Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Народы Западной Европы 2 страница




Почти все города Пиренейского полуост­рова очень древнего происхождения. Многие из них выросли на месте древнеиберийских или кельтских укрепленных поселений, плани­ровка которых поныне просматривается в центрах некоторых городов (испанские Се­вилья, Сагунто). Испанский Кадис (Гадес) ос­нован финикийцами, испанская Картахена (Но­вый Карфаген) — карфагенянами, каталонская Барселона — эллинами, при римлянах многие селения стали красивейшими городами (ис­панская Мерида, каталонская Таррагона и др.). Черты мавританского стиля носят многие юж­ные города полуострова, в том числе Кордова и Гранада.

Негородские поселения полуострова скла­дываются в четыре типа, в соответствии с главной профессией жителей, а иногда с гра­ницами этносов. Так, вдоль Атлантического и

Средиземноморского побережий тянутся рыбачьи поселки полугородского типа, располо­женные на месте селений античных времен. Хуторской тип характерен для галисийцев. Известно, что у португальцев еще в древнос­ти северные области отличались от южных: и сейчас на севере преобладают хутора, а у ос­тальных португальцев, как у испанцев и ка­талонцев,— села уличного типа.

Сельские жилища Пиренейского полуостро­ва представлены семью типами. Некоторые из них имеют аналогию с итальянскими. Террито­риально эти типы условно соответствуют климатическим зонам и выявляют отчасти влия­ние культур разных этносов. Во влажной зо­не, считая с запада от северной Португалии и Галисии на восток до Наварры, распростра­нены два типа усадьбы: галисийский (у гали­сийцев, астурийцев и северных португаль­цев)— аналог апеннинского типа в Италии, а также баскский (см. «Баски»). В центральной полосе, считая с запада от южной Португа­лии на северо-восток к середине Пиреней­ских гор, распространен глинобитный вариант типа корте. Четыре типа усадьбы характерны для юга и востока Пиренейского полуостро­ва— от Андалусии до Каталонии. Первый — левантская баррака, тип хаты из камышовой плетенки, обмазанной глиной, с высокой кру­той, без трубы двускатной крышей, прикрыва­ющей снаружи стены едва ли не до земли. Второй — андалусский корте, несущий следы традиций римлян и отчасти арабов. Третий — андалусский террасовый, с земляными или глинобитными стенами и плоской крышей, распространен у испанцев Андалусии и Мур­сии и каталонцев Валенсии и Каталонии, в местах былого господства арабов. Четвер­тый — андалусский помещичий кортихо, в об­щих схематических чертах сходный с итальян­ским типом корте, отличается фундаменталь­ностью каменных зданий, образующих замк­нутый двор, в который ведут ворота через башню, внутри двора располагаются хозяйст­венные постройки.

Варианты народного костюма испанцев со­хранились в повседневном быту лишь в не­которых районах, и в наиболее обобщенном виде женский костюм представлен широкой сборчатой юбкой с передничком, светлой блузкой, корсажем или короткой шерстяной курткой мантон (пестрая, скрепленная на гру­ди шаль), на голове — платок или сомбреро. состав мужского костюма: кальсонес (узкие и чуть ниже колен темные штаны), камиса (бе­лая льняная рубаха), чалеко (жилет), корот­кая шерстяная куртка на пуговицах, фаха (ку­шак из яркой ткани), монтера (двурогая ша­почка «испанка») или сомбреро. Верхняя одежда: капас (темный плащ), плащеобразные накидки, пледы. На ногах носят сапатос (ко­жаная остроносая обувь) или абаркас (сыро­мятные сапоги), а в сырую погоду поверх на­девают деревянные альмадреньяс.

Каталонцы одеваются как и испанцы, кро­ме того они носят барретину (шапочка типа фригийского колпака), у галисийцев одежда более приспособлена к сырому климату, они предпочитают плотные ткани (сукно и фланель темных тонов или кожу), а в дождь надевают коросу (длинный соломенный плащ-колпак, распахивающийся спереди). Одежда порту­гальцев в отличие от испанской характеризу­ется большей яркостью — например, излюб­ленные цвета передника — красный, желтый, зеленый

Верующие испанцы, каталонцы, галисийцы, португальцы —католики. Многие освященные церковью праздники имеют дохристианское происхождение (кельтское происхождение праздника майского дерева — майос, столь же Древнее происхождение карнавала с «боем Цветов» в Мурсии, шуточные похороны сар­динки в Мадриде и других городах, ярмарки-феерии, валенсийский фальяс со сжиганием чучел великанов). Давние корни на Пиренеях имеет любовь к корриде — бою быков.

