КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Функции конфликта
4.4.2. Основные стадии управления конфликтом: 1) обнаружение конфликта осуществляется спомощью прогнозирования конфликтной ситуации, исходя из складывающихся противоречий и тенденций; посредством фиксации реальных признаков конфликта; 2) анализ конфликтной ситуации: установление и изучение предмета конфликта, анализ сущности и источников возникновения конфликтной ситуации, установление его участников и предъявляемых ими претензий. Прогнозирование развития и последствий конфликта; 3) предотвращение углубления конфронтации сторон: устранение или ослабление противоречий, вызвавших конфликт, проведение переговоров с участниками конфликта для нахождения компромисса или временного прекращения действий, усугубляющих конфликт, обращение авторитетных органов и лиц к конфликтующим сторонам с предложением устранить конфликтную ситуацию, 4) ослабление конфликта: проведение разъяснений, аргументов для смягчения и устранения взаимных претензий, воздействие на участников конфликта и убеждение их в невыгодности продолжения конфликтной ситуации, привлечение независимых экспертов для убеждения противоборствующих сторон, предупреждение агрессивной стороны о том, что она будет привлечена к ответственности за возбуждение конфликта, 5) подавление вредного, деструктивного конфликта: разоблачение деструктивных действий инициаторов конфликта, выведение из конфликтной ситуации посторонних лиц, нахождение взаимоприемлемого компромисса, заключение соглашения между участниками, привлечение к ответственности виновников конфликта. Основной способ урегулированияконфликтной ситуации – прямые переговоры между противоборствующими сторонами. Эффективное средство примирения – переговоры с привлечением авторитетных посредников, на основе соблюдения принципов равноправия, справедливости, взаимного уважения интересов и прав участников конфликта. В.Н. Лавриненко рекомендует следующие правила поведения в условиях конфликта: 1) в деловом общении необходимо избегать оценок и суждений, ущемляющих достоинство собеседника, иронических замечаний, высказываний с чувством превосходства или пренебрежения. Соблюдение этики делового общения – важное условие профилактики конфликтов в организации; 2) старайтесь вести обсуждение не по поводу занимаемых сторонами позиций, а по существу проблемы, основываясь на объективных критериях, 3) если вы и ваш собеседник разражены и агрессивны, то необходимо успокоиться, «выпустить пар»; 4) ориентируйтесь на положительное, лучшее в человеке; 5) не преувеличивайте свои заслуги и не демонстрируйте знаки превосходства. Не обвиняйте и не приписывайте только партнеру ответственность за возникшую ситуацию; 6) предложите собеседнику встать на ваше место и спросите: «Если бы вы были на моем месте, то чтобы вы сделали?»; 7) независимо от результатов разрешения противоречий старайтесь не разрушить деловые отношения. Методы снятия психологического напряжения в условиях конфликта: · Социально-психологический тренинг – вид тренинга, ориентированного на использование активных методов групповой психологической работы с целью развития компетентности в общении. Базовыми методами этого тренинга являются групповая дискуссия и ролевая игра в различных модификациях. · Аутогенная тренировка – психотерапевтический метод, предполагающий обучение человека мышечной релаксации, самовнушению, развитию концентрации внимания и силы представления, умению контролировать непроизвольную умственную активность. · Релаксация (лат. relaxatio – уменьшение напряжения, расслабление) – состояние покоя, расслабленности, возникающее у человека вследствие снятия напряжения, после систематической тренировки по произвольному расслабления различных групп мышц. Суть релаксации – в чередующихся периодах максимального сокращения и быстро следующего за ним расслабления определенного участка тела. · Самоанализ конфликтного поведения. · Индивидуально-психологическое консультирование - вид психологической помощи, при котором с помощью специально организованного общения у обратившегося человека (клиента) создаются условия для анализа ситуации и разработки различных стратегий поведения выхода из проблемной ситуации. · Помощь психолога. Таким образом, используя психологические методы и рекомендации, можно эффективно заниматься профилактикой конфликтов в организации.
Вопросы и задания для самоконтроля:
1. Что такое конфликт? 2. Какие стратегии конфликтной ситуации вам известны? 3. Как можно организовать профилактику конфликтов в коллективе?
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: 1. Абрамова Г.С. Практическая психология. - М.: Изд-во «Академия», 1997. 2. Айзенк Г., Айзенк М. Исследование человеческой психики: Пер. с англ. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2001. 3. Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений. – М.: Аспект Пресс, 2004. 4. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. - М., 1991. 5. Агеев В.С. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы. - М., 1990. 6. Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания. - М., 1996. 7. Анцупов А.Я., Шитилов А.И. Конфликтология. – М.: ЮНИТИ, 1999. 8. Асмолов А.Г. Психология личности: Учебник. - М., 1990. 9. Батаршев А.В. Психодиагностика способности к общению. - М., 2001. 10. Бодалев А.А. Личность и общение. - М., 1995. 11. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психологической диагностике. - Киев, 1989. 12. Воробьев А.Н., Сенин И.Г., Чирков В.И. Опросник профессиональных предпочтений. Руководство. – Ярославль, НПЦ «Психодиагностика», 1993. 13. Выготский Л.С. Воображение и творчество. - М., 1987. 14. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. - М., 1986. 15. Годфруа Ж.П. Что такое психология. В 2 т. - М., 1992. 16. Гуревич П.С. Психология: учебник. – М.: ЮНИТИ, 2005. – 320 с. 17. Донцов А.И. Психология коллектива. - М., 1984. 18. Ждан А.Н. История психологии как наука //Весник Моск. ун-та. Сер. 14, Психология. - 1996. № 3. - С. 7-14. 19. Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология. - СПб.: Питер, 2001. 20. Карнеги Д. Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей. – М.: Центр «Русская тройка», «Комета», 1990. 21. Ковалев А.Г., Мясищев В.Н. Темперамент и характер. Психология индивидуальных различий. - М.,1982. 22. Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах. - Минск, 1976. 23. Кон И.С. В поисках себя. - М., 1984. 24. Крысько В.Г. Общая психология в схемах и комментариях. [Текст]: учеб. пособие / В.Г. Крысько. – СПб.: Питер, 2009. – 256 с. 25. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. [Текст]: учеб. пособие / А.Н. Леонтьев. – М.: Академия: Смысл, 2004. – 352 с. 26. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии [Текст]: учебное пособие / А.Н. Леонтьев; под ред. Д.А. Леонтьева, Е.Е. Соколовой. – 4-е изд., стер. М.: Академия: Смысл, 2007. – 511 с. 27. Макаренко А.С. Общие вопросы теории педагогики. Воспитание в советской школе. – М,, 1958. – Т.5, -С. 9-10. 28. Немов Р.С. Психология: в 3 кн. Кн.1: Общие основы психологии. – 2006.- 687 с. 29. Нуркова В.В. Психология [Текст]: учебник / В.В. Нуркова, Н.Б. Березанская. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2011. – 575 с. 30. Островский Э. В., Чернышева Л.И. Психология и педагогика: Учебное пособие для студентов вузов / Э. В. Островский, Л. И. Чернышева. - М.: Вузовский учебник, 2008. 31. Овчинников Б.В., Павлов К.В., Владимирова И.М. Ваш психологический тип. – СПб.: «Андреев и сыновья», 1994. 32. Парыгин Б.Д. Основы социально-психологической теории. – М., 1971. 33. Психологические основы педагогической практики студентов /Под. ред. А.С.Чернышева, -М.: Педагогическое общество России, 2000. 34. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. История и теория психологии. В 2-х томах. - Ростов-на-Дону, 1996. 35. Психология. Словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – М.: Политиздат, 1990. 36. Пиз А. Язык телодвижений, Нижний Новгород: «Ай Кью», 1992. 37. Реан А.А., Н.В. Бордовская, С.И. Розум. Психология и педагогика. – СПб.: Питер, 2002. 38. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2-х Т. - М.,1989. 39. Сарычев С.В., Логвинов И.Н. История психологии в таблицах и схемах. –Ростов н/Д: Феникс, 2010. 40. Современная философия: словарь и хрестоматия / Под ред. В.П. Кохановского. – Ростов –на -Дону: Феникс, 1995 41. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека: Учебное пособие для вузов. - М.,1995. 42. Столяренко А.М. Психология и педагогика [Текст]: учебное пособие / А.М. Столяренко. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юнита, 2007. – 527 с. 43. Утлик Э.П. Психология личности [Текст]: учебное пособие / Э.П. Утлик. – М.: Академия, 2008. – 320 с. 44. Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. – М.: Просвещение, 1991. 45. Фризен У., Экман П. Узнай лжеца по выражению лица. – СПб.: Питер, 2010. 46. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности (Основные положения, исследования и применение). - СПб., 1997. 47. Чернышев А.С., Лунев Ю.А. Мотивация включенности молодежи в развивающие социальные среды и их организацию // Социально-психологические аспекты оптимизации жизнедеятельности молодежных групп в изменяющихся социально-экономических условиях. – Курск, 2000. 48. Шадриков В.Д. К проблеме духовных способностей //Междунар. психологический журнал «Магистр». - 1996. - № 5. - С.1-16. 49. Шиповская Л.П. Человек и его потребности [Текст]:учеб. пособие / Л.П. Шиповская. – М.: Альфа – М, 2011. – 432 с. 50. Экман П. Психология лжи. Обмани меня, если можешь. – СПб.: Питер, 2010. 51. Юнг К.Г. Психологические типы. - М., 1996. 52. Ярошевский М.Г. История психологии. - М., 1985.
ПРИЛОЖЕНИЯ Приложение 1. Темы рефератов: 1. Научное и житейское понимание психологических явлений. 2. Наблюдение как метод психологических исследований. 3. Основные научные направления в мировой психологии. 4. Мозг и психика. 5. Основы классификации психических явлений. 6. Мотивационно-потребностная сфера психики человека. 7. Эмоционально-волевая сфера психики человека. 8. Сущность сознания и его взаимоотношения с бессознательным. 9. Психологические основы восприятия. 10. Внимание и его психологические характеристики. 11. Психологические закономерности памяти. 12. Особенности мышления как психического процесса. 13. Формирование понятий. 14. Особенности творческого мышления и его развитие в процессе учебной деятельности. 15. Язык и мышление. 16. Понятие об интеллекте и современные модели интеллекта. 17. Понятие о субъекте и его психической организации. 18. Личность человека и проблемы ее формирования. 19. Личность и индивидуальность человека. 20. Приемы психической саморегуляции. 21. Волевая регуляция поведения человека. 22. Темперамент и его влияние на профессиональную деятельность. 23. Характер и проблемы его воспитания. 24. Способности и проблемы их развития. 25. Психологические особенности студенческого возраста. 26. Структура деятельности специалиста, функции, основные задачи. 27. Психологический портрет человека в межличностных отношениях. 28. Сущность, причины и функции конфликта. 29. Проблемы профессионального становления. 30. Свобода воли и личная ответственность. 31. Ценности и цели образования. 32. Основные модели образования. 33. Развитие умений и навыков учебной деятельности. 34. Семья как социокультурная среда воспитания и развития личности. 35. Основы организации умственного труда, режима труда и отдыха. 36. Образовательная система России и перспективы её развития. 37. Мировая образовательная система и Болонский процесс. Приложение 2. Вопросы для проведения текущего контроля и самостоятельной работы студентов.
1. Объект и предмет психологии. 2. Методы научных исследований в психологии. 3. Основные направления в западной и отечественной психологии. 4. Понятие о психике. Основные функции психики. 5. Структура психики. 6. Классификация психических явлений и процессов. 7. Соотношение природных и социальных факторов в становлении психики человека. 8. Структура сознания. 9. Роль сознания и бессознательного в регуляции поведения. 10. Мотивация и психическая регуляция поведения и деятельности. 11. Понятия индивид, субъект, личность, индивидуальность. 12. Познавательные процессы. 13. Ощущения и их классификация. 14. Психологические механизмы воображения. 15. Психологические особенности восприятия. 16. Память и представления. 17. Виды внимания. 18. Воля как форма активности. 19. Формы мышления и их характеристика. 20. Мышление и интеллект. 21. Взаимосвязь мышления и речи. 22. Типы темперамента и их характеристика. 23. Характер и проблема его воспитания. 24. Способности и задатки. Виды способностей. 25. Ценности и цели образования. 26. Основные принципы закона РФ «Об образовании». 27. Самовоспитание личности. 28. Традиции и инновации в образовании. 29. Педагогические модели образования. 30. Современные стратегии и модели образования. 31. Современные формы организации учебной деятельности.
Приложение 3.
Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 415; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |