Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Небанковские кредитно-финансовые организации 2 страница




5. Прогнозный баланс и расчет плана доходов, расходов и прибыли банка на трехлетний период. Декларации об объемах и источниках инвестиций в уставный фонд банка, справки налоговых органов, подтверждающие объемы и источники инвестиций, указанные в декларациях инвесторов. Декларации представляются на объем инвестируемых финансовых ресурсов в пределах сумм, подлежащих декларированию в соответствии с действующим законодательством. Согласие местных органов управления на размещение на их территории банка. Анкеты кандидатур на должности руководителей и главного бухгалтера банка, а также другие документы, определенные Кодексом. Документы, представленные для регистрации, первоначально рассматриваются в Главном управлении по месту расположения банка, которое составляет заключение по результатам рассмотрения учредительных документов.

Главные управления несут ответственность за объективность и достоверность заключения по учредительным документам. Заключение Главного управления вместе с пакетом учредительных документов представляется в Национальный банк, который принимает решение о регистрации банка и выдаче ему лицензии на осуществление банковских операций, а также о внесении изменений и дополнений в учредительные документы.

Решение о регистрации банка и выдаче лицензии на совершение банковских операций принимает Правление Национального банка, а о выдаче лицензий на осуществление валютных операций, операций с драгоценными металлами, на привлечение средств физических лиц - Совет директоров Национального банка.

Национальный банк после рассмотрения и экспертизы представленных учредителями документов и с учетом замечаний квалификационной комиссии принимает решение о государственной регистрации либо отказе в регистрации. Некоторое время дискутировался среди юристов и экономистов вопрос: может ли быть основанием для отказа в регистрации нецелесообразность создания нового банка. Ежегодно в мире создаются и прекращают свою деятельность тысячи кредитных учреждений. На рынке банковских услуг идет постоянная и жесткая борьба, в которой, как и в любой конкурентной среде, выживают сильнейшие. Поэтому мнение о нецелесообразности создания нового банка противоречит рыночной системе, находится в противоречии с конституционными нормами о равенстве, понимаемом не только применительно к гражданам, но и юридическим лицам.

Те, кто принимает решения по этому вопросу, в той или иной мере подвержены влиянию со стороны действующих банков, которые, конечно не заинтересованы в создании банка-конкурента. Поэтому в Кодексе черным по белому записано: Отказ в государственной регистрации банка по мотивам нецелесообразности его создания не допускается. Ранее действовавшем законодательстве была норма, согласно которой Главным территориальным управлениям Национального банка было предоставлено право в своих заключениях давать оценку целесообразности или нецелесообразности создания банка на их территории. Из сказанного можно сделать вывод о прогрессе банковского законодательства и банковского права с точки зрения соответствия букве и духу Основного Закона Белорусского государства.

Решение о регистрации принимается Национальным банком срок, не превышающий двух месяцев со дня представления документов, необходимых для регистрации. Юридическое оформление государственной регистрации банка заключается в факте записи Национальным банком в Едином государственном регистре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Выше отмечалось, что не допускается отказ в регистрации банка по мотивам нецелесообразности. Чтобы исключить субъективизм точнее свести его к минимуму, при принятии решения об отказе в регистрации, в Кодексе приведен полный перечень таких оснований которые распространяются на юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и кандидатур на должности в руководстве банка. В частности, отказ может быть обоснован тем, что юридическое лицо, выступающее учредителем, является общественным объединением, преследующим коммерческие цели. Будет отказано в регистрации и тем, кто имеет финансовые проблемы, выражающиеся в задолженности по заработной плате и платежам в бюджет.

Горький зарубежный и частично отечественный опыт, заключающийся в том, что к руководству кредитными учреждениями порой приходили люди с уголовным прошлым, обусловил появление среди причин отказа в регистрации банка и такого, как наличие непогашенной или неснятой судимости у кандидатов на должности руководителей и главного бухгалтера.

Поскольку признание квалификационной комиссией руководителей банка и главного бухгалтера несоответствующими указанным должностям является основанием для отказа в регистрации банка, остановимся на этом вопросе несколько подробнее.

Согласно Положению о порядке оценки профессиональной пригодности руководителей и главных бухгалтеров банков, при создании банка в первую очередь проходят аттестацию руководитель и главный бухгалтер, а затем заместители руководителя, имеющие право подписи расчетно-денежных документов. Оценке на профессиональную пригодность указанные должностные лица подвергнуты не только при создании банка, но еще и раз в шесть лет с момента первой аттестации. Они также могут быть подвержены аттестации вне очереди по решению Правления Национального банка.

Квалификационная комиссия по результатам тестирования, представляющего собой комплексную программу, содержащую до 100 вопросов, и ознакомленная с документами, принимает одно из трех решений: пригоден для работы на рекомендуемой должности; не пригоден; пригоден, при условии соблюдения рекомендаций комиссии. Кандидат, не прошедший аттестацию, может быть допущен к повторной аттестации не ранее, чем через полгода.

В случае, если лица, прошедшие аттестацию и признанные пригодными для работы на руководящих должностях в банках, отсутствуют на работе более, чем три месяца, это может стать основанием для отзыва лицензии на совершение банковских операций.

Таким образом, сегодня в республике создана соответствующая правовая база, регулирующая один из самых спорных вопросов, связанных с созданием и функционированием банка. В конечном, счете успехи и неудачи банка - есть результат хорошего или плохого управления им, поэтому к банковским управленцам предъявляются соответствующие требования в части их профессиональной подготовки.

Государственной регистрации подлежат также изменения и дополнения, вносимые в учредительные документы банка, в связи с чем последние представляют учредительные документы в новой редакции и некоторые другие документы, в частности, платежный документ, подтверждающий внесение платы за государственную регистрацию. Такая плата вносится также при первичной регистрации банков.

Как субъект гражданского оборота, банки могут реализовать свое право на защиту своих законных прав и интересов в случае отказа Национального банка в регистрации банков и вносимых ими в свои учредительные документы изменений и дополнений. Делается это через хозяйственный суд.

Банковский кодекс выводит на более высокий уровень регистрацию банков. Теперь это государственная регистрация. Такое изменение не является чисто формальным, так как если раньше факт регистрации закреплялся записью во внутрисистемном документе - Книге регистрации банков и небанковских финансовых организаций, то с вступлением в силу с 2001 года Кодекса это делается в Едином государственном регистре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Одновременно с принятием решения о государственной регистрации банка Национальный банк принимает решение о выдаче лицензии. Таким образом, порядок создания банка можно обозначить как регистрационно-лицензионный. При этом не требуется представления дополнительных документов, если речь идет о получении общей лицензии, но получение других лицензий, о которых речь пойдет ниже, сопряжено с необходимостью представления специальных документов.

Банкам могут быть выданы следующие виды лицензий;

· - общая - лицензия на осуществление банковских операций со средствами в национальной денежной единице. Общая лицензия дает право банкам (филиалам иностранных банков на правах юридического лица) осуществлять указанный в лицензии перечень банковских операций в национальной денежной единице на территории Республики Беларусь;

· - внутренняя - лицензия на осуществление валютных операций со средствами в иностранной валюте. Внутренняя лицензия дает праве банкам (филиалам иностранных банков на правах юридического лица) осуществлять указанный в лицензии перечень валютных операций в иностранной валюте на территории Республики Беларусь;

· - лицензия на привлечение во вклады и депозиты средств физических лиц в национальной денежной единице и в иностранной валюте;

· - генеральная лицензия на осуществление валютных операций. Генеральная лицензия на осуществление валютных операций дает право банкам (филиалам иностранных банков на правах юридического лица) осуществлять указанный в лицензии перечень валютных операций как на территории Республики Беларусь, так и за ее пределами;

· - лицензия на осуществление операций с драгоценными металлами. Лицензия на осуществление операций с драгоценными металлами дает право банкам (филиалам иностранных банков на правах юридического лица) осуществлять указанный в лицензии перечень операций с драгоценными металлами на территории Республики Беларусь;

· - разовая лицензия на осуществление отдельных операций. Разовая лицензия дает право на проведение конкретной банковской операции в иностранной валюте в разовом порядке. В лицензии указывается конкретный перечень разрешенных операций.

Для получения лицензии на привлечение во вклады и депозиты средств физических лиц необходимо представить следующие документы: ходатайство о выдаче лицензии на привлечение во вклады и депозиты средств физических лиц за подписью руководителя уполномоченного органа; справку из налогового органа по месту обслуживания банка об отсутствии задолженности перед бюджетом.

Для получения лицензии на осуществление валютных операции необходимо представить следующие документы: ходатайство о получении лицензии с обоснованием экономической целесообразности и готовности банка к осуществлению операций в иностранной валюте; сведения о профессиональной пригодности должностных лиц, осуществляющих и курирующих валютные операции, с приложением копии документов, утверждающих прохождение ими тестирования в Национальном банке. Уполномоченный банк вправе доверить выполнение разрешенного круга валютных операций своему филиалу.

Для получения лицензии на совершение операций с драгоценными металлами необходимо представить следующие документы: ходатайство о выдаче лицензии на совершение операций с драгоценными металлами за подписью руководителя уполномоченного органа; экономическое обоснование необходимости получения данного вида лицензии и перспектив деятельности банка в этом направлении; справку об организационной структуре подразделения банка по работе с драгоценными металлами; характеристики на руководителей и других сотрудников подразделения банка по работе с драгоценными металлами; справку о наличии сертифицированного хранилища.

Уполномоченный банк не вправе доверять выполнение разрешенного круга операций с драгоценными металлами своему филиалу.

Общее правило: «кто разрешает, тот может и запретить», применительно к лицензированию банковской деятельности означает, что при наличии определенных обстоятельств лицензия может быть отозвана. Отзыв лицензии - это термин, закрепившийся в отечественном банковском законодательстве, означает, что банку запрещается осуществлять операции, указанные в отозванной Национальным банком лицензии.

Отзыв лицензии имеет целый ряд правовых, организационных и экономических последствий. Так, если отзывается лицензия на осуществление всех видов банковских операций, это означает, что банк подлежит либо реорганизации, либо ликвидации. Повторно обратиться за такой лицензией банк не вправе.

Однако законодатель допускает возможность обратиться в Национальный банк за повторным получением лицензии на осуществление банковских операций. Отзыв лицензии – есть мера воздействия, применяемая Национальным банком к банкам за определенные нарушения банковского законодательства и предписаний Национального банка. По эффекту воздействия - она самая тяжелая.

Институт лицензирования в банковском праве и законодательстве постоянно развивается и детализируется за счет включения в него как материальных, так и процессуальных норм. Его фундамент заложен в Банковском кодексе, где в общей части есть специальная глава (12), посвященная лицензированию банковских операций. Она включает девять статей.

Итак, что же является основанием для отзыва или приостановления действия лицензии? Таких оснований девять: принятие решения о ликвидации банка; реорганизация банка; неудовлетворительное финансовое положение; наличие иных оснований для признания банка экономически несостоятельным; многократное невыполнение требований банковского законодательства; осуществление операций без наличия лицензии; установление фактов недостоверности отчетных Данных; неосуществление банковских операций, указанных в лицензии в течение одного года со дня ее выдачи; установление недостоверных сведений, на основании которых она выдана. Перечень полный и исчерпывающий, правда, некоторые основания, по нашему мнению должны были бы быть приведены в более строгих определениях.

Реорганизация банков осуществляется в форме слияния, присоединения, преобразования, разделения, выделения.

Решение о реорганизации банка принимается собранием акционеров (участников) банка или в случаях, предусмотренных законодательством Республики Беларусь, судом, и доводится до сведения всех акционеров (участников) банка и лиц, состоящих в договорных отношениях с ним. Реорганизация банка проводится с согласия кредиторов и письменного согласия Национального банка Республики Беларусь. Уведомление кредиторов о предстоящей реорганизации осуществляется в приемлемой для банка форме.

При слиянии банка с другим банком все имущественные права и обязанности переходят к банку, возникшему в результате слияния.

При присоединении банка к другому банку к последнему переходят все имущественные права и обязанности присоединенного банка.

При разделении банка к созданным в результате этого новым банкам переходят по разделенному балансу в соответствующих частях имущественные права и обязательства реорганизованного банка.

При выделении из банка одного или нескольких новых банков к каждому из них переходят по разделенному балансу имущественные права и обязанности реорганизуемого банка.

При преобразовании банка в банк иного вида к вновь возникшему банку переходят все имущественные права и обязанности прежнего банка.

За десятилетний период существования белорусской банковской системы она уменьшилась количественно почти в два раза, а если учесть еще и филиальную сеть, то более, чем в два раза. Не выдержав конкурентной борьбы сошли со сцены многие банки как самостоятельные участники банковской системы. Однако это не означает их полной ликвидации, так как в большинстве случаев происходила реорганизация мелких банков путем присоединения к более крупным банкам. Есть и случаи слияния банков, так, в частности, произошло слияние АКБ «Дукат» и АКБ «Беларусбанк».

Банк может быть ликвидирован по решению его учредителей (самоликвидация), по решению хозяйственного суда или Национального банка (принудительная ликвидация). Ликвидация банка по решению общего собрания акционеров (участников) проводится с письменного согласия Национального банка.

Правление Национального банка может принять решение о принудительной ликвидации банков, дочерних банков, филиалов иностранных банков на правах юридического лица и представительств иностранных банков. Кодекс не указывает на основания, но которым Национальный банк может принять решение о принудительной ликвидации. Ранее действовавшее законодательство к таким основаниям относило: задержку начала деятельности более чем на 6 месяцев с момента регистрации; нарушение законов Республики Беларусь, Устава (Положения), предписаний Национального банка; выявления неточных сведений, на основании которых была выдана лицензия; неоднократное в течение отчетного периода представление недостоверной отчетности, скрывающей действительное положение дел.

Национальный банк может выступать кредитором последней инстанции, оказывая кредитную помощь банкам без соответствующего обеспечения в целях поддержания ликвидности, если такие меры помощи соответствуют общественным интересам.

Ликвидация банка производится ликвидационной комиссией, назначаемой органом, принявшим решение о ликвидации, который осуществляет контроль за деятельностью комиссии, устанавливает порядок и регламент ее работы. С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят все полномочия по управлению банком.

После завершения деятельности по ликвидации банка ликвидационная комиссия составляет отчет и ликвидационный баланс и представляет их органу, принявшему решение о ликвидации банка. После их утверждения банк исключается из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Поскольку банк связан с большим количеством лиц, в случае его ликвидации возникает целый ряд правовых последствий для кредиторов, дебиторов, клиентов и государства. В том случае, если банк ликвидируется не в связи с признанием его банкротом, установлена следующая очередность удовлетворения требований клиентов и кредиторов. В первую очередь возвращаются вклады физических лиц; во вторую - погашается задолженность по взысканию алиментов, по заработной плате работникам банка; в третью – погашается задолженность по платежам в бюджет; в четвертую – удовлетворяются требования кредиторов; в пятую – возвращаются вклады юридических лиц; в шестую – требования Национального банка по предоставленным им кредитам; в седьмую – требования остальных кредиторов.

Но, если ликвидация связана с признанием банка банкротом, то, как установлено ст. 222 Закона «Об экономической несостоятельности (банкротстве)», из имущества банка вне очереди удовлетворяются требования физических лиц, являющихся кредиторами по заключенным с ними Договорам банковского вклада и (или) банковского счета.

Как видно из сказанного, в обоих случаях приоритет отдается интересам физических лиц - вкладчиков ликвидируемого банка. Такой подход в общем и специальном законодательстве можно приветствовать в силу того, что он соответствует духу и букве Основного Закона - интересы личности и защита ее прав – превалирующее направление в деятельности Белорусского государства.

 

К небанковским (специализированным) кредитно-финансовым учреждениям можно отнести ломбарды, лизинговые фирмы, факторинговые фирмы, инвестиционные фонды и др.

Специализированные кредитно-финансовые институты имеют практически двойную подчиненность: с одной стороны, будучи связанными с осуществлением кредитно-расчетных операций, они руководствуются банковским законодательством и требованиями Центрального банка; с другой стороны, специализируясь на каких-либо финансовых, страховых, инвестиционных, залоговых операциях, они подпадают под регулирование других законов и соответствующих ведомств.

Среди небанковских финансово-кредитных организаций особо выделяются:

Кредитные союзы это кредитные кооперативы, организуемые определенными группами частных лиц и мелких кредитных организаций.

Они могут быть образованы группой физических лиц по профессиональному или территориальному признаку в целях предоставления краткосрочного потребительского кредита (кассы взаимопомощи, кооперативы). Капитал формируется, как правило, за счет прав и периодических взносов их членов. Добровольное объединение ряда самостоятельных кредитных организаций формирует капитал за счет оплаты паев, периодических взносов, а также выпуска займов, распространяемых не только среди участников. Основные операции кредитных союзов: привлечение депозитов (вкладов), выпуск займов, предоставление ссуд, торгово-посреднические и комиссионные операции, консультационная деятельность, учет векселей и др.

Кредитные товарищества создаются в целях кредитно-расчетного обслуживания исключительно своих участников: кооперативов, арендных предприятий, малого и среднего бизнеса. Капитал формируется главным образом из паевых, вступительных и обязательных взносов членов товарищества.

Общества (организации) взаимного кредита кредитные учреждения, как правило, обслуживающие мелкий и средний бизнес. Участниками обществ взаимного кредита могут быть любые юридические и физические лица (за исключением, как правило, государственных органов). Целью деятельности общества является кредитование своих участников за счет собственных средств и средств этих участников, размещаемых во вклады в обществе взаимного кредита. Других видов деятельности, кроме ссудных и депозитных операций длясвоих членов,общества обычноне имеют.

Финансовая (валютная) биржа небанковская финансовая организация, деятельность которой включает в себя организацию торговли валютой, ценными бумагами, кредитными ресурсами, а также иными объектами финансового оборота. Предоставляет услуги, способствующие заключению сделок в соответствии со специально установленными правилами торговли.

Страховые компании выпускают долговые обязательства (полис), которые их клиенты хотят использовать на покрытие непредвиденных расходов в будущем. Клиентами могут быть как юридические, так и физические лица.

Пенсионные фонды обеспечивают своих клиентов средствами на период после выхода на пенсию. Каждый клиент осуществляет выплаты на протяжении целого ряда лет, прежде чем требования о выплате страхового вознаграждения будут оплачены. В качестве клиента, как правило, выступают физические лица, хотя и юридические лица могут вносить определенные суммы как добавки в будущем к пенсии своим работникам. Пенсионные фонды возникли как дополнения к общественной системе государственного социального страхования.

Финансовая компания (общество) финансовое учреждение, основными целями которого являются: содействие формированию и функционированию рынка ценных бумаг; мобилизация денежных средств с целью последующего инвестирования; использование финансовых методов для обеспечения развития рыночных отношений в экономике республики. Выполняя эти задачи, финансовое общество осуществляет следующие виды деятельности: посредническая и коммерческая деятельность по ценным бумагам; маркетинг рынка ценных бумаг и инвестиций; размещение денежных средств и ценных бумаг; предоставление консультационных услуг в области операций с ценными бумагами; осуществление выпуска ценных бумаг в установленном законом порядке; производство ноу-хау в области финансовых операций, иные финансовые операции и услуги, не запрещенные действующим законодательством, отвечающие целям и задачам общества. Эти компании уменьшают риск путем диверсификации. Если риск практически не предсказуем для отдельного лица, но часто бывает предсказуем для группы лиц. Вложения средств в акции нескольких компаний позволяет улучшить финансовое положение и вероятность банкротства снижается. Лица, осуществляющие инвестиции через финансовых посредников, подвергаются меньшему риску, чем индивидуальные инвесторы.

Исторически финансовым компаниям присуща торгово-закупочная деятельность, облегчающая трудности реализации товаров. В ряде государств распространены компании по кредитованию продажи в рассрочку потребительских товаров длительного пользования; финансовым операциям с недвижимостью. Они выдают кредит различным торговцам под проданные ими товары в рассрочку, покупая обязательства клиентов.

Источниками формирования имущества финансового общества являются: денежные и материальные взносы учредителей; доходы, полученные от реализации работ, услуг; доходы от ценных бумаг; кредиты банков и других кредиторов и иные источники. Отношения финансового общества с предприятиями, организациями, физическими лицами во всех сферах деятельности строятся на основе договора.

Трастовые компании специализированные кредитно-финансовые институты, осуществляющие трастовые (доверительные) операции для физических и юридических лиц. Могут представлять собой самостоятельную фирму либо являться филиалом банков или других кредитных учреждений. Как правило, траст-компании не занимаются традиционной банковской деятельностью, их основной функцией является осуществление всех доверительных операций, разрешенных законом. Траст-компании имеют собственный капитал, получают прибыль от своей деятельности. Свои услуги они оказывают за плату в форме комиссионных вознаграждений. Важное место в кредитной системе занимают различного рода сберегательные учреждения, привлекающие мелкие сбережения и доходы. Организационная их структура может быть разной. В частности, ссудно-сберегательные общества могут осуществлять привлечение средств своих членов и выдача им ссуды, или продавать своим клиентам особые сертификаты, которые выкупаются по номиналу по первому требованию и приносят доход в виде процента (аналогично срочным вкладам и т. д.).

Расчетно-кассовые центры осуществляют комплекс банковских услуг для физических и юридических лиц. Они могут создаваться в территориальном регионе или группой учредителей. Расчетно-кассовые центры могут проводить следующие операции:

· открывать счета (включая корреспондентские), осуществлять прием денежных средств, зачислять их на соответствующие счета;

· производить платежи и другие операции по поручению клиентов;

· принимать на экспертизу денежную наличность и платежные документы; обеспечивать оперативной информацией клиентов о состоянии их счетов; осуществлять консалтинговые операции и т. д.

Прокат бытовой предоставляется специализированными организациями физическим и юридическим лицам (чаще гражданам) во временное пользование за соответствующую плату предметов домашнего обихода и других потребительских товаров.

Дилинговые предприятия (фирмы) осуществляют операции по покупке-продаже наличной иностранной валюты у физических. Дилинговую деятельность по обменным операциям с наличной иностранной валютой вправе осуществлять только те предприятия, которые имеют разрешение (лицензию) Национального банка Республики Беларусь.

Лизинговые фирмы компании, осуществляющие лизинговые операции.

Лизинговые фирмы (компании) могут быть специализированными и универсальными. Специализированные фирмы имеют дело с одним товаром (например, автомобили) или группой однородных товаров (например, строительное оборудование, компьютеры). Такие фирмы обычно сами осуществляют техническое обслуживание объекта лизинга и следят за поддержанием его в нормальном эксплуатационном состоянии. Универсальные фирмы передают в аренду самые разнообразные объекты, техническое обслуживание, ремонт которых может осуществлять как сама лизинговая компания, так и арендатор (см. также п.16.1).

Факторинговые компании. В процессе хозяйственной деятельности у предприятий может возникнуть потребность в немедленном превращении дебиторской задолженности в реальные деньги с помощью факторинга.

Факторинг кредитование оборотного капитала предприятия-поставщика, связанное с уступкой другому лицу (фактору) неоплаченных плательщиком (покупателем) долговых требований (платежных документов за поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги) и передачей фактору права получения платежа по ним (см. также п.16.2).

Инвестиционные компании (фонды) представляют собой разновидность кредитно-финансовых учреждений, специализирующихся на привлечении временно свободных денежных средств мелких и средних инвесторов путем выпуска собственных ценных бумаг и размещения мобилизованных средств в ценные бумаги иных юридических лиц в целях получения прибыли.

Инвестиционные фонды выпускают свои собственные долговые обязательства, а на вырученные от их продажи средства приобретают долговые обязательства или ценные бумаги, выпущенные другими. Они выпускают ликвидные долговые обязательства с целью получения средств и их последующего вложения в менее ликвидные активы. Цены на ценные бумаги фондов изменяются в соответствии с изменениями условий рынка, что делает их значительно менее ликвидными. Фонды выступают как финансовые посредники. Двойной обмен долговыми обязательствами отличает финансовых посредников от иных финансовых субъектов (брокеров, дилеров), которые также способствуют передвижению средств от кредиторов к заемщикам, но не выпускают на рынок собственных долговых обязательств.

Доходы, полученные инвестиционными фондами от купленных ценных бумаг других физических лиц, передаются затем держателям акций инвестиционных фондов (за вычетом платы на компенсацию расходов за услуги). Пассивы инвестиционных фондов с «технической» точки зрения являются не обычными пассивами, они не выдают ссуд, ликвидность банковская для них не обязательна. Однако с точки зрения акционера акция фонда практически ничем не отличается от банковского депозита.

В качестве пассивов предпочитаются использование ценных бумаг (акций, приватизационных чеков), а не депозиты, а активы представлены в основном также ценными бумагами, а не ссудами. Выдача кредитов в любой форме не предусмотрена.

Ломбарды кредитные учреждения, осуществляющие хранение товарно-материальных и иных ценностей; выделяющие ссуды под залог имущества; при необходимости проводящие торговые операции по продаже заложенного имущества на комиссионных началах.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 374; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.045 сек.