КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Поставлено по договору 3 страница
4. Коэффициент устойчивости экономического роста
(169) Показатели рентабельности производственных ресурсов 1. Фондорентабельность:
(170)
2. Рентабельность производственных фондов:
(171)
- среднегодовая стоимость материальных оборотных средств (стр.210) 3. Рентабельность производственных ресурсов:
(172)
где Ме – материалоемкость; Ze – зарплатоемкость.
2.5 АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ Результаты технического развития предприятия отражают уровень техники, технологии и организации производства, которые оказывают влияние на конкурентоспособность, новизну и качество продукции. Задачи анализа: 1. оценка и анализ конкурентоспособности продукции; 2. анализ обновления продукции; 3. анализ качества продукции: - процент сертифицированной продукции; - процент продукции, идущей на экспорт; - коэффициент сортности; 4. анализ брака: - внешний способ выявления брака, то есть на основе претензий; - внутренний: анализ по данным аналитического учета. Анализируют объем забракованной продукции в общем объеме выпуска. При учете затрат на брак исключаются общехозяйственные и общепроизводственные расходы. Далее проверяют суммы полученных компенсаций; 5. анализ показателей организационно- технического уровня производства. Исходными данными являются форма П1, «Отчет об отгрузке и выпуске продукции, а также данные аналитического учета и оперативная информация в виде рекламации».
2.5.1 Оценка и анализ конкурентоспособности продукции Конкурентоспособность продукции определяется как совокупность качественных и стоимостных характеристик, обеспечивающих удовлетворение конкретной потребности покупателя и условий рынка. Уровень конкурентоспособности определяется совокупностью технико-экономических показателей. Для оценки конкурентоспособности продукции используется система групповых, единичных и интегрированных показателей.
Единичный показатель – отношение величины какого – либо параметра изделия к величине соответственного параметра, при котором потребность полностью удовлетворяется или к величине соответственного параметра конкурирующего образца. Групповой показатель – рассчитывается на базе единичных показателей и характеризует различие между изделиями и потребностью по группе параметра. Рассчитывается по группам технических, экономических и нормативных показателей. Групповой показатель по техническим показателям равен сумме произведений единичных показателей на коэффициент их весомости, установленные специалистами – экспертами по просматриваемому виду товара. Групповой показатель по экономическим показателям рассчитывается на основе цен потребления сравниваемых изделий. Цена потребления определяется как сумма качественных расходов (покупка изделия) и затраты на его подготовку и эксплуатацию, плюс эксплуатационные расходы (топливо, энергия, вода и т.д.), плюс текущие затраты (текущий ремонт и обслуживание). Для изделий, срок службы которых превышает один год, цена потребления должна определяться с учетом фактора времени. Групповой показатель по нормативным параметрам рассчитывается на основе специально выделяемых среди технических показателей, которые могут применяться только для значения соответствующего данному виду рынка. На основе групповых показателей рассчитывается интегральный показатель. (173)
где Кнi – групповой показатель по нормативным параметрам i-того товара. Ктi – групповой показатель по техническим параметрам.
Кцi – групповой показатель цены потребления i-того товара без учета фактора времени. Ку(t)i – с учетом фактического времени (за весь срок службы изделия). Если интегральный коэффициент меньше 1, то оцениваемый товар уступает товару образцу, если больше 1, то товар более конкурентоспособный. При анализе конкурентоспособности по нескольким образцам интегральный показатель определяется как средневзвешенный показатель по каждому отдельному образцу.
(174)
Ккинтегр.i – интегральный показатель товара i-того вида j-того аналога. ij – доля j-того аналога в удовлетворение общего спроса на изделие i-того вида (или доля в общем объеме продукции). m – число изделий аналогов (конкурентов). Для анализа конкурентоспособности целесообразно составлять аналитическую таблицу, и показатели отчетного периода сравнивать с показателями за предшествующий период.
