КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Небанковские кредитно-финансовые организации 1 страница
Порядок создания, лицензирования и прекращение деятельности коммерческих банков в Республике Беларусь Денежно-кредитная политика Национального банка Республики Беларусь, ее содержание и основные направления Национальный Банк Республики Беларусь, его задачи и функции Центральные банки государств (национальные, эмиссионные и др.) занимаются денежно-кредитной политикой в стране. Основная особенность их деятельности – фактор независимости. Его необходимость, прежде всего, диктуется задачей аффективного содействия Центрального банка. Основными функциями Национального банка Республики Беларусь являются: · проведение единой государственной денежно-кредитной политики, регулирование денежного обращения, расчетов Республики Беларусь с иностранными государствами; · валютное регулирование; · выполнение функций центрального депозитария; · организаций межбанковских расчетов и кассовогообслуживания банков; · консультирование, кредитование и осуществление функций финансового агента Кабинета Министров и местных органов власти, организация совместно с Министерством финансов Республики Беларусь исполнения республиканского и местных бюджетов; · осуществление государственной регистрации банков, кредитных финансовых и иных учреждений, занимающихся банковскими операциями; · надзор за деятельностью банков, филиалов и представительств банков по соблюдению ими безопасного и ликвидного функционирования; · регулирование внешнеэкономической банковской деятельности; · регулирование кредитного рынка; · обеспечение единого порядка бухгалтерского учета и отчетности в банковской системе республики; · определение и утверждение порядка, форм и правил организации безналичных расчетов в народном хозяйстве Республики Беларусь и ответственности за их нарушение; · организация кредитно-расчетного обслуживания специально оговоренной клиентуры; · разработка платежного баланса Республики Беларусь; · регистрация эмиссии ценных бумаг банков в порядке, им установленном; · осуществление иных функций в соответствии с законодательством Республики Беларусь. Ниже представлена классификация инструментов, которые в соответствии с Банковским кодексом могут быть им использованы в целях реализации денежно-кредитной политики. Их можно определить как совокупность прав и обязанностей главного банка Республики Беларусь Национальному банку принадлежит исключительное право вы пуска в обращение (эмиссии) и изъятия из обращения наличных де нежных знаков на территории республики. Национальный банк регулирует безналичную эмиссию, денежное обращение. Национальный банк регулирует кредитный рынок, депозитные операции, устанавливает размер обязательных резервов, размещаемых банками в Национальном банке. С целью стабилизации состояния на рынке кредитных ресурсов он может устанавливать предельные размеры процентных ставок по депозитам и кредитам банков. Национальный банк может выступать кредитором последней инстанции, осуществляя рефинансирование банков путем предоставления им кредитов в целях поддержания их ликвидности. Национальный банк регулирует объем этих кредитов, а также их стоимость путем изменения процентных ставок. Национальный банк выступает в роли банкира, экономического советника и финансового агента Правительства Республики Беларусь, организует совместно с Министерством финансов Республики Беларусь кассовое исполнение республиканского бюджета. Национальный банк проводит операции на открытом рынке, в том числе с ценными бумагами и иностранной валютой. Национальный банк по согласованию с соответствующими органами государственного управления устанавливает экономические нормативы и правила деятельности участников рынка ценных бумаг. Национальный банк осуществляет валютное регулирование и регулирование внешнеэкономической банковской деятельности; осуществляет координацию денежно-кредитной политики с центральными банками других государств; представляет Республику Беларусь во всех советах и организациях по вопросам денежно-кредитной политики; развивает международное сотрудничество в денежно-кредитной области. Национальный банк устанавливает официальные курсы национальной денежной единицы по отношению к другим валютам и регулирует промежуточный курс. Национальный банк имеет исключительное право ее - обновление обменных курсов и несет исключительную ответственность за проведение политики в этой области. Совет Министров Республики Беларусь оказывает содействие Национальному банку в области удержания обменного курса официальной денежной единицы. Так Национальный банк создает и поддерживает достаточные резервные запасы иностранной валюты, необходимые Республике Беларусь в проведении денежно-кредитной политики, политики обмена курсов и для своевременных расчетов Республики Беларусь по странным сделкам; осуществляет управление этими резервами. Национальный банк разрабатывает и утверждает по согласованию с Министерством финансов методологию бухгалтерского учета и отчетности для банков и небанковских финансовых организаций, устанавливает объем и сроки представляемой бухгалтерской и статистической отчетности. Национальный банк организует межбанковские расчеты, определяет порядок, формы и правила организации безналичных расчетов в народном хозяйстве Республики Беларусь, регулирует расчеты Республики Беларусь с иностранными государствами. Национальный банк обеспечивает равные условия для конкуренции и развития банков; осуществляет государственную регистрацию и лицензирование банков, небанковских финансовых организаций, занимающихся банковскими операциями; осуществляет надзор за деятельностью банков с целью их безопасного и ликвидного функционирования; устанавливает для банков обязательные экономические нормативы. Национальный банк издает соответствующие правила, инструкции, положения, другие нормативные правовые акты, обязательные для исполнения всеми банками на территории Республики Беларусь. По отдельным вопросам нормативные правовые акты (постановления Правления и Совета директоров Национального банка) обязательны для исполнения республиканскими органами государственного управления, органами местного управления и самоуправления, а также юридическими и физическими лицами. В Уставе Национального банка есть специальный раздел "Нормативные правовые акты Национального банка". Национальный банк осуществляет контроль в области проведения банковских операций, устанавливает экономические санкции за нарушения предъявляемых требований. Национальный банк определят порядок организации внутреннего контроля (аудита) в банках. В данном случае права и обязанности Национального банка приведены максимально кратко, без раскрытия их содержания. Это делается в дальнейшем при рассмотрении функциональных институтов банковского права. Такой подход позволяет избежать ненужного дублирования при изложении материала. Национальный банк Республики Беларусь выступает в роли банкира, экономического советника и финансового агента ПравительстваРеспублики Беларусь, представляет Республику Беларусь в международных организациях, осуществляющих поддержание финансовой и экономической стабильности посредством развития международного сотрудничества в денежно-кредитной области. По поручению Верховного Совета или предложению Кабинета Министров берет на себя обязательства и осуществляет операция, связанные с участием Республики Беларусь в работе международных организаций. Свои доходы Национальный банк получает исключительно от банковской деятельности и, как правило, не может быть акционером в банках, за исключением банков с участием иностранного капитала, инвестиционных финансово-кредитных учреждений, проводящих межбанковские расчеты, международных организаций, занимающихся развитием сотрудничества в денежно-кредитной, валютной, банковской сферах и банков за рубежом. Национальный банк не имеет права осуществлять кредитование хозяйствующих субъектов, освобождается от уплаты всех видов налогов, сборов и пошлин (включая гербовые и таможенные). За счет собственных средств Национальный банк формирует уставный, резервный и другие фонды, которые служат обеспечением его обязательств. Виды, размеры, порядок образования и использования фондов регулируются Уставом Национального банка.
Совокупность мероприятий, направленных на изменение денежной массы в обращении, объема кредитов, уровня процентных ставок и других показателей денежного обращения и рынка ссудных капиталов, определяют денежно-кредитную политику. Ее цель заключается в регулировании хозяйственных процессов путем воздействия на состояние кредитных отношений и денежного обращения. Денежно-кредитная политика направлена либонастимулирование кредита и денежной эмиссии (кредитная экспансия), либо на их сдерживание и ограничение (кредитная рестрикция) и отличается от других методов регулирования, как правило, косвенным характером воздействия на процесс расширенного воспроизводства. Основными целями любого государства в области экономики являются обеспечение устойчивого экономического роста, высокий уровень занятости, стабильности внутренних цен, а также внешнеэкономическое равновесие. Эти цели реализуются в процессе разработки и проведения экономической политики. Составной частью этой политики является денежно-кредитная политика. Денежно-кредитная политика - одна из важных составляющих общеэкономического регулирования в интересах активной рыночной конъюнктуры, сдерживания инфляции, недопущения спадов производства и безработицы, выравнивания платежного баланса. Вырабатывая и реализуя денежно-кредитную политику, государство определяет не только цели такой политики, но и устанавливает орган, ответственный за проведение в жизнь этих целей. Как правило, таким органом является центральный банк. Содержание деятельности центрального банка в области национальной денежно-кредитной политики сводится к двум основным направлениям. Первое - разработка денежно-кредитной политики в виде формулирования целей политики и набора инструментов, обеспечивающих достижение указанных целей. Второе - реализация политики