Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Из истории метода




О ДЕЙСТВЕННОМ АНАЛИЗЕ

Театральному анализу произведения.

Глава VIII

(первая часть режиссерского плана)

Я стараюсь освободить слова из плена.

В.Яхонтов

(Это и есть суть метода действенного анализа)

Написано: «В начале было слово

И вот уже одно препятствие готово:

Я слово не могу так высоко ценить,

Да, в переводе текст я должен заменить.

Когда мне верно чувство подсказало

Я напишу, что мысль — всему начало.

Стой, не спеши, чтоб первая строка

От истины была недалека!

Ведь мысль творить и действовать не может!

Не сила ли — начало всех начал?

Пишу — и вновь я колебаться стал,

И вновь сомнение душу мне тревожит.

Но свет блеснул — и выход вижу смело,

Могу писать: «В начале было дело».*

Гете. «Фауст»

Московский Художественный театр, Станиславский! Уже стали

знаменитыми спектакли «Вишневый сад», «На дне», «Дядя Ваня».

Вернее, они уже поставлены, и уже пришла слава. Но именно в этот

период в уме и сердце великого реформатора сцены рождается

сомнение. Правильно ли все это? Правилен ли репетиционный метод?

Что он дает? И может ли дать новые возможности развиваться актерам

театра?

1. Первый раз К.С.Станиславский предложил анализировать пьесу

путем этюдов примерно в 1905 году, в студии на Поварской. Ему не

поверили, отнеслись к этому как к чудачеству. Но именно в тот период и

были нащупаны первые крупицы гениального открытия. Тогда же

начинает свои поиски Мейерхольд. Видимо, время настоятельно требует

новых путей и в театре. До этого основной метод работы Станиславского

можно было сформулировать так: «Все дело в том, чтобы почувствовать

роль, и тогда все приходит само собой». 1-й этап, поиски того «что я

чувствую?», был «доисторическим» этапом системы Станиславского. И

вдруг эти отвергается, или, во всяком случае, подвергается сомнению.

* Выделено M.T.

2. В 1909 году К.С.Станиславский выпускает спектакль «Месяц в

деревне». «Впервые были замечены и оценены результаты моей долгой

лабораторной работы Спектакль был направлен на способы изучения и

анализа как самой роли, так и моего самочувствия в ней», — пишет он.

Это период, когда основным при анализе становится поиск ответа на

вопрос «чего я хочу?».

3. 1935 год. К.С.Станиславский с удвоенной силой проповедует идею

анализа пьесы в действии. «Переведите логику чувств на действия,

на те самые физические действия». Анализируя материал, он пытливо

ищет ответа на вопросы «что я делаю?» и «как я делаю?».

Это открытие! Это метод действенного анализа.

Еще раз:

1) что я чувствую в роли?

2) что я хочу в роли?

3) что я делаю и как делаю в роли?

ЧУВСТВА - ЖЕЛАНИЯ - ДЕЙСТВИЯ

«Различие между так называемыми пространственными видами

искусства и видами искусства, основанными на факторе времени,

заключается в расстановке акцентов. В картине или статуе постоянное

равновесие вещи в целом основывается на действии сил, которые

проявляются в пространственной последовательности формы и цвета. В

танце или пьесе, напротив, общее действие состоит из вещей, которые

активно проявляют себя в деятельности. Таким образом, один вид

художественного средства изображения определяет действие через

бытие, другой же определяет бытие через действие».*




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 441; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.