Баски. Их самоназвание — эускалдунак, «го­ворящий по-баскски». Это потомки древнего Доиндоевропейского населения, занимающие изолированное по языку положение. Живут в северной части Пиренейского полуострова по обоим склонам у стыка Кантабрийских и Пи­ренейских гор, большая часть в Испании, меньшая — во Франции. Численность басков — около 1 млн. человек. Традиционные занятия в горных районах — отгонное овцеводство, на равнине и в предгорьях — мясо-молочное жи­вотноводство, а также зерновое хозяйство, садоводство и виноградарство. С 14 в. из-за обезземеливания части крестьянства возросла роль рыболовства, высвободились рабочие руки и для морских торговых судов. Из на­родных промыслов издавна развита добыча лежащей на поверхности железной руды (сей­час— горнодобывающая и металлургическая промышленность) и кузнечество.

Характерен хуторской тип поселения в сельской местности. Поселок вокруг церкви и административного здания — относительно недавнее явление. Баскский тип жилища — это двух- или трехэтажный дом, прямоугольный в плане, под одной общей с хозяйственными постройками двускатной крышей, стоит в цент­ре усадьбы, в окружении пашни, сада и ви­ноградника. Нижний этаж — из крупного оте­санного камня, оштукатурен, верхний — рам­ной конструкции, иногда весь дом—рамной конструкции.

Баскский народный костюм носят лишь на карнавалах. Однако чисто баскский нацио­нальный головной убор — берет не только ос­тался мужским головным убором баска лю­бого возраста, но и распространился среди других народов по обе стороны Атлантики.

Испанские баски получили в 1980 г. област­ную автономию.

Мальтийцы. Это единственный семитоязыч­ный народ в Европе, населяющий два остро­ва (Мальту и Гоццо). Он сложился из многих последовательно прибывавших на остров раз­ноязыких этносов. Материальные следы пер­вых поселенцев остались от неолита в виде могильников и развалин каменных построек. Наиболее близкий к тунисскому диалекту арабского языка мальтийский все же носит следы сицилийского диалекта итальянского языка, а также английского, ибо с 1900 до 1964 г. остров был британской колонией, с 1964 г. стал суверенным государством. Маль­тийцев более 360 тыс. человек, у них самая большая в Европе плотность населения — бо­лее 1 тыс. человек на 1 кв. км.

Земледелие осуществляется на крошечных, террасных участках, веками отвоевываемых в каменистых горах под огородные (картофель, лук, чеснок, фасоль, горох, перец) и зерновые (пшеница, ячмень) культуры, а также ви­ноградники и сады. Нехватка пастбищ ограни­чивает животноводство до домашнего (ослы, мулы, свиньи, овцы, козы). Возделывают зем­лю по старинке — мотыгой. Климат и естест­венные удобрения позволяют снимать в год по 2—3 урожая некоторых культур. Мальтий­цев со средневековья прославили ремесла: выделка шелковых и хлопчатобумажных кру­жев, соломенное плетение и филигранные работы.

Дома каменные, с непременной галереей перед фасадом. В одежде преобладает чер­ный цвет.

Религия — католицизм играет очень боль­шую роль в жизни мальтийцев.

Демократическое правительство Мальты принимает меры к развитию экономики, в первую очередь портового и судоремонтного хозяйства, ликвидации пережитков в общест­венной и частной жизни.

Германская группа. 17 народов Зарубежной Европы говорят на языках или диалектах гер­манской языковой группы. Это — немцы (60 млн. в ФРГ, 17 млн. в ГДР и 2 млн. в За­падном Берлине), австрийцы (7,2 млн.), гер-маношвейцарцы (4 млн.), люксембуржцы (300 тыс.), эльзасцы (1,4 млн.), лотарингцы (200 тыс.), фламандцы (7 млн. в Бельгии и Франции), голландцы (11,6 млн.), фризы (410 тыс.), датчане (5 млн.), шведы (8 млн.), норвежцы (4 млн.), исландцы (220 тыс.), фа-рерцы (40 тыс.), англичане (44 млн.), шотланд­цы (5 млн.) и ольстерцы (1 млн).

Народы германской группы населяют зем­ли Центральной, Западной и Северной Евро­пы, включая и острова Северной Атлантики. В середине 1 тысячелетия до н. э. германцы занимали земли лишь на севере современных ФРГ и ГДР, а также Скандинавию. Во 2— 3 вв. н. э. германские племена стали проры­ваться в пределы Римской империи, а в 5 — 6 вв. заселили всю Западную Римскую импе­рию вплоть до Северной Африки. После рас­пада империи Карла Великого (843) на зем­лях между Рейном и Эльбой и Верхним Ду­наем, заселенных саксами, баварами, алемана­ми и другими племенами, стала складываться немецкая народность. На Ютландском полу­острове и близлежащих островах сформиро­вались датчане, на Скандинавском полуостро­ве — шведы и норвежцы. На побережье Се­верного моря образовалась голландская на­родность, в Нидерландах, на северо-западе ФРГ и на прилегающих к материку островах фризская, в северной Бельгии — фламандская близкая по языку к голландцам.

В 5 —6 вв. германские племена англов, саксов и ютов завоевали значительную часть Британских островов с их кельтским населе­нием, а затем Ирландия подверглась набегам данов и норвежцев, сопровождавшимся их колонизацией в Восточной Англии. В резуль­тате этих сложных процессов сформировались новые народы: англичане, шотландцы и мно­го столетий спустя ольстерцы. Романские кор­ни в английском языке возникли от воздейст­вия римлян на язык кельтов и самих норман­нов, которые ко времени завоевания Англии в 1066 г. успели почти утратить свой язык и говорили, после длительного пребывания в Нормандии, на древнефранцузском.

Северогерманцы Ютландии, Датских ост­ровов и Скандинавского полуострова в «эпо­ху викингов» (от прим. 800 до 1050 г.) захва­тили и колонизовали острова Северной Ат­лантики. При этом выходцы из Норвегии дали начало новым этносам — фарерцам и исланд­цам, язык которых очень близок древненорвежскому.

Традиционные занятия германских наро­дов — животноводство, в основном разведе­ние крупного рогатого скота, и земледелие. В горной Скандинавии, Швейцарии, Австрии, Шотландии и на юге ФРГ животноводство все­гда носило отгонно-стойловый характер (отгон скота на летние пастбища в горы при стой­ловом содержании его зимой в деревне). В Исландии, на Фарерах традиционно развито овцеводство, в Исландии, кроме того, — пище­вое коневодство. Земледелие получило боль­шее развитие у немцев и австрийцев, где зер­новые культуры дают высокие урожаи и их возделывание имеет огромное значение в хо­зяйстве. Благодаря высокой оснащенности земледелия техникой, электроэнергией и при­менению химикатов, немцы, датчане, отчасти голландцы получают ныне самые высокие в Европе урожаи пшеницы, ржи, картофеля. Другие германские народы часто занимаются земледелием как подсобным к животноводст­ву хозяйством, выращивая кормовые культуры, рыболовством из германских народов ранее всех занялись голландцы. Они же еще в раннем средневековье стали применять засолку сель­дей. Рыболовство у скандинавов, прежде все­го у норвежцев, исландцев и фарерцев, при­обрело товарный характер лишь с 19 в.

Более двух третей немцев ныне живет в городах. Традиционный тип поселения герман­цев, о котором писал еще Тацит (1 в. н. э.) и который сохранялся до нового времени на немецких землях, — большие кучевые дерев­ни с беспорядочно расположенными дворами и кривыми улицами. Лишь на востоке ГДР сохранились круговые поселения с централь­ной площадью, видимо унаследованные от ас­симилированного когда-то славянского насе­ления. На западе и юге ФРГ, отчасти у шве­дов, датчан и фарерцев встречается хутор­ской тип поселения. Почти исключительно ху­торской тип распространен у фризов, фла­мандцев, голландцев, норвежцев и исландцев.

Традиционная для немцев, фламандцев, фризов, датчан и южных шведов строитель­ная техника жилища — рамная, или каркасная, так называемый фахверх. Срубные постройки распространены в лесных районах на юге ФРГ, востоке ГДР, у норвежцев и шведов, от­части у австрийцев и германошвейцарцев. Ка­менные и кирпичные дома строили прежде лишь в городах и кое-где в деревнях на Рей­не и в Верхней Баварии. Локальные особен­ности, сохраняющиеся в материальной культу­ре немцев, особенно четко выявляются имен­но в типах жилища. В прошлом они были свя­заны с областным делением, отсюда и назва­ния традиционных типов домов и усадеб — саксонский, франконский, алеманский и др.

В северной половине ФРГ, в Дании и Гол­ландии преобладает саксонский или фризский дом-двор — большая прямоугольная каркас­ная постройка с жилыми и хозяйственными помещениями под одной крышей, крутой, ча­ще четырехскатной, соломенной, позже — че­репичной. Вся тяжесть крыши лежит не на стенах, а на внутренних столбах. Крытый двор - гумно занимает середину дома, напротив входа находится очаг с подвесным котлом.

В серединной части ФРГ и на Юге ГДР рас-пространен каркасный франконский или южнолимбургский тип. Вне собственно немецких земель он встречается в Швейцарии, Австрии, Бельгии и отчасти в Голландии. Жилой дом и хозяйственные строения порознь охватывают с трех или четырех сторон двор усадьбы. Кроме открытого очага, в жилой комнате уст­роена печь. Граница между саксонским и франконским типами усадеб совпадает с гра­ницей между нижненемецким и средненемецким диалектами.

На юго-западе ФРГ (земля Баден -Вюртемберг) распространен срубный алеманский тип усадьбы. Бревенчатые жилые и хозяйст­венные помещения составляют непрерывное здание под одной крышей и расположены или П-образно, окаймляя двор усадьбы с трех сторон, или прямоугольником, образуя внутри него замкнутый двор. Последний подвариант схематически подобен итальянскому типу усадьбы корте.

Для Верхней Баварии характерен альпий­ский тип усадьбы, распространенный также в Западной Австрии, Швейцарии, Северной Ита­лии, Северо-Западной Югославии.

Усадьбы норвежцев, а также шведов лес­ных районов состоят из срубного двух- или трехэтажного жилого дома и множества хо­зяйственных построек. Планировка усадьбы зависит от условий местности. На равнине от­дельные помещения образуют прямоугольник вокруг мощеного камнем двора. На горном склоне постройки располагались в «скотном ряду» (ниже по склону) и «чистом» (выше по склону). Наиболее архаические формы жилых и хозяйственных построек в Исландии и на Фарерах. Их строят из камня (туф, базальт), дерна, плавуна или привозного лесоматериа­ла. Щели меж валунов прокладывают дер­ном. Поверх каменных стен дома обшивают досками. Крыша двускатная, из бересты и до­сок, на стропильной обрешетке укрытых дер­ном. Художественная резьба по дереву раз­вита у норвежцев, шведов, немцев, германо-швейцарцев, австрийцев (наличники, опорные столбы жилищ и складских помещений, пред­меты утвари).

Первые сведения об одежде германцев от­носятся к началу нашей эры. Мужчины носили рубаху с вшивными рукавами или без рука­вов, состоявшую из двух полотнищ ткани, сшитых на плечах, длинные штаны, обувью (одинаковой для мужчин и женщин) служила кожаная подошва с перепонками из ремней. Нательная женская рубаха также состояла из двух полотнищ, которые скреплялись фибула­ми над плечами. Позже к этому одеянию пришивали рукава. Тогда же была известна -верхняя одежда — плащ с капюшоном.

У германских народов сложилось множест­во областных костюмов. Но в отличие от бо­лее южных народов, корсаж, кофту, юбку, фартук всегда шили из теплых, тяжелых шер­стяных тканей. Жительницы Гессена (ФРГ) и сейчас надевают несколько коротких, со сбор­ками юбок (число их прежде доходило до 20, и этим подчеркивалась зажиточность), из-под которых выступает край белой рубахи, чер­ный корсаж с рукавами до локтя и малень­кую красную шапочку. Традиционный костюм женщин Франконии выдержан в красных и коричневых цветах и состоит из юбки, пестро­го передника с зигзагообразным узором, коф­ты со стегаными рукавами, собранными сбор­ками на плечах, лифа с широким вырезом. Женский костюм германошвейцарских като­ликов кантона Аппенцель в Швейцарии — темная или красная юбка и фартук, черный корсаж с серебряными украшениями, кофта с пышными рукавами до локтя, головной убор из белых и черных кружев в виде двух больших крыльев, кружевная наплечная ко­сынка с изображением горного цветка эдельвейса. В Норвегии сохранилось до 150 ви­дов женской областной одежды, в которую женщины наряжаются на праздник.

В настоящее время народный костюм у всех германоязычных народов вытеснен обще­европейским городского типа и сохраняется лишь для особых случаев (праздники, хоры и т. п.). Тем не менее некоторые детали (вы­бор цвета, орнамента, украшений и т. д.) со­храняются, особенно в женской деревенской одежде, достаточно стойко.

Такие древнейшие виды ремесла у герман­ских народов, как вязание (в том числе сви­теров, варежек, носков, украшенных геомет­рическим и зооморфным орнаментом), ковро­делие, ткачество, изготовление кружев и вы­шивание, имеют широкое распространение и в наши дни.

Кельтская группа. Четыре народа представ­ляют эту некогда многочисленную языковую группу. На Британских островах живут ирланд­цы (3 млн. человек в Ирландской республике и 500 тыс. в Ольстере на том же острове Ир­ландия), валлийцы (700 тыс. в Уэльсе) и гэлы (90 тыс. в Шотландии и на Гебридских остро­вах), а на полуострове Бретань во Франции — бретонцы (1,1 млн. человек). Только ирланд­цы Ирландской республики имеют свое на­циональное государство. Борьба за культур­ную автономию остро стоит у бретонцев и особенно у ирландцев Ольстера, которым противостоят экстремистские организации ольстерцев — потомков смешанных англоир­ландских и англошотландских семей.

Традиционные занятия этих четырех кель-тских народов до конца позднего средневе­ковья, а у ирландцев до середины 19 в. — земледелие и животноводство. Выращивали ячмень, овес, пшеницу. Постепенно главную роль стало играть животноводство, причем у гэлов прежде всего овцеводство, затем раз­ведение крупного рогатого скота. У ирланд­цев, валлийцев и бретонцев на первом пла­не— разведение крупного рогатого скота. Земледелие у кельтов нацелено на выращи­вание фуражных культур (корнеплоды, овес).

Бретонцы в прибрежных, наиболее развитых районах занимаются также выращиванием овощей на экспорт или для консервной про­мышленности (цветная капуста, горошек, артишоки и др.). Развито также одно из их ста­рейших занятий — рыболовство (лов тунца, сардин, макрели), а после войны резко уве­личены сбор водорослей и устричный промы­сел. У кельтов сохранились старые ремесла — шерстяное и кожевенное. Ирландцы занима­ются, как И в былые времена, поделками из соломы, сена и тростника. Гэлы остаются ма­стерами гончарного ремесла — делают кувши­ны и чайные сервизы. Бретонцы производят кустарную мебель старинных моделей; бре­тонки славятся своим искусством вышиваль­щиц и кружевниц.

Традиционная пища кельтов не отличается разнообразием. У кельтов Британских остро­вов она состоит из крупяных (особенно порридж — жидкая овсяная каша), у гэлов и ирландцев рыбных и молочных блюд, пре­имущественно супов; популярен хаггиса — суп из бараньей или телячьей требухи, сваренный с овсяной мукой, с перцем и луком. Распрост­ранены солонина и сельдь. Национальные спиртные напитки — пиво (эль) и виски. Пища южных бретонцев разнообразнее, они упот­ребляют больше овощей и фруктов.

Один из старейших городов кельтов — Дублин основан англонорманнами в 12 в. Преобладают в последние полтора столетия сельские поселения хуторского типа. Археологически подтверждается, что древние кельты дома строили из камня. В средние века, как свидетельствуют археология и письменные источники, распространились дома с плетне­выми стенами, обмазанными глиной. С 18 в. встречаются дома, как каменные — в горных и прибрежных районах, так и плетневые — в равнинных, болотистых местах.

Каменные дома бретонцев, построенные из гранита, широкие, приземистые, с крутой, низко спускающейся крышей, сходны с ка­менными домами гэлов, ирландцев и валлий­цев. Своеобразие интерьера жилого дома составляли деревянные высокие с раздвижны­ми дверцами кровати-шкафы в форме откры­тых сверху ящиков.

Традиционные костюмы в ходу на фоль­клорных праздниках, их множество особенно у бретонцев (66 видов только женского кос­тюма). В костюме пожилых женщин разных районов Бретани наиболее типичен черный цвет одежды (длинная широкая юбка, чулки, вязаная кофта или шерстяная накидка) и обуви, даже деревянных сабо. У молодых брето­нок длинная широкая юбка и корсет с при­шивными рукавами (и юбка, и корсет густо покрыты вышивками), длинный белый перед­ник и белый кружевной чепец. В мужском костюме узкие короткие штаны носили в Восточной Бретани (как и в остальной рома-ноязычной Западной Европе), а в Западной Бретани—широкие штаны одного из двух ти­пов: или длинные со складками, собранными у пояса, или короткие со складками, закреп­ленными шнуром как у пояса, так и у колен. Куртка с глухим воротом и двумя рядами-пуговиц, безрукавка поверх и шляпа завер­шали наряд.

Ирландки носили длинную, до лоды­жек, очень широкую юбку красного, си­него или зеленого цвета, прилегающую в та­лии, светлую кофту с длинными узкими ру­кавами, круглым вырезом и густыми сборка­ми вокруг шеи. На кофту надевали темный корсаж. Поверх юбки надевали светлый клет­чатый или полосатый передник, на плечи — шаль с цветной каймой по краю и длинной бахромой. Плащи-накидки с капюшонами за­щищали от непогоды. Еще столетие назад у ирландцев существовал обычай одевать детей обоего пола в короткую красную юбочку на холщовом лифчике, вязаную рубашку и ко­ричневую курточку. Лишь после первого при­частия на мальчика надевали штанишки, обычно короткие.

Мужское народное платье ирландцев и гэлов еще в 14 — 15 вв. было сходным, льняная рубаха шафранного цвета доходила до колен, а у шеи и по талии собрана в гус­тые складки. Гэлы набрасывали поверх плед, который до наших дней остался характерной чертой шотландского костюма. Костюм гэлов-горцев состоял из клетчатой юбки до ко­лен — кильт, полотняной белой рубахи с от­ложным воротником, короткой куртки с отво­ротами и без воротника, вязаных чулок с клетчатой расцветкой и грубых кожаных баш­маков с большими металлическими пряжками.

Верующие бретонцы и три четверти ирла­ндцев острова Ирландия исповедуют католи­цизм. Валлийцы и гэлы, а также часть ирла­ндцев относятся к разным протестантским церквам или сектам (англикан, пресвитериан, методистов, баптистов).

Финноугорская группа. Три народа Зару­бежной Европы представляют уральскую семью языков: саамы, или лопари (50 тыс.), финны, или суоми (5 млн.), и венгры, или мадьяры (13,4 млн.).

Саамы — единственный оленеводческий на­род Зарубежной Европы. Часть из них до сих пор ведет полукочевой образ жизни со ста­дами оленей, вторая занята рыболовством на озерах и реках или прибрежным морским. Оседлые саамы в нерыболовецких поселках разводят крупный мясо-молочный скот, выра­щивают кормовые травы для него, а также картофель для собственного питания. Развиты ремесла: шитье меховой и суконной одежды, искусно декорированной мехом и цветными кусками сукна, плетение корзин, резьба по кости, вышивание, изготовление ковриков. Большая часть изделий идет для удовлетво­рения спроса коренного населения, но их по­купают также иностранные туристы и музеи.

Народный костюм — разновидность аркти­ческой одежды — распространен и поныне, особенно у оленеводов. Мужской: длинная, до колен блуза из грубошерстной ткани с разрезом у ворота, узкие суконные штаны, четырехухий колпак (у шведских) или колпак-ушанка (у норвежских саамов). Женский: глухая длинная рубаха и суконное (или ле­том— ситцевое) платье, прямое, на малень­кой кокетке. Обувь для мужчин и женщин: мягкие меховые сапоги из оленьей шкуры мехом внутрь, с загнутыми носками. Зимняя одежда — малица (меховой мешок с капю­шоном и рукавами), ее подпоясывают для сохранения тепла.

Как и у большинства верующей части народов Северной Европы, у лопарей распро­странено христианство (лютеранство). Саамы не имеют своей государственности, а права культурной автономии осуществляют через Саамские советы, совещательные органы при парламентах Норвегии, Швеции и Финляндии, а также через Общесаамский совет при меж­парламентском Северном совете этих госу­дарств

Предки финнов появились на территории нынешней Финляндии очевидно двумя волна­ми в эпоху неолита — в 3 — 2 тысячелетиях до н. э. с востока и с юга-востока, оттесняя на север протолопарское население. Продол­жительное и сильное воздействие шведской культуры обусловило существование устойчи­вой этнографической границы между западом и востоком — от города Котка через центр страны на Рахе и Оулу.

Половина финнов живет в городах. Для сельской местности характерны поселения се­лами на юго-западе, хуторами — на востоке. Срубные усадьбы состоят из многих строе­ний — жилых и хозяйственных, и принципиаль­но не отличаются по планировке от норвеж­ских или шведских.

Для традиционного женского костюма ха­рактерна туникообразная рубаха, юбка, цвет­ной лиф, передник и чепец с кружевной от­делкой, на юго-востоке — полотенчатый го­ловной убор, для мужского — штаны до ко­лен, кафтан, орнаментированные шерстяные чулки, постолы, или лапти.

Несмотря на суровые, приполярные и полярные условия, сельское хозяйство (живот-
новодство и земледелие, до позднего средневековья — подсечное) — исконное занятие
финнов. Но зерновые (овес, рожь, ячмень) никогда не обеспечивали потребностей населения, поэтому главным было разведение крупного мясо-молочного скота. Для него же выращиваются на двух третях пашни кормовые культуры. Рыболовство, как озерно речное, так и морское прибрежное, всегда было важным подспорьем. Издавна развитые лесные промыслы теперь превратились в мощную отрасль хозяйства.

Верующие финны по-преимуществу люте­ране.

Предки венгров жили в южном Приуралье. Теснимые гуннами и аварами, они в середине 1 тысячелетия н. э. оказались в Причерно­морье, а к концу 110 в. дошли до современ­ной Венгрии. По языку они родственны жи­вущим ныне на нижней Оби в СССР народам ханты и манси.

Хотя венгры прибыли в среднее Подунавье скотоводами, здесь на плодородных землях они стали также и земледельцами. возможно научившись этой отрасли хозяйства у славян. Во всяком случае земледельческая терминология у венгров — славянская.

Главные культуры — зерновые, особенно пшеница. Хорошо развито виноградарство и виноделие, речное рыболовство и многопла­новое животноводство (разведение крупного рогатого скота, овец, свиней, лошадей). Очень развито традиционное кустарное про­изводство: скорняжное, суконное, войлочное, гончарное, ткаческое, сапожное.

Пища венгров разнообразна: мучная (лап­ша, клецки), овощная (изделия из капусты, бобовых, лука, чеснока, помидоров и др.), мясо (особенно свинина) с острыми припра­вами, фрукты. Пьют виноградное вино.

Более половины венгров — сельские жите­ли. В сельской местности преобладают либо хутора — к западу от Дуная, на восток — гро­мадные деревни правильной планировки, в пуште (степях). Строительный материал жи­лищ и хозяйственных построек — глина и тростник. Усадьбы огорожены забором, плет­нем или естественной зеленой изгородью и бывают двух типов: в одном хозяйственные помещения пристраиваются частично или все под одну крышу с жильем; в другом — все помещения выстроены отдельно. Жилой дом — одноэтажный, внутри — трехраздельный (кухня, комната, кладовая).

Мужской костюм: узкие суконные брюки (на востоке) или очень широкие холщовые (на западе), короткая холщовая рубаха, обычно с широкими рукавами, короткий жи­лет, отделанный тесьмой и шнуровкой, высо­кие черные сапоги, соломенная или войлоч­ная шляпа. Женский костюм: очень широкая юбка в сборку или плиссированная, надевае­мая поверх нижних юбок, пруслик (яркая безрукавка, прилегающая в талии и украшен­ная шнуровкой, металлическими петлями и вышивкой), фартук, чепец или платок, высо­кие сапоги из цветной кожи или папучи (туф­ли из бархата и кожи, украшенные яркой вышивкой, без задника). Девушки повя­зывают голову широкой пестрой лентой с бантом.

Две трети верующих венгров — католики, около трети — протестанты (реформаты).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 819; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.035 сек.