Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Размеры столов и стульев для детей 6-летиего возраста в детских садах 3 страница




Измельчение пищи осуществляется зубами. По функции и форме различают резцы, клыки, малые и большие коренные зубы. Общее число зубов у взрослых — 32.

Зубы закладываются и развиваются в толще челюсти. Еще во внутриутробном периоде развития закладываются зачатки по­стоянных зубов, сменяющих в определенном возрасте молочные.

На 6—8-м месяце жизни у ребенка начинают прорезываться временные, или молочные, зубы. Зубы могут появляться раньше или позднее в зависимости от индивидуальных особенностей раз­вития, качества питания. Чаще всего первыми прорезываются средние резцы нижней челюсти, потом появляются верхние сред­ние и верхние боковые; к концу первого года жизни прорезывается обычно 8 зубов. В течение второго года жизни, а иногда и нача­ла третьего года заканчивается прорезывание всех 20 молочных зубов. Молочные зубы нежные и хрупкие, это следует учитывать при организации питания детей.

В 6—7 лет у детей начинают выпадать молочные зубы, и на смену им постепенно растут постоянные зубы. Перед сменой корни молочных зубов рассасываются, после чего они выпадают. Малые коренные и третьи большие коренные, или зубы мудрости, вырастают без молочных предшественников. Прорезывание постоянных зубов заканчивается к 14 годам. Исключение составляют зубы мудрости, появление которых порой задерживается до 25— 30 лет; в 15% случаев они отсутствуют на верхней челюстивообще.

В связи с тем, что зачатки постоянных зубов находятся под молочными зубами, следует особо обращать внимание на состояние полости рта и зубов у детей школьного и дошкольного возраста.

По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), 7—9 человек из 10 обследованных нуждаются в лечении зубов. И в первую очередь это связано с кариесом, возникающим вследствие разрушения эмали. Одной из основных причин повреждения эмали является ее деминерализация под влиянием кислот, кото­рые образуются при распаде остатков пищи.

Наиболее губительное действие на эмаль оказывает молоч­ная кислота — основной продукт брожения углеводов. В дальней­шем происходит уже непосредственное воздействие микробов на деминерализованные эмаль и дентин. В результате происходит рас­пад органических веществ зуба, образуется полость.

Отрицательно сказывается на сохранности эмали резкая смена температуры пищи и воды, поступающих в полость рта, рас­кусывание зубами твердых предметов. На кариозный процесс влияет недостаток витаминов (особенно группы В и D), солей кальция, фтора в пище и питьевой воде, отсутствие ультрафиолетовых лучей. Первостепенное значение в механизме кариеса зубов играют микроорганизмы полости рта, главным образом стрептококки. Для предотвращения кариеса необходимы сбалансированное питание, в рацион которого входит достаточное количество кальция, фосфора и фтора, и тщательный уход за зубами.

Уход за зубами прежде всего должен выражаться в обязатель­ном прополаскивании рта кипяченой, слегка тепловатой водой по­сле каждого приема пищи, чтобы по возможности удалить все застрявшие между зубами частицы пищи. Нужно ежедневно ве­чером перед сном чистить зубы щеткой с зубным порошком или пастой, чтобы более основательно удалить все остатки пищи.

Нельзя давать детям слишком горячую или очень холодную пищу, а также позволять им раскусывать зубами орехи или другие твердые вещества. Это может вызвать повреждение эмали. В школах детям проводят санацию полости рта: поврежденные зубы удаляют или пломбируют, и таким образом предупреждается порча остальных зубов, особенно постоянных. В настоящее время широко применяют фторопрофилактику кариеса. Это и фторирование питьевой воды, и местное орошение раствором фтористого натрия, и специальные зубные порошки, пасты, эликсиры, содержащие фтор, и, наконец, таблетки с фтором. Сохранность зубов обеспечивает полноценное измельчение пищи, необходимое для ее дальнейшей обработки.

Наряду с измельчением пищи в ротовой полости происходит смачивание ее слюной и начальный гидролиз некоторых пищевых веществ.

В ротовую полость открываются протоки трех пар крупных слюнных желез: околоушные, поднижнечелюстные и подъязычные. Кроме крупныхесть мелкие слизистые слюнные железки. Они раз­бросаны почти по всей слизистой оболочке ротовой полости и языка.

Слюна, содержащая 99% воды, смачивает измельченную пи­щу. В составе ее органических веществ содержатся ферменты, осуществляющие химическую обработку пищи. Основной из этих ферментов — амилаза — расщепляет сложные углеводы до маль­тозы. Расщепление углеводов не заканчивается в ротовой полости, но продолжается в желудке до тех пор, пока пищевой комок не пропитается желудочным соком, так, как ферменты, расщеп­ляющие углеводы, действуют только в щелочной среде. В слюне содержится также слизистое органическое вещество муцин. Он способствует тому, что обработанный в ротовой полости комок становится скользким и легко проходит по пищеводу — мышечной трубке, выстланной внутри слизистой оболочкой. Длина пищевода с возрастом увеличивается. У новорожденных она составляет 10 см, у 5-летних детей— 16 см, у 15-летних— 19 см, у взрослых25 см. Слюнные железы функционируют с момента рождения ре­бенка, но в первые месяцы слюны отделяется мало.

С возрастом количество отделяющейся слюны увеличивается: наиболее заметные сдвиги в слюноотделении отмечаются у детей от 9 до 12 месяцев и от 9 до 11 лет. Всего в сутки у детей от­деляется до 800 см3 слюны.

Пищеварение в желудке. Желудок имеет вид изогнутого меш­ка, вмещающего 1—2 л пищи. В желудке различают вход (кар-диальная часть), дно (фундальная часть) и выход (пилорическая, или привратниковая, часть). Привратник открывается в двенадца^ типерстную кишку.

Изнутри желудок выстлан слизистой оболочкой, образующей много складок. В толще слизистой оболочки находятся железы, трубчатые по форме. Железы вырабатывают желудочный сок. Различают три типа клеток желудочных желез: главные выраба­тывают ферменты желудочного сока, обкладочные — соляную кис­лоту, добавочные — слизь.

Желудочный сок человека — бесцветная жидкость кислой ре­акции, с большим содержанием соляной кислоты (0,5%) и слизи. Слизь, вырабатываемая клетками слизистой оболочки желудка, предохраняет ее от механических и химических повреждений. Соляная кислота обладает способностью губительно действовать на бактерии, выполняя тем самым защитную функцию. Под влия­нием соляной кислоты активизируется основной фермент желудоч­ного сока пепсин, расщепляющий белки до альбумоз и пептонов. Желудочный сок содержит также фермент, расщепляющий жи­ры,— липазу. В желудке распадаются на глицерин и жирные кис­лоты только жиры, находящиеся в состоянии эмульсии (жиры молока). В желудочном соке детей, особенно в период вскармли­вания их молоком, содержится сычужный фермент — химозин, вы­зывающий свертывание молока.

Отделение желудочного сока начинается рефлекторно, уже тогда, когда пища попадает в полость рта. Оно может возник­нуть и условнорефлекторно. Обычно акт еды начинается с вида и запаха пищи. И. П. Павлов назвал желудочный сок, который начинает выделяться до поступления пищи, аппетитным или за­пальным. Он подготавливает желудок к перевариванию пищи и является важным условием, облегчающим этот процесс.

Под влиянием различных воздействий отделение желудочного сока может тормозиться. Вид несвежей пищи, неприятный запах ее, неряшливая обстановка, чтение во время еды приводят к торможению желудочной секреции, при этом снижается пищеварительное действие соков и пища усваивается хуже.

Когда пища поступает в желудок, на нее продолжает рефлекторно вырабатываться желудочный сок за счет механического раздражения слизистой оболочки желудка. Важная роль здесь также принадлежит химическим веществам, циркулирующим в крови при пищеварении и гуморальным путем возбуждающимжелудочную секрецию. Особенно активны в этом отношении ве­щества, содержащиеся в мясном бульоне, капустном отваре, отва­рах рыбы, грибов, овощей.

Кроме того, под влиянием соляной кислоты или продуктов пе­реваривания в слизистой оболочке желудка образуется особый гормон — гастрин, который всасывается в кровь и усиливает сек­рецию желудочных желез.

С возрастом как строение, так и функция желудка изменяют­ся. Мышечный слой желудка, способствующий перемешиванию пищи с желудочным соком и ее перемещению по желудку, у де­тей раннего возраста развит слабо, в особенности в области дна желудка. Недоразвитие мышечного слоя дна желудка, относитель­но широкий вход в него у детей грудного возраста часто являются причиной срыгивания и рвоты.

У новорожденных детей железистый эпителий желудка слабо-дифференцирован, главные клетки еще недостаточно созрели. Про­цесс клеточной дифференцировки желез желудка у детей завер­шается в основном к 7 годам, но полного развития они достигают лишь к периоду половой зрелости.

У детей после рождения общая кислотность желудочного сока связана с наличием молочной кислоты. Функция синтеза соляной кислоты развивается в период от 2,5 до 4 лет. В возрасте от 4 до 7 лет общая кислотность желудочного сока в среднем состав­ляет 35,4 единицы, у детей от 7 до 12 лет она равна 63. Относительно низкое содержание соляной кислоты в желудочном соке у детей дошкольного возраста является причиной его низких бак­терицидных свойств и в значительной мере проявляется в склонности детей к желудочно-кишечным заболеваниям. Недостаток соляной кислоты в детском возрасте компенсируется усиленным выделением гормона гастрина, стимулирующего секрецию пепсина. Показано, что к 8 годам концентрация гастрина снижается почти вдвое, однако и в 15 лет она еще значительно выше, чем у взрослого.

В составе желудочного сока новорожденного ребенка есть ферменты пепсин, химозин, липаза, молочная кислота и связанная соляная кислота. В связи с низкой кислотностью желудочного сока пепсин у новорожденных детей способен расщеплять лишь белки, входящие в состав молока. Активность фермента химозина, створаживающего молоко, резко повышается к концу первого года жизни — до 256—512 единиц (по сравнению с 16—32 единицами в первый месяц жизни ребенка). Находящийся в составе желудочного сока грудных детей фермент липаза расщепляет до 25% жира молока. Однако следует заметить, что жир материнского молока расщепляется не только желудочной липазой, но и липазой самого материнского молока. Поэтому расщепление жира в желудке детей, вскармливаемых искусственно, всегда более медленное, чем при грудном вскармливании. В коровьем молоке липазы мало. С возрастом ребенка активность липазы нарастает от 10—12 до 35—40 единиц.

Количество желудочного сока, его кислотность и перевариваю­щая сила зависят от рода пищи (так же как и у взрослого чело­века). При питании грудным молоком выделяется желудочный сок с низкой кислотностью и переваривающей силой. С возрас­том, по мере становления желудочной секреции, наиболее кислый сок отделяется на мясо, затем на хлеб и наименьшей кислотно­стью отличается сок на молоко.

От характера пищи зависит время переваривания ее в желуд­ке. Так, у детей грудного возраста при правильном грудном вскармливании желудок освобождается от пищи через 2,5—3 ч, при питании коровьим молоком — через 3—4 ч. Пища, содержа­щая значительные количества белков и жиров, задерживается в желудке 4,5—6,5 ч.

Роль печени и поджелудочной железы в пищеварении. Частич­но переварившееся содержимое желудка в виде пищевой кашицы, пропитанной кислым желудочным соком, перемещается движения­ми мускулатуры желудка к его пилорическому отделу, а оттуда порциями поступает в начальный отдел тонкого кишечника — две­надцатиперстную кишку. Здесь пищевая масса обрабатывается соком двух основных пищеварительных желез — печени и под­желудочной железы и соком мелких кишечных желез. Под влия­нием содержащихся в них ферментов происходит наиболее интен­сивная химическая переработка белков, жиров и углеводов, которые, подвергаясь дальнейшему расщеплению, доводятся в две­надцатиперстной кишке до такого состояния, что могут всасывать­ся и усваиваться организмом.

Сок, выделяемый поджелудочной железой,— бесцветная про­зрачная жидкость щелочной реакции. В нем есть фермент трип­син, расщепляющий белковые вещества до аминокислот; трипсин вырабатывается в неактивной форме клетками железы и активи­руется ферментом кишечного сока; содержащийся в соке фер­мент липаза активируется желчью, поступающей из печени и желч­ного пузыря, и, действуя на жиры, превращает их в глицерин и жирные кислоты. Ферменты амилаза и мальтаза превращают сложные углеводы в моносахариды типа глюкозы. Отделение поджелудочного сока продолжается 6—14 ч и зависит от состава и свойств принятой пищи.

Относительная величина массы поджелудочной железы значи­тельно увеличивается в возрасте от 1 года до 8 лет. Изменяется и ее секреторная функция. Активность белковых ферментов находится на довольно высоком уровне уже у грудного ребенка, далее она постелено увеличивается, достигая максимума к 4—6 годам. Активность липазы увеличивается к концу первого года жизни и остается высокой до 9-летнего возраста. Активность ферментов, расщепляющих углеводы, на протяжении первого года жизни уве­личивается в 3—4 раза, а максимальных значений достигает к 9 годам.

В процессах переваривания пищевых веществ в двенадцатиперстной кишке важнейшую роль играет желчь. Желчь, во-первых, переводит в активное состояние липазу, вырабатывающуюся клет­ками поджелудочной железы, и активизирует другие ферменты; во-вторых, желчь эмульгирует жиры, превращая их во взвесь мел­ких капелек (эмульгированные жиры легче перевариваются), в-третьих, желчь активно влияет на процессы всасывания в тонкой кишке; в-четвертых, желчь способствует усилению отделения сока поджелудочной железы. Выделение желчи печенью происходит с первого дня жизни ребенка. Количество желчи в раннем возрасте вполне достаточно для переваривания основного пищевого про­дукта — молока, содержащего эмульгированный жир, с возрастом желчеотделение усиливается. Содержание желчных кислот в пе­ченочной желчи очень высоко в первые дни после рождения, в дошкольном и младшем школьном возрастах оно снижается, у взрослых содержание желчных кислот вновь резко повышается. В процессе развития ребенка увеличивается способность желчного пузыря концентрировать желчь.

Всасывание и моторная функция кишечника. Из двенадцати­перстной кишки в основном переварившиеся пищевые вещества поступают в тонкий кишечник, откуда в подвздошную кишку. В тонком кишечнике продолжается переваривание питательных веществ, находящихся в химусе. В составе кишечного сока обна­ружено свыше 20 ферментов, способных катализировать расщеп­ление пищевых веществ. Однако основной функцией тонкого ки­шечника является всасывание. Ферментативная обработка пищи в толстой кишке весьма незначительна. В толстой кишке живут многочисленные бактерии. Одни из них расщепляют растительную клетчатку, так как в пищеварительных соках человека нет фер­ментов для ее переваривания. В толстой кишке синтезируются бактериями витамин К и некоторые витамины группы В. Хотя всасывание происходит и в других отделах пищеварительного тракта, например в желудке хорошо всасывается алкоголь, ча­стично глюкоза, в толстом кишечнике вода, именно в тонком ки­шечнике, строение которого приспособлено к этой функции, осу­ществляются основные процессы всасывания пищевых веществ.

Внутренняя поверхность кишки человека имеет многочислен­ные складки и достигает 0,65—0,70 м2. Она увеличивается за счет пальцевидных выступов — ворсинок: на площади 1 см2 рас­полагается 2000—3000 ворсинок. Благодаря наличию ворсинок площадь внутренней поверхности кишечника увеличивается до 4—5 м2, т. е. в 2—3 раза превышает поверхность тела человека. Эпителий ворсинок, в свою очередь, имеет многочисленные вырос­ты — микроворсинки, что еще более увеличивает всасывающую поверхность тонкой кишки.

Всасывание — сложный физиологический процесс, происходя­щий главным образом за счет активной работы клеток кишечного эпителия.

В процессах переваривания пищевых веществ в двенадцати­перстной кишке важнейшую роль играет желчь. Желчь, во-первых, переводит в активное состояние липазу, вырабатывающуюся клет­ками поджелудочной железы, и активизирует другие ферменты; во-вторых, желчь эмульгирует жиры, превращая их во взвесь мел­ких капелек (эмульгированные жиры легче перевариваются), в-третьих, желчь активно влияет на процессы всасывания в тонкой кишке; в-четвертых, желчь способствует усилению отделения сока поджелудочной железы. Выделение желчи печенью происходит с первого дня жизни ребенка. Количество желчи в раннем возрасте вполне достаточно для переваривания основного пищевого про­дукта — молока, содержащего эмульгированный жир, с возрастом желчеотделение усиливается. Содержание желчных кислот в пе­ченочной желчи очень высоко в первые дни после рождения, в дошкольном и младшем школьном возрастах оно снижается, у взрослых содержание желчных кислот вновь резко повышается. В процессе развития ребенка увеличивается способность желчного пузыря концентрировать желчь.

Всасывание и моторная функция кишечника. Из двенадцати­перстной кишки в основном переварившиеся пищевые вещества поступают в тонкий кишечник, откуда в подвздошную кишку. В тонком кишечнике продолжается переваривание питательных веществ, находящихся в химусе. В составе кишечного сока обна­ружено свыше 20 ферментов, способных катализировать расщеп­ление пищевых веществ. Однако основной функцией тонкого ки­шечника является всасывание. Ферментативная обработка пищи в толстой кишке весьма незначительна. В толстой кишке живут многочисленные бактерии. Одни из них расщепляют растительную клетчатку, так как в пищеварительных соках человека нет фер­ментов для ее переваривания. В толстой кишке синтезируются бактериями витамин К и некоторые витамины группы В. Хотя всасывание происходит и в других отделах пищеварительного тракта, например в желудке хорошо всасывается алкоголь, ча­стично глюкоза, в толстом кишечнике вода, именно в тонком ки­шечнике, строение которого приспособлено к этой функции, осу­ществляются основные процессы всасывания пищевых веществ.

Внутренняя поверхность кишки человека имеет многочислен­ные складки и достигает 0,65—0,70 м2. Она увеличивается за счет пальцевидных выступов — ворсинок: на площади 1 см2 рас­полагается 2000—3000 ворсинок. Благодаря наличию ворсинок площадь внутренней поверхности кишечника увеличивается до 4—5 м2, т. е. в 2—3 раза превышает поверхность тела человека. Эпителий ворсинок, в свою очередь, имеет многочисленные вырос­ты — микровбрсинки, что еще более увеличивает всасывающую поверхность тонкой кишки.

Всасывание — сложный физиологический процесс, происходя­щий главным образом за счет активной работы клеток кишечного эпителия.

 

Белки всасываются в кровь в виде водных растворов амино­кислот. В связи с тем, что для детей характерна повышенная проницаемость кишечной стенки, в небольшом количестве у них из кишечника всасываются натуральные белки молока, яичный белок. Избыточное поступление в организм ребенка нерасщепленных белков приводит кразного рода кожным высыпаниям, зуду и другим неблагоприятным явлениям. В связи с тем, что прони­цаемость кишечной стенки у детей повышена, чужеродные вещества и кишечные яды, образующиеся в процессе гниения пищи, продукты неполного переваривания могут попадать из кишечника в кровь, вызывая разного рода токсикозы, хотя часть этих вред­ных продуктов обезвреживается в печени, выполняющей барьер­ную функцию.

Углеводы всасываются в кровь главным образом в виде глю­козы. Жиры всасываются преимущественно в лимфу в виде жир­ных кислот и глицерина. В толстом кишечнике в основном всасывается вода, однако возможно и всасывание углеводов, что используется в клинике при необходимости искусственного питания (клизмы).

Важной функцией кишечника является его моторика. За счет моторной деятельности кишечника происходит перемешивание пи­щевой кашицы с пищеварительными соками, ее продвижение по кишке, а также повышение внутрикишечного давления, что способствует всасыванию некоторых компонентов из полости кишки в кровь и лимфу.

Моторика осуществляется продольными и кольцевыми мышца­ми кишечника, сокращения которых вызывают два типа кишечных движений — сегментацию и перистальтику. Сегментация или кольцеобразные сокращения повторяются через определенные интервалы времени (около 10 раз в минуту). Участки сокращения сменяются участками расслабления, и наоборот. Таким образом, пищевые массы, двигаясь взад и вперед, перемешиваются. Перистальтические движения распространяются медленными волнами (1—2 см/с) вдоль кишечника по направлению от полости рта и способствуют проталкиванию пищи.

Мышечный слой кишечника и его эластические волокна развиты у детей менее, чем у взрослых. В связи с этим перистальтика у детей слабее. Этим отчасти объясняется склонность к запо­рам у детей.

У детей кишечник относительно длиннее, чем у взрослых. У взрослого человека длина кишечника превышает длину его тела в 4—5 раз, а у грудного ребенка — в 6 раз. Особенно интенсивно кишечник растет в длину от 1 до 3 лет в связи с переходом от молочной пищи к смешанной и от 10 до 15 лет.

Защитные пищевые рефлексы. Профилактика желудочно-ки­шечных заболеваний. Важным пищевым рефлексом является рво­та, которая может наступить вследствие раздражения слизистой желудка или кишечника пищевыми веществами, плохо перевариваемыми или вызывающими интоксикацию. Рвота может вызы­ваться также обонятельными и вкусовыми раздражениями, вызы­вающими отвращение по механизму условных рефлексов. Этот защитный пищевой рефлекс вызывают и некоторые вещества, по­ступающие с кровью к нервному центру продолговатого мозга (на­пример, алкогольная рвота). Раздражение центров продолговатого мозга импульсацией, поступающей из вестибулярного аппарата при качке, также может привести к рвотным движениям. При рвоте происходит перистальтика в обратном направлении. В ре­зультате этих движений, начинающихся обычно из тонкого ки­шечника, его содержимое выталкивается в желудок. Через 10—20 с происходит сокращение желудка, раскрывается его вход, одно­временно сильно сокращаются мышцы брюшной стенки и диаф­рагмы, в результате этих сокращений содержимое через пищевод и полость рта выбрасывается наружу. Рвоту при неприятных ощу­щениях в области желудка можно вызвать произвольно, надавли­вая пальцем на одну из рефлексогенных зон этого сложного реф­лекса— корень языка. Однако защитный пищевой рефлекс не может полностью предохранить организм от попадания в пище­варительную систему вредных веществ и микробов, вызывающих желудочно-кишечные заболевания.

Желудочно-кишечные заболевания бывают различной тяжести и продолжительности: от легких, быстро проходящих до очень тя­желых, длительных, изнуряющих организм и приводящих к глу­боким нарушениям его деятельности. Из кишечных инфекций у де­тей и подростков встречаются дизентерия бактериальная, брюш­ной тиф и паратиф А и Б.

Наибольшее число больных приходится на летне-осенний пе­риод. Отдельные вспышки (вокруг носителя водного или пищевого происхождения) могут быть в любое время года.

Бактерии, вызывающие кишечные инфекции, передаются от больных (бактерионосителей) через воду, пищевые продукты, молоко, загрязненные руки, переносятся мухами. Заражение проис­ходит и путем непосредственного контакта с больным (носителем) или через белье, посуду, инфицированные выделения больного. В число мер профилактики входят: тщательное мытье рук перед приемами пищи, промывание и очистка овощей и фруктов, особенно перед их употреблением в сыром виде, употребление только доброкачественной, обеззараженной питьевой воды, постоянное тщательное мытье кухонной, столовой и чайной посуды, правильное хранение и своевременное удаление кухонных пищевых отходов, уничтожение мух и защита от них продуктов и готовых блюд. Кипячение воды и молока необходимо производить во всех случаях, когда источники их сомнительны в бактериальном отношении.

Санитарно-гигиенические требования должны соблюдаться повседневно к устройству и содержанию помойных ям, мусорных ящиков, надворных уборных.

Каждый заболевший школьник (вызывающий сомнение по заболеванию) должен быть направлен в лечебное учреждение, и о каждом случае заболевания (по телефону, почтовым способом, извещением) важно возможно быстрее сообщить санэпидемстанции (районной, городской).

Профилактические прививки школьникам производятся по «нидпоказаниям. Поражение детей глистами (гельминтами) зави­сит от географического положения, местных условий, быта населения, особенно питания. Паразитические черви причиняют детям тяжелые расстройства здоровья. Питаясь содержимым кишечни­ка, глисты могут вызывать общее истощение организма. Они, оказывая влияние на интерорецепторы кишечника, нередко приводят к тяжелым нарушениям функций кишечника, нервной си­стемы и других органов. Часто возникает хроническое отравле­ние в результате выделения паразитами продуктов распада. Наи­более распространены среди детей: аскаридоз (поражение круглыми червями — аскаридами), энтеробиоз (вызываемый острицами), трихоцефалез (поражение власоглавом).

Массовые мероприятия в детских и подростковых коллективах по борьбе с глистными инвазиями включают выявление пораженных глистами детей и их лечение. Все противоглистные мероприятия проводятся по плану, составленному врачом детского учреждения совместно с районным эпидемиологом и гельминтологом, при содействии педагогов и классных руководителей.

Помимо дегельминтизации детей в детских учреждениях про­водится ряд санитарно-профилактических мероприятий. Мероприя­тия по борьбе с гельминтозами сходны с мероприятиями по пре­дупреждению кишечных инфекционных заболеваний (уничтожение возбудителя в разных стадиях его развития и местах пребывания, пресечение путей распространения). Гельминты выделяют большое количество яиц, устойчивых к различным физико-химическим факторам. Это в известной мере затрудняет обеззараживание внешней среды. Поэтому наиболее целесообразно проводить мероприятия, предупреждающие загрязнение внешней среды и но­вые заражения.

За санитарным состоянием помещений и санитарно-противоэпидемическим режимом детских учреждений и особенно санузлов должен вестись тщательный контроль. В периоды массовой дегель­минтизации это наблюдение усиливается. Уборку всех помещений детских учреждений производят влажным способом. Тряпки по­сле уборки заливают кипятком. Для уборки санузлов необходимо иметь отдельный инвентарь.

Во всех туалетах унитазы, пол и стены в течение 5 дней с начала дегельминтизации обливают кипятком. В неканализованных выгребах и почву вокруг выгребов заливают 20%-ным раствором хлорной извести. Необходимо следить, чтобы дети и подростки соблюдали меры личной профилактики: коротко стригли ногти, не грызли их и не брали пальцы в рот, мыли руки с мылом и щеткой после посещения уборной и перед приемом пищи, не пили сырую воду, не ели немытые овощи и фрукты.

Большое значение в профилактике острых инфекционных за­болеваний и глистных инвазий имеет широкое и систематическое проведение медицинским персоналом санитарно-просветительной работы среди детей, обслуживающего персонала и родителей.

Весь персонал детских учреждений при поступлении на работу проходит периодические медицинские обследования на кишечноебактерионосительство и глистоносительство, на кожно-венерические заболевания и туберкулез. В дальнейшем проводятся плановые обследования в установленные сроки.

Противоглистные мероприятия и лечение весьма эффективны при активном содействии педагогов, классных руководителей и воспитателей.

ОБМЕН ВЕЩЕСТВ И ЭНЕРГИИ

Обмен веществ и энергии — основа процессов жизнедеятельности организма. Обмен веществ — характерный признак всех живых существ. Без обмена веществ жизнь невозможна. В организ­ме человека, его органах, тканях, клетках непрерывно образуются, разрушаются, обновляются клеточные структуры и различные сложные химические соединения.

Для построения новых клеток организма, их непрерывного обновления, для работы таких органов, как мозг, сердце, желудочно-кишечный тракт, дыхательный аппарат, почки и т. д., а также для совершения человеком работы нужна энергия. Эту энергию человек получает в процессе обмена веществ.

Источником энергии, необходимой для жизни, служат питательные вещества, поступающие в организм.

Анаболизм и катаболизм. В процессе обмена веществ происходят два противоположных и взаимосвязанных процесса: анабо­лизм и катаболизм. Анаболизмом называют реакцию биологиче­ского синтеза сложных молекул основных биологических соедине­ний, специфичных для данного организма, из простых компонен­тов, поступающих в клетки организма. Например, из аминокислот в процессе анаболизма образуются сложные полипептиды, или белки. Анаболизм является основой для построения структур, иду­щих на восстановление отмирающих клеток, формирования новых тканей в процессе роста организма, для синтеза клеточных соединений, необходимых для жизнедеятельности клеток. Анаболизм требует затраты энергии.

Энергия для анаболических процессов поставляется реакциями катаболизма, при которых происходит расщепление молекул сложных органических веществ с освобождением энергии. Конечные продукты катаболизма — вода, углекислый газ, аммиак, мочевина, мочевая кислота и др.— недоступны для дальнейшего биологического окисления в клетке и удаляются из организма.

Соотношение процессов анаболизма и катаболизма определяет три различных состояния: динамическое равновесие, рост, частич

Рис. 34. Схема соотношения анаболизма и катаболизма в условиях динамического равновесия роста и истощения

иое разрушение структур тела (рис. 34). При динамическом рав­новесии, когда процессы анаболизма и катаболизма уравновеше­ны, общее количество ткани не изменяется. Превалирование ана­болических процессов приводит к накоплению ткани, происходит рост организма; преобладание катаболизма над анаболизмом при­водит к разрушению ткани, уменьшению массы организма — его истощению. У взрослых обычно при нормальном состоянии орга­низма анаболические и катаболические процессы находятся в состоянии равновесия.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 395; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.068 сек.