КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Глобальная диагностика
Социальная политика (управление персоналом) При описании социальной политики устанавливаются наиболее значимые факторы, которые зависят от цели анализа: • труд (определяется уровень занятости, природа предложенного труда, безопасность и защита занятости, внедрение инноваций, стабильность, политика продвижения, труд женщин и других социально уязвимых категорий); • вознаграждения (чаще всего оценивается относительный уровень вознаграждений, эволюция во времени, внутренняя структура вознаграждений, нижний уровень зарплаты и иерархическое распределение, виды вознаграждений); • безопасность и улучшение условий труда (здесь выделяют два аспекта- финансовые средства, вложенные в эту область и оценка полученных результатов); • профессиональное образование (объем, содержание, продолжительность, стоимость); • информация (процедуры прохождения информации, собрания персонала, индивидуальные беседы и переговоры). На этой стадии анализа выявляются: • соответствия и несоответствия между должностными характеристиками и проводимой политикой; • связи и случайные нестыковки между различными сторонами социальной политики; • принципиальные источники социальных рисков; • зоны социальных сверхиздержек.
2.8.4 Анализ организационного поведения Любая организация своеобразный метаорганизм, отличающийся организационным поведением, т.е. особенностями и закономерностями взаимодействия объединения людей с внешней и внутренней средой. В организациях, имеющих определенную историю, неизбежно формируется особый уклад жизни, свои традиции, ритуалы. По мере развития организации в ней складывается своя собственная система ценностей, убеждений, норм и правил поведения и деятельности. У каждой организации появляются уникальные черты, позволяющие характеризовать ее как специфическое сообщество людей, возникает уникальная общая психология или сильная организационная культура. При анализе рассматривают признаки внешней адаптации организации. Это: - миссия организации; - цели, отражающие эту миссию; - средства достижения целей; - критерии оценки результатов деятельности; - стратегия корректировки направлений развития в случае, если цели по разным причинам недостижимы. Процесс становления коллектива, или внутреннюю интеграцию изучают по следующим признакам: • язык общения; • критерии определения того, кто «наш», а кто «не наш»; • критерии и правила распределения власти и статуса; • правила неформальных отношений внутри организации; • критерии распределения поощрений и наказаний; • внутренняя идеология. После анализа социальной политики и организационного поведения становится возможным сгруппировать сильные и слабые стороны управления персоналом для завершения в целом предварительной диагностики.
2.8.5 Основные направления и показатели, используемые при проведении анализа персонала 2.8.5.1 Направления анализа 1. Производительность и эффективность труда, занимающие центральное место в сфере управления трудом и персоналом. В основе всякого управления лежит сопоставление затрат и результатов труда, оценка вклада различных категорий персонала и отдельных коллективов в общие итоги деятельности предприятия, определение факторов увеличения выпуска и продажи на рынке продукции, снижение затрат и повышение результатов труда и производства. 2. Трудовой потенциал и человеческий капитал, определяющий уровень развития трудового потенциала и оказывающий прямое и непосредственное влияние на результативность деятельности человека, эффективность производства и уровень жизни людей. 3. Условия труда, характеризующие основные параметры 4. Организация и нормирование труда, обосновывающие рациональные формы разделения и кооперации труда, проектирование и обслуживание рабочих мест, прогрессивные методы и приемы выполнения работы, оптимальные нормы трудовых затрат различных категорий персонала и др. 5. Планирование численности персонала, обеспечивающее определение обоснованной потребности различных категорий работников и их рациональное использование на основе действующих на рынке труда и производства законов спроса и предложения. 6.Мотивация персонала, побуждающая человека к наиболее плодотворной деятельности на основе всестороннего учета его личных потребностей и основных целей предприятия. 7. Оплата и вознаграждение персонала, способствующие росту результатов работы и доходов персонала, обоснованию нормальной цены рабочей силы, дифференциации общих доходов и компенсационных доплат и т. д. 8. Социально-трудовые отношения, строящиеся на взаимодействии личных, корпоративных и общественных интересов персонала, развитии партнерских отношений между работодателями и всеми категориями персонала предприятия и др. 9. Управление полной и эффективной занятостью, предполагающее обеспечение сбалансированности трудовых ресурсов и рабочих мест и эффективное использование рабочей силы в действующем производстве. 10. Совершенствование организации управления персоналом, предусматривающее приведение вполное соответствие с требованиями рынка существующих на предприятиях форм, методов и процедур работы с кадрами, изменение функций и структуры служб, улучшение работы с персоналом. В таблице 26 рассмотрены критерии оценки состояния и эффективности процесса управления формированием персонала организации.
Таблица 26 - Критерии оценки состояния и эффективности процесса управления формированием персонала организации
В таблице 27 дан примерный перечень показателей по труду, необходимых организациям для анализа и планирования, а также оценки конкурентоспособности.
Таблица 27 - Примерный перечень показателей по труду, необходимых организациям для анализа и планирования, а также оценки конкурентоспособности
2.8.5.2 Анализ структуры динамики персонала Проводится на основе анализа следующих показателей. 1. Структура рабочей силы по категориям занятых. Обычно рабочая сила подразделяется на три категории: производственный персонал (основные или производственные рабочие); непроизводственный персонал и административный персонал (включая сотрудников отдела продаж). Существенное различие состоит в том, что издержки на производственный и непроизводственный персонал относятся на себестоимость продукции (услуг), а затраты на административный персонал покрываются из валовой прибыли всей компании (до уплаты налогов). При анализе отслеживают следующие соотношения, характеризующие структуру рабочей силы: - число производственных работников на одного непроизводственного (рассчитывается как отношение числа производственных работников к числу непроизводственных работников); - число производственных работников на одного административного (рассчитывается как отношение числа производственных работников к административным); - доля административных работников в общей численности (рассчитывается как отношение административных работников общей численности работников). 2. Возрастная структура рабочей силы. Традиционным показателем статистики человеческих ресурсов является средний возраст сотрудников, организации, рассчитываемый как сумма возрастов всех сотрудников разделенная на число занятых в организации. Но такой метод расчета представляется недостаточно информативным, т.к. средний возраст может получиться Возрастная структура персонала характеризуется долