КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Методика 6. Изучение психологической атмосферы в группе
Инструкция: «На основе приведенных противоположных по смыслу пар слов постарайтесь описать психологическую атмосферу в вашей группе. Чем ближе к правому или левому слову в каждой паре вы поставите знак «х» (зачеркнув соответствующую цифру), тем больше выражен этот признак в вашей группе».
1. Дружелюбие 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Враждебность 2. Согласие 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Несогласие 3. Удовлетворенность 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Неудовлетворенность 4. Увлеченность 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Равнодушие 5. Продуктивность 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Непродуктивность 6. Теплота 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Холодность 7. Сотрудничество 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Отсутствие сотрудничества 8. Взаимная поддержка 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Недоброжелательность 9. Занимательность 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Скука 10. Успешность 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Неуспешность
Ответ по каждому пункту шкалы оценивается слева направо от 1 до 9 баллов. Чем левее расположен знак «х», тем ниже балл, тем лучше психологическая атмосфера в группе. Итоговый показатель может быть от 10 (наиболее положительная оценка) до 90 (самая неблагоприятная оценка) баллов. Чем выше суммарный балл, тем хуже атмосфера в группе.
Методика 7. Оценка способов реагирования в конфликте (К. Н.Томас) Методика позволяет определить основные способы реагирования в конфликтных ситуациях. Инструкция: «Прочитайте, пожалуйста, вопросы, по каждому пункту вам нужно выбрать только один, предпочтительный для вас вариант ответа «а» или «б»». а) Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса; б) чем обсуждать то, в чем мы расходимся, я стараюсь обратить внимание на то, в чем мы оба согласны. 2. а) Я стараюсь найти компромиссное решение; б) я пытаюсь уладить дело с учетом интересов другого человека и моих собственных. 3. а) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего; б) иногда жертвую своими собственными интересами ради интересов другого человека. 4. а) Я стараюсь найти компромиссное решение; б) я стараюсь не задеть чувства другого человека. 5. а) Улаживая конфликтную ситуацию, я все время пытаюсь найти поддержку у других; б) я стараюсь делать все, чтобы избежать бесполезной напряженности. 6. а) Я пытаюсь избежать неприятностей для себя; б) я стараюсь добиться своего. 7. а) Я стараюсь отложить решение спорного вопроса, с тем, чтобы со временем решить его окончательно; б) я считаю возможным в чем-то уступить, чтобы добиться более важных целей. 8.а) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего; б) я первым делом стараюсь определить суть вопроса. 9. а) Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникших разногласий; б) я предпринимаю усилия, чтобы добиться своего. 10. а) Я твердо стремлюсь добиться своего; б) я пытаюсь найти компромиссное решение. 11. а) Первым делом я стремлюсь ясно определить то, в чем состоит суть спора; б) я стараюсь успокоить других и главным образом сохранить наши отношения. 12. а) Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры; б) я даю окружающим возможность в чем-то остаться при своем мнении, если они также идут навстречу. 13. а) Я предлагаю промежуточную позицию; б) я настаиваю, чтобы все было сделано по-моему. 14. а) Я сообщаю другим свою точку зрения и спрашиваю об их взглядах; б) я пытаюсь доказать другим логику и преимущество моих взглядов. 15 а) Я старюсь успокоить других и сохранить наши отношения; б) я стараюсь сделать все необходимое, чтобы избежать напряжения. 16. а) Я стараюсь не задеть чувств окружающих; б) я обычно пытаюсь убедить окружающих в преимуществах моей позиции. 17. а) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего; б) я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности. 18. а) Если это сделает окружающих счастливыми, я дам им возможность настоять на своем; б) я дам партнеру возможность остаться при своем мнении, если он идет мне навстречу. 19. а) Первым делом я стремлюсь ясно определить то, в чем состоит суть спора; б) я стараюсь отложить спорные вопросы, с тем, чтобы со временем решить их окончательно. 20. а) Я пытаюсь немедленно преодолеть наши разногласия; б) я стараюсь найти наилучшее сочетание выгод и потерь для нас обоих. 21. а) Ведя переговоры, стараюсь быть внимательным к партнеру; б) я всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблемы. 22. а) Я пытаюсь найти позицию, которая устаивает и меня, и партнера; б) я отстаиваю свою позицию. 23. а) Как правило, я стараюсь, чтобы все остались довольны; б) иногда представляю другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса. 24. а) Если позиция другого человека кажется ему очень важной, я стараюсь идти ему навстречу; б) я стараюсь уговорить другого человека пойти на компромисс. 25. а) Я пытаюсь убедить другого человека в своей правоте; б) ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к аргументам другого. 26. а) Я обычно предлагаю среднюю позицию; б) я почти всегда стремлюсь удовлетворить интересы каждого из нас. 27. а) Зачастую стремлюсь избежать споров; б) если я знаю, что это доставит большую радость другому человеку или в данной ситуации ему необходимо выглядеть лидером, я дам ему возможность настоять на своем. 28. а) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего; б) улаживая ситуацию, я обычно стремлюсь найти поддержку у другого человека. 29. а) Я предлагаю среднюю позицию; б) думаю, что не всегда стоит волноваться из-за возникающих разногласий. 30. а) Я стараюсь не задеть чувств другого человека; б) я всегда занимаю такую позицию в споре, чтобы мы совместно могли добиться успеха. Обработка результатов:
По каждому из пяти разделов опросника подсчитайте количество ваших ответов, совпадающих с ключом: Соперничество: 3а, 6б, 8а, 9б, 10 а, 13б, 14б, 17 а, 22б, 25а, 28 а. Сотрудничество: 2б, 5а, 8б, 11а, 14а, 19 а, 20 а, 21 б, 23а, 26б, 28б, 30б. Компромисс: 2а, 4а, 7б, 10Б, 12Б, 13а, 18 б, 20Б, 22а, 24Б, 26Б, 29 а. Избегание: 1а, 5б, 7а, 9а, 12а, 15б, 17б, 19б, 21а, 23б, 27а, 29б. Приспособление: 1б,3б, 4б, 6а, 11б, 15а, 16а, 18а, 24а, 25б, 27б, 30а. Полученные количественные оценки сравниваются между собой для выявления наиболее предпочитаемой формы социального поведения в ситуации конфликта, тенденций его взаимоотношений в сложных условиях.
Словарь важнейших терминов и понятий Абулия -нарушение психической регуляции действий. Проявляется в отсутствии побуждений к деятельности. Ее следует отличать от безволия как черты характера, вызванной неправильным воспитанием. Агнозия - нарушение различных видов восприятия, возникающие при определенных поражениях мозга. Аграфия - нарушение письма, возникающие при различных расстройствах речи. Агрессия - индивидуальное или коллективное поведение, направленное на нанесение психического или физического вреда. Агрессивные действия могут направляться человеком и на себя, принимая форму аутоагрессии (к примеру - суицидное поведение). Активность - всеобщее свойство живой материи поддерживать жизненно важные связи с окружающей средой. Активность (человека как субъекта) - способность к «самостоятельной силе реагирования». Актуализировать - перевести из состояния потенциального в состояние реальное. Алексия - нарушение чтения, возникающее при поражении отдельных участков коры головного мозга. Альтруизм - система ценностных ориентаций личности, при которой центральным мотивом и критерием нравственной оценки является интересы другого человека или социальной общности. Аутизм - крайняя форма отчуждения, выражающаяся в уходе человека от контактов с окружающей действительностью и погружением в мир собственных переживаний. Аффект - сильное и относительно кратковременное эмоциональное состояние; выражается в заторможенности сознательной деятельности. Проявляется в нарушении самоконтроля человека за своим поведением. Вербальное задание - требующее участия словесных операций, приобретенных человеком ранее знаний. Невербальное задание основано исключительно на наблюдении и манипуляциях. Влечение - инстинктивное желание, которое побуждает индивидуума действовать так, чтобы это желание удовлетворить. Внушение (или суггестия) - процесс воздействия на психическую сферу человека, связанный со снижением сознательности и критичности при восприятии и реализации внушаемого содержания, с отсутствием целенаправленного активного его понимания в данном состоянии. Внутренняя мотивация - мотивация, которая побуждает человека к действию с целью улучшить состояние уверенности и независимости, в отличие от внешней по отношению к нему цели (к примеру, избежание наказания и вознаграждение). Высшие психические функции - сложные, прижизненно формирующиеся психические процессы, которые социальны по своему происхождению. Вытеснение - вид «психологической защиты», представляющий собой процесс, в результате которого неприемлемое для человека (мысли, переживания, воспоминания) «изгоняются» из сознания и переводятся в сферу бессознательного. Галлюцинации - непроизвольно возникающие ложные восприятия несуществующих объектов, которые для больного носят характер действительно существующих. Гедонистическая функция - безграничное стремление человека к удовлетворению своих прихотей, желаний. Цель жизни - наслаждение. Гипотеза - предположение, которое выдвигается как временное на основе имеющихся наблюдений и уточняемое в эксперименте. Гомеостаз - поддержание постоянства различных физиологических параметров организма. Дебильность - легкая степень умственной отсталости, встречающаяся в определенной части населения; характеризуется затрудненной интеллектуальной деятельностью, но хорошей социальной адаптацией. Деперсонализация - персона, личность, де - отрицательная приставка: а) изменение самосознания, для которого характерно ощущение потери своего Я и мучительное переживание отсутствия эмоциональной вовлеченности в отношения к близким, к работе; б) выраженная объективная утрата человеком возможности быть идеально представленным в жизнедеятельности других людей, обнаружить способность быть личностью. Депрессия - аффективное состояние подавленности, характеризующееся упадком сил и снижением произвольной активности. Деятельность - специфический вид человеческой активности, направленной на преобразование действительности и самого себя. Диспозиция (установка) - предрасположенность, готовность субъекта к поведенческому акту, действию, поступку, их последовательности. Душа - понятие, отражающее исторически изменяющиеся воззрения на психику человека и животных; в религии, идеалистической психологии и философии душа - это нематериальное, независимое от тела, животворящее и познающее начало. Желание - отражающее потребность переживание, перешедшее в действенную мысль о возможности сделать что-либо конкретное. Индивидуальный стиль деятельности - система способов и приемов осуществления деятельности, которую человек постоянно вырабатывает с учетом своих личностных ценностей. Задатки - врожденные анатомо-физиологические особенности мозга, составляющие природную основу развития способностей. Защита психологическая - регулятивная система, направленная на устранение или сведение до минимума чувства тревоги. Иерархия - расположение частей или элементов целого в порядке от высшего к низшему. Иллюзии - ошибки восприятия, связанные с неверной интерпретацией сенсорных сигналов от объектов окружающего мира. Инстинкт - врожденная форма поведения, обеспечивающая приспособление организма к типичным условиям его жизни. Интроверт - индивидуум, обращенный чаще всего к своему внутреннему миру, избегающий контактов с другими людьми. Интуиция - знание, возникающее без осознания путей и условий его получения, а также способность предвидеть ход событий. Когнитивный - имеющий отношение к познанию, мышлению. Коммуникабельность - склонность, способность к установлению контактов и связей. Конформизм - тактика человека, приспобливающего свой уклад жизни к укладу жизни той социальной группы, в которой он оказывается. Мастерство - желаемый уровень развития человека как субъекта деятельности. Предполагает не только наличие знаний, навыков, умений, но и определенную систему ценностей личности. Мотивация - побуждения, вызывающие активность организма и определяющие ее направленность. Навык - сформированное, автоматически осуществляемое движение, не требующее сознательного контроля. Научение - приобретение знаний, навыков и умений в результате жизненного опыта. Онтогенез - процесс индивидуального развития организма или личности. Органический - внутренний, касающийся сущности, основ чего-либо; неразрывно связанный с чем-либо. Персонализация - процесс превращения человека в личность, приобретение им индивидуальности. Перцептивный - относящийся к восприятию. Произвольность - уровень осуществления деятельности, связанный с волевыми усилиями над собой. Развитие (психики) - закономерные изменения психических свойств, качеств, процессов. Различают онтогенез (развитие особи) и филогенез (развитие рода). Релаксация - расслабление. Рефлексия - способность сознания человека сосредоточиться на самом себе. Ригидность - заторможенность мышления, появляющееся в трудности отказа человека от однажды принятого решения, способа мышления и действий. Самовоспитание - систематическая деятельность личности направленная на развитие у себя системы личностных ценностей, качеств, свойств. Самооценка - сложное образование человеческой психики. Возникает на основе обобщающей работы процессов самосознания, которая проходит различные этапы и находится на разных уровнях развития в ходе становления самой личности. Самооценка (оценка человеком собственных качеств, достоинств и недостатков) постоянно изменяется, совершенствуется. Саморегуляция - процесс управления человеком собственными физиологическими и психологическими состояниями. Самосознание - осознание человеком самого себя, своих собственных качеств. Система ценностей - важное образование самосознания, которое несет существенные регуляторные функции и в значительной степени влияет на становление профессионального самосознания. Сленг - слова, употребляемые людьми определенных возрастных групп или профессий. Социализация - процесс и результат усвоения и активного воспроизводства человеком жизненного опыта, осуществляемый в общении и деятельности. Стагнация - застой в системе отношений, в общении. Сравнение - один из основных приемов познания окружающего мира, один из приемов ознакомления с предметом в тех случаях, когда определение понятия невозможно или не требуется. Творчество - высшая форма активности и самостоятельной деятельности человека. Уровень притязаний - максимальный успех, которого рассчитывает добиться человек в том или ином виде деятельности. Фатическое - бессодержательное (глупое) общение, исключительно с целью поддержания самого процесса общения. Фобии - навязчивые состояния страха. Фрустрация - переживание человеком своей неудачи в достижении желаемой цели, сопровождающееся чувством безысходности. Функциональная система - сложно организованная система, обеспечивающая согласованную работу психических и физиологических процессов, участвующая в регуляции целостного поведенческого акта. Ценности -субъективный момент (способ) восприятия действительности. Экстраверсия - обращенность сознания человека к внешнему миру и социальной жизни, контактность. Эмпатия - способность человека к сопереживанию, сочувствию другим людям, к пониманию их внутренних состояний. «Я» (Образ «Я» или Я-концепция) - система отражения в сознании человека его самого (как индивида, личности, субъекта деятельности), включающая и самооценки, и самоотношение. СОДЕРЖАНИЕ Введение ……………………………………………………………….…………….4 1. Цели и задачи преподавания и изучения дисциплины «Психология»……………………………………………………………………….5 Раздел 1. Психология, ее основные категории ………………………………8 1. 1. Предмет психологии, ее задачи и методы…………………………………8 1.2. Краткая история развития психологии……………………………………..19 1.3. Естественнонаучные основы психологии…………………………………..39 1. 4. Структура психики…………………………………………………………...55 1.5. Сознание……………………………………………………………………….57 Раздел 2. Психология деятельности и познавательных процессов ………...65 2.1.Познавательные процессы. Ощущения и восприятие………………………………………………………………………….65 2.2. Мышление.………………………………………………………………..…71 2.3. Память………………………………………………………………………….77 2.4. Воображение………………………………………………………………….85 2.5. Внимание………………………………………………………………………87 2.6. Психология деятельности…………………………………………………….91 Раздел 3. Психология личности …………………………….…………………96 3.1. Личность как психологическая категория…………………………………..96 3.2. Мотивация…………………………………………………………………..110 3.3. Характер……………………………………………………………………..114 3.4. Способности…………………………………………………………………118 3.5. Темперамент…………………………………………………………………121 Раздел 4. Психология общения.........................………………………………124 4.1. Общение……………………………………………………………………..124 4.2. Группа и коллектив……………………………………………………….. 137 4.3. Межличностные отношения……………………………………………….148 4.4. Эффективное разрешение конфликтов………………………………….152 Литература……………………………………………………………………..162 Приложения…………………………………………………………………….164 Приложение 1. Темы рефератов………………………………………………164 Приложение 2. Вопросы для подготовки к зачету………………………… Приложение 3. Материалы для подготовки к практическим занятиям……….. Приложение 4. Психологические тесты………………………………………174 Приложение 5. Словарь важнейших терминов и понятий…………………………………..………………………………………186
Учебное пособие * * *
Лебедчук П.В., Чернышева О.В.
Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 809; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |