Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Мир повседневности




Буддизм

Буддизм, принесенный из Индии, появился в Китае в V в. н.э. в форме махаяны, укоренился там и фактически занял положение третьей религиозной системы. Буддийские обряды наряду с даосскими и конфуцианскими выполняют почти все верующие китайцы. В стране за многие века сформировалось несколько оригинальных школ собственно китайского буддизма,

самая примечательная из них школа чань - буддизма (термин «чань» означает сосредоточенное созерцание, медитация). По преданию, основоположником чань-буддизма был индийский проповедник Бодхидхарма, который пришел в Китай в 520 г. Чань-буддизм отвергает чтение сутр, исполнение ритуала.

Не согласившись с конфуцианским утверждением, что человек в принципе является рациональным существом и лучший способ воздействия на его сознание это слово и текст, чань-буддисты говорили, что любой текст только скрывает истину. В этом они были близки к даосам, считавшим, что «знающий не говорит, а говорящий не знает». В чань-буддизме особая роль отводилась медитации (достижению особого состояния «просветления») и самораскрытию человека в повседневной жизни. Чань-буддизм выработал более гибкую, чем в конфуцианстве, модель поведения. Им был накоплен ценный психологический опыт, оказавший воздействие на художественное творчество. Любопытно, что сосуществование конфуцианства, даосизма и буддизма в Китае никогда не приводило к религиозным распрям, поскольку в стране возникла ситуация религиозного синкретизма: персонажи народной мифологии, даосской и буддийской были объединены с героями конфуцианского культа. В деревенском храме рядом вполне могли оказаться статуи Конфуция, Лао-цзы и Будды.

В культуре Китая важное место занимает такой феномен сознания, как «китайские церемонии». Этот термин используют в Европе для обозначения строгих норм поведения и мышления, в Китае отношения между людьми, да и сам человек становился проекцией его общественной значимости. Не столько индивидуальность, сколько социальная роль, которую выполняет человек, стала ценностью в китайской цивилизации. «В традиционном отношении китайцев к женщине есть что-то глубоко неловкое, неуклюжее, даже жестокое, ибо это отношение с редким упорством и последовательностью отрицает в женщине женское начало, присущие только женщине переживания,

интересы и мечты. "Женщина сильнее мужчины", - гласит поговорка китайских крестьян, в которой без всякой иронии отразился взгляд на женщину, прежде всего как на работницу»1.

Гуманизм Конфуция не помешал ему довольно резко отзываться о женщинах и даже запретить общение посторонних мужчин и женщин. Женщины не могли участвовать в мужских компаниях, девочкам с детства не разрешалось играть с мальчиками. Поскольку ритуалы, связанные с культом предков, осуществлялись исключительно мужчинами, то особенно ценилось появление на свет сыновей.

Проблема выбора супруга была незнакома китайской женщине до такой степени, что даже в фольклоре исследователи не обнаруживают мотивы жалоб на замужество без согласия девушки, на ее брак с нелюбимым. Для семейного быта китайцев характерно представление о предосудительности публичных проявлений любовных отношений между мужем и женой. Только муж обладал правом на развод, а в случае его смерти жена не имела права снова выйти замуж. Женщины Китая носили, подобно мужчинам, широкие

Культурология: Учебное пособие / Под ред. проф. Г.В. Драча. - М.: Альфа-М, 2003. - 432 с.


Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || [email protected] || http://yanko.lib.ru

в поясе штаны, а также длинные халаты, скрывающие женские формы.

Миф мужского превосходства был характерен для конфуцианства, тогда как даосизм с его

искусством гадания и врачевания становился религией для женщин.

Строгим ограничениям конфуцианской морали даосизм противопоставлял утонченное

искусство любовных отношений. В рамках даосизма была разработана особая сексуальная

техника, традиции которой изучают даже современные западные сексологи. У даосов

особая сексуальная практика стала частью духовного совершенствования.

Воспитывая детей, китайцы старались внушить им необходимость беспрекословного

повиновения старшим, уважения к родителям. Ради сплоченности семьи требовалось

жертвовать личными интересами. Каждый ребенок твердо знал свое место в семейной

иерархии. В целом китайские методы воспитания, в первую очередь воспитания

сдержанности и подчинения, серьезно расходятся с западными принципами.

1 Малявин В.В. Китайская цивилизация. М., 2000. С. 542—543. 326




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 430; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.