Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Средства установления раппорта




Способы подстройки к клиенту

В НЛП существует понятие «раппорта». Эта метафора отражает эффективный взаимный контакт психолога и клиента. С. Ковалев об этом пишет так: «Раппорт – это глубокое чувство взаимного доверия и легкости, которое позволяет нам хорошо контактировать друг с другом и, следовательно, хорошо выполнять наши задачи». «Раппорт – это «биокибернетический резонанс», который возникает между людьми вследствие их взаимоуподобления друг другу» [2, с. 29]. Так вот, какую бы позицию ни занимал консультант, ему важно в каждый момент времени не терять раппорт с клиентом. Для этого используются такие процедуры, как присоединение, закрепление и ведение.

Согласно «классической» схемы, в начальном этапе этой цепочки — присоединении — преимущественно используются особенности дыхания и позы. Достижение синхронности своего дыхания с дыханием партнера (клиента), а также идентичности поз способствует мягкому вхождению в раппорт. Идентичность поз является здесь отправным пунктом в присоединении, ибо, например, если поза клиента свидетельствует о его закрытости, то только после ее копирования («отзеркаливания») можно спустя некоторое время перейти к позе, свидетельствующей об открытости к общению.

В закреплении применяются соответствующие жесты (асимметричные, т.е. как бы «зеркальные»), мимика, голос и ключевые слова, которые развивают контакт в направлении «подключения» к миру партнера (клиента), обеспечивая тем самым устойчивое общение с ним.

В ведении осуществляется постепенное переключение партнера (клиента) с его собственной программы на предлагаемую взамен. Здесь основное внимание уделяется синхронному сопровождению для переключения партнера (клиента) на выполнение нужной программы и развития общения с ним в интересующем вас направлении.

Г. Олдер и Б. Хаузер утверждают, что устанавливать раппорт можно, добиваясь подстройки по следующим параметрам [2, с. 31-33].

1. Физиология: поза и телодвижения.

2. Голос: тон, темп речи и прочие характеристики.

3. Язык и образ мышления (точнее, его характер): используемый словарь и соответствующая система представления.

4. Убеждения и ценности: то, во что люди верят и что считают важным.

5. Личный опыт: поиск общей основы в профессиональной деятельности и интересах.

6. Дыхание: утонченное, но очень мощное средство подстройки.

Собственно говоря, в эту модель следовало бы включить также подстройку на внутреннем уровне – мировоззренческом, т.к., например, консультант-бихевиорист и сторонник диалогического консультирования будут совершенно по-разному работать с одной и той же проблемой. Поэтому методологический и мировоззренческий уровни консультанта должны совпадать с мировоззренческим уровнем клиента. Но как можно «продиагностировать» уже при первом взгляде на человека, какие убеждения он разделяет, и какие установки для него ценны? Пока на этот вопрос нет ответа. Однако внешние, поведенческие способы установления раппорта существуют.

Раппорт позволяет консультанту не только «синхронизироваться» с клиентом в процессе консультирования, но и, что важно, изменяя свою позицию в ходе консультирования, изменять направление переживаний клиента, что может быть очень важным.

Опишем подробно все варианты подстройки.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 1540; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.