Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Положение женщин на рынке труда и в бизнес-слое




Отличительные особенности предпринимателей-женщин

Во всем мире увеличивается число женщин, участвующих в принятии решений на макро - и микроуровнях в экономической сфере. Вместе с тем, по данным Международного Центра торговли, количество женщин-менеджеров и предпринимательниц все еще невелико, особенно в секторе международной торговли.

 

В России при переходе от экстенсивной экономики к рыночно ориентированной доступ женщин к сфере управления и принятия решений значительно уменьшился.

 

Положение российских женщин на рынке труда обусловлено сложившимся общим положением женщин в нашей стране к концу 1980-на-чалу 1990-х гг. Его можно охарактеризовать следующим образом:

более низкая по сравнению с мужчинами квалификация;

более низкая по сравнению с мужчинами оплата труда;

ограниченный набор профессий;

специфически отраслевое распределение;

горизонтальная профессиональная мобильность, т. е. без повышения в должности и квалификация;

тяжелые и вредные условия труда;

более высокий уровень безработицы среди женщин (по разным данным — от 61 до 75%);

отчуждение женщин от участия в высших политических и управленческих структурах;

воспроизводство традиционного общественного сознания и массовой психологии, настроенных против профессионально и социально активной роли женщин.

 

Немногочисленные исследования, проведенные в нашей стране, все же помогают, хотя и фрагментарно, представить положение женщин в менеджменте и предпринимательстве в России. Только 7% женщин с высшим и средним специальным образованием становятся руководителями, в то время как среди специалистов-мужчин руководителем становится каждый второй. Распределение данных по объединенному мониторингу с марта 1993 по март 1994 г. показало, что владельцев и совладельцев частного предприятия, дела и организации среди женщин 2,9, мужчин — 5,6%. Среди работающих индивидуально, имеющих собственную фирму, женщин 1,7, мужчин — 3,8%. К руководителям, главным специалистам предприятия, организации, органов управления, отнесли себя 2% женщин, мужчины — в 2 раза больше. Руководителями структурных подразделений являются 3,6% женщин и 5,6% мужчин.

 

По данным Госкомстата Российской Федерации, среди совладельцев товариществ с ограниченной ответственностью — 39% женщин, кооператоров — 23%, предпринимателей, использующих труд наемных работников, — 17-19%, среди фермеров — до 1/5; доля женщин в индивидуально-трудовой деятельности — более трети. По данным ИСИРАН за 1992 г., более энергично ведут себя женщины зрелого возраста — их было 83% в изученной совокупности предпринимательниц. Молодые женщины предпочитают занятость в предпринимательском секторе, но на наемных должностях преобладают женщины с высшим образованием (0,9% — со средним, 34,9 — со специальным и 64,2% — с высшим образованием), т. е. группа, которой безработица угрожает в наибольшей степени. По месту жительства более благоприятными для организации бизнеса являются крупные города, особенно столицы, хотя с 1993 г. увеличилось движение в провинции. Профессиональный профиль женского предпринимательства в основном традиционен:

легкая промышленность;

ремесла и промыслы;

консультативная деятельность;

учебная деятельность;

народная медицина;

косметологические услуги и пр.

 

Однако, по мнению многих экспертов, предпринимательство женщин носит пока элитарный характер. Большинство женщин предпочитает трудиться за гарантированную заработную плату в государственном секторе. Социологические исследования на КамАЗе показали, что более трети опрошенных женщин хотели бы перейти из государственного сектора экономики в кооперативы, малые и совместные предприятия, заняться индивидуальной трудовой деятельностью. При этом почти 15% женщин хотели бы создать свое дело, организовать свое предприятие.

 

Сами женщины указали причины, мешающие созданию собственного дела:

отсутствие правовых гарантий и несовершенство системы законодательства;

нестабильная экономическая обстановка в стране;

большая уязвимость перед рэкетом, отсутствие безопасности;

заниженная самооценка.

 

 

Для сравнения можно разобрать ситуацию в США. Продвигаясь по службе, приближаясь к тем сферам, где делаются большие деньги и принимаются решения, женщины сталкивались с феноменом «стеклянного потолка». В списке 200 высокооплачиваемых руководителей экономики и производства США не было ни одной женщины. На следующем уровне — уровне «исполнительной верхушки» — женщин в 1991 г. было столь же мало, как и 10 лет назад: 2,7%. В среднем менеджменте женщины (в основном 35-летние) занимают более половины всех мест. Изменился и состав обучающихся в университетах и колледжах. Первый выпуск из Гарвардской школы бизнеса состоялся в 1960-е гг. Женщин среди выпускников насчитывались единицы. Если раньше количество студенток, специализирующихся в бизнесе и менеджменте, составляло менее 10%, то в последующем — более 50%. В 1989 г. каждая пятая студентка получила диплом специалиста по организации и экономике производства. Например, в 1960 г. в Американской школе международного менеджмента обучалось менее 2% женщин, через 20 лет — 33%.Согласно опубликованным в феврале 1993 г. исследованиям о профсоюзах США женщины занимали должности: 20% — руководителей на местах, 8% — в национальных комитетах и только две — председателя Американской Федерации труда и Конгресса производственных профсоюзов (всего в этой организации 86 председателей). Что касается предпринимательства, то 4,1 млн фирм США полностью или частично принадлежат женщинам. Но лишь 32 тыс. из этих фирм достигли годового оборота более чем в 1 млн долл. Примерно одну треть новых миллионеров США составили молодые женщины-предпринимательницы.

 

По данным МОТ и ООН, в 1990 г. женщины составляли 36% трудящихся в производственной сфере. Несмотря на это, в большинстве стран они занимают лишь незначительную часть административных постов и руководящих должностей (от 10 до 20%). Разрыв в заработной плате мужчин и женщин практически во всех странах составляет от 25 до 40%, на долю женщин приходится десятая часть мирового дохода и одна сотая часть всей мировой собственности.

 

Продолжая изучение ситуации в России можно выделить несколько социально-экономических источников формирования российской группы женщин-предпринимателей:

«номенклатурное» прошлое;

быстрое создание и развитие предприятия благодаря собственной энергии или связям и мужской поддержке;

выполнение предпринимательских функций на государственной службе;

органическое развитие фирмы из кооператива, существовавшего в годы перестройки, или из ресурсов, созданных «челночной» деятельностью;

создание фирмы на основе изобретательских идей.

 

В начале 1990-х годов социально-экономическая ситуация, государственная политика в области занятости, соотношение заработной платы в различных областях и, прежде всего, в социальной сфере, где работали преимущественно женщины, и многое другое создавали довольно ограниченный набор моделей женского поведения. В наиболее вероятные превращались:

«секретарь – референт»;

«добродушная домашняя хозяйка»;

«суперквалифицированный работник второго сорта»;

в это же время появилась еще одна модель женского поведения – «безработная».

 

За прошедшие десятилетия репертуар социальных ролей женщин расширился. Многие женщины, достигшие определенных успехов в организации и развитии своих дел, имеют опыт работы в бывших советских, профсоюзных и партийных структурах. Это, безусловно, обеспечило им деловые связи, умение вести деловые переговоры и управлять персоналом. Типичным для женщин оказался карьерный путь от самых нижних статусных должностей на производстве, в учебном заведении до самых высоких позиций. В результате поэтапной карьеры женщины приобрели знание всех аспектов своей работы, всех ее составляющих, возможных сильных и слабых звеньев. Возникла реальная возможность видеть проблемы «изнутри».

 

В основе такой масштабной и многоаспектной деятельности, как предпринимательство, лежит предприимчивость – психологическое качество, которое свойственно большинству современных русских женщин. Проблема заключается в том, удастся ли конкретной женщине преобразовать это качество в социально-успешный и социально-ценный виды деятельности.

 

Такое преобразование удается не всем. Этому могут быть следующие причины:

отношение общества к предпринимательской деятельности женщин, социальные стереотипы, которые предписывают женщинам определенные роли;

нестабильность социальных условий, которая порождает сомнения в успешности деятельности;

психологические особенности, которые ограничивают профессиональные возможности:

тревожность;

страх успеха и утраты семейной стабильности;

боязнь победы по сравнению с мужчинами и быстроты принятия решения.

 

Поддержка семьи играет немаловажную роль в обеспечении успешности выбранного женщиной дела. Семейная опора усиливает ощущение собственной ценности, создает чувство защищенности. Женщина чувствует удовлетворение собой, профессиональным выбором в основном тогда, когда ее деятельность принята ближайшими родственниками, максимально соотносится с традициями и моральными нормами семьи. Значение семьи косвенно раскрывают результаты ассоциативного эксперимента и анализа ценностных ориентаций. Оказалось, что у 60% женщин, ориентированных на предпринимательство, слово «успех» ассоциировалось с разными аспектами семейной жизни: детьми, родителями, мужем, домом. Такое же количество опрошенных нами считает счастливую семейную жизнь одной из основополагающих ценностей и отводит ей 1-е, 2-е или 3-е место из 18.

 

Женщины, реально занимающиеся бизнесом, в 30% случаев связывают семью с успехом. Никто из них не считает счастливую семейную жизнь первостепенной ценностью. Ей отводится обычно 2-е (11,1% опрошенных) ли 3-е (33,3%) место в субъективной иерархии приоритетов. Для 22,2 % женщин семья занимает 5-е или 6-е место. Ценность семьи незначительна для 22,2% женщин-предпринимателей. Они отводят семье 14-е или 15-е место из 18.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 458; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.034 сек.