Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Географическая среда - необходимое условие общественного развития




Понятие общества и природной среды, их единство и различие

Природа как предмет философского осмысления

Содержательный модуль 2.3: Социальная философия

 

1. Понятие общества и природной среды, их единство и различие.

2. Географическая среда - необходимое условие общественного развития.

3. Народонаселение - предпосылка и субъект исторического процесса.

Из ранее рассмотренного материала мы знаем, что общество возникает не вне­запно, а является результатом всего предшествующего развития материи. В основе выделения человека из природы был труд, совместная деятельность людей по добы­ванию необходимых средств существования, т.е. совместная деятельность людей по отношению к природе. Исходя из этого, мы можем сказать, чтообщество - это со­вокупность исторически изменяющихся форм совместной деятельности людей, оп­ределенным образом связанных между собой и образующих некоторую целостность на основе материального производства. Взаимодействие общества и природы явля­ется важнейшим условием его функционирования и развития. Взаимодействие это носит диалектический характер.

Единство между обществом и природой состоит в том, что:

1) социальная форма движения материи включает в себя механические, физические, химические и биологические процессы, но не сводится к ним;

2) и в природе, и в обществе действуют одни и те же законы диалектики. Различие:

1) природа не имеет ни начала, ни конца. Она вечна и бесконечна. Общество - исторически ограничено во времени и пространстве;

2) в природе все совершается автоматически, бессознательно. Общество же со­стоит из отдельных людей, обладающих сознанием и волей. Поэтому обще­ственные процессы реализуются в форме сознательной деятельности.

Рассматривая взаимодействие общества и природы, мы природу понимали в широком смысле слова, т.е. понимали под природой объективную реальность. Однако общество взаимодействует не со всей объективной реальностью, а лишь с ее частью. Ту часть природы, с которой взаимодействует общество, принято называть географической средой.

Географическая среда - это: 1) биосфера; 2) атмосфера; 3) гидросфера; 4) литосфера.

Географическая среда - это естественная основа человеческой деятельности. Ее влияние на общество проявляется в следующем:

1) природа является необходимой средой существования общества. Она дает материалы и энергию, необходимые для жизнедеятельности людей, пресную воду, воздух и т.д.;

2) различные природные условия могут ускорять или замедлять развитие чело­веческого общества. Так, неблагоприятные природные условия Севера, без­водных пустынь сдерживают развитие общества. Но и слишком щедрая тро­пическая природа также замедляет его развитие;

3) природе свойственно ритмичность в смене дня и ночи, в смене сезонов. Это обусловливает определенные циклы в жизни общества: цикличность произ­водства и потребления энергии в течение суток и в различные времена года, цикличность в сельском хозяйстве, в работе предприятий, транспорта;

4) внешняя природа может уничтожить плоды цивилизации;

5) природа влияет на расселение человечества, на специфику сельского хозяй­ства, размещение производительных сил и общественное разделение труда.

Говоря о природных условиях, надо иметь в виду тот факт, что они, с одной стороны, состоят из предметов и процессов, возникновение которых произошло без вмешательства человека. Это так называемая «первая» природа, т.е. природа в соб­ственном смысле слова, естественная среда. Сюда можно отнести дикорастущий лес, первобытные горы, девственную почву и т.д. К числу процессов естественного происхождения относятся также термоядерные реакции в недрах Солнца, выделение лучистой энергии, действие поля тяготения. Естественными процессами следует считать и действия животных, которые изменяют природу лишь в силу своего при­сутствия без всякого намерения и цели.

С другой стороны, природные условия состоят из предметов и процессов, ис­точник появления которых связан с деятельностью общества. Это так называемая «вторая» природа. В ее состав входят, например, индустриальные объекты, книги, искусственные спутники Земли, построенные каналы, дороги, шахты, села и города, выведенные новые породы животных и сорта растений и т.д. Академик В.И. Вер­надский (основоположник биогеохимии) для обозначения преобразованной челове­ком природы употреблял термин «ноосфера» (с греческого «ноос» - разум), стре­мясь подчеркнуть ее разумный характер. В научной литературе есть и другие на­именования: техносфера, социосфера, антропосфера и др. Все эти понятия обозна­чают различные моменты той части природы, которая появилась в результате дея­тельности человека. Преобразованная природа уже не является в собственном смысле слова природой, так как она испытала на себе сознательное влияние человека. Такая природа не может уже существовать без человека. Полное прекращение деятельно­сти последнего привело бы к ее гибели. Между искусственной и естественной при­родой, несмотря на имеющиеся различия, существует связь. «Вторая» природа включает в себя «первую» природу, но в своей сущности не сводится к ней. Искус­ственная природа регулируется действиями как естественных, так и социальных за­кономерностей. На основе такого взаимодействия она воспроизводится и развива­ется.

Природные условия оказывают огромное влияние на развитие общества. Од­нако их роль не стоит ни преувеличивать, ни преуменьшать. Преувеличивать не стоит уже хотя бы потому, что географическая среда остается относительно устой­чивой в течение длительного времени, а прогресс общества небывалый. Но не все разделяли и разделяют такой подход. Еще в XVIII в. сложилось и оформилось направление так называемого географического детерминизма, которое считало вли­яние географической среды на жизнь общества главной, определяющей силой, от которой зависит уровень исторической жизни стран и народов. В период станов­ления капиталистических общественных отношений идеи географического детер­минизма являлись идеологическим оружием молодой буржуазии в борьбе против феодальной аристократии, утверждавшей божественный характер общественных за­конов. Представители географического детерминизма стремились найти в природе естественную, объективную причину государственного устройства, законов, обыча­ев, психологии и нравов людей. Крупнейшим представителем географического де­терминизма XVIII в. был французский просветитель Монтескье. Однако в Х1Хв. географический детерминизм играет уже реакционную роль, так как оправдывает колониальные захваты, порабощение народов и эксплуатацию.

Испытывая на себе влияние природы, общество, в свою очередь, также оказывает на нее влияние. И это особенно характерно для современного этапа его развития.

Перед человечеством все время возникал вопрос о господстве над окружаю­щей средой. Сейчас же вопрос стоит о ее охране. Что это значит? Это значит, что природа ставит определенные границы на пути господства человека, т.е. человече­ство не обладает абсолютной свободой и никогда ею не будет обладать. Свобода человека - это свобода в определенных границах. И когда человек переступает эти границы, то время от времени между природой и обществом возникает социально-экологический кризис, т.е. границы не абсолютны, они подвижны. Что значит соци­ально-экологический кризис? Это значит, что между обществом и природой возни­кает напряженность в такой мере, что она может разорваться и привести к гибели одной из противоположностей. Но если природа не может погибнуть, то погибнет общество. Следовательно, кризис таит в себе гибель общества. Социально-экологические кризисы имели место в прошлом. Так, в первобытном об­ществе - гибель мамонтов - это следствие не только ледника, но и действий челове­ка (охотились только на мамонтов). Кризисы эти носили локальный характер и были преодолены в результате неолитической революции (переход к землепользованию), т.е. путем смены производственной деятельности. В условиях рабовладельческого и феодального обществ возникают кризисы, связанные с земледелием. Эти кризисы носили уже региональный характер. Преодолены они тоже в итоге смены производственной деятельности. Этому способствовала промышленная революция конца ХVIII начала XIX вв., когда начинается мощное использование ресурсов планеты (каменный уголь, гидроресурсы). На базе промышленной революции человечество превращает­ся в мощную геологическую силу. Теперь человечество еще шире вовлекает природу в производственный процесс. Научно-техническая революция этот процесс усиливает. В настоящее время этот процесс охватывает буквально все сферы, все области приро­ды. А это значит, что если социально-экологический кризис произойдет, то он уже будет носить не локальный или региональный характер, а глобальный, т.е. коснется всех жителей планеты. Пока еще этот кризис не сложился.

Взаимоотношение «общество - природа» характеризуются двумя моментами:

1) стихийностью;

2) сознательностью.

Сознательное в природе предполагает все то, что осуществляется в ней пред­намеренно, по заранее намеченному плану, что контролируется людьми, подчинено их воле. Однако наличие сознательно, планомерно регулируемых процессов пре­образования природы отнюдь не означает отрицание стихийного в деятельности людей. С одной стороны, человек господствует над стихийными силами природы, создавая действительность, которая соответствует его сознательным целям. С другой - результат воздействия на природные процессы заключает в себе и то, что не вхо­дило в сознательные намерения людей и следовательно, не соответствует их целям. Другими словами, в своей природопреобразующей деятельности люди прихо­дят к таким объективным результатам, которые не предвиделись и не планировались заранее. Так, к примеру, возделывая поля, создавая садово-парковые ландшафты, водохранилища, пруды и т.д. люди не только достигают своих целей, но и сталки­ваются с отрицательными результатами своей деятельности в виде акультурных комплексов (овраги на полях, вторичные солончаки на орошаемых оазисах, болота по берегам водохранилищ и т.д.). Иногда нежелательные последствия даже пере­крывают временные достижения. В современных условиях эффект отрицательных последствий человеческой деятельности увеличивается, вследствие расширения масштабов и силы воздействия на природу. Сознательное и стихийное в природопреобразующей деятельности общества - это, прежде всего, две формы реализации объективных законов и возможностей природы. В первом случае они реализуются через сознательную деятельность человека, а во втором – сами по себе.

Будучи противоположными во взаимодействии общества и природы, созна­тельное и стихийное образует единство. Не существует абсолютно планируемых и абсолютно стихийных процессов в деятельности общества по преобразованию и ис­пользованию природы. Анализ причин отклонения деятельности по преобразованию природы от цели этой деятельности не может ограничиваться лишь рассмотрением роли объективно-стихийных факторов. Есть здесь причины и субъективного поряд­ка. Неизбежность отрицательных последствий природопреобразующей деятельности не означает отрицание возможности и разумности борьбы с ними. Человек в состоянии ограничивать и ослаблять отрицательное влияние на природу, путем более полного проникновения в ее суть, познание ее законов. Роль сознательного начала в практи­ке преобразования природы постоянно растет. Поэтому деятельность людей по пре­образованию природы должна основываться на учете все более и более отдаленных последствий субъективного вмешательства в природные процессы. Но дело здесь не только в развитии научного познания. Многое зависит от характера общественного строя. Однако и сегодня есть реальные возможности продвижения вперед в решении глобальных проблем путем международного сотрудничества.

Итак, как мы видим, природа оказывает определенное влияние на развитие общества, но не определяет его развитие. Поэтому при анализе общества, раскрытии закономерностей его развития необходимо этот момент влияния всегда учитывать. Общество также оказывает влияние на природу. И влияние это постоянно возраста­ет. Поэтому от нынешнего состояния нашего отношения к природе будет зависеть будущее человеческой цивилизации.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 944; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.