Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Принципы работы консультанта




Так как диалогическое консультирование специфично по своей сути, вступая в диалог, консультант призван действовать особым образом. Это находит свое отражение в нижеперечисленных принципах диалогического консультирования.

1. Вступая в диалог с собеседником, консультант признает в нем потенциальное духовное «Я».

2. Из этого признания следует, что он не может воздействовать на собеседника и управлять им, не нарушая гиппократовский принцип «Не навреди!».

3. Личность собеседника в той или иной степени сама может раскрываться благодаря диалогическому контакту с консультантом.

4. Диалогический контакт возникает по мере принятия личности собеседника; принятие личности каждого основывается на убеждении в духовном достоинстве человека, независимо от его наличного состояния.

5. Другим условием диалогического контакта является сопереживание человеку в его наличных жизненных ситуациях — горестях и радостях: это контакт с наличным «Я» собеседника.

6. Если принятие личности на основе его духовного «Я» безусловно, то принятие наличного «Я» обусловлено оценкой его проявлений (консультант может не принимать такие проявления, как жестокость, лживость, преступность и т.д.). Эта оценка определяется универсальными общечеловеческими духовно-нравственными ценностями.

7. Консультант может высказать в той или иной форме свою оценку или подвести собеседника к самостоятельной оценке своего наличного «Я» и его проявлений. Действенность такой оценки зависит от наличия диалогического контакта.

8. Тактическими условиями диалога являются эмпатическое внимание к собеседнику, говорящему о своих трудностях и проблемах, помощь в преодолении и снятии деструктивных переживаний (гнева, обиды, ревности, отчаяния и т.п.), предоставление возможности собеседнику «выговориться», разделить его трудность и облегчить сочувствием и утешением.

9. Эмпатическое внимание способствует проникновению во внутренний диалог собеседника — диалог наличного «Я» и духовного «Я»: их противоречие, борьбу, конфликт или стремление к согласию.

10. Достижение внутреннего мира, целостности личности собеседника возможно лишь благодаря примирению со своим духовным «Я», поэтому консультант в своих суждениях оценках подтверждает голос духовного «Я», его правоту.

11. Занимая позицию духовного «Я» собеседника, психолог помогает ему осознать причину отрицательных переживаний связанных с угрызениями совести: не успокаивает, а способствует более полному раскаянию.

12. Эмпатический контакт помогает говорить на языке собеседника, учитывая уровень его культурного и личностного развития, убеждения, мировоззрения и т.п.

13. Консультант должен исходить из конкретного запроса собеседника и, прозревая скрытые за ним мотивы, выявлять глубинные истоки этого обращения: духовные ценности не могут быть усвоены извне, но будучи общечеловеческими, могут пробудиться, актуализироваться в значимой для человека ситуации.

14. В проблемах духовно-нравственного характера консультант стремится помочь осознанию противоречия между духовным «Я» и наличным «Я», оставляя за консультируемым свободу выбора.

15. Сохраняя свою ролевую позицию, консультанту не следует вступать с собеседником в отношения личного контакта и равноправия — это разрушает творческий конструктивный диалог, создает и усугубляет проблемы «переноса». Необходимо вырабатывать позицию «вненаходимости» — отстраненности от пристрастного личностного отношения ради объективности и полноты восприятия собеседника и его ситуации.

16. «Вненаходимость» помогает консультанту «не увязнуть» в наличном «Я» собеседника, а помочь ему приблизиться к духовному «Я».

Диалог «Встреча» – это процесс, это суть консультирования. Но только ли диалог происходит между консультантом и консультируемым? Т.А. Флоренская использует слово «Встреча». Она пишет: ««Встреча» может совершаться на трех уровнях: эмоциональном, сознательном и духовном. Последний уровень содержит оба предшествующих и является вершиной диалога-«встречи» [2, с. 188].




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 1383; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.