Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Отличительные особенности предпринимателей – мужчин




 

Социальные характеристики отечественных предпринимателей, как мы уже отмечали выше, достаточно разнообразны. Бизнесом в России занимаются инженеры, научные сотрудники, военные, рабочие, представители культуры, номенклатурные работники и т.п. Возрастной диапазон широк - от молодых людей, заканчивающих или только что закончивших высшее учебное заведение, до пожилых, вышедших на государственную пенсию. В последнее время в бизнесе все чаще ведущие посты занимают молодые люди, хотя возрастной уровень генеральных директоров, как правило – 45-55 лет. Образовательные уровень также различен, хотя явный перевес имеют и предприниматели с высшим техническим, экономическим, юридическим образованием. Предпринимательство привлекает мужчин и с учеными степенями, и научными знаниями. Важными вехами своей биографии мужчины-предприниматели считают:

успехи в школьном и вузовском обучении, в том числе – в спортивных занятиях;

длительное и на высоком уровне образование с достаточно поздним вступлением в профессию;

относительно позднее создание семьи;

персональную рабочую стабильность.

 

Среди людей, оказавших наибольшее влияние на становление личности, чаще всего называется отец, демонстрировавший модель самостоятельного, стрессоустойчивого поведения в профессиональной деятельности и семейных ситуациях.

 

11.2.1. Характеристики и ценностные ориентации предпринимателей – «первопроходцев»

Типичными представителями предпринимательского призыва «первопроходцев» можно считать брокеров – биржевых посредников, активно и успешно участвовавших в расшатывании старого хозяйственного механизма. Брокерской деятельностью в нашей стране занимались преимущественно мужчины. Мужчины составляли 89% слушателей, обучавшихся на ленинградских, а затем на петербургских товарно-фондовых биржах. Возраст отечественных брокеров колебался от 22 до 60 лет. Большинство из них входило в группу 22-35-летних. Большая часть брокеров была в прошлом инженерно-техническими работниками. Брокеры обычно работали от того или иного государственного предприятия или учреждения.

 

По своим личностным характеристикам брокеры отличались в основном умеренной или высокой эмоциональной устойчивостью, уверенностью в себе, склонностью к преодолению барьеров на пути к достижению цели. Им были свойственны реалистичность суждений, практически ориентированный интеллект. В то же время брокеры обладали невысокой самостоятельностью суждений, боязнью взять на себя полноту ответственности за принимаемые решения. Приоритетными жизненными ценностями они считали:

здоровье

счастливую семейную жизнь

интересную работу

любовь

материально обеспеченную жизнь

свободу

образованность

трудолюбие

твердую волю

честность

рационализм.

 

Брокеры сыграли важную роль в формировании слоя предпринимателей, в который многие из них влились. Они же подготовили общественное сознание к появлению и принятию цивилизованного, респектабельного облика предприимчивого, преуспевающего человека.

 

В начале 1990-х Завьяловой Е.К. было проведено комплексное психологическое исследование ценностных ориентаций предпринимателей первопроходцев. Обследовалось 2 группы мужчин:

потенциальные предприниматели (обучавшиеся предпринимательскому делу);

реальные предприниматели (занимавшиеся бизнесом в течение 1-3 лет).

 

В первую группу входили 50 человек – мужчины в основном с высшим образованием в возрасте 22-45 лет. Большинство из них в прошлом были инженерно-техническими работниками и экономистами. Вторую группу составляли 35 мужчин, большинство их них с законченным высшим техническим образованием, в возрасте 21-43 года.

 

Каждому участнику предлагалось ранжировать по степени важности 18 жизненных ценностей, представляющих возможные цели существования человека, и 18 ценностей, отражающих средства достижения жизненных ценностей. (использовалась методика М.Рокича). Рейтинг каждой из 18 предложенных ценностей определялся следующим образом:

с 1 по 3 место – явное предпочтение;

с 7 по 12 место – нейтральное отношение;

с 13 по 15 место – отвержение;

с 16 по 18 место – явное отвержение.