с помощью операций на денежном, валютном и фондовом рынках, регламентации поведения участников денежных, финансовых, валютных, кредитных и фондовых отношений. При этом для грамотного управления денежно-кредитной системой центральный банк должен четко определить соотношение между инструментами, контролируемыми непосредственно центральным банком, и другими инструментами, не находящимися под прямым воздействием главного банка страны. Формирование денежно-кредитной политики предполагает увязку целей данной политики с общей экономической стратегией государства. Процесс формулирования указанной политики можно условно подразделить на четыре стадии: 1. Установление конечных целей денежно-кредитной политики. Типичным набором целей является создание условий для макроэкономической и финансовой стабилизации как фактора экономического роста и повышения уровня жизни населения. При этом следует иметь в виду, что цели, определяемые денежно-кредитной политикой, которая в Республике Беларусь юридически оформляется Законом "О денежно-кредитной политике на такой-то год", не дублируют основной цели Национального банка, которая в соответствии с законом заключается в обеспечении внутренней и внешней устойчивости официальной денежной единицы и поддержании стабильности цен. Таким образом, цели, формулируемые в Основных направлениях денежно-кредитной политики, выступают как инструменты достижения главной цели, сформулированной в основном банковском законе. 2. Установление промежуточных целей денежно-кредитной политики. Оно заключается в определении значений основных денежно-кредитных показателей, таких как, например, совокупный объем денежной массы. 3. Установление операционных целей денежно-кредитной политики. При этом определяются целевые конечные значения тех показателей, которые находятся под непосредственным влиянием центрального банка. Например, кредиты центрального банка, его валютные резервы и т.д. 4. Определение набора инструментов. В распоряжении центрального банка находится широкий спектр таких инструментов. Существуют различные, принятые в мировой практике классификации таких инструментов. Так, выделяют пять основных групп: а) рефинансирование банков, б) обязательное резервирование, в) финансирование бюджетного дефицита, г) операции на открытом рынке, д) валютные интервенции. Вторая известная классификация подразделяет все инструменты на прямые и косвенные. Первые непосредственно применяют операционные показатели, вторые создают условия для их изменения. Помимо прямых и косвенных методов, различают также общие и селективные. Общие методы являются преимущественно косвенными, оказывающими влияние на кредитный рынок в целом. Селективные методы регулируют конкретные виды кредита. Общим методом денежно-кредитного регулирования, применяемым как в зарубежной, так и отечественной практике, является учетная (дисконтная) политика. В самом общем смысле она означает изменение размера процента по краткосрочным ссудам, которые центральный банк предоставляет коммерческим банкам. Государственная денежно-кредитная политика осуществляется на основе законодательных актов, решений центрального банка, постановлений правительства и ведомственных инструкций. При этом методы осуществления такой политики в разных странах могут существенно различаться. Во многих странах банки используются для достижения социально-экономических целей при проведении в жизнь таких программ, как поддержка сельского хозяйства и льготное кредитование отдельных отраслей. Однако это, как правило, приводит к дестабилизации денежно-кредитной системы с последующими негативными последствиями для всей экономики. Денежно-кредитная политика, ее успехи и неудачи во многом обусловлены уровнем самостоятельности центрального банка. Проблема независимости центрального банка и его роли в проведении денежно-кредитной политики постоянно находится в центре внимания экономистов и правоведов. Применительно к правовому статусу Национального банка эта проблема будет рассмотрена в следующей главе. Здесь же отметим, что существует корреляция между уровнем независимости центрального банка, устойчивостью национальной денежной единицы и экономической стабильностью. Примеры США и ФРГ – убедительное тому подтверждение. Однако существуют и другие факторы, которые могут вносить коррективы в указанную корреляционную взаимосвязь. В зависимости от национальных особенностей, состояния экономики, принято выделять два основных типа денежно-кредитной политики. Рестрикционная денежно-кредитная политика направлена на ужесточение условий и ограничение объема кредитных операций коммерческих банков и повышение уровня процентных ставок. Этот тип денежно-кредитной политики еще называют политикой "дорогих" денег, к ней прибегают в целях борьбы с инфляцией, сглаживания циклических колебаний деловой активности. Экспансионисткая денежно-кредитная политика сопровождается, как правило, расширением масштабов кредитования, ослаблением контроля над приростом количества денег в обращении, понижением уровня процентных ставок. Такую политику еще обозначают как политику "дешевых" денег. Денежно-кредитная политика как одного, так и другого типов может иметь тотальный либо селективный характер. При тотальном она распространяется на все кредитные учреждения, при селективном - на отдельные кредитные институты. Выбор типа проводимой денежно-кредитной политики, а соответственно и набора инструментов осуществляется Центробанком в каждом конкретном случае, исходя из хозяйственной конъюнктуры. Разработанные на основе такого выбора основные направления денежно-кредитной политики утверждаются законодательным органом. Однако в Беларуси утверждение Основных направлений денежно-кредитной политики относится к компетенции Президента Республики Беларусь. За время с начала издания Основных направлений денежно-кредитной политики как документа, имеющего юридическую силу, они претерпели определенную эволюцию как в содержательном, так и в структурном отношениях. В настоящее время этот документ начинается с введения, в котором кроме целей указываются законодательные акты, которые учитывались разработчиками при подготовке документа. Далее следует анализ выполнения показателей денежно-кредитной политики в предшествующем году с указанием конкретных показателей. В частности, в Основных направлениях денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2001 -г. приводятся такие данные за 2000 год. За этот год рублевая денежная масса увеличилась на 381,7 млрд. рублей (или на 134 процента) при росте потребительских цен на 107,5 процента (или на 6.3 процента в среднем за месяц). Далее следует изложение непосредственно основных направлений денежно-кредитной политики на предстоящий год. Этот раздел начинается с указания целей и задач. Далее следует изложение валютной политики, параметров денежно-кредитных показателей. Поскольку денежно-кредитная политика является составной частью экономической политики, в Основных направлениях оговариваются условия, необходимые для обеспечения поставленных целей и задач, причем они подразделяются как на внутрисистемные, так и на общеэкономические. В заключении данного документа говорится о том, что при существенном отклонении социально-экономического развития от прогнозных значений в утвержденные Основные направления денежно-кредитной политики в установленном порядке, т.е. с согласия Президента, могут вноситься изменения и дополнения. Опыт последних лет свидетельствует о том, что такая практика корректировок имеет достаточно широкое распространение. Развитие экономических отношений в нашей стране, происходящее с начала 90-х годов, обусловило усиление роли денежной сферы. Деньги, которые в условиях административной системы выполняли практически только учетную функцию, все в большей мере становятся активным средством и регулятором хозяйственной деятельности. Это, естественно, вызвало необходимость существенной перестройки системы монетарного регулирования как государства в цепом, так и Национального банка. В процессе монетарного регулирования участвуют в принципе все субъекты денежной сферы, к которым относятся все агенты товарно-денежных отношений: государство, предприятия (включая коммерческие банки, финансовые компании и биржи), а также население. Наиболее общие цели монетарного регулирования призвано реализовывать государство через деятельность практически всех своих органов, исходя из задач и средств, определенных законодательством. Одно из ключевых мест в денежной сфере страны занимает Национальный банк, который призван обеспечивать прежде всего стабильность национальной валюты и банковской системы через достаточно широкий спектр средств воздействия на денежный рынок. Он регулирует кредитные отношения, денежное обращение, определяет порядок расчетов и обладает исключительным правом эмиссии денег. Деятельность Национального банка наиболее тесно связана с работой Министерства финансов, которое регулирует поступление и использование средств государственного бюджета и внебюджетных фондов, Министерства экономики, выполняющего целеустанавливающую функцию с общеэкономических позиций, а также коммерческих институтов денежного рынка, и прежде всего банков, обеспечивающих функционирование реального сектора экономики. Методы денежно-кредитной политики делятся на две группы: общие, влияющие на рынок ссудного капитала в целом, и специальные, предназначенные для конкретных видов кредита, кредитования отдельных отраслей, крупных фирм и т. д. К общим методам относятся: учетная политика; операции на открытом рынке (покупка-продажа государственных ценных бумаг, других кредитных обязательств, валюты по рыночному или заранее объявленному курсу); изменение норм обязательных резервов для коммерческих банков. Применение специальных методовозначает прямое ограничение размеров банковских кредитов; контроль по отдельным видам кредита. Проведение денежно-кредитной политики стоит на первом месте в перечне задач центральных банков большинства государств. Именно в этом заключается могущество центральных банков, посколькуони прямо или косвенно влияют на общий объем денежной массы и кредитных ресурсовфинансовой системы. Однако управление денежной массой является также и наиболее трудной задачей центрального банка. Поскольку деньги появляются в различных формах, поэтому даже само определение объема денежной массы представляет собой сложную задачу. Среди экономистов существует широкое разнообразие мнений по поводу способов управления объемами денежно-кредитной массы. В последние годы на споры вокруг проведения денежной политики доминирующее воздействие оказывал Милтон Фридман и доктрина монетаризма, которую связывают с его именем. В целом денежно-кредитная политика Республики Беларусь направлена на постепенное снижение темпов инфляции и недопущения падения курса белорусского рубля к доллару США выше темпов инфляции, ограничение покрытия дефицита государственного бюджета кредитами Национального банка, на достижение положительных процентных ставок как по депозитам, так и по кредитам и на развитие рынка ценных бумаг. Для обеспечения целевых ориентиров по снижению инфляции и создания, необходимых экономике страны расчетно-платежных средств, кредитная эмиссия Национального банка производится в относительно ограниченных размерах. В целях активизации инвестиционной деятельности направляется часть кредитнойэмиссии Национального банка, используемой на рефинансирование коммерческих банков, и непосредственно кредитные ресурсы коммерческих банков. Претерпевает резкие изменения валютная политика. Принято Верховным Советом Республики Беларусь постановление о едином платежном средстве Республики Беларусь – белорусский рубль. Все государственные золотовалютные резервы Республики Беларусь концентрируются в Национальном банке. Они формируются за счет покупки Национальным банком драгоценных металлов, свободно конвертируемой валюты и другой валюты. Стимулируется приостановка оттока свободно конвертируемой валюты и привлечение прямых иностранных инвестиций путем либерализации операций на валютном рынке, создание условий прибыльного и надежного вложения в экономику республики иностранного капитала. Расширяется использование внутренних ресурсов иностранной валюты на кредитование валютоокупаемых проектов в республике. Усиливается таможенный и банковский контроль за поступлением в республику экспортной выручки и товаров по импорту. Кроме широких прав по созданию и ликвидации коммерческих банков, Национальному банку Республики Беларусь предоставлены исключительные права от имени государства регулировать их деятельность. Цель регулирования коммерческих банков - содействие нормальному функционированию банков, создание им равных условий для конкуренции и развития. При этом регулирующие и контрольные функции Национального банка Республики Беларусь определяются лишь в том объеме, который необходим для обеспечения стабильности денежно-кредитной системы и защиты интересов кредиторов и вкладчиков. Основными регулирующими средствами выступаютнормативы, устанавливаемые для коммерческихбанков: · минимальный размер уставного фонда; · предельное соотношение междуразмером собственных Средств банка и суммой его активов; · показатели ликвидности баланса; · размер обязательных резервов, размещаемых в Национальном банке; · максимальный размер риска на одного заемщика; · предельный размер межбанковского кредита и др. Важным средством регулирования следуетназвать изменения Национальным банком ставок по его кредитам. Одновременно Национальный банк вправе с целью стабилизации состояния на рынке кредитных ресурсов устанавливать предельные размеры процентных ставок по депозитам и кредитам банков. Национальный банк Республики Беларусь регулирует денежную массу в обращении в соответствии с Основными направлениями денежно-кредитной политики Республики Беларусь на очередной год. Национальный банк устанавливает официальные курсы национальной денежной единицы по отношению к другим валютам и регулирует ее рыночный курс. Банки создаются учредителями (участниками) – юридическими и физическими лицами, за исключением общественных объединений, преследующих политические цели. При этом учредители - юридические лица должны быть зарегистрированы в установленном законодательством порядке и иметь устойчивое финансовое положение. Устойчивое финансовое положение учредителей - юридических лиц характеризуется отсутствием претензий к юридическому лицу по платежам в бюджет и убытков в течение последнего года деятельности. Банки могут учреждаться на основе государственной и частной форм собственности. Они могут создаваться в виде акционерных обществ (закрытого или открытого типа) и унитарных предприятий. Согласно Гражданскому кодексу, акционерным признается банк, имеющий уставный фонд, разделенный на определенное число акций равной номинальной стоимости, и несущий ответственность по обязательствам только своим имуществом. Банком, созданным в виде открытого акционерного общества, является банк, акции которого распространяются путем открытой продажи или подписки, и их свободное хождение на рынке ценных бумаг не ограничено иначе как по закону. Банком, созданным в виде закрытого акционерного общества, является банк, хождение акций которого на рынке ценных бумаг запрещено или ограничено его Уставом. Унитарным предприятием является коммерческая организация наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственное имущество. Имущество унитарного предприятия является государственным и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в дележе между работниками предприятия. В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные предприятия, где имущество находится в собственности Республики Беларусь. Так независимо от организационно-правовой формы будущего банка его учредители должны сформировать уставный фонд. Принципиально важными в этой связи являются два вопроса. Первый - наличие либо отсутствие ограничений для учредителей банка на право владения определенным размером уставного фонда. Второй – имеют ли право иностранные инвесторы участвовать в формировании уставного фонда, если да, то в каких размерах. Отечественное банковское законодательство демонстрирует в этих вопросах разные подходы. Если ранее законодатель устанавливал, что уставный фонд банка формируется за счет средств не менее чем трех участников, каждый из которых имел право владеть не более чем 35 процентами уставного капитала, то в связи со вступлением в силу Банковского кодекса это ограничение следует считать отмененным, так как ст. 75 Кодекса не содержит упоминаний о нем. Предъявленные к уставному фонду требования можно подразделить на требования, предъявляемые к качеству учредительного капитала; требования относительно размера уставного фонда и требования процедурного характера. Уставный фонд банка формируется за счет собственных средств учредителей (участников) банка. Привлеченные и заимствованные средства, кредиты не могут быть направлены на формирование и пополнение уставного фонда. Учредители (участники) банка обязаны подтвердить наличие, объем и законность происхождения средств, вносимых в уставный фонд, подлежащих декларированию в установленном порядке. По решению собрания акционеров (участников) на увеличение уставного фонда может быть направлена нераспределенная прибыль и фонды, созданные за счет прибыли за отчетный год. К моменту подачи комплекта учредительных документов на регистрацию (перерегистрацию) уставный фонд банка должен быть оплачен полностью. Минимальный размер уставного фонда должен быть полностью оплачен в денежной форме. Денежные взносы в уставный фонд банка могут осуществляться как в национальной денежной единице Республики Беларусь, так и в иностранной валюте. Уставный фонд объявляется в белорусских рублях, однако долговременный характер этого норматива и нестабильность белорусского рубля обусловили, что Национальный банк первоначально устанавливал его в ЭКЮ, а теперь в евро, что, впрочем, позволяет проще делать международные сравнения о «мощности» банков разных стран, по действующему порядку учредители банка открывают временный счет, на котором аккумулируются средства учредителей. Такой счет может быть открыт в Национальном банке или по соглашению с ним в другом банке. Этот сложный в свое время вопрос окончательно урегулирован кодексом (см. ст. 76). Для регистрации банка, создаваемого учредителями-резидентами и получения лицензии на осуществление банковских операций учредители представляют в Национальный банк следующие документы: 1. Заявление о регистрации банка и выдаче лицензии на осуществление банковских операций, бизнес-план, содержащий прогноз деятельности банка на трехлетний период и обоснование конкурентных преимуществ; информацию об учредителях банка; цель создания банка; и другие документы, определенные Кодексом и требованиями Национального банка. 2. Обязательство арендодателя о предоставлении в аренду офисного здания (помещения), в котором будет располагаться банк в случае его регистрации, а также документы, подтверждающие право собственности арендодателя на это здание (помещение). 3. Договор о создании банка, заверенный в установленном порядке, и протокол собрания учредителей. 4. Устав банка, который должен содержать: фирменное (полное, официальное) наименование с указанием на организационно-правовую форму и сокращенное - для использования в платежных документах (фирменное наименование включает слово «банк»); местонахождение (юридический адрес) банка; перечень банковских операций, которые предполагает банк осуществлять в соответствии с Банковским кодексом; сведения о размере уставного фонда; порядок образования имущества и распределения прибыли, а также покрытия убытков; порядок управления деятельностью банка; структуру и компетенцию его органов управления и контроля; порядок их образования и принятия ими решений, в том числе по вопросам, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов; права и обязанности учредителей (участников); размер вклада, дающего право одного голоса на собрании учредителей банка; порядок ликвидации и реорганизации банка.
Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 579; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |