Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Модель консультирования в рамках гештальт-подхода




В современном Гештальте сложилась фундаментальная традиция «идти за клиентом». Смыслы клиента – главные. Он – эксперт по собственной феноменологии. Никто (в том числе, и терапевт) не знает и не понимает клиента лучше, чем он сам.

Однако и в рамках феноменологической школы, призывающей «не переактивничать» и «использовать энергию клиента», есть множество прикладных моделей, приемов и техник, помогающих растущему терапевту сориентироваться в том, что именно и как именно делать в каждый момент времени сопровождения клиента.

К.В. Павлов предлагает свой взгляд на вопрос построения терапевтической сессии.

1. Действие первое, ознакомительное: дослушать, не перебивая, клиента до некоторой логической паузы, до ощущения, что он/а сказал/а все, что хотел/а.

Обычно клиент имеет некоторое (порой, весьма смутное) представление относительно того, что произойдет на сессии, чего можно ждать от терапевта и, часто, - о чем хочется рассказать или что изменить. Об удачной сессии говорят: терапевт предоставил клиенту «достаточно места и времени». Разумеется, места для развертывания феноменологии клиента. В быту аналогом является комплимент: «этот человек умеет выслушать».

«Терапевт, не спеши решать, в чем проблема клиента. Спроси об этом у него самого» (Павлов К.В.) Не так страшно показаться непонятливым или тупым, чем пытаться строить диалог с клиентом, в действительности не до конца понимая, о чем он говорит. Смыслы разных людей неповторимы. Необходимо ценить смыслы клиента, не спешить с пониманием.

Иногда, высказав первую «порцию», обычно содержащую «сырую» жалобу, клиент в недоумении останавливается, ожидая некоей активности от терапевта. В подавляющем большинстве случаев в заявке уже содержится почти все то, что может стать фигурой.

Есть такой специальный термин в репертуаре современных гештальтистов: «собрать Фигуру», что означает: сконцентрировать внимание и осознанность в той зоне переживаемых клиентом состояний, где находится самое актуальное, насущное, важное переживание, проблема, в конце концов, и где таится разгадка. К. Павлов: ««Хочешь собрать Фигуру – попытайся понять, в чем дело, что говорит клиент». Золотая фраза в арсенал: «И в чем, собственно, проблема?»»

Порой случается так, что клиент не может ответить на кажущийся таким простым вопрос: «В чем проблема?» Весьма вероятно, что собственно процесс трудного определения, что именно является трудностью как раз и есть – Фигуральная проблема. В подобной ситуации предлагается обратить внимание собственно на данный процесс, задавая вопрос: «А что, собственно, происходит

2. Действие второе, понимающее: когда сфокусировано, ЧТО именно говорит клиент, что есть проблема, нужно выяснить, что это ЗНАЧИТ для клиента.

В ответ на подобный вопрос клиент обычно доносит важнейшую информацию о собственных смыслах и процессе смыслообразования, об уникальных особенностях формирования отношения к событию. Классики Гештальта учат, что «Смысл – не в Фигуре и не в Фоне, а в их взаимоотношении». Действие второе алгоритма приносит насыщение поля в терминах Гештальта, или же, описание обстоятельств и связанных с проблемой фактов, создающих фон.

Терапевту важно не увязнуть в собственных интерпретациях смысла. Интерпретировать и «понимать» смысл быстрее клиента так же опасно, как опасно и вредно было интерпретировать и «понимать» проблему. Правильнее спросить клиента о его смыслах, что для него важно во всей ситуации. Гипотез может быть без счета, столько - сколько наблюдателей изволят спроецировать собственные смыслы на данную ситуацию. А клиент может сказать единственный для него смысл.

В теории Гештальта данный этап можно обозначить как этап «заострения Фигуры» или более точного и глубокого понимания и узнавания проблемы уже в контексте прочих значимых фактов жизни Клиента.

3. Действие третье, исследовательское: когда сфокусирована ПРОБЛЕМА и ясно, в чем ее ЗНАЧЕНИЕ для клиента, нужно помочь ему УЗНАВАТЬ, КАК ПРОИСХОДИТ то, что приносит боль или уносит радость.

Процесс составляет механизм развертывания событий, в результате которых клиент переживает боль (стыд, нежеланный гнев, отчаяние и пр.). Для клиента «как» происходит то, что именно является стержнем проблемы, неудовлетворенности, симптома, чаще всего проскальзывает и убегает от внимания. Именно потому, что точка и механизм прерывания Цикла Контакта Организма с Окружающей Средой ускользает от фокуса осознанности, клиент и не может справиться с этим сам. Задача терапевта – помочь клиенту найти место срыва процесса реализации гештальта.

4. Действие четвертое, кульминационное: когда понятно, в чем ПРОЦЕСС, то есть «КАК» происходит в ЖИЗНИ клиента то, что приносит боль, можно искать ПАРАЛЛЕЛИ В СЕССИИ и, если таковые обнаружены, - строить ЭКСПЕРИМЕНТ.

Если в результате виртуозно исполненных терапевтом трех действий обнаружен процесс вне терапии, в жизни Клиента, в истории, то есть чаще всего, - в прошлом, то тогда можно экспериментально проверить сейчас и здесь, в сессии. Именно о таком эксперименте говорят, упоминая параллельный процесс и апеллируя к постулатам теории Поля, гласящим, что тот процесс, который Фигурален сейчас для клиента, проявляется везде, то есть - и во встрече с Терапевтом тоже.

Т.о., выявленный процесс выводится в экспериментальную фазу – собственно в сессию, и тем самым он становится доступным изменению. В «свежей» ситуации эксперимента можно попробовать что-то изменить, моделируя, и посмотреть, каков будет результат.

Но не изменение – главная задача терапевта, а приносящая новый опыт и новое знание об отношении к чудесам и обыденностям Мира осознанность.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 1384; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.