 

Удалось обнаружить, что независимо от степени включенности в бизнес предприниматели отдают явное предпочтение ценностям, отражающим ориентацию на личное благополучие и профессиональное саморазвитие. Самым важным признается здоровье, положение которого в индивидуальной иерархии ценностей зависит от многих факторов: пола, возраста, перенесенных психических травм, актуально социальной ситуации и т.п. Верхняя ступень, отданная здоровью мужчинами-предпринимателями, вероятно, определяется пониманием высокой напряженности работы с признанием неизбежности преодоления чрезмерных физических нагрузок. Не случайно многие успешные предприниматели, заботясь о собственном здоровье, внимательно контролируют свой вес, отказываются от вредных привычек, связанных с курением и употреблением алкоголя, находят время для физических упражнений и посещений психоаналитиков и психологов.

 

Явное предпочтение в обеих группах отдается счастливой семейной жизни. Высокая значимость семьи для предпринимателей вполне оправданна. Семья – прежде всего тот «эмоциональный тыл», тот «транквилизатор», который снимает деловое напряжение. Дает ощущение покоя и удовлетворенности, защищенности и уверенности в себе. Кроме того, предприниматель вкладывает в семью определенную часть своих средств, превращая ее в некий символ своего благополучия и успеха. В то же время разные категории предпринимателей неодинаково относятся к любви как жизненной ценности. У потенциальных предпринимателей духовная и физическая близость с любимым человеком выступает в роли предпочитаемой жизненной ценности, у реальных – отвергаемой.

 

Предприниматели, реально включенные в бизнес, осознанно демонстрируют прежде всего деловые качества и отвергают эмоциональный фон жизни как одну их возможных помех в реализации делового потенциала. В данном случае создается определенная психологическая защита от излишних эмоциональных потрясений.

 

Высокий рейтинг имеют также интересная работа и материально обеспеченная жизнь. Различия между потенциальными и реальными предпринимателями заключаются в степени предпочтения названных ценностей. Для тех, кто готовит себя к бизнесу, большую значимость имеет сам факт участия в интересной работе, а для тех, кто уже стал бизнесменом, - результат работы, то есть материальная обеспеченность. Некоторое единство предприниматели демонстрируют в определении значимости ряда средств достижения ценностей, явно предпочитаемое или предпочитаемое положение в обеих группах занимают средства, раскрывающие возможности самореализации личности:

эффективность в делах;

твердая воля;

образованность;

рационализм.

 

В достижении жизненного и делового благополучия предприниматели более всего рассчитывают на трудолюбие, работоспособность, на широту знаний и образованность. Осторожность в достижении поставленных целей, умение преодолевать внутреннее сопротивление и внешние преграды, подавлять бурные проявления эмоционального напряжения и раздражения также рассматриваются как приоритетные средства достижения необходимых жизненных ценностей. Отвергаются предпринимателями обеих групп развлечения, красоты природы и искусства, а также счастье других. Вероятнее всего, в таком отношении к красоте, удовольствиям, необременительному времяпровождению проявляется доминирующая ориентация на деловой успех, утверждение себя, достижение материального благополучия. Отвлечение от дел, приятный отдых воспринимаются бизнесменами, особенно на начальных этапах организации собственного дела, как непозволительная роскошь. Однако подобная позиция может быть следствием неумения рационально распределять свое время, обеспечивать себе психический комфорт, делегировать свои полномочия подчиненным.

 

Отвержение такой ценности, как счастье других, объясняется трудностями совмещения на данном этапе развития отечественного предпринимательства общечеловеческих ценностей и ценностей, определяющих деловой успех. Обращает на себя внимание тот факт, что потенциальные и реальные бизнесмены категорически отрицают чуткость как возможное средство достижения жизненного благополучия и делового успеха. Выявленное сочетание предпочитаемых и отвергаемых средств достижения ценностей в определенной мере отражает нравственный конфликт, который создают современные социокультурные условия развития отечественного предпринимательства. В реальной жизни предприниматели сталкиваются с тем, что эффективность в делах противоречит соблюдению этических норм. Чуткость как проявление заботы, высокой чувствительности по отношению к переживаниям, нуждам другого человека мешают успеху, отнимает энергию, силу и материальные средства, необходимые для дела. Не исключено и то, что проявление чуткости рассматривается предпринимателями как «эмоциональная слабость», которая несовместима с твердой волей и рационализмом. В то же время обе группы отвергают непримиримость к недостаткам в себе и других как ценность-средство. В этом можно увидеть стремление к ослаблению требовательности к себе, к более снисходительной оценке своих поступков. Такая позиция открывает путь к самооправданию не всегда высоконравственного поведения. Различная степень включения в бизнес отразилась на ценностных ориентациях, в частности на отношении к ценностям, характеризующим значимость общественной роли человека.

 

Так, для предпринимателей, реально включенных в рыночные отношения, наиболее значимыми оказались общественное признание и активная деятельная жизнь, дающая возможность реализовать личностный потенциал. Эти ценности занимают предпочтительное положение в иерархии. Для тех, кто только готовит себя к бизнесу, эти жизненные ценности занимают или нейтральное, или отвергаемое положение. Потенциальные предприниматели также отдают предпочтение нравственным средствам достижения ценностей: ответственности, честности. Чувство долга, умение держать слово, правдивость и искренность в отношениях или занимают нейтральное положение в иерархии ценностей предпринимателей, имеющих свое дело или отвергаются. В данном случае можно говорить о конфликтном соотношении общественных ценностей, каковыми являются чуткость, честность, чувство долга, и возможностями их вовлечения в достижение реального делового и производственного успеха в настоящие время.

 

Реально ведущий дело предприниматель, вероятно, сталкивается а проблемой нравственного выбора. Важная составляющая ценностно-мотивационной структуры современного предпринимателя – отношение к успеху. Чаще всего в него вкладывается положительное эмоциональное содержание. В 10,6% случаев успех ассоциируется с переживанием счастья, радости, покоя, с чувством удовлетворенности. Успех приносит предпринимателям ощущение стабильности, устойчивости. Такие ответы встречаются у 3,0% опрошенных. Успех для мужчин-предпринимателей имеет также и определенный социальный смысл. В 7,7% ответов возникают ассоциации с признанием, положением в обществе, с приобретением известности или даже славы. Значимость материальной стороны отражается в ассоциациях успеха с конкретными вещами: квартирой, дачей, машиной, двумя машинами и т.п. Связь успеха с материальной обеспеченностью обнаруживается у 6,8% опрошенных, что значительно чаще, чем с моральной удовлетворенностью достигнутым, - 0,8% опрошенных или с нравственным содержанием предпринимательства – 2,2%. Понимание того, что успех дела зависит в большей мере от вложенных в него собственных усилий, чем от случая и удачи, отражается в ассоциациях с понятиями «работа», «труд», «созидание». Подобные ассоциации встречаются в 5,3% ответов. Только в 1,5% случаев успех ассоциируется с везением, удачей, в 2,2% - с отдыхом, возможность наслаждаться красотой природы. О важности семейного окружения свидетельствует включение в ассоциативный ряд успеха понятий «семья», «родители», «дети». У молодых предпринимателей нередки ассоциации с «молодой красивой женой», с «рождением ребенка». Ассоциации подобного рода отмечаются у 5,3% опрошенных. С деньгами, прибылью успех ассоциируется в 4,:6% случаев. Также часто предприниматели видят в успехе реализацию своих возможностей и способностей, путь к физическому и духовному самосовершенствованию. Несмотря на то, что здоровье представляет для предпринимателей одну из важнейших ценностей, оно ассоциируется с успехом только в 2,2% ответов. Источник неудач мужчины-бизнесмены чаще видят в самих себе: «не хватило сил», «плохо подумал», «не знаешь, где искать ответ».

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 599; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.