Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие позиции консультанта. Виды позиций




В работе консультанта первостепенное значение имеет установление контакта с клиентом. На установление контакта с клиентом, в свою очередь, оказывает влияние позиция, занимаемая консультантом.

Проблема позиции психолога – одна из важнейших, оказывающих большое влияние на ход консультирования. Этому в немалой степени способствует то, что позиционирование происходит по осям «авторитарность — партнерство» (в выборе целей и задач коррекции) и «директивностъ — недирективность» (в их технической реализации). Такие социально-психологические феномены очень тонко улавливаются клиентами, и если консультант «не угадал», выбрал неудачную позицию, эффективность работы будет незначительной. Так, если психолог занимает авторитарную позицию, он воспринимается как родитель, вечно читающий нотации. Если психолог принимает позицию «снизу», он кажется заискивающим, теряет свой авторитет. Однако и позиция «на равных» также обладает недостатками. Поэтому важно гибко менять позиции в ходе консультирования.

Работа психолога, напряженная и ответственная, в качестве обязательной базы включает этические принципы, которые отражают его внутренние представления о сути человека и профессиональные установки на характер консультативной работы. Наиболее общие этические принципы касаются принятия клиента как личности, необходимости соблюдения его тайны, использования внутренних ресурсов клиента, избегания манипулирования в ходе консультирования.

Работа консультанта обязательно подразумевает ответственность за любые действия. Так как речь в данном случае идет о внутреннем мире человека, о жизни, то следует быть особенно осторожным в выборе стратегии воздействия, иметь высокий уровень профессионализма.

Последствия общения с консультантом имеют большую личностную значимость для клиента. Каким будет вмешательство консультанта – развивающим или разрушающим личность клиента – зависит от соблюдения им этических принципов профессиональной деятельности:

Позиция психолога консультанта — это ролевые стратегии, принимаемые психологом во взаимоотношении с клиентом. Ведущими параметрами здесь, по мнению А.А. Осиповой, выступают:

- авторитарность — партнерство в выборе целей и задач коррекции;

- директивностъ — недирективность в их технической реализации, являющейся одновременно мерой разделения ответственности за результаты воздействия и активности психолога [5, с. 22].

Схема, предлагаемая А.А. Осиповой, опирающаяся на оси авторитарность — партнерство, директивность — недирективность, позволяет разграничить описываемые партнерские позиции. Выбор позиции зависит, с одной стороны, от индивидуальных особенностей психолога и установок клиента (высокая экстернальность клиента коррелирует с предпочтением авторитарных и директивных психологов), а с другой — диктуется той концептуальной позицией (школой), которой придерживается психолог, и техническими особенностями используемых методов психокоррекции.

Можно выделить три варианта позиции психолога по отношению к клиенту в ходе консультирования: позиция «сверху», позиция «на равных», позиция «снизу» [1, с. 29-34].

Позиция «сверху» — заключается в том, что психолог со своих привилегированных высот протягивает руку помощи тем, кто внизу, тем, кто в ней так нуждается.

Позиция «сверху» подразумевает авторитарные отношения к клиенту как к объекту манипуляции, сопровождается пространственным дистанцированием и подкрепляется имиджем всезнающего, мудрого Гуру.

Взаимодействие с позиции «сверху» приводит к тому, что психолог начинает оценивать действия клиента как хорошие или плохие, как правильные или неправильные, то есть решает психологическую задачу клиента неадекватными ей этическими или социальными средствами. Это приводит к тому, что у клиента формируется зависимость от психолога, сам психолог может потерять основу профессиональной рефлексии. Зачастую директивность психолога в такой позиции приводит к потере предмета взаимодействия: вместо обсуждения содержания психологической информации могут обсуждаться социальные, этические или нравственные нормы.

Авторитарная позиция «сверху», или «отца», характерна для реализации поведенческих методов, а позиция партнерства характерна для клиентцентрированного взаимодействия. Нейтральная позиция «зеркала» соответствует психодинамическим методам.

Позиция «на равных» предполагает снятие дистанции. Взаимодействие «на равных» является наиболее оптимальным вариантом в индивидуальной психокоррекции, когда проблема ответственности за личностные изменения решается в соответствии с ролями, обозначенными профессией психолога, который помогает личности расширить ее альтернативы, создает на материале предмета взаимодействия условия для принятия человеком ответственного, осмысленного решения об изменении своего поведения, своих отношений и т.д. Осознание психологом этого момента в работе с клиентом возможно с помощью микротехник, обеспечивающих получение обратной связи. Главный момент установления такой позиции — это достижение конгруэнтности с клиентом.

Партнерский подход базируется на видении клиента в качестве равноправного субъекта при пространственном расположении лицом к лицу. В случае равенства позиции с психологом клиент чувствует себя полноправным партнером и поэтому активно и продуктивно работает наравне с психологом. У него нет оснований скрывать или искажать какую-нибудь информацию о себе, поскольку психолог открыт, не оценивает и не судит собеседника.

В позиции равенства и сам консультант менее уязвим по отношению к клиенту, поскольку чем более авторитарен человек, чем более неприступную позицию он занимает, тем больше требований и ожиданий предъявляется к нему и тем труднее им соответствовать.

Однако позиция равенства чревата для консультантом не только обретением преимуществ, но и потерями. Ведь с авторитетом, занимающим позицию «сверху», больше считаются и к нему больше прислушиваются. Хороший профессионал — это во многом актер, который умеет в случае необходимости занять позицию «сверху», говоря о чем-то с непоколебимым знанием авторитета, или «снизу» — заигрывая с клиентом, стремясь повысить его самооценку, подчеркнуть его знания и авторитет.

Позиция «снизу» позволяет психологу повысить самооценку клиента, апеллировать к значимости клиента. Однако взаимодействие с позиции «снизу» может дать клиенту возможность манипулировать психологом. Увидеть в клиенте манипулятора — профессиональный долг психолога, иначе из этой ситуации взаимодействия клиент выйдет победителем с укоренившимся в сознании превосходством в своих манипулятивных способностях.

Психолог, постоянно занимающий позицию «снизу», по существу, отказывается от своей профессии, от обобщенной научной теории, попадая под власть житейского манипулятора. Однако нахождение психолога в позиции «снизу» иногда может способствовать повышению самосознания клиента, его самооценки, чувства уверенности.

Осознание психологом своей позиции во взаимодействии с клиентом важно как показатель возможных изменений во внутреннем мире клиента. Умение консультанта рефлексировать над содержанием позиций во взаимодействии дает ему материал для фиксации содержательной динамики процесса взаимодействия. Ориентируясь на текст клиента, на подтекст и контекст взаимодействия, консультант получает доступ к этому компоненту взаимодействия.

Вместе с тем консультанту крайне важно уметь гибко маневрировать позиционные стратегии в ходе консультирования. Это позволит не только сохранить контакт с клиентом, но и достичь значительных результатов.

Говоря о позиции и в целом о ролевых особенностях консультанта, следует обратить внимание на то, каким образом это отражается на «внешнем» уровне – физиологии и поведении. Я полагаю, что у позиции консультанта есть база – профессиональное самосознание (откуда он черпает, какие действия целесообразны в данный момент), а на видимом для клиента уровне она отражается в разнообразных вербальных и невербальных средствах.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 8402; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.