2.5.2 Анализ показателей организационно-технического уровня 1) Показатели технического уровня производства: - количество автоматизированных, комплексно-механизированных участков, цехов; - уровень механизации и автоматизации производства; - фондовооруженность; - энерговооруженность; - коэффициент охвата изделий типовыми технологическими процессами и т. д. 2) Показатели организации производства: - коэффициент кооперации; - коэффициент специализации; - коэффициент ритмичности; - коэффициент непрерывности производства. 3) Показатели организации труда: - удельный вес технически обоснованных норм; - коэффициент использования рабочего времени; - коэффициент организации рабочих мест (отношение рабочих мест, организованных по типовым проектам, к общему количеству рабочих мест). 4) Показатели организации управления: - удельный вес служащих в общей численности; - удельный вес руководителей; - коэффициент централизации управленческих функций (отношение количества служащих, занятых в аппарате управления, к общей численности служащих); - коэффициент технической оснащенности управленческого труда; - удельный вес затрат на управление в себестоимости продукции (доля общехозяйственных расходов в себестоимости).
2.6 АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ Социальная деятельность предприятия направлена на обеспечение кадрами в соответствии с потребностями производства, создание нормальных условий труда и охраны здоровья работников, создание системы оплаты и поощрения труда, трудовых и социальных льгот, способствующих удовлетворенности трудом.
Результатом социального развития является создание стабильного коллектива в целях повышения производственных, экономических и социальных результатов. Задачи анализа: - оценка состава и структуры персонала; - анализ соответствия профессионального и квалификационного состава работающих, требования к технологии; - анализ условий труды и охраны здоровья работников; - анализ средств, направленных на развитие и мотивацию персонала.
2.7 АНАЛИЗ БЕЗУБЫТОЧНОСТИ Любое изменение выручки порождает значительное изменение прибыли. Запас финансовой прочности показывает, насколько предприятие может понизить выручку, обеспечивая при этом финансовую устойчивость. Анализ чувствительности предполагает отслеживание того, как изменяется прибыль в результате изменения одного из параметров при условии, что остальные остаются неизменными. 1) Валовая маржа показывает результаты реализации продукции за вычетом переменных затрат:
ВМ = TR – VC = Выручка – Переменные издержки (175)
ВМ = (TR – VC) / TR *100% (176)
2) Сила воздействия операционного рычага. Эффект операционного рычага:
ЭОР = ВМ / Прибыль (177)
3) Запас финансовой прочности: ЗФП = 1 / ЭОР = (TR – ТБ) / TR, (178)
где TR – выручка; ТБ – точка безубыточности. 4) Финансовый рычаг. В связи с привлечением заемных средств у организации увеличивается финансовый риск. Финансовый риск – это риск, связанный с возможным недостатком средств для выплаты по кредитам и займам. Возрастание финансового риска характеризуется повышением финансового рычага. Финансовый рычаг – это механизм воздействия на уровень рентабельности собственного капитала за счет изменения соотношения собственных и заемных источников финансирования. Эффект финансового рычага:
, (179)
(180)
СП – средняя ставка процента, которая определяется отношением суммы процента по всем кредитам к общей сумме заемных средств. При проведении анализа безубыточности решаются три основные задачи: - определение точки безубыточности, то есть минимального объема выручки от реализации, при котором деятельность предприятия остается безубыточной; - определение запаса прочности; - выявление причин изменения запаса прочности.
2.8 АНАЛИЗ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ 2.8.1 Уровни проведения анализа персонала Многогранность и разнообразие целей анализа в сфере труда и социально-трудовых отношений организации позволяет относиться к этой процедуре как к сложному явлению, заслуживающему самостоятельного изучения. Анализ персонала может быть рассмотрен в организационно-технологическом; социально-психологическом; экономическом аспектах. Анализ персонала в организационно-технологическом аспекте – это проверка документации и анализ показателей; свидетельствующихо легитимности иэффективности деятельности организации. В российской экономике труда анализ трудовых показателей на предприятиях всегда рассматривался как неотъемлемый элемент организации труда и трудовых отношений. В этой сфере накоплен определенный конструктивный опыт, который может быть эффективно использован. В западной практике анализ персонала обычно включает анализ данных, относящихся к программам развития трудовых ресурсов, в том числе показателей текучести кадров, жалоб, прогулов, невыходов на работу, производственного травматизма, отношения персонала к работе и степени удовлетворенности трудом. Анализ персонала в социально-психологическом аспекте – это оценка социально-трудовых отношений на предприятии для выявления основных факторов трудовой мотивации и нахождения резервов совершенствования деятельности фирмы с субъективных позиций работников. Экономический аспект анализа персонала – это определение: 1) конкурентоспособности предприятия в трудовой сфере, которая оценивается путем сравнения экономических и социальных показателей деятельности предприятия с законодательно установленными нормами и нормативами или со средними и лучшими в отрасли показателями на аналогичных предприятиях; 2) эффективности функционирования служб управления персоналом, выявление их роли в повышении конкурентоспособности предприятия; 3) экономической эффективности самого анализа, сравнение затрат на проведение анализа с его результатами. Анализ и оценка какого-либо одного показателя или явления в отрыве от других не дают желаемого результата. Поэтому необходим комплексный анализ, предполагающий изучение уровня и динамики любого отдельного показателя в тесной взаимосвязи с изменениями уровня и динамики всех других. Наиболее эффективен анализ, предоставляющий полную и достоверную информацию орезультатах внедрения программ управления иразвития персонала, рассматриваемых как вкладстратегических задач организации. Основные параметры исследования по функциям управления персоналом представлены в таблице 24.
Таблица 24 – Основные параметры исследования персонала
Сфера исследования персонала гораздо шире, чем только анализ деятельности функциональногоподразделения по управлению персоналом, и в целом анализ не должен ограничиваться лишь этим. Он предполагает изучение организации управления персоналом в данной организации, включая анализ деятельности управляющего персонала на разных уровнях управления. Деятельность по управлению персоналом включает стратегический, функциональныйи линейный уровни. Исходя из этого существуют три основных уровня анализа. Анализ персонала должен удовлетворять широкие, долгосрочные интересы высшего руководства, а также более специфичные и краткосрочные потребности специалистов по управлению персоналом и линейных менеджеров. Поскольку управление персоналом в организации должно быть единым, все направления анализа являются взаимосвязанными и взаимозависимыми. Анализ персонала должен осуществляться с точки зрения трех аналитических уровней. Стратегический уровень – осуществляется с точки зрения высшего звена управления организацией, требующего проверки интегрированности практики управления персоналом в организационное стратегическое планирование, и связь практики службы управления персоналом с другими управленческими функциями, касающимися формирования и использования трудового потенциала организации. Операционный уровень – анализ эффективности деятельности функционального подразделения по управлению персоналом организации. Анализ функции управления персоналом должен логически начаться с обзора работы службы управления персоналом. В табл. 25 показан перечень главных областей исследования персонала.
Таблица 25 – Главные области исследования персонала
Управленческий уровень предполагает исследование правильности применения линейными руководителями разработанной методологии управления персоналом. Исследование в том числе касается вопросов согласия управленческого звена с целями, кадровой политикой и процедурами управления персоналом, соблюдения их предписаний и требований законодательства в своей работе.
2.8.2 Инструментарий проведения исследования персонала Каждый инструмент исследования обеспечивает частичное понимание действий управления персоналом фирмы. Если эти инструменты используются умело, команда может соткать из них ясную картину действий управления персоналом организации. Это: • интервью; • анкетные опросы и обзоры; • анализ официальных документов; • внешняя информация; • эксперименты в области управления персоналом. 2.8.2.1. Интервью В исследовании персонала интервью — наиболее применимый инструмент сбора информации, применяемый для получения информации для анализа рабочего процесса, выяснения суждений работников по определенным вопросам. В ходе беседы каждый последующий факт дополняет или опровергает предыдущие, раскрывает побочные факты и неожиданные взаимосвязи, влияния или ограничения. В области управления персоналом получаемые комментарии позволяют определить сферы, требующие оптимизации. Критицизм работников может свидетельствовать о низком уровне удовле творения их потребностей и о необходимости повернуть работу службы управления персоналом в эту область. Но когда права служба управления персоналом, вероятно, придется предпринять обучение линейных менеджеров фирмы, объясняя им подвергаемые сомнению процедуры управления. Разновидность интервью — такой полезный источник информации как «выходное» интервью. Интервью с увольняющимися работниками проводятся, чтобы изучить их представления об организации. Анализ данных такого интервью позволяет выявлять и осуществлять меры по предотвращению текучести, которые могут носить как априорный характер (более тщательный отбор сотрудников с учетом предотвращения еще на этой стадии наиболее часто встречающихся причин увольнений работников), так и апостериорные (целенаправленную работу по удержанию на предприятии кадровых работников). Ниже представлен образец типичных вопросов, задаваемых в такихинтервью. Данное интервью проводилось службой управления персоналом до аудита, и комментарии работников были зафиксированы. Позже, в процессе аудита, эти ответы учитывались для нахождения причины неудовлетворенности служащих и других проблем управления персоналом.
Пример Форма Выходного интервью
2.8.2.2 Анкетные опросы и обзор отношений Известно, что влияние отношения к работе на трудовое поведение работника очень велико. Оценивая удовлетворенность работников трудом, можно определить их отношение к рабочему процессу, руководству, взаимоотношениям в коллективе и специфике организации труда. На базе такой информации можно производить организационные изменения, которые повысят у работников удовлетворенность трудом. Один из наиболее объективных и экономичных подходов – это проведение опросов об отношении работников к работе. Использование анкет позволяет получить большое количество фактов от большого числа людей. Такие опросы представляют, как правило, собой самостоятельное заполнение респондентом вопросников или анкет. Эти инструменты используются довольно часто, потому что интервью дорогостоящая процедура, и обычно используется только в отношении немногих работников. Опросы работников особенно результативны для оценки взаимоотношений в коллективе, мотивации к труду, эффективности деятельности руководства и системы вознаграждений и компенсаций. Кроме того, анкетные опросы обычно приводят к более искреннимответам, чем лицом к лицу с интервьюером. Один из видов опросов в современной практике управления персоналом — «обзор отношений». Это многостраничное «бумага и карандаш» (paper-and-pencil) исследование используется, чтобы узнать, как служащие рассматривают своего менеджера, свою работу и службу управления персоналом. Иногда задают до нескольких сотен вопросов по критическим проблемам. Ответы группируются и анализируются с целью выяснения факторов риска в системе взаимоотношений в коллективе. Анализ может выявить проблемы с определенными руководителями, рабочими местами или льготами. Рассмотрим фрагмент такого вопросника:
Пример После анализа обзора отношений старший менеджер сталелитейного завода обнаружил, что разработчики проектного отдела не были удовлетворены трудом. Их неудовлетворенность относилась к их рабочим местам, линейным менеджерам и медицинскому страхованию. Разработчики обычно полностью отвечают за выполнение детальных чертежей. Однако на заводе некоторые разработчики специализировались на выполнении чертежей, тогда как другие маркировали проекты. Кроме того, разработчики работали в подчинении у линейного менеджера, твердо выполнявшего предписания и правила компании, но очень деспотичного. И, наконец, они были недовольны работой службыуправления персоналом из-за того, что эта служба возмещала затраты по медицинскому страхованию в течение почти двух месяцев. Старший менеджер завода, менеджер службы управления персоналом и линейный менеджер проектного отдела встретились, чтобы обсудить эту проблему. Они согласились перепроектировать рабочие места, чтобы каждый разработчик был ответственен за все стадии подготовки чертежей. Менеджер службы управления персоналом и старший менеджер завода убедили линейного менеджера ввести гибкий график работы и перевести этих работников с почасовой оплаты на оклад. Линейный менеджер также согласился пройти в рамках компании шестнадцатинедельную программу обучения деловому общению. Так как неудовлетворенность компенсацией издержек медицинской помощи существовала повсюду в компании, менеджер управления персоналом принял меры, чтобы все работники посылали свои требования непосредственно страховой компании. Следующий обзор отношений показал, что этой проблемы больше не существует.
Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 313; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |