Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Директивность




Некоторые техники гештальт-терапии

Восприятие "здесь и сейчас".

Обсуждаются переживания прошлого опыта, мечты и размышления о будущем, но акцент делается на их связи с сиюминутными непосредственными ощущениями и переживаниями. Методы гештальт-терапии помогают клиенту воспринимать мир сейчас. Для этого клиента просят говорить в глаголах настоящего времени вне зависимости от того идет ли речь о незавершенных ситуациях прошлого или о построении планов на перспективу. Разговор в глаголах настоящего времени сопровождается ассоциативным восприятием себя. В описываемых «картинках» клиент не видит себя, он становится непосредственным активным участником событий, переживает вновь те чувства, которые были актуальны в прошлом. В отличие от ассоциативного восприятия диссоциации (клиент находится в позиции наблюдателя, он видит себя со стороны) не дают эффекта «оживления» прежних переживаний, что, в свою очередь, затрудняет завершение «гештальта».

Техника «awareness»

Техника «awareness», или целостное осознавание, заключается в постоянной внимательности к непрерывному потоку физических ощущений, чувств, мыслей, к непрерывной смене «фигур», возникающих на переднем плане интересов человека, на «фоне», образованном множеством переживаемых человеком ситуаций и его личностью - одновременно в телесном, эмоциональном, рациональном планах, в его воображении и в его поведении. Терапевт постоянно находится в состоянии внутреннего осознавания собственных ощущений и в состоянии внешнего осознавания, внимательно относясь ко всему, что происходит в окружающей его среде и, в особенности, с его клиентом.

На протяжении всего сеанса психолог направляет действия клиента. Дополнительную силу директивам дают обратная связь, вопросы, относящиеся к чувствам, интерпретации.

Речевые изменения.

Психолог предлагает заменить вопросительные по форме высказывания на утвердительные с сохранением смысла, заложенного в вопрос. Пример: замена вопроса "Я тебе нравлюсь?" на утвердительное по форме предложение "Я не уверен, что нравлюсь тебе". "Ты (он, она, они, оно)-сообщения", адресованные оппоненту изменяют на "Я-утверждения", что способствует усилению личной идентификации и конкретизации, принятию ответственности за свои слова, действия и поступки. «Хотелось бы» предлагают заменить на «хочу», что усиливает определенность потребностей и желаний, жесткий запрет и ограничение «нельзя» - на более мягкий «нежелательно», тем самым открывается доступ к вариативности выбора. Клиенту предлагают говорить в настоящем времени, благодаря чему легче сфокусироваться на проблеме. Предпочтительны вопросы "как…?", "что…?", нежели "почему…?", которые направляют беседу в интеллектуально-философское русло суждений, обо всем, а, следовательно, ни о чем конкретном.

Метод «горячего стула».

Технике «горячего стула» («hot seat») Фриц Перлз отдавал особое предпочтение на своих демонстрационных терапевтических сеансах. С этой целью он оставлял на подиуме, рядом со своим стулом еще один, и желающий «работать» клиент сам выходил и садился на стул, выражая таким образом свою готовность. На пустом стуле, стоящем напротив, клиент мог вообразить сидящим любого человека, с которым ему хотелось бы вступить в коммуникацию. В случае необходимости вместо стульев могут быть подушки, используемые как своего рода «переходные объекты», способные символизировать поочередно людей, части тела и даже абстрактные сущности.

Клиенту предлагают поговорить с воображаемым субъектом конфликта, якобы сидящим в пустом кресле напротив. После реплик клиента психолог предлагает ему пересесть в другое кресло и ответить за своего оппонента. Психолог направляет диалог между клиентом и воображаемым оппонентом, предлагая ему поменять кресло в самые критические моменты разговора. Критическим моментом в данном случае является конгруэнтное выражение чувств, адресованных оппоненту. Часто клиент понимает, что проецирует свои переживания на другого человека. В этом упражнении клиент учится более полно чувствовать, осознавать свои переживания.

Такого рода символическое «проигрывание» чувств, которые люди в повседневной жизни обычно подавляют или, наоборот, слишком быстро облекают в слова, вербализуют, словно стараясь избавиться от них, часто используется в Гештальте. В результате создаются условия, позволяющие клиенту сначала проявить свои чувства, освободиться от них, а затем и ликвидировать «незавершенность» тех «незакрытых ситуаций», которые порождают не соответствующее данному моменту стереотипное невротическое поведение илиустаревшие сценарии.

Необходимо также подчеркнуть, что цель любой психотерапевтической интервенции состоит не в преобразовании внешней ситуации, не в изменении внешнего окружения, других людей или хода событий, а в преобразовании внутреннего восприятия (которое в себе организует клиент) происходящих фактов, их взаимосвязей и всех их возможных значений (их многозначности). Таким образом, психотерапевтическая работа нацелена на приобретение клиентом нового личностного опыта, перестройки своей индивидуальной системы восприятия и ментальных репрезентаций (смена «угла зрения»).

Намеренное проигрывание способствует осознаванию через зримое и ощутимое действие, мобилизующее тело и эмоции и, таким образом, позволяющее клиенту прожить ситуацию более интенсивно, воспроизвести ее, поэкспериментировать и исследовать смутные подавленные и даже незнакомые чувства.

Беседа с частью своего "Я".

Разновидность метода пустого кресла, помогает выявить инконгруэнтности. В беседе участвуют конфликтующие части личности. Подобные диалоги дают быстрый прорыв в понимание проблемы.

Техника «монодрамы»

Техника «монодрамы» - вариант психодрамы (практиковавшейся Морено), в котором протагонист сам играет одну за другой все разнообразные роли из возникшей в его памяти ситуации. Так, например, он может сначала изобразить самого себя, а затем свою жену или суровую, отвергающую его мать рядом с той же самой, но уже любящей и открытой матерью.

Монодрама разными способами позволяет исследовать, осознавать и соединять полюса человеческих взаимоотношений. При этом все различия между такого рода «полярностями» не сводятся к искусственной, обманчивой и безжизненной "позолоченной" середине: ведь я могу в одно и то же время ощущать по отношению к другому человеку бешеную агрессию и страстную любовь. Каждое из этих двух чувств требует от клиента их максимального уяснения, а не их «нейтрализации» в бесцветной, относительной любви, или алгебраического суммирования двух бурных и противоречащих друг другу чувств, которые на самом деле скорее взаимодополняют, чем уничтожают друг друга.

Традиционному статическому и ограничивающему равновесию Гештальт предпочитает достижение динамического равновесия.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 1074; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.