Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Эффективность групповой деятельности




Группы и их классификация

Социальная психология группы

Человек растет и развивается в социальной среде. В обществе люди объединяются в группы по интересам, профессиям, религиозным взглядам, национальной принадлежности и другим признакам.

Группа - ограниченная в размерах общность людей, выделяемая из социального целого на основе определенных признаков (характера выполняемой деятельности, социальной принадлежности, композиции, уровня развития).

Классификации групп:

1. По размеру: большие и малые.

2. По общественному статусу: формальные и неформальные.

3. По непосредственности взаимосвязей: реальные (контактные) и условные.

4. По уровню развития: низкого уровня развития (ассоциации, корпорации, диффузные группы) и высокого уровня развития (коллективы).

5. По значимости: референтные и группы членства.

Условная группа - объединенная по определенному признаку (характеру деятельности, полу, возрасту, уровню образования, национальности) общность людей, являющаяся объектом изучения социальной психологии и включающая субъектов, которые не имеют прямых или косвенных объективных взаимоотношений друг с другом.

Реальная группа - ограниченная в размерах общность людей, существующая в общем пространстве и времени и объединенная реальными отношениями (например, студенческая группа).

Формальная (официальная) группа - реальная или условная социальная общность, имеющая юридически фиксированный статус, члены которой в условиях общественного разделения труда объединены социально заданной деятельностью, организующей их труд. Такие группы всегда имеют определенную нормативно закрепленную структуру, назначенное или избранное руководство, нормативно закрепленные права и обязанности ее членов.

Неформальная (неофициальная) группа - реальная социальная общность, не имеющая юридически фиксированного статуса, добровольно объединенная на основе интересов, дружбы и симпатии либо на основе прагматической пользы.

Большая группа - реальная, значительная по размерам и сложно организованная общность людей, вовлеченных в ту или иную общественную деятельность (например, коллектив академии). В таких группах вырабатываются нормы поведения, общественные и культурные ценности и традиции, общественное мнение и массовые движения, которые через посредство малых групп доводятся до сознания каждого.

Малые группы - относительно небольшое число непосредственно контактирующих людей, объединенных общими целями или задачами. Структура малой группы: лидер или авторитетный руководитель, вокруг которого объединены остальные члены группы. Экспериментально изучаются в социальной психологии структура малой группы, состав, сплоченность, стиль руководства, межличностные отношения, социальная перцепция, коммуникативные связи, процессы, в них происходящие.

Внешнеорганизованные группы - структура регламентирована извне, форма деятельности определяется как внешней, так и внутренней организацией данной группы, цели деятельности - общие.

Внутриорганизованные группы - структура внутренняя (например, корпорации - форма деятельности совместная, цели личные через групповые; коллектив- форма деятельности совместная, цели деятельности общие, вынесены за пределы группы).

Общение в учебном заведении, в организации зависит от стиля руководства, профессионального мастерства сотрудников, от психологической атмосферы в коллективе.

Организация – дифференцированное и взаимно упорядоченное объединение индивидов и групп, действующих на основе общих целей, интересов и программ. Главная задача управления организацией состоит в том, чтобы объединить интересы всех членов коллектива, направить их на реализацию профессиональных, деловых целей.

Различают формальную организацию, имеющую административно-юридический статус, сотрудники включены в функциональныесвязи и нормы поведения, и неформальную организацию – общность людей, объединенных личными интересами, непосредственными внедолжностными контактами (например, панки, рокеры).

Степень совпадения или расхождение интересов сотрудников с их должностными функциями, со структурой и программой организации влияет на эффективность ее деятельности.

Отечественные психологи (Л.И. Уманский, А.С. Чернышев, А.Н. Лутошкин) выделили четыре этапа формирования группы:

1) диффузная группа (« песчаная россыпь»). В этой группе отсутствует психологическое единство по главным направлениям деятельности. Как правило, это разобщенная общность, состоящая из изолированных (иногда конкурирующих) группировок. Многие вопросы организации решаются импульсивно, самоуправление развито слабо. Управлять такими группами трудно;

2) группа – ассоциация («мягкая глина»). В этой группе наблюдаются первые шаги по сплочению коллектива. Актив в таких группах недостаточно действенен. Скрепляющим звеном является формальная дисциплина и требования руководителя. Существуют замкнутые приятельские группировки;

3) группа – кооперация («мерцающий маяк»).Это достаточно организованная и сплоченная группа, но активность проявляется, прежде всего, в собственных интересах, проявляется групповой эгоизм, противопоставление себя другим;

4) коллектив («горящий факел»). Группа психологически сплочена. Это сплоченность базируется на социально-ценных мотивах и целях. Психологическое единство вырабатывается в ходе активного обсуждения важных вопросов деятельности группы, в обсуждение принимают участие все. В общении между членами коллектива наблюдается уважительное отношение друг к другу. Группа высоко принципиальна, моральна и нравственно чиста. Каждый сотрудник чувствует себя легко и свободно. По мнению А.С. Макаренко, коллектив – свободная группа людей, объединенных единой целью, социальной полезной деятельностью, организованная и самоуправляемая.

Основные характеристики коллектива:

1) направленность – содержание целей, интересов и моральных ценностей группы, вокруг которых объединяется большинство его членов (взаимопомощь, взаимовыручка);

2) организованность – способность группы к самоуправлению, умение самостоятельно создавать организацию в трудных или непредвиденных ситуациях, выдвигать лидеров и умение им подчиняться;

3) интеллектуальная коммуникативность – способность группы быстро и легко находить общий язык, приходить к общему мнению, устанавливать сходства суждений;

4) психологический климат – преобладание того или иного психологического настроя (мажорный, приподнятый и др.); степень психологической защищенности каждого члена коллектива;

5) эмоциональное единство – совместное эмоциональное сопереживание успехов и неудач.

А.В. Петровский создал концепцию развития коллектива. Она представляет группу, состоящую из четырех страт (слоев). Каждый из них характеризуется определенным принципом, по которому строятся отношения между членами группы. В первом слое (А) реализуются, прежде всего, непосредственные контакты между людьми, основанные на эмоциональной приемлемости или неприемлемости; во втором слое (Б) эти отношения опосредуются характером совместной деятельности; в третьем слое (В), названном ядром группы, развиваются отношения, основанные на принятии всеми членами группы единых целей групповой деятельности. Этот слой соответствует высшему уровню развития группы и, следовательно, его наличие позволяет констатировать, что перед нами коллектив. Страта (Г) содержит социально-политические и общественно-экономические характеристики групповой деятельности.

Групповая сплоченность - один из процессов групповой динамики, характеризующий степень приверженности к группе ее членов. В качестве конкретных показателей групповой сплоченности, как правило, рассматриваются: 1) уровень взаимной симпатии в межличностных отношениях - чем большее количество членов группы нравятся друг другу, тем выше ее сплоченность; 2) степень привлекательности (полезности группы для ее членов) - чем больше число тех людей, кто удовлетворен своим пребыванием в группе, т.е. тех, для кого субъективная ценность приобретаемых благодаря группе преимуществ превосходит значимость затрачиваемых усилий, тем выше сила ее притяжения, а, следовательно, и сплоченность.

Групповая динамика - совокупность внутригрупповых социально-психологических процессов и явлений, характеризующих весь цикл жизнедеятельности малой группы и его этапы: образование, функционирование, развитие, стагнацию, регресс, распад.

Тенденции групповой активности - интеграция (упрочение психологического единства членов группы, стабилизация и упорядочение межличностных отношений) и дифференциация (специализация и иерархизация деловых и эмоциональных взаимосвязей членов группы).

Задача каждого руководителя – создать дружный, сплоченный коллектив. Прежде всего, руководитель должен быть лидером и примером, который способен решить проблемы группы, стимулировать ее развитие, определять основные направления профессиональной деятельности, «какой дирижер, такой и оркестр».

Для создания коллектива нужно начинать с постановки ясных целей, задач, которые являются сильным объединяющим «звеном» группы. С начала развития цели должны соответствовать возможностям организации, то есть, чтобы сотрудники могли их выполнить и добиться успеха. Успех, как известно, порождает доверие, согласие и взаимопонимание в группе.

Важен совместный поиск решения проблемных ситуаций, поэтому руководитель должен важные вопросы обсуждать с коллективом. Необходимо развивать самоуправление, демократические отношения. Важнейшая цель руководителя – создание благоприятного социально-психологического климата коллектива.

Психологический климат – преобладающий психический настрой, совокупность отношений членов группы к условиям и характеру совместной деятельности, к коллегам, к руководителю.

По мнению Л.Д. Столяренко, существует четыре основных подхода к формированию команды: целеполагающий (основанный на целях), межличностный, ролевой и проблемно-ориентированный. Целеполагающий подход позволяет членам группы лучше ориентироваться в процессах выбора групповых целей. Цели могут быть стратегическими или оперативными. Межличностный подход направлен на улучшение межличностных отношений в группе, основан на увеличении группового доверия, совместной поддержки, улучшения взаимопонимания. Ролевой подход предполагает обсуждение и изменение социальных ролей в группе. Проблемно-ориентированный подход – через решение проблем, с привлечением эксперта, психолога – консультанта для последовательного решения командных проблем, развития межличностных отношений, групповые навыки и умения.

Руководитель должен стимулировать творчество, инновационные и рационализаторские предложения. При этом он может использовать моральные и материальные стимулы. Целесообразно регулярно за выполненную работу поощрять (или порицать), награждать своих сотрудников.

Важно сформировать в группе традиции и обычаи, например, традиция посвящения в коллектив, празднования юбилеев, знаменательных событий и др. Вовлечение членов коллектива в разнообразные виды совместной деятельности (труд, учебу, отдых, спорт, путешествия и т.п.) способствует сплочению группы.

Для эффективной деятельности организации, учреждения необходим коллектив единомышленников, поддерживающих друг друга. Им должен руководить лидер, человек, который пользуется всеобщим уважением и авторитетом.

Проблема руководстваилидерства начала активно изучаться в 20 веке отечественными и зарубежными учеными: Р. Бейлсом, К. Левином, Б.Д. Парыгиным, Л. Первиным, Л.И. Уманским, Ф. Фидлером, Е. Хартли, А.С. Чернышевым и др.

Отечественные ученые считают, что лидер формируется в процессе совместной деятельности и общении (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев).

Р. Бейлс разработал теорию лидерских ролей, согласно которой рассматривает роль «профессионала» – лидера, ориентированного на решение деловых проблем, и «социально-эмоционального специалиста», решающего проблемы человеческих отношений. К. Левин проводил исследования групповой динамики, лидерства, конфликтов и выделил три стиля руководства группой (авторитарный, демократический, либеральный).

В учреждении, организации часто руководитель и лидер – разные люди.

Руководитель – человек, на которого официально возложены функции управления коллективом и организации его деятельности. Он несет юридическую ответственность за функционирование группы перед вышестоящей инстанцией и располагает строго определенными возможностями санкционирования – наказания и поощрения подчиненных в целях воздействия на их производственную (научную, творческую и др.) активность.

Лидер (англ. leader – ведущий) – член группы, за которой она признает право принимать ответственные решения в значимых для нее ситуациях; наиболее авторитетная личность, играющая центральную роль в организации совместной деятельности и регулирования взаимоотношений в группе.

Лидер может быть одновременно и официальным руководителем группы, но это происходит не всегда. В отличие от руководителя, которого назначают или избирают, лидер, как правило, выбирается людьми.

Руководство, по мнению А.А. Урбанович: 1) процесс правового и психологического воздействия, осуществляемого руководителем на основе власти, данной ему вышестоящей организацией; 2) целенаправленное воздействие на людей, общности, которое приводит к их активному поведению и деятельности, в соответствии с намерением руководителя.

Лидерство – процесс психологического влияния одного человека на другого, группу людей, при их совместной деятельности, который осуществляется на основе восприятия, подражания, внушения, понимания друг друга. Лидерство основано на принципах свободного, равноправного общения, взаимопонимания и добровольности подчинения.

Ч. Магерисон (Австралия) и Э. Какабадзе (Великобритания) провели исследование и выявили ключевые качества перспективных руководителей:

– умение работать с людьми и делегировать своим подчиненным ряд своих полномочий,

– готовность рисковать и брать ответственность на себя,

– высокая жизненная и управленческая активность,

– умение менять стиль и способы управления,

– приобретение управленческого опыта до 35 лет.

– семейная поддержка.

Р.Л. Кричевский провел исследование и выделил следующие качества успешных руководителей:

– высокий профессионализм,

– высокий уровень интеллекта,

– ответственность, целеустремленность,

– уверенность в себе,

– умение влиять на подчиненных,

– самостоятельность,

– способность к творчеству,

– эмоциональная устойчивость и стрессоустойчивость,

– коммуникабельность, общительность.

Л.Д. Столяренко и А. Урбанович приводят следующие качества успешных руководителей:

1) высокий уровень интеллекта,

2) инициативность и высокая деловая активность,

3) уверенность в себе,

4) коммуникативность, общительность

5) «фактор геликоптера» (способность подниматься над частностями и воспринимать ситуацию в более широком контексте).

Немецкий психологК. Левин выделил три основных стиля управления:

1) авторитарный стиль,

2) демократический стиль,

3) либеральный стиль (попустительский).

Стиль управления – устойчивая система способов, методов и форм воздействия руководителя на подчиненных, создающая своеобразный почерк управленческого поведения.

По мнению К. Левина наилучший стиль управления – демократический. Этот стиль создает наиболее благоприятную атмосферу и способствует более активному включению членов группы в совместную деятельность, группа стремится к творчеству, складываются наиболее благоприятные взаимоотношения руководителя и группы. Решения принимаются руководителем совместно с подчиненными. Сотрудником предоставляется определенная свобода и демократия.

При авторитарном стиле руководства группа выполняет больший объем работы, чем при демократическом стиле, но имеет более низкую мотивацию, активность. В группе наблюдается: недоброжелательность, агрессивность, как по отношению к руководителю, так и по отношению к сотрудникам. Выявлены признаки большой подавленности и тревоги. Решение руководитель принимает единолично. По отношению к подчиненным действует властно, жестко регламентирует обязанности сотрудников. Руководитель сосредотачивает в своих руках все основные функции управления.

При либеральном (попустительском) стиле руководства объем работы был выявлен - низкий, качество продукции снижалось, Решения навязываются подчиненными руководителю. Он практически устраняется от активного управления группой, предоставляет участникам полную свободу. Профессиональная деятельность осуществляется хаотично, беспорядочно.

Таким образом, наилучший вариант – это демократический стиль управления, но рекомендуется сочетать три стиля, в различных ситуациях. Например, если на предприятии аварийная, чрезвычайная ситуация, то необходимо использовать авторитарный стиль руководства.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Что такое группа?

2. Какие виды групп вам известны?

3. Что такое коллектив?

4. Как можно создать дружный, сплоченный коллектив?

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 1019; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.