Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Конфуцианство. Религиозно-мифологические представления




Религиозно-мифологические представления

Европейские миссионеры, обращаясь к китайцам с христианской проповедью, не смогли обнаружить в китайском языке термина, адекватного европейскому понятию Бога. В представлениях древних китайцев создателем всего сущего было Небо, порождающее все многообразие от связи с Землей. В средневековой мифологии Небо представлялось как место пребывания огромного числа божеств. Один из космогонических мифов рассказывает об отделении Неба от Земли по мере роста божества Паньгу, при этом Космос уподобляется человеческому телу. Широко были распространены предания о культурных героях: Фу-си научил людей

Культурология: Учебное пособие / Под ред. проф. Г.В. Драча. - М.: Альфа-М, 2003. - 432 с.


Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || [email protected] || http://yanko.lib.ru

приготовлению пищи на огне, охоте и рыболовству, Хуан-ди придумал колесницы, дороги и календарь,

Суй-жэнь добыл огонь, Шэнь-нун устроил рынок и научил людей земледелию.

Разрозненные вначале образы древнекитайской мифологии постепенно складывались в единую

систему с огромным количеством мифов, многие из которых до сих пор живы в сознании

китайцев. Боги войны и драконы, феи и боги счастья, боги удачи и боги богатства, бывшие ранее

то полководцами, то чиновниками, боги - хранители жизни и домашние божества, боги-умельцы и

боги-бессмертные - пантеон китайских богов был поистине неисчерпаемым.

Древние мифологические представления в восприятии китайца тесно переплетались с мифологией

даосизма и буддизма, с этическими установками конфуцианства - учений, ставших основными

религиями Китая.

Конфуцианство стало государственной религией Китая, а ее основатель Конфуций (552-479 до н.э.) в XVI в. был обожествлен, сам император совершал в честь него религиозные обряды. Даже в начале XX в. в Китае насчитывалось около полутора тысяч храмов, построенных в честь Конфуция.

Как философ Конфуций не задавался вопросами о смысле жизни и тайнах природы: он искал путь к процветанию общества. Конфуций утверждал, что человек должен научиться следовать правилам человечности, высшей ценностью считал земное существование и видел спасение в стабильности и жизнеустойчивости общества.

Конфуций и поныне считается духовным отцом китайцев. Его учение пользуется признанием, а имя - почитанием. Сам он не написал никаких книг, а лишь прокомментировал классические произведения мудрецов Древнего Китая. Вскоре после смерти Конфуция ученики изложили его взгляды в небольшой книге «Лунь юй» («Суждения и беседы»). Книга строится своеобразно: ученики задают вопросы, Конфуций дает ответы. «Лунь юй» является по сути дела сборником мудрых мыслей и наставлений. Основное содержание поучений Конфуция составляют суждения о пяти простых великих добродетелях: мудрости, человечности (гуманности), верности, почитании старших и мужестве. Они соответствуют законам природы и являются важнейшими условиями разумного порядка в совместной жизни людей.

Конфуций сравнивал государство с семьей, а правителя с отцом. Главное — найти путь к свободному процветанию общества, его благоденствию и спокойствию. Этот путь предполагает соблюдение ряда принципов, важнейшими из которых являются пять вышеупомянутых великих добродетелей. Человек, следующий этим принципам, «благородный муж» (цзюнь-цзы). Конфуций предлагает начать моральное совершенствование с самого себя, затем построить должные отношения в семье, а потом и в государстве. Примером справедливости и ответствен­ности должен быть правитель, на необходимость нравственного авторитета которого постоянно указывал Конфуций. Правитель, по Конфуцию, должен иметь возле себя ученого, мудреца, кото­рый стал бы его помощником и советчиком.

Главным правилом жизни конфуцианство считает соблюдение правил и обрядов (ли). Конфуций требовал строгого следования древним обычаям, в частности почитанию культа предков. По ре­лигиозным верованиям китайцев, главнейшей обязанностью является также сыновняя почтительность (сяо). Центральным понятием учения Конфуция является также принцип «жэнь» -принцип человечности. В книгах современных исследователей приводятся разнообразнейшие интерпретации этого принципа добродетели, и не случайно. Ведь в европейской цивилизации принцип гуманизма как основы человеческого поведения появляется лишь в эпоху Возрождения, а Конфуций говорит о нем за 500 лет до н.э. Конфуцием был сформулирован принцип, получивший в европейской традиции название «золотого правила нравственности»: не делай другим того, чего не желаешь себе.

«Лунь юй» начинается и завершается высказываниями о необходимости учиться, но учение не сводится к овладению знаниями, оно предполагает нравственное совершенствование личности. Конфуций начинал свою карьеру как чиновник, потом отошел от политической деятельности и открыл частную школу, где начал преподавать классические тексты. Его ученики, конфуцианцы, говоря современным языком, были политиками, политологами, историками, писателями, чиновниками и сыграли значительную роль в политической истории Китая. Конфуцианство стало главной политической доктриной в Китае и оставалось таковой в течение 25 веков. Система

Культурология: Учебное пособие / Под ред. проф. Г.В. Драча. - М.: Альфа-М, 2003. - 432 с.


Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || [email protected] || http://yanko.lib.ru

государствен-

ных экзаменов была порождена конфуцианством и в то же время поддерживала и воспроизводила его, поскольку именно знание классических конфуцианских книг должен был продемонстрировать претендент на государственную должность. Сравнивая авторитет конфуцианства с быстро меняющимися политическими учениями Европы, невозможно не отметить удивительную стабильность и традиционность восточного менталитета: только в III в. до н.э. и в XX в. это учение подверглось критике. Во второй половине XX в. в Китае при Мао Цзэдуне проходила кампания «против Линь Бяо, против Конфуция (Кун-цзы)», в которой цитировались и сопоставлялись изречения Линя и Куна, но при этом Кун-цзы жил в середине I тыс. до н.э., а Линь Бяо в конце II тыс. н.э.1

Современные исследователи обращают внимание на рационализм конфуцианства. Как мировоззрение конфуцианство предполагает, что, основываясь на разумных и нравственных принципах поведения, можно совершенствовать жизнь и отдельного человека, и целого общества. Именно в качестве рационалистической утопии оно и получило распространение. Конфуцианская модель культурного развития человека не была единственной в Китае. Две другие модели — даосизм и чань-буддизм (китайский вариант учения Будды) - резко отличались от конфуцианства.

Основателем даосизма был Лао-цзы (род. в 604 г. до н.э.),

Основателем даосизма был Лао-цзы (род. в 604 г. до н.э.), автор трактата - канонического

сочинения даосизма «Дао дэ цзин» («Канон пути и благодати»). Конфуций и Лао-цзы

были современниками, старинное предание даже сообщает об их встрече и беседе,

возможно, что и споре, настолько расходились их учения.

Центральной идеей философии Лао-цзы была теория дао. Китайское слово «дао»

многозначно: путь звезд и путь добродетелей, закон Вселенной и закон человеческого

поведения; обычно его переводят как «путь». В отличие от Конфуция Лаоцзы не

интересовался политикой, целью его учения было достижение личного бессмертия. Путь

достижения — это самоуглубление, духовное очищение, что возможно при условии ов-

1 См.: Кульпин Э.С. Указ. соч. С. 20.

ладения телесностью, т.е. при особом режиме питания, выполнении физических упражнений и дыхательной гимнастики, реализации особой психотехники и сексуальной гармонии. Даосы (последователи даосизма) были врачами, собирателями трав, занимались магией, хиромантией, предсказаниями, физиогномикой (угадыванием черт характера по чертам лица) и геомантикой (изучением полезных и вредных «токов» Земли). Если конфуцианство - учение рационалистическое, то в даосизме весьма сильно мистическое начало. Конфуцианство обращалось к человеку как культурному, разумному существу, даосизм - как существу природному: к его эмоциям, инстинктам.

Конфуцианцы призывали к социальной активности, а даосы выдвинули принцип недеяния. «Не выходя со двора, можно познать истинное дао», - это высказывание Лао-цзы стало его классической формулировкой.

Конфуцианская идеология, этика были попыткой снять напряженность между человеком и обществом, укрепить социально-политическую систему Китая, усовершенствовав ее. Даосизм выработал собственную, весьма оригинальную концепцию культурного развития человека.

Конфуцианство было элитарным учением образованных, интеллектуальных слоев, а даосизм стал весьма демократичным, пробуждая спонтанность и естественность. Даосы были противниками конфуцианства, считая, что человек должен не руководствоваться социальными доктринами, а стремиться к естественности поведения. Представление о природном равенстве людей и необходимости возвращения их к естественному состоянию также включено в даосизм. Даосская религия имела своих служителей, свои храмы и священные книги. Даосские

Культурология: Учебное пособие / Под ред. проф. Г.В. Драча. - М.: Альфа-М, 2003. - 432 с.


Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || [email protected] || http://yanko.lib.ru

святые («бессмертные») почитались в Китае, подобно божествам. Даосизм весьма распространен и в современном Китае.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 1910; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.