг должна соответствовать росту учащихся: для учащихся младшего школьного возраста длина ручки не должна превышать посм, а для учащихся среднего и старшего школьного возраста 140 см. Помимо указанных размеров, необходимо, чтобы масса используемых детьми младшего школьного возраста лопат, мотыг, метел, щеток, граблей не превышала 400—600 г. Носилки и тачки, которые школьники используют при переноске и перевозке груза, также должны своими габаритами и массой соответствовать возможностям учащихся младших классов. Предельная общая масса переносимого груза вместе с носилками для младших школьников 6—8 кг. Учащихся младших классов нужно приучать правильно переносить груз на носилках: согласованно двигаться во время ходьбы и одновременно, переворачивая носилки, высыпать груз. В случаях необходимости выполнения работ с переносом и передвижением тяжестей (уборка фруктов, овощей и их погрузка) необходимо соблюдать следующие гигиенические требования: такая работа не должна занимать более 1/3 рабочего времени, а переносимые тяжести не превышать: для подростков и юношей 14 лет — 6 кг, 15 лет — 8,2 кг, 16 лет—12 кг и 17 лет—16,4 кг, а для девушек соответственно6 кг, 6,8 кг, 8 кг и 9 кг. Гигиенические требования к ранцам и сумкам. Ранцы и сумки служат школьникам для переноски книг и тетрадей. Ранцы (заплечные сумки) являются более гигиеничными, потому что при их ношении нагрузка распределяется равномерно на плечевой пояс, а это сохраняет симметричное положение тела. Размеры ранца для учащихся 1—IVклассов должны быть следующими: длина 300—360 мм, высота передней стенки 220—260 мм, ширина 60—100 мм, длина плечевого ремня 600—700 мм, ширина плечевого ремня в верхнем отрезке 35—40 мм, масса не более 700 г. Для изготовления ранцев используют легкий, прочный, с водоотталкивающей пропиткой материал, яркий по цвету, хорошо поддающийся очистке, морозоустойчивый. При переноске книг в портфелях и сумках, особенно если в них слишком много книг, нагрузка падает преимущественно на одну сторону туловища. Это обстоятельство может способствовать нарушению осанки. Уголок школьника в семье. В семье для школьника рекомендуется оборудовать отдельный уголок, поставить там стол и стул, кровать, повесить полку или приобрести шкаф для книг. Соблюдение ребенком правильной позы необходимо и при занятиях вдомашних условиях. Это возможно в том случае, если стол и стул, которыми пользуется школьник, соответствуют размерам его тела. Лучше всего стол с наклонной и изменяющейся по высоте крышкой. В случае отсутствия такого стола все же следует стараться правильно оборудовать рабочее место. Для этого до 14-летнего возраста следует как минимум дважды изменять высоту стола и стула, которыми учащийся пользуется при выполнении уроков. В первые годы обучения высота стола должна быть 60—62 см, а затем 68 см. Высота стула от пола в первом случае 38 см, во втором 41 см. При организации домашней учебной работы за большим столом необходимо, чтобы разница между высотой стола и высотой стула равнялась максимум 27 см и минимум 21 см. Для создания упора для ног используют маленькую скамеечку. Глубина обычного бытового стула для ребенка слишком большая. Поэтому целесообразно на уровне 11—13—15 см (постепенно изменяя) от поверхности сиденья закрепить на спинке стула валик, своеобразную спинку (соответственно для групп роста ПО— 119 см, 120—139 см и 140—145 см). Гигиенические требования к письменным принадлежностям. Специальные исследования гигиенистов и наблюдения педагогов подтвердили целесообразность применения учащимися, в том числе начальных классов, школьных ручек с автоматической подачей чернил. В этом случае увеличивается скорость письма, что позволяет выполнить больший объем упражнений и тем самым способствует лучшему усвоению материала. Ручки и карандаши изготовляют определенной длины и диаметра, с тем, чтобы учащемуся было удобно писать. Ручки диаметром менее 7 мм вынуждают делать сильный нажим, что утомляет учащихся, а диаметром более 10 мм — выскальзывают из рук и осложняют движения. Школьные авторучки с автоматической подачей чернил изготовляют из пластмассы. Длина их 142—150 мм, диаметр не более 10 мм, масса не более 10 г, перо предусматривается открытое, средней жесткости. Разрешается пользоваться также круглыми ручками с шариковыми стержнями. Из карандашей более всего отвечают гигиеническим требованиям круглые карандаши средней твердости, оставляющие на бумаге четкую, неразмазывающуюся линию. Длина ученического карандаша около 180 мм, диаметр 7—8 мм. Чернила применяют интенсивно-черного, темно-фиолетового или темно-синего цвета, легко стекающие с пера и быстро высыхающие. Долгое время считали, что для обеспечения максимальной контрастности между буквами и фоном бумаги, снижающей нагрузку на зрение учащихся и учителя, требуется использовать только насыщенно-черные чернила. Однако психофизиологические исследования последних лет позволили выявить, что для легкости прочтения, а следовательно, и уменьшения нагрузки на зрительный анализатор имеет значение не только контрастность, но и состояние освещения. Оказалось, что при достаточной освещенности рабочего места по удобочитаемости сочетание черных буквенных знаков на белом фоне находится лишь на пятом месте, в то время как сочетание синих знаков с белым фоном по удобочитаемости текста занимает третье место. В случае же вынужденной работы при сниженной освещенности сочетание синих знаков с белым фоном по удобочитаемости стоит на первом месте, а сочетание черных знаков с белым фоном — лишь на третьем месте. Таким образом, использование в школах (учащимися и учителями) насыщенных синих чернил (пасты) или насыщенных фиолетовых чернил (пасты) не является противопоказанным, а с психофизиологических позиций даже более приемлемо. Значение дыхания. Дыхание— необходимый для жизни процесс постоянного обмена газами между организмом и окружающей средой. Дыхание обеспечивает постоянное поступление в организм кислорода, необходимого для осуществления окислительных процессов, являющихся основным источником энергии. Без доступа кислорода жизнь может продолжаться лишь несколько минут. При окислительных процессах образуется углекислый газ, который должен быть удален из организма. В понятие дыхание включают следующие процессы: 1) внешнее дыхание — обмен газов между внешней средой и легкими — легочная вентиляция; 2) обмен газов в легких между альвеолярным воздухом и кровью капилляров — легочное дыхание; 3) транспорт газов кровью, перенос кислорода от легких к тканям и углекислого газа из тканей в легкие; 4) обмен газов в тканях; 5) внутреннее, или тканевое, дыхание — биологические процессы, происходящие в митохондриях клеток. Этот этап дыхания является предметом рассмотрения в курсе биохимии. Нарушение любого из этих процессов создает опасность для жизни человека. Дыхательная система человека включает: воздухоносные пути, к которым относятся полость носа, носоглотка, гортань, трахея, бронхи (рис. 41); легкие — состоящие из бронхиол, альвеолярных мешочков и богато снабженные сосудистыми разветвлениями; костно-мышечную систему, обеспечивающую дыхательные движения: к ней относятся ребра, межреберные и другие вспомогательные мышцы, диафрагма. Все звенья дыхательной системы претерпевают с возрастом существенные структурные преобразования, что определяет особенности дыхания детского организма на разных этапах развития. Рис. 41. Воздухоносные пути дыхательной системы человека: 1, 2, 3 — носовые раковины; 4 — полость рта; 5 — язык; 6 — твердое нёбо; 7 — мягкое нёбо; 8 — носоглотка; 9 — надгортанник; 10 — гортань; 11 — пищевод Воздухоносные пути и дыхательный путь начинаются носовой полостью. Слизистая оболочка носовой полости обильно снабжена кровеносными сосудами и покрыта многослойным мерцательным эпителием. В эпителии много железок, выделяющих слизь, которая вместе с пылевыми частицами, проникшими со вдыхаемым воздухом, удаляется мерцательными движениями ресничек. В носовой полости вдыхаемый воздух согревается, частично очищается от пыли и увлажняется. К моменту рождения носовая полость ребенка недоразвита, она отличается узкими носовыми отверстиями и практически отсутствием придаточных пазух, окончательное формирование которых происходит в подростковом возрасте. Объем носовой полости с возрастом увеличивается примерно в 2,5 раза. Структурные особенности носовой полости детей раннего возраста затрудняют носовое дыхание, дети часто дышат с открытым ртом, что приводит к подверженности простудным заболеваниям. Одним из факторов, затрудняющих дыхание через нос, являются аденоиды. «Заложенный» нос влияет на речь, вызывая закрытую гнусавость, косноязычие. При «заложенном» носе воздух недостаточно очищается от вредных примесей, пыли, недостаточно увлажняется, отчего возникают частые воспаления гортани и трахеи. Ротовое дыхание вызывает кислородное голодание, застойные явления в грудной клетке и черепной коробке, деформацию грудной клетки, понижение слуха, частые отиты, бронхиты, сухость слизистой полости рта, неправильное (высокое) развитие твердого нёба, нарушение нормального положения носовой перегородки и формы нижней челюсти. В придаточных пазухах носовой полости детей могут развиваться воспалительные процессы — гайморит и фронтит. Гайморит — воспаление придаточной (гайморовой — верхнечелюстной) полости носа. Обычно гайморит развивается после острой инфекции (скарлатина, корь, грипп). Инфекция попадает через кровь из полости носа или из соседнего очага (кариозный зуб). Больной испытывает общее недомогание, познабливание, повышается температура до 38° в первые дни заболевания, появляется головная боль или боль невралгического характера с иррадиацией в щеку, в верхние зубы и висок, слизистая носа (односторонне) набухает, появляются выделения (с той же стороны). Необходимо немедленно направить ребенка в лечебное учреждение для своевременного лечения. Недостаточное лечение приводит к переходу заболевания в хроническое состояние. Фронтит — воспаление лобной пазухи. Больной жалуется на боль над бровью, во лбу и нижней стенке лобной пазухи, наблюдается слезотечение и светобоязнь. Комплекс этих симптомов появляется периодически, они продолжаются с 10—11 ч утра и затихают к 15—16 ч дня. При вертикальном положении тела наблюдаются обильные выделения (гнойные). Важно направить ребенка в лечебное учреждение для своевременного лечения. Нередко заболевание становится хроническим. Из полости носа воздух попадает в носоглотку — верхнюю часть глотки. В глотку открываются также полость носа, гортань и слуховые трубы, соединяющие полость глотки со средним ухом. Глотка ребенка отличается меньшей длиной, большей шириной и низким расположением слуховой трубы. Особенности строения носоглотки приводят к тому, что заболевания верхних дыхательных путей у детей часто осложняются воспалением среднего уха, так как инфекция легко проникает в ухо через широкую и короткую слуховую трубу. Заболевания миндалевидных желез, расположенных в глотке, серьезно отражаются на здоровье ребенка. Тонзиллит — воспаление миндалин. Оно может быть острым ангины) и хроническим. Хронический тонзиллит развивается после частых ангин и некоторых других инфекционных заболеваний, сопровождающихся воспалением слизистой оболочки зева (скарлатина, корь, дифтерия). Особую роль в развитии хронического заболевания миндалин имеет микробная (стрептококк и аденовирус) инфекция. Хронический тонзиллит способствует возникновению ревматизма, воспалению почек, органическому поражению сердца. Одним из видов заболеваний миндалевидных желез являются аденоиды — увеличение третьего миндалика, находящегося в носоглотке. Для увеличения миндалика имеют значение ряд перенесенных инфекций, климатические условия (в холодном климатеаденоиды у детей встречаются чаще, чем в теплом). Разрастание миндалика констатируется преимущественно у детей до 7—8 лет. При аденоидах наблюдаются: долго не прекращающийся насморк, затрудненное носовое дыхание, особенно по ночам (храпение, не освежающий, беспокойный сон с частым пробуждением), притупление обоняния, открытый рот, отчего нижняя губа отвисает, носогубные складки сглаживаются, появляется особое «аденоидное» выражение лица. Следующее звено воздухоносных путей — гортань. Скелет гортани образован хрящами, соединенными между собой суставами, связками и мышцами. Полость гортани покрыта слизистой оболочкой, которая образует две пары складок, замыкающих вход в гортань во время глотания. Нижняя пара складок покрывает голосовые связки. Пространство между голосовыми связками называют голосовой щелью. Таким образом, гортань не только связывает глотку с трахеей, но и участвует в речевой функции. Гортань у детей короче, уже и располагается выше, чем у взрослых. Наиболее интенсивно гортань растет на 1—3-м годах жизни и в период полового созревания. В период полового созревания появляются половые различия в строении гортани. У мальчиков образуется кадык, удлиняются голосовые связки, гортань становится шире и длиннее, чем у девочек, происходит ломка голоса. От нижнего края гортани отходит трахея. Длина ее увеличивается в соответствии с ростом туловища, максимальное ускорение роста трахеи отмечено в возрасте 14—16 лет. Окружность трахеи увеличивается соответственно увеличению объема грудной клетки. Трахея разветвляется на два бронха, правый из которых более короткий и широкий. Наибольший рост бронхов происходит в первый год жизни и в период полового созревания. Слизистая оболочка воздухоносных путей у детей более обильно снабжена кровеносными сосудами, нежна и ранима, она содержит меньше слизистых желез, предохраняющих ее от повреждения. Эти особенности слизистой оболочки, выстилающей воздухоносные пути, в детском возрасте в сочетании с более узким просветом гортани и трахеи обусловливают подверженность детей воспалительным заболеваниям органов дыхания. Легкие. С возрастом существенно изменяется и структура основного органа дыхания — легких. Первичный бронх, вступив в ворота легких, делится на более мелкие бронхи, которые образуют бронхиальное дерево. Самые тонкие веточки его называют бронхиолами. Тонкие бронхиолы входят в легочные дольки и внутри них делятся на конечные бронхиолы. Бронхиолы разветвляются на альвеолярные ходы с мешочками, стенки которых образованы множеством легочных пузырьков— альвеол. Альвеолы являются конечной частью дыхательного пути (рис. 42). Стенки легочных пузырьков состоят из одного слоя плоских эпителиальных клеток. Каждая альвеола окружена
Рис. 42. Схема строения легких(А)и легочных альвеол (Б). А: 1 — гортань; 2 — трахея;3—бронхи; 4— бронхиолы; 5 — легкие. Б: 1 — сосудистая сеть; 2,3 — альвеолы снаружи и в разрезе; 4 — бронхиола; 5 — артерия и вена
снаружи густой сетью капилляров. Через стенки альвеол и капилляров происходит обмен газами — из воздуха в кровь переходит кислород, а из крови в альвеолы поступают углекислый газ и пары воды. В легких насчитывают до 350 млн. альвеол, а их поверхность достигает 150 м2. Большая поверхность альвеол способствует лучшему газообмену. По одну сторону этой поверхности находится альвеолярный воздух, постоянно обновляющийся в своем составе, по другую — непрерывно текущая по сосудам кровь. Через обширную поверхность альвеол происходит диффузия кислорода и углекислого газа. Во время физической работы, когда при глубоких входах альвеолы значительно растягиваются, размеры дыхательной поверхности увеличиваются. Чем больше общая поверхность альвеол, тем интенсивнее происходит диффузия газов.
Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 2875; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |