Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные личностные характеристики предпринимателей-женщин




Для понимания специфики развития женского предпринимательства необходимо рассмотрение личностных свойств женщин, включившихся в бизнес. В проведенных нами исследованиях были выявлены их некоторые отличительные особенности.

 

Интеллектуальные возможности женщин-предпринимателей довольно высоки. Они способны успешно овладевать различными знаниями. Их мышление имеет ярко выраженную практическую направленность. В решении проблем они ориентируются прежде всего на здравый смысл. Реальные факты играют преимущественную роль. К ним у женщин доверия порой больше, чем к собственной интуиции. К новым идеям они относятся несколько настороженно. Лишь после взвешивания всех «за» и «против» новшество принимается и внедряется. Тем не менее женскому интеллекту недостает гибкости и оперативности в поисках наиболее оптимального выбора практических решений.

 

Психологический портрет женщин, занимающихся предпринимательством, будет далеко не полным, если из него исключить эмоциональные свойства личности. Нельзя недооценивать ту громадную роль, которую играют эмоции в жизни женщины. Как показали наши исследования, женщины-предприниматели обладают средней эмоциональной устойчивостью. Они способны эмоционально реагировать на довольно большой круг ситуаций. И в то же время умение объективно оценивать происходящее, рационально объяснять свои переживания и чувства делают их защищенными главным образом в тех ситуациях и видах деятельности, которые им хорошо известны, требования которых они могут успешно прогнозировать. Особенно нужно подчеркнуть то, что возникающие препятствия воспринимаются ими в основном как преодолимые, хотя для поисков нужного пути и адекватных средств достижения цели необходимы дополнительные усилия и время. Замечания окружающих в свой адрес вызывают некоторое раздражение и волнение, но это длится недолго. Чувство собственной вины у них сочетается со склонностью обвинять других.

 

Женщины-предприниматели не избегают ситуаций, связанных с риском. Рискуют они взвешенно, преимущественно тогда, когда успех реален, и реален в недалеком будущем. При этом склонность к риску проявляется по-разному в зависимости от семейного положения женщины, финансовой самостоятельности. Значительно легче рисковать тогда, когда имеется финансовая поддержка или отсутствуют семья и дети. Кроме того, надо учитывать, что женщина чрезвычайно болезненно переносит неудачу. Неудача может поколебать уверенность в себе, негативно сказаться на настроении, запасе сил, нанести большой вред чувству собственной независимости. Рационализм, здравомыслие, ориентация на успех, умеренная эмоциональная стабильность женщин-предпринимателей сочетается со склонностью к импульсивным реакциям. Нередко женщина строит свое поведение, взаимоотношения с окружающими людьми, ориентируясь на сиюминутные желания и побуждения, на интерес, который доминирует в данный момент. В таких случаях регулируюшая роль воли, а также общепринятых норм ослабевает.

 

Женщины-предприниматели имеют достаточно высокий коммуникативный потенциал. Они умеют быстро найти общий язык с окружающими людьми. Общение доставляет им удовольствие и нередко служит основным средством решения хозяйственных и личных проблем. Однако сложности могут возникать при общении с большой аудиторией. Несколько неуверенно чувствуют себя женщины, вступая в контакт с авторитетными людьми. Им необходимо время и усилия, чтобы овладеть собой, ситуацией и вести переговоры. К людям в целом женщины относятся доброжелательно, хотя наблюдаются некоторая настороженность и недоверие. Они довольно тонко разбираются в людях. Важно то, что в понимании людей они ориентируются не только на внешние видимые действия и поступки, но и пытаются определить мотивы поведения, что значительно повышает их коммуникативную компетентность. В то же время им не всегда достает гибкости в общении. Привязанность к коммуникативным стереотипам мешает своевременно и в соответствии с изменившейся ситуацией перестраивать стиль межличностного взаимодействия.

 

Женщины-предприниматели обладают умеренным лидерским потенциалом. Качества лидера в наибольшей степени раскрываются в хорошо освоенных видах деятельности, для которых уже выработаны определенные навыки и формы психологической защиты. Женщины, связанные с бизнесом, не всегда проявляют самостоятельность в принятии решений. В ответственные моменты, в ситуациях выбора они предпочитают разделять ответственность с окружающими людьми, ориентируются не только на свою точку зрения, но и в значительной мере – на позицию группы. Несмотря на достаточную уверенность в себе и внешнюю активность, женщины внутренне нуждаются в социальной опоре, продолжают стремиться к защищенности. Чувство защищенности дает им группа, окружающие люди, которые разделяют вместе с ними проблемы, а следовательно, значительно смягчают последствия эмоционального стресса, связанного с предпринимательской деятельностью в современных условиях нашего общества.

 

Целевые жизненные установки сравниваемых групп женщин, выбравших противоположные способы адаптации, не имеют существенных отличий. Исключение составляет несколько более выраженная ориентация на материальную обеспеченность и активную жизненную позицию у тех женщин, кто занимается предпринимательством. Для женщин-предпринимателей важны такие качества, как рационализм, твердая воля, эффективность в делах, самоконтроль. Менее значимы терпимость, чуткость и исполнительность Женщины, выбравшие путь предпринимательства, более экстравертированы, практичны, целеустремленны и эмоционально устойчивы.

Контрольные вопросы для самопроверки

1. Дайте характеристику гендерным аспектам предпринимательства.

2. Перечислите факторы, мешающие включению женщин в предпринимательскую деятельность.

3. Установите соотношение между предпочитаемыми и отвергаемыми ценностями у мужчин-предпринимателей.

4. Укажите мотивы предпринимательской деятельности у женщин-предпринимателей.

5. Раскройте содержание интеллектуальных, эмоциональных, коммуникативных личностных свойств женщин-предпринимателей.

 

Литература

 

1. Акперов И.Г., Масликова Ж.В. Психология предпринимательства: Учеб. пособие. – М.: Финансы и статистика, 2003.

2. Завьялова Е.К., Посохова С.Т. Психология предпринимательства: Учеб. пособие. – СПб.: Изд-во С.Петерб. ун-та, 2004.

3. Исследование гендерных особенностей предпринимательской деятельности населения Чувашской республики / Под общ. ред. В.П. Фоминых. Чебоксары: Изд-во Чувашск. ун-та, 2001

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Вы прочитали электронный курс «Психология предпринимательства», ознакомились с основными проблемами психологии предпринимательской деятельности, у Вас сложилось общее впечатление о профессии и ее психологических особенностях.

 

Для контроля прочности усвоения каждая глава была снабжена контрольными вопросами, заданиями и тестами, ответы на которые позволили вам убедиться в своей уверенности владения приведенной информацией. Степень соответствия этой уверенности истинному положению с вашими знаниями и умениями подтвердили или опровергли результаты контроля.

Изучив первую тему, Вы должны: - знать социально-психологические особенности предпринимательства и его отличия от других видов деятельности; социально-психологические аспекты современного предпринимательства. Представлять основные направления психологических исследований в области предпринимательства.

Изучив вторую тему, Вы должны: знать этапы развития предпринимательства в России; знать основные теории и подходы к феномену предпринимательства в социально-экономических теориях;

 

Изучив третью тему, Вы должны: понимать специфику изучения психологии предпринимательства с точки зрения экономической психологии.

Изучив четвертую тему, Вы должны: понимать отличия социально-экономического и психологического подходов к проблеме деятельности предпринимателей; понимать основные направления психологического анализа предпринимательской деятельности;

Изучив пятую тему, Вы должны: анализировать личностные и ситуационные переменные в модели ситуации предпринимательской деятельности. Овладеть понятиями и стратегими поведения в жизненных ситуациях. Иметь представление о психическом здоровье как регуляторе поведения в жизненных ситуациях.

 

Изучив шестую тему, Вы должны: знать основные виды критериев успешности предпринимательской деятельности; понимать специфику применения каждого критерия;

Знать прямые и косвенные психологические показатели успешности предпринимательской деятельности;

 

Изучив седьмую тему, Вы должны: назвать институциональный, экономический и психологический модули предпринимательской деятельности, характеризовать стратегии развития предпринимателя, определить составляющие психологической структуры деятельности предпринимателя.

Изучив восьмую тему, Вы должны: дать определение понятия экономического сознания и экономического самосознания. Определить основные подструктуры экономического сознания, знать направления кросс-культурных исследований экономической социализации и представлять психологические аспекты экономического воспитания.

 

Изучив девятую тему, Вы должны: назвать основные характеристики карьеры; объяснить факторы и условия предпринимательского успеха; характеризовать процесс профессионального становления предпринимателя.

 

Изучив десятую тему, Вы должны: назвать основные виды активности личности; объяснить основные личностные качества характера, мешающих человеку гармонично и успешно жить и действовать; характеризовать основные подходы к изучению типологий личности предпринмателя в зарубежной и отечественной психологии.

 

Изучив одиннадцатую тему, Вы должны: назвать основные отличительные особенности мужчин и женщин, занимающихся предпринимательской деятельностью; знать факторы, мещающие вхождению женщин в бизнес; характеризовать гендерные аспекты предпринимательской деятельности.

 

Изучая курс психология предпринимательства, Вы убедились в том, что профессиональная деятельность предпринимателя столь специфична и напряженна, что требует целого спектра психологических качеств, в большей степени их уникального сочетания и выражения. Особенности личности предпринимателя и психологии предпринимательства позволяет Вам представить свое место в экономике рыночных отношения, позволяет судить о наличии или отсутствии каких-то психологических качеств личности, иметь представление об их развитии и совершенствовании.

 

 

СЛОВАРЬ ОСНОВНЫХ ТЕРМИНОВ

 

Австрийская школа «национальной экономики» - школа, представители которой ввели в научный оборот концепцию предельных величин, предполагающую рассмотрение экономических явлений с учетом психологического подтекста.

 

Активность личности – способность человека производить общественно значимые преобразования в мире на основе присвоения богатств материальной и духовной культуры, проявляющаяся в творчестве, волевых актах, общении.

 

Аукционы — особые рынки, созданные в определенных местах для продажи товаров, обладающих индивидуальными свойствами, путем публичных торгов. Аукционная торговля используется для сбыта сравнительно ограниченного перечня товаров: пушно-меховые товары, чай, шерсть, фрукты, овощи, лошади, предметы антиквариата и др. Проводятся аукционы в заранее объявленное время с различной периодичностью. Владельцы товара заблаговременно поставляют его на аукционный склад, где однородные партии (лоты) до начала торгов предъявляются покупателям для осмотра. Во время торгов лоты предлагаются к продаже поочередно в порядке номеров, указанных в каталоге. Покупателем становится предложивший наивысшую цену. Сделки заключаются устно или посредством условных знаков, а по завершении торгов покупатель подписывает стандартный договор.

 

Бизнес -деятельность, направленная на получение прибыли путем создания и реализации определенной продукции и услуг.

 

Бизнесмен – это тот, кто владеет капиталом человек, который находится в обороте и приносит доход. Тот, кто занимается активной экономической коммерческой деятельностью. Это собственник, который может не занимать никакой постоянной должности в организации, но который является владельцем ее акций и состоит членом ее правления.

 

Возможные Я – представление индивида о том, каким он может стать, каким он хотел бы стать и каким он боится стать.

 

Гендер – совокупность свойств, отличающих мужчину от женщины.

 

Гендер (gender) — в психологии — социально-биологическая, ролевая характеристика, с помощью которой люди дают определение понятиям «мужчин» и «женщина». Поскольку пол является биологической категорией, социальные психологи часто ссылаются на биологически основанные гендерные различия как половые различия.

 

Гендерная роль (gender role) — набор ожидаемых образцов поведения (норм) для мужчин и женщин.

 

Гости - особая группа купеческого сословия XVII века (городских или посадских людей), занимающая самое высшее и почетное место; звание гостей получали от царя самые крупные предприниматели с торговым оборотом не меньше 20 тысяч в год; они были свободны от уплаты пошлин, вносимых купцами рангом пониже, занимали высшие финансовые должности, а также имели право покупать в свое владение вотчины.

 

Гостиная и суконная сотня - особые группы купеческого сословия XVII века (городских или посадских людей); пользовались большими привилегиями, занимали видное место в финансовой иерархии, но уступали гостям в «чести».

«Государственные деятели» - один из шести типов капиталистических предпри­нимателей по В.Зомбарту; лоббируют торговые и промыш­ленные компании.

 

Готовность к хозяйственному риску - активность субъекта хозяйственной деятельности, необходимая для достижения цели в ситуации неопределенности.

 

Группа (group) — два лица или более, которые взаимодействуют друг с другом таким образом, что каждое лицо влияет на другого (других) и испытывает на себе его влияние.

 

Делегирование (delegation) — передача задач и прав получателю, который принимает на себя ответственность за них.

 

Деловая активность – качественная и количественная специфика экономической деятельности субъекта.

 

Деятельность — способ существования и развития социальной действительности, проявление социальной активности, целенаправленное отражение и преобразование окружающего мира. Деятельность обладает такими чертами, как сознательность (целеполагание), продуктивность, общественный характер. Деятельность, без которой нет и не может быть социальной действительности, представляет собой сложную и многоплановую систему. В зависимости от характера отношения человека к окружающему миру она подразделяется на практическую и духовную. Обретая самостоятельное значение и даже выступая в качестве порожденной частной собственностью противоположности умственного и физического труда, практическая и духовная деятельность применительно к общественной жизни в целом всегда дополняют друг друга.

«Завоеватель» - одна из трех ролей предпринимателя по В. Зомбарту, отличительные черты предпринимателя-завоевателя: духовная свобода, готовность к риску, богатство идей, воля, настойчивость.

 

Идея самоуправления - представление о том, что человек, разделяющий цели и ценности фирмы, способен сам устанавливать для себя задачи, находить пути их решения и сам контролировать себя.

 

Инрапренерство – термин, введенныйамериканским исследователем Гиффордом Пиншо, под которым подразумевалось внутрифирменное предпринимательство. Интрапренер действует в условиях существующего предприятия, в отличие от антрепренера, создающего новое предприятие.

 

Интерес экономический — форма действия власти собственности на волю субъекта хозяйствования и источник хозяйственной активности. Развивается на основе мотива, но под регуляторным воздействием норм.

 

Интересы - мотивы личности, выражающие ее специальную направленность на познание определенных явлений окружающей жизни и устанавливающие вместе с тем ее более или менее постоянную склонность к определенным видам деятельности.

 

Интересы – мотивы личности, выражающие ее специальную направленность на познание определенных явлений окружающей жизни и устанавливающие вместе с тем ее более или менее постоянную склонность к определенным видам деятельности/

 

Интерналы -люди с преобладанием внутреннего (интервального) локусаконтроля — полагают, что они сами способны в высокой степени контролировать значимые для себя события и склонны принимать на себя ответственность как за свои достижения, успехи, так и за неудачи.

 

Интровертированность – проявляется в необщительности, замкнутости, в отсутствии интереса к другим, склонности к углубленному самоанализу.

 

Интроспекция – метод самонаблюдения. Изучения психики и ее процессов путем субъективного наблюдения за деятельностью собственной психики.

 

Карьера – сознательно выбранный и реализуемый человеком путь должностного продвижения, стремление к намечаемому статусу (социальному, должностному, квалификационному), что обеспечивает профессиональному и социальное самоутверждение человека в соответствии с уровнем его квалификации.

 

Катона Дж. - американский экономист-психолог, рассмотревший экономическое поведение потребителей и предпринимателей.

 

Качество личности – длительно существующая характеристика, проявляющаяся в поведении индивида в различных ситуациях.

 

Конкурентоспособность – «competitiveness», под которым понимается конкурентоспособность, т.е. способность товара или услуги выдержать сравнение с аналогичными товарами и услугами других производителей при сохранении среднерыночной цены; «goods concurentability» или «сompetitiveness of goods», под которым понимается конкурентоспособность товара – критерий целесообразности выхода фирмы на товарные рынки, представляющий собой сумму характеристик товара, ориентированных на удовлетворение потребительского (платежеспособность) спроса.

 

Критерий - (от греч. kriterion - средство для суждения) в общем виде - это признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего - либо.

Кросс-культурный - основанный на сравнении убеждений, установок различных культурных групп и национальностей.

 

Культура - совокупность производственных, общественных и духовных достижений людей; высокий уровень чего- нибудь, высокое развитие, умение.

«Купцы» - один из шести типов капиталистических предпри­нимателей по В.Зомбарту; взаимодействуют с лицами, которые облечены властью, вкладывают торговый капитал в процесс производства благ.

 

Локус контроль – качество, характеризующее склонность человека приписывать ответственность за результаты своей деятельности.

 

Локус контроля (locus of control) — степень, в какой люди воспринимают свою жизнь как контролируемую изнутри, посредством собственных усилий и действий или контролируемую извне случаем или внешними силами.

 

Малый и средний бизнес – такой вид бизнеса, в соответствии с Законом «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ» (№ 88-ФЗ от 14.06.1995) субъектами которого считаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия РФ, субъектов РФ, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25%; доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами МП, не превышает 25%, и средняя численность работников в которых за отчетный период не превышает: в промышленности, строительстве и на транспорте — 100 чел., в научно-технической сфере — 60 чел., в оптовой торговле — 50 чел., в розничной торговле и бытовом обслуживании — 30 чел., в остальных отраслях — около 50 чел; форма бизнеса с годовым доходом менее 1 млрд. долларов.

 

Менеджер – это специалист по управлению, который разрабатывает планы, определяет что и когда делать, как и кто будет выполнять намеченное (управление персоналом), разрабатывает рабочие процедуры (технологии) применительно ко всем стадиям управленческого цикла, осуществляет контроль. Менеджер – специалист, работающий по контракту, имеющий высокий уровень профессиональной подготовки, реализуемый в системе управления.

 

Мировоззрение личности – сложившаяся система убеждений. Научных взглядов на природу, общество, человеческие отношения, которые стали ее внутренним достоянием и отложились в сознании в виде определенных жизненных целей и интересов, отношений и позиций.

 

Мотивация достижения – одно из разновидностей мотивации деятельности, связанная с потребностью индивида добиваться успехов и избегания неудач.

 

Мотивы экономические — особая категория мотивов, имеющих экономическую направленность, а именно, относящиеся к накоплению богатства, конкуренции, эгоизму и альтруизму, погоне за прибылями, склонности к риску и сделкам.

 

Общение – многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностью совместной деятельности и включающей обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия. Восприятия и понимания партнера по общению.

 

Объект экономической психологии — хозяйствующий субъект на микро-, мезо- и мак-роэкономическом уровнях (индивидуум, семья, фирма, государство, нация).

 

«Организатор» - одна из трех ролей предпринимателя по В. Зомбарту, отличительные черты предпринимателя-органищатора: умение подбирать и объединять людей и вещи в эффективное целое.

Особенности личности предпринимателя – совокупность мотивационных, интеллектуальных, эмоционально-волевых, коммуникативных и поведенческих качеств личности, проявляющихся в предпринимательской деятельности.

 

Ответственность – осуществляемый в разных формах контроль над деятельностью субъекта с позиций выполнения им принятых норм и правил.

 

Отношения -это сознательная, основанная на опыте, избирательная связь человека с различными сторонами жизни.

 

Поведение — присущее живым существам взаимодействие с окружающей средой, опосредованное их внешней (двигательной) и внутренней (психической) активностью.

 

Потребность – исходная форма активности живых существ, динамическое образование, организующее и направляющее познавательные процессы, воображение и поведение.

 

Предмет экономической психологии — отражение хозяйственных отношений в сознании и поведении человека.

 

Предприниматели – категория лиц, которая осуществляет функции поиска и отбора возможностей использования хозяйственных ресурсов в интересах предприятия

 

Предприниматель - новатор Й. Шумпетера – современная экономическая модель предпринимателя; предприниматель- новатор Шумпетера извлекает прибыль из производственных нововведений, разрушая уже действующие предприятия и создавая ситуацию неопределенности и неравновесия; предприниматель - новатор Й. Шумпетера ценит, прежде всего, свое дело и извлекает прибыль из нововведений.

 

Предприниматель -собственник и руководитель организации, который осуществляет бизнес, вкладывает средства в новое дело, принимает на себя личный риск, несет ответственность за решение: что производить, в каком количестве, какой способ производства использовать. Т.е. это бизнесмен, который создает нечто новое: новую организацию, продукт, услугу и стоит во главе организации, которая осуществляет деятельность с целью получения прибыли.

 

Предприниматель - спекулянт (арбитражер) Л. Мизеса - И. Кирцнера – современная экономическая модель предпринимателя, который получает прибыль из разницы цен покупки и продажи или перепродаже товаров «во времени», тем самым действуя по правилам рыночной экономики; ориентирован на прибыль и обогащение за счет разницы цен покупки и продажи или перепродаже товаров во времени.

 

Предприниматель – человека определенного личностного склада, который в своем стремлении к получению прибыли самостоятельно выбирает способ экономической деятельности, несет имущественную ответственность за ее результаты и на первом этапе своей деятельности совмещает функции собственника капитала, наемного управляющего и работника.

 

Предпринимательская идеология – система представлений класса предпринимателей о месте и роли в обществе о принципах, на которых строятся отношения данного класса с обществом и государством

 

Предпринимательская способность - личностный ресурс, влияющий на характер и темпы экономического развития

 

Предпринимательство – инновационная модель экономического поведения, ориентированная на остаточный доход, не доступный стандартно действующим агентам рыночного процесса

 

Предпринимательство инициативная экономическая деятельность людей, направленная на получение прибыли, сопряженная с риском и осуществляемая под свою имущественную ответственность.

 

Продуктивность понимается либо как производительность в понимании индустриального психолога; либо как характеристика поведения человека, которая служит развитию и улучшению благосостояния его и групп, частью которых он является. Это последнее значение очень общее и включает как творчество и оригинальность, так и простые результаты.

 

Производительность – количество продукции, произведенное за единицу времени производительность и продуктивность синонимы. Производительность труда – количественное отношение объема (массы) полученного продукта к труду, затраченное на его изготовление.

 

Производительность труда - эффективность труда в процессе производства. Измеряется количеством времени, затраченного на производство единицы продукции, или количеством продукции, произведенной в единицу времени.

 

Профессионализм – форма самоопределения индивида через трудовую деятельность, профессиональное действие оказывается формой волеизъявления, личностным актом, выраженным через профессиональный материал. В данной форме можно наблюдать «индивидуальный стиль деятельности»

 

Психическое здоровье - это состояние душевного благополучия, характеризующееся отсутствием болезненных психических проявлений и обеспечивающее адекватную условиям окружающей действительности регуляцию поведения, деятельности.

 

Рабочая Я - концепция – набор представлений о себе, которыми человек обладает в данный момент, постоянно активный, изменяющийся в массив знаний о самом себе

«Разбойники» - один из шести типов капиталистических предпри­нимателей по В.Зомбарту; пример разбойников-предпринимателей - участники военных походов и заморских экспедиций ради добычи золота и экзотических товаров.

«Ремесленники» - один из шести типов капиталистических предпри­нимателей по В.Зомбарту; «то, что англичане называют метко «Manu­facturer», французы — «Fabricant» в противоположность порожденному купеческим духом «entreprener»— мастерам и коммерсантам в одном лице».

 

Результативность труда – это мера эффективности труда, характеризующаяся достижением результата/цели трудовой деятельности или степенью приближения к ней. Результативность труда определяется значениями показателей, отражающих достигнутый конечный результат труда.

 

Репертуар возможных Я – когнитивные манифестации целей, стремлений, мотивов, страхов и опасений в предпринимательской деятельности

 

Риск экономический — деятельность субъектов хозяйственной жизни, связанная с преодолением неопределенности в ситуации неизбежного выбора, в процессе которой имеется возможность оценить вероятности достижения желаемого результата, неудачи и отклонения от цели, содержащиеся в выбираемых альтернативах.

 

Роль — социальная функция личности; соответствующий принятым нормам способ поведения людей в зависимости от их статуса или позиции в обществе, в системе межличностных отношений; роль – понятие, предложенное Джорджем Мидом, по Миду поведение строится из ролей, принимаемых на себя индивидом и «проигрываемых» им в процессе общения с другими участниками группового действия.

 

Руководитель – лицо, на которое официально возложены функции управления коллективом и организации его деятельности. Несет юридическую ответственность за функционирование организации, располагает строго определенными возможностями санкционирование.

 

Самоактуализация – непрерывная актуализация потенции, талантов, осуществление своей миссии или предназначения, непрестанное стремление к единству личности

 

Самооценка – личностное суждение о собственной ценности, которое выражается в установках, свойственных индивиду

 

Самоэффективность Я – восприятие собственного Я, способного к овладению ситуацией достижения

 

Симулякры - пустые видимости, лишенные сущности.

 

Ситуация - естественный сегмент социальной жизни, определяющийся вовлеченными в нее людьми, местом действия, сущностью деятельности и др.

 

Собственник - это физическое или юридическое лицо, которому принадлежит право владения, пользования или распоряжения своим имуществом.

 

Сознание — высший уровень психического отражения и саморегуляции, присущий только человеку. Сознание характеризуется: активностью, способностью к рефлексии, самонаблюдению; мотивационно-ценностным характером; различной степенью (уровнями) ясности.

 

«Спекулянты» - один из шести типов капиталистических предпри­нимателей по В.Зомбарту; оперируют с деньгами и ценными бумагами: ростовщики, банкиры, биржевые игроки, грюндеры (учредители ак­ционерных обществ.

 

Стиль профессиональной деятельности – понимается как интегральный феномен взаимодействия требований деятельности и индивидуальности

 

Стресс – состояние, возникающее в ответ на разнообразные экстремальные воздействия – стрессоры

 

Субъект (от лат. — подлежащее) — индивид или группа как источник познания и преобразования действительности; носитель активности, субъект деятельности.

 

Схемы Я – генерализация прошлого опыта, касающегося Я – индивида, которая помогает ему интегрировать и объяснять свое поведение

 

Тард Г. -французский ученый, родоначальник термина «экономическая психология» (1882), автор двухтомного труда «Экономическая психология» (1902 г.)

«Торговец» одна из трех ролей предпринимателя по В. Зомбарту, отличительные черты предпринимателя-торговца: умение продать товар.

 

Управление - процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь целей организации

 

Условия развития духа предпринимательства - а) автономия подразделения, позволяющая предпринимателю реализовать свою потребность в принятии риска, самостоятельно отвечать за прибыли и убытки; б) размер подразделения, не выходящий за пределы некоторого оптимума и позволяющий контролировать ситуацию.

 

Успешность предпринимательской деятельности -достижение полного (или близкого к полному) результата, планируемого при начале реализации предпринима­тельского проекта или предпринимательской идеи; деятельность, результаты которой соответствуют нормативным требованиям и ожиданиям участников группы (В.М. Снетков).

 

Успешность предпринимательской деятельности – показатель предпринимательской деятельности, результаты которой соответствуют нормативным требованиям и ожиданиям участников группы. В нашей работе под успешностью предпринимательской деятельности мы будем понимать показатель предпринимательской деятельности по созданию коммерческой организации, которая оценивается по внутреннему, управленческому и рыночному потенциалам.

 

Факторы, влияющие на уровень риска - а) характер решаемой предпринимателем задачи; б) ситуационные воздействия, влияющие на принятие решения; в) личностные характеристики участников хозяйственной деятельности; в) характер внутригруппового взаимодействия субъектов управления.

 

«Феодалы» - один из шести типов капиталистических предпри­нимателей по В.Зомбарту; феодалы занимаются извлечением прибыли из своих земельных владений продажей зерна и шерсти, добычей полезных ископаемых

 

Характер – индивидуальное сочетание устойчивых психических особенностей человека, обусловливающее типичный для данной личности способ поведения в определенных жизненных условиях и обстоятельствах

 

Ценность – понятие, используемое для обозначения объектов, явлений, их свойств, а также абстрактных идей, воплощающих в себе общественные идеалы и выступающих благодаря этому как эталон должного

 

Человек - важнейший ресурс производства; эффективность использования всех остальных видов ресурсов определяется квалификацией и мотивацией человека-работника

 

Черная сотня - группа купеческого сословия, низший разряд купечества XVII века; преимущественно ремесленные самоуправляемые организации, сами производившие товары, которые потом продавали.

 

Экономическая психология – отрасль психологии, находящаяся на стыке психологии и экономики, изучающая психологические установки, стереотипы экономического мышления людей, семей, социальных групп и слоев населения, оказывающие значительное влияние на восприятие ими экономической действительности и экономическое поведение.

 

Экономическая социализация- процесс экономического становления личности, вхождения человека в экономику, его подготовка и включение в экономические отношения

 

Экономический интерес - избирательное отношение человека, социальной группы к экономическим явлениям, процессам, предпринимательской деятельности, основанное на его мировоззренческих принципах, убеждениях, установках.

 

Экономический человек— концепция рационального индивида, имеющего стабильные предпочтения и стремящегося к максимизации собственной выгоды в условиях абсолютной полноты информации, свободы выбора и количественной оценки альтернатив.

 

Экономическое мышление - взгляды и представления, порожденные практическим опытом людей, их участием в экономической деятельности, теми связями, в которые они вступают в повседневной жизни

 

Экономическое поведение - одно из центральных в экономической психологии понятий, в наиболее общем виде определяется как поведение, связанное с распоряжением ограниченными ресурсами и направленное на удовлетворение потребностей субъекта; в отличие от экономического сознания экономическое поведение используется для определения внешне проявляющихся форм активности субъекта по отношению к различным экономическим объектам.

 

Экономическое сознание - одно из центральных в экономической психологии понятий, вид общественного сознания, отражающий экономические отношения и участвующий в их реализации в качестве атрибута субъективного фактора социально-экономического развития; материализуется в деятельности субъектов труда, воплощается в экономической политике, методах организации производства, обмена, потребления и т.п.

 

Экономическое сознание – отношение человека к самому себе как субъекту предпринимательской деятельности и экономических отношений, на основе которых складываются направленность и уровень активности экономического поведения, а также переживания, вызванные этим отношением (чувство собственника)

 

Экономическое сознание - система теоретических и практических знаний, оценок, настроений и чувств, посредством которых происходит осознание сферы экономики социальными субъектами (индивидами, группами, классами, обществом)

 

Экономическое Я – интегральная структура Я - концепции, характер и содержание которой влияют на формирование чувства собственности, в том числе и в материальной сфере

 

Экстерналы — склонны считать, что основные значимые события их жизни определяются (контролируются) преимущественно внешними обстоятельствами: благоприятностью внешних условий, влиянием других людей, случайностью и т. д. Свои успехи и неудачи они также склонны объяснять преимущественно внешними по отношению к себе факторами.

 

Экстравертированность – характерологическая особенность людей, проявляющаяся в общительности, открытости внутреннего мира, в интересе к другим людям

 

Элементы Я - концепции предпринимателя – специфические убеждения, с помощью которых личность определяет, кто она есть

 

Эффективность – (лат. effectivus – дающий определенный результат, действенный) соизмеримость результатов деятельности с затратами на ее осуществление. О.А. Кулагин предлагает следующее определение эффективности – мера степени достижения цели, т.е. соответствие реального и требуемого результата. В коммерческой организации наиболее часто используются следующие показатели эффективности – чистая прибыль, ожидаемый доход и риск, издержки и себестоимость, объем производства и продаж, производительность труда, доля фирмы на рынке, уровень окупаемости инвестиций, уровень конкурентоспособности товаров, престиж и репутация фирмы и др.

 

Эффективность деятельности – отношение достигнутого результата (по тому или иному критерию), к максимально достижимому или заранее запланированному результату. Для оценки эффективности выделяются два универсальных критерия: продуктивность (чаще всего – экономическая, выражаемая в единицах продукции, соотнесенная с затратами на ее производство) и удовлетворенность (трудом, принадлежностью к группе). Второй критерий понимается как психологическое состояние, вызванное соотношение определенных притязаний субъекта деятельности и возможности их достижений. Если принимаемый для оценки эффективности критерий измеряются лишь количественно, то можно говорить о результативности, как синониме эффективности. Если в качестве критериев используются психологические показатели, то понятие «эффективность» не может сводиться к понятию «результативность».

 

Эффективность деятельности группы –– продуктивность и качество совместной работы людей в малой группе.

 

Эффективность труда – показатель вклада или объема труда, вложенного в организацию работником.

 

Юридическое определение предпринимательства - самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном порядке. Это определение достаточно широко и включает в себя все виды деловой активности (бизнеса) за исключением наемного труда.

 

Я - концепция – совокупность всех представлений индивида о себе, включая убеждения, оценки и тенденции поведения

 

Я – структуры предпринимателя – психические модели, с помощью которых личность организует жизнедеятельность

 

Я-конкурентоспособность -психологическое самочувствие работника на рынке труда

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 1813; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.178 сек.