Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Позиция и роль консультанта в диалогическом консультировании




Путь диалогического консультирования «непрост, он требует от человека внутреннего усилия, внимания, обращенного одновременно и на каждого человека, и на свое душевное и духовное состояние. Но, по существу, он открыт каждому и является призванием любого человека, стремящегося к глубокому творческому общению: ведь духовное «Я» потенциально есть в каждом человеке, осознает он его или нет».

Т.А. Флоренская, описывая суть работы консультанта, большое внимание уделяет личному опыту духовности психолога: «Конечно, ближайший успех диалога в воспитании, обучении, психологическом консультировании, а также в повседневном общении зависит от духовного опыта. Необходимо самому опытно знать, что такое диалог с духовным «Я», каковы трудности и перипетии внутренней борьбы с Двойником. Успех консультирования зависит не столько от книжной образованности, сколько от практики созидания, образования своего внутреннего мира. Этот опыт накапливается одновременно с диалогическим обращением, одно невозможно без другого. Способность различать голоса во внутреннем мире собеседника зависит от опыта своего внутреннего диалога: чем глубже общение со своим духовным «Я», тем легче услышать его голос во внутреннем диалоге собеседника и помочь ему в осознании духовного «Я». Опытное знание трудностей духовного становления учит терпимости в общении с другими» [2, с. 109-111].

Немаловажно так же и то, каким образом приобретается опыт диалогического консультирования. «На первых порах не знание, а вера в духовное изменение человека создает установку на расположение и уважение каждого. Нужно не впадать в уныние и от своих срывов, и падений, веря в то, что любой человек не сводится только к наличному состоянию».

«Признание потенциального и непознаваемого духовного «Я» учит бережности и осторожности в оказании психологической помощи: недопустимо внедрять себя, свои установки и оценки в душу другого. Человек призван осуществить свою неповторимую индивидуальность, идти своим единственным путем. Чужое «Я» может стать помехой на этом пути. Особенно явно это выступает в творческом становлении личности.

Стремление найти свой идеал, наставника, любимого свойственно большинству людей, ищущих психологической помощи. Поэтому, оберегая человека, нужно учиться вненаходимости и избегать позы учителя. Необходимо сдерживать свое личное рвение «продвинуть вперед» человека, стараться откликаться лишь на его вопросы и усилия. Нужно воспитывать в себе эмоциональную сдержанность и спокойствие» [2, с. 142].

В этом сочетании «развивается чуткость как к собеседнику, так и к своей интуиции, вера в свое духовное «Я» и духовное «Я» другого. Как в любом творческом процессе, чувство «эврика!» подсказывает, что искомое найдено. Здесь голос творческой интуиции сливается с голосом совести; она дает знать, что хорошо и что плохо. Это совершается и в душе консультанта, и в душе консультируемого. Наиболее очевидно это в том случае, когда человек с радостью осознает и принимает то, что мучительно трудно и болезненно для его самолюбивого наличного «Я»; когда он решается преодолеть, «победить себя» (когда ему не подсказано решение, а он сам пришел к нему). Это уже опытное доказательство силы духовного «Я».

Для того, чтобы подобный процесс в душе консультируемого совершился, «человеку бывает необходим диалог с собеседником вовне — с человеком, верящим в него, в его духовные возможности; тогда он начинает верить в себя и открывает в себе эти возможности». Отсюда для консультанта важно понимание своей ограниченной роли в процессе духовного развития консультируемого: «Понимание, что ты не Учитель, а всего лишь пособник в диалоге, приводит к скромности, помогает ценить общение с каждым человеком и учиться у каждого…. И постепенное осознание своего духовного «Я» все глубже раскрывает собственные изъяны и трудности их преодоления» [2, с. 97].

Признаком того, что «искомое найдено», служит «умиротворение души собеседника. Оно приходит потому, что человек находит согласие с самим собой, своим высшим духовным «Я». Важно то, что это чувство мира, внутреннего спокойствия и удовлетворения беседой возникает вопреки тому, что принятое им осознание жизненной ситуации и решение изменить поведение идет наперекор наличному «Я» с его самолюбием, эгоизмом, амбициями и даже благополучием».

В подобные моменты наблюдается «резонирование» консультанта и консультируемого: «…переживание глубокого внутреннего контакта с собеседником и чувство спокойного удовлетворения, звучащего в голосе консультируемого и переживаемого самим консультантом. Между ними наступает согласие. У них нередко возникает совпадение мыслей. Это совпадение мыслей объясняется просто: собеседники заговорили о вечном, общечеловеческом, живущем в глубине души каждого из них» [2, с. 101].

Собственно, такая ролевая особенность консультанта является специфичной для консультирования. Т.А. Флоренская настаивает на том, что именно такая позиция наиболее справедлива: «Существенно то, что «в глубине души» они – консультируемые - это знали, но это знание, очевидно, затемнялось непосредственными желаниями и побуждениями. Психолог сыграл роль «повивальной бабки», вызвав это знание из глубины души и подтвердив его правильность…» [2, с. 79].

Таким образом, можно определить суть диалогического консультирования как совместное осознавание скрытого духовного потенциального знания в собеседнике (консультируемом). И тогда роль консультанта становится более определенной. Она чем-то сродни священнику, который внимательно и терпеливо выслушивает человека, не настаивает на своем, но в то же время совместно с человеком обращается к таким глубинам психики, что ход размышлений приводит человека к «нужному» результату – через уровень духовности.

В своей работе Т.А. Флоренская особенно прописывает значимость профессионализма консультанта в ходе диалогического консультирования: «На первый взгляд может показаться, что для успешного диалога достаточно иметь общительный, мягкий и доброжелательный характер — и все пойдет само собой. Но наш опыт говорит о том, что этого недостаточно. Сочувствие людям, желание скорее помочь нередко оборачиваются повышенной активностью консультанта в общении, тогда как от него требуется сдержанность и взвешенность в словах: он дает преждевременные поверхностные советы и рекомендации вместо того, чтобы терпеливо помогать собеседнику самому осознать смысл своих трудностей и найти путь их преодоления» [2, с. 126].




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 987; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.