Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Этика и ответственность консультанта




Любая профессиональная деятельность подразумевает наличие определенных морально-этических принципов, лежащих в основе всех действий, выполняемых в рамках данной профессии, - профессиональной этики. Профессиональная этика – это совокупность определенных правил, которыми должен руководствоваться специалист при осуществлении своей деятельности [3, с. 19].

Деятельность консультанта тем более предполагает достаточно прочную и жесткую систему этических норм. Это продиктовано особой ситуацией, которую представляет собой консультирование, особенностями обращающихся (люди могут приходить в тяжелые моменты жизни), большой ответственностью, которая возникает, когда в тайну (а проблему можно считать своего рода тайной, потому что для нее пока не найдено решение) проникает другой человек – консультант.

Морально-этические нормы профессиональной деятельности психолога-консультанта основываются в основном на нормах этики и морали. Иными словами, «неправильное действие» консультанта может быть формально не наказуемо, но «с человеческой точки зрения» могут быть осуждены как бесполезные или даже принесшие человеку вред. Источниками морально-этических норм для психолога-консультанта в общем плане выступают философия, религия, культура, идеология и политика, обычаи, традиции. Именно эти окультуренные ценности, выработанные человечеством, являются основой для разработки морально-этических норм в соответствии с принципами диагностики: научной обоснованностью, обеспечением суверенных прав личности консультируемых, объективностью выводов, эффективностью предлагаемых рекомендаций, конфиденциальностью.

Гранью, где смыкаются вопросы профессиональной и практической этики, является осуществление профессионального долга. Профессиональный долг требует от психолога действия, практическая этика определяет глубину воздействия на другого человека, а профессия диктует принятие ограничений на собственные действия: «Я как психолог должен принять решение об оказании помощи, но я вижу (понимаю, знаю), что этому человеку я не смогу помочь, так как он не примет моей помощи, я должен отказаться от работы с ним, так как я не обладаю для этого необходимыми профессиональными средствами» [1, с. 77].

Выраженная ориентация на ценность другого человека в профессиональной деятельности психолога-консультанта предполагает адекватное восприятие им своих возможностей как меры воздействия на другого человека, основанной на переживании чувства профессионального долга и ответственности за свои профессиональные действия.

Это делает профессию психолога одним из немногих видов социальной активности, где обобщенные идеи о ценности человека предельно конкретизируются и персонифицируются в его словах и действиях, направленных на другого человека. В известном смысле психолог создает своими профессиональными действиями образ другого для тех людей, с которыми он работает, выполняя тем самым важную социальную задачу.

Этические принципы чрезвычайно важны в работе консультанта, однако их «ширина» формулируется разными авторами по-разному. Так, А.И. Красило, А.П. Новгородцев относят к числу важнейших этических принципов практического психолога (в т.ч. консультанта) такие: принцип специальной подготовки и аттестации; принцип личной и профессиональной ответственности; принцип безопасности (правило ненанесения ущерба, правило безопасности применяемых методик); принцип компетентности; принцип сотрудничества; принцип профессионализма; принцип беспристрастности; принцип конфиденциальности [3, с. 54-58].

К этическим принципам можно отнести:

1. Ответственность. Консультант несет персональную ответственность за адекватность используемых методов, правильность проведения диагностических процедур, обоснованность суждений, выводов, рекомендаций.

2. Компетентность. Консультант должен иметь необходимую специальную теоретическую и практическую подготовку, использовать приемы и методы, соответствующие его квалификации и личным возможностям, постоянно повышать свою квалификацию, знакомиться с новыми разработками в области своей профессиональной деятельности, выбирать методы адекватно конкретной ситуации консультирования.

3. Добровольность. Клиент участвует в консультации по собственному желанию и имеет право отказаться от какого-либо вида работы с консультантом (тестирования, анкетирования и т.п.) без объяснения причин.

4. Конфиденциальность. Информация, полученная консультантом в процессе работы с клиентом, не подлежит разглашению (сознательному или случайному), а передача её другим лицам возможна лишь с согласия консультируемого и если это соответствует его интересам.

5. Активность. Консультируемый самостоятельно принимает решение по проблеме, с которой обратился к консультанту. Консультант оказывает информационную и психологическую помощь в ответ на запрос клиента, создает условия и поощряет активность и самостоятельность консультируемого в принятии им решения. Суждения и оценки консультанта в процессе работы с клиентом не должны ограничивать свободу последнего в принятии им решения.

6. Позитивный эффект. К онсультант интерпретирует полученные результаты с позиции соответствия индивидуально-психологических особенностей клиента требованиям конкретной профессии с учетом перспектив ее развития и возможностей компенсации. Он акцентирует внимание на возможностях консультируемого, поддерживает и стимулирует его поисковую активность.

7. Лояльность. К онсультант уважает личность клиента и защищает его право на свободу в личностном или профессиональном самоопределении. Интересы консультируемого являются приоритетными. В общении с любым клиентом консультант должен проявлять доброжелательность, тактичность независимо от своего эмоционального и физического состояния и субъективного отношения к нему. По своему содержанию эти принципы скорее профессиональные, чем этические, касаются только формальной стороны деятельности. Более глубоко этическую сторону деятельности консультанта раскрывает Т.А.Флоренская, но эти принципы опять-таки в значительной степени отражают особенности направления, в котором она работает – диалогическое консультирование [6].

Основополагающий принцип, отраженный в базовых положениях в НЛП, как нельзя лучше отражает ситуацию консультирования: можно исходить с любых мировоззренческих позиций, но принятие другого человека на мировоззренческом (духовном) уровне – основополагающее и универсальное условие эффективного взаимодействия.

1. Модель мира клиента может в корне отличаться от модели мира консультанта. Консультант уважает и учитывает эти различия.

2. Уважая личность клиента, консультант не манипулирует им, а предлагает ему найти пути для развития, для решения проблемы.

Консультант не может и не должен решать за клиента его проблемы. Но так как жизненный опыт и модели восприятия и разрешения ситуации у каждого человека различны, то присутствие консультанта предполагает наличие альтернативного варианта восприятия и переживания проблемы. И как бы ни хотел клиент получить готовые «жизненные инструкции», лучше, если он сам составит их для себя, а не будет послушной игрушкой в руках консультанта. Продолжением этого принципа может быть запрет на развитие отношений вне ситуации консультирования.

3. Любое поведение клиента является наилучшим выбором в конкретной ситуации и определяется наилучшими устремлениями.

Уважая и принимая внутренний мир другого человека, его позиции, консультанту важно признать, что все, что делал клиент, он делал, исходя из лучших побуждений, полагая, что в данный момент времени это является самым оптимальным средством разрешения проблемы.

4. Каждый человек обладает ресурсами, которые ему необходимы. Важно помочь ему это почувствовать и осознать.

Обычно люди, сталкиваясь с проблемой, начинают искать способы ее разрешения вовне. Кто-то начинает ходить по магазинам, кто-то - много есть или выпивать, другие – ходить по друзьям и дарить тем свои трудности. Создается впечатление, что если дать человеку внешнюю «точку опоры», то проблема будет решена. На самом же деле все знание уже сосредоточено внутри человека, остается только подвести его к мысли о том, что можно и нужно использовать внутренние ресурсы. Кроме того, люди, имеющие самостоятельный опыт разрешения проблем, быстрее и проще справляются с последующими трудностями, в то время как для тех, кто ищет ресурсы «вовне», характерно постоянное повторение одних и тех же затруднений.

5. То, что происходит в процессе консультирования, остается тайной для всех остальных.

Для психолога, осуществляющего групповую работу, А.А. Осипова предлагает следующий перечень этических требований к специалисту, работающему с группой людей:

- Иметь четкое представление о типе создаваемой группы, ее целях и задачах.

- Владеть диагностическими средствами отбора членов группы.

- Не включать в группу людей, склонных к психическим заболеваниям или находящихся в глубокой депрессии.

- Предупреждать будущих членов группы о тех эмоциональных нагрузках, которые они могут испытывать.

- Доводить до сведения участников группы основополагающие правила, которыми должна руководствоваться группа в своей деятельности.

- Избегать таких форм работы в группе, для выполнения которых у ее участников недостаточно подготовки опыта.

- Уяснить в самом начале работы группы, на чем будет концентрироваться ее внимание.

- Защищать право членов группы решать, какой матерю предоставлять в группу, в каких видах деятельности участвовать. Быть чувствительным к любой форме группового давления, к попыткам принизить достоинством дельного человека. Такое поведение членов группы руководитель обязан блокировать.

- Логически обосновывать для себя необходимость использования того или иного приема. Быть компетентным своих действиях.

- Создать свой неповторимый стиль, основанный на теоретических положениях и максимальной реализации собственного личностного потенциала. Использовать практике группового обучения новейшие достижение этой области.

- Не пользоваться возможностью «идеализации» стороны отдельных членов группы и не манипулировать участниками обучения в своих интересах.

- Подчеркивать важность принципа конфиденциальности относительно личностного материала, сообщаемого членам группы.

- Избегать навязывания своих ценностей и убеждений участникам группы. Уважать их способность самостоятельно размышлять и приходить к определенным выводам на основании информации, получаемой в группе.

- Блокировать маскируемые желанием помочь попытки членов группы навязывать свою волю другим.

- Быть внимательным к появлению у отдельных членов группы признаков психического истощения. Это возможно устранить предоставлением отдыха всем членам группы, так как у других переутомление может быть менее заметным. Если же по ходу занятий обнаружатся болезненные симптомы в поведении, то таких людей необходимо в исключительно тактичной (не травмирующей психику) форме отстранить от занятий.

- Подготавливать участников группы к тому, что со стороны окружающих возможна отрицательная реакция на попытки реализовать групповые нормы в повседневной жизни. Проблемы, которые могут возникнуть, лучше всего обсуждать в группе, рассмотрев способы и пути их решения. Такого рода исследования проводятся в группе до завершения ее работы. Необходимо разъяснить участникам группы, что данная группа есть своеобразная учебная лаборатория самопознания, что нормы ее функционирования, несмотря на всю их гуманность, в жизни необходимо применять очень осторожно.

- Планировать дополнительные (после завершения работы группы) встречи, с тем чтобы участники могли обсудить свои успехи, а также для того, чтобы руководитель мог оценить эффективность группы как инструмента изменений (перемен) в человеке.

- Необходимо продолжать индивидуальную работу с теми ее членами, которые после завершения основной работы группы чувствуют в этом необходимость [5, с. 100-101]. Главные принципы основных школ психологического консультирования и психотерапии существенно отличаются.

Каждый консультант волен выбрать ту или иную концепцию как основу практики в зависимости от особенностей своей личности, мировоззрения, теоретико-психологических симпатий. Одновременно подчеркнём неправильность утверждений об истинности постулатов какой-либо единственной психотерапевтической школы вопреки другим школам. Результаты многочисленных исследований показывают, что в практике при ориентации на любое направление можно добиться сходной эффективности консультирования. Решающее значение имеет не столько сама теория, сколько зрелость личности консультанта и его профессиональная подготовка, подразумевающая высокую интеграцию теоретических познаний и практических навыков.

Доверительный контакт консультанта и клиента, основанный на безусловном уважении, эмпатии, теплоте и искренности консультанта по отношению к клиенту, является неотъемлемой, а по мнению многих профессионалов — существенной составляющей психологического консультирования и психотерапии.

В нашей стране практика обращения к психологу (особенно в маленьких городах) еще не сложилась. Люди иногда считают зазорным «вытаскивать мусор» из своей души и демонстрировать его постороннему. Поэтому многие проблемы не получают конструктивного разрешения. Консультант должен быть безупречен, если дело касается сохранения тайны клиента. Родители подростка, муж или жена клиента – никто из них не имеет права знать, о чем шла речь на консультации.

В связи с этим возникает вопрос об ответственности консультанта. Трудно определить правовые грани наказуемости психолога – есть вещи уникальные, специфические, которые «срабатывают» на одном клиенте и не «работают» на другом. Какие-то действия просто не доказуемы. То есть ответственность реализуется прежде всего во внутреннем плане консультанта в виде принципа «не навреди».

Консультант изначально должен знать, что за все, что он делает, он несет ответственность перед клиентом, перед собой как профессионалом и как человеком.

В работе психолога очень тяжелые последствия имеет непрофессионализм – консультант еще не знает, как это правильно и до конца сделать, но уже стремится «обкатать» технологию на клиенте. В итоге клиент уходит недовольным, а консультант вместо результатов получает разочарование.

В практике западных стран для того, что подобные случаи не происходили, применяется супервизорство. Начинающий психолог работает под руководством опытного специалиста. Супервизору не обязательно присутствовать на консультации, он может «вести» своего ученика на последующих разборах консультации, оказывать «предупреждающую помощь» и т.д.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 5286; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.