Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Прямое обращение




В Гештальте избегают говорить о другом человеке (присутствующем или отсутствующем). К нему обращаются напрямую, что позволяет перейти от внутренней рефлексии интеллектуального характера к взаимному эмоциональному контакту.

Иногда участникам терапии предлагается сопоставить свои впечатления с впечатлениями заинтересованных наблюдателей. Такое сравнение выявляет скрытое воздействие проекций, которыми мы бессознательно себя окружаем. «Подобного рода сопоставления позволяют избежать упреков соседу... за свои собственные проекции в его отношении!» (С. Гингер).

«Следование за Фигурой»

К.В. Павлов считает, что эта техника является «основной «техникой» Гештальт-терапии. Он определяет эту «технику» как «качество осознанности Терапевта, базирующееся на знании теории поля и помноженное на Неандертальские ценности»[7].

Поле - суть все, что существует, и все, что существует - является частью поля. Причем, не принципиально, существует ли некий объект, или же его можно лишь помыслить. Все равно, с точки зрения теории поля, все объекты включены в единое поле. Часть поля, доступная осознанности Организма, называется феноменологическим полем.

Организмом в Гештальт-подходе называется сложное психофизическое образование, отнюдь не ограничивающееся пространственными границами тела, а распространяющееся и на те психические явления и прочие реалии, которые субъект может обозначить: «Это Я»

Следует отметить, что основные положения Гештальт-подхода были

разработаны в интересах практики по преодолению человеческого страдания, и анализировать смысл теоретических конструктов Гештальт-теории необходимо, принимая данный факт во внимание. Так, определение Организма становится более доступным, если вспомнить, как болезненно порой отзываются в душе неудачи друга или то, как можно расстроиться, услышав нелестную оценку своей любимой музыки.

Организмам свойственно иметь потребности, для удовлетворения которых они вынуждены контактировать с Окружающей средой. Организмическая потребность способствует поляризации феноменологического поля на Фигуру (Гештальт) и Фон. Фигурой (Гештальтом) называется фокус осознанности в каждый конкретный момент времени. Фигуральными могут быть чувства, ощущения, переживания, телесные проявления и прочие субъективные реалии. По мере удовлетворения организмической потребности фигуры чередуются, сменяя одна другую. Так, например, если, будучи голодным, я выделяю из среды вывески кафе, острые запахи и замечаю жующих людей, то, стоит мне пообедать, как в фокус осознанности начинают «прорываться» совершенно иные сигналы, отвечающие запросам очередной «дозревающей» потребности. Известно, что многие Гештальты по ряду причин не находят своего разрешения, и люди обречены переживать затяжные состояния, носящие зачастую болезненный характер, перерастающие в хронические смутные беспокойства, тоскливо-тревожные переживания. При этом связь данных состояний (Фигур или Гештальтов) с Организмической потребностью утрачена и не осознается субъектом. Люди (Организмы) находят и вырабатывают привычные способы адаптации к подобным состояниям, позволяющие как-то существовать, хоть немного снижая остроту переживания неприятных ощущений. В таком-то состоянии и появляется обычный клиент в приемной терапевта.

Согласно теории, Организм решает свои проблемы по удовлетворению потребностей только самостоятельно, в процессе Организмической Саморегуляции (ОС). Для того, чтобы ОС «заработала», необходимо «обратить внимание» Организма (способствовать повышению осознанности) на механизм сбоев, препятствующих удовлетворению потребностей, на то, как именно происходит процесс жизни в данных (подразумевается, неудовлетворительных, болезненных) условиях. Согласно парадоксальной теории изменений А. Бейссера, для этого достаточно оставить человека в Фигуре и поддержать в узнавании привычно избегаемого болезненного состояния. Но встают вопросы: А где Фигура? И какая Фигура — главная? Фигуры клиента терапевт выбирает, вне всяких сомнений, в связи с собственными Фигурами, то есть сугубо субъективно. Нет самой правильной Фигуры, и сессия может протечь по бесчисленному множеству сценариев в зависимости от каждой последующей взаимной интервенции терапевта и клиента. Важно следовать за Фигурами.

К.В. Павлов дает методический комментарий, которого требует техника Следования за Фигурой. «Смысл содержится не в Фигуре. Нет смысла и в Фоне. Смысл возникает во взаимодействии Фигуры и Фона. Организмическая потребность поляризует Феноменологическое Поле на Фигуру и Фон. Фон насыщает Фигуру значением»[8]. Незначительное изменение Фона влечет принципиальное изменение смысла при неизменной Фигуре. В продолжительных сессиях неизбежно смещение с единожды избранной Фигуры к другим Фигурам, возникающим по ходу работы. Кроме того, может быть вполне адекватной интервенцией работа по насыщению Фона, детализация обстоятельств, на Фоне которых назрела Фигура. Например, если клиент говорит о том, что ему часто снится кошмарный сон про пилота авиалайнера, для терапевта будет совершенно нелишним не просто нафантазировать собственную картинку, а уточнить, как именно это представлено в сознании клиента. Таким образом, К.Павлов сравнивает терапевтическую сессию с непрерывным танцем «Фигура № 1 - Фон - Фигура №2 - Фон - Фигура № 2 = Собственная Фигура терапевта № 1 - и т.д.».




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 784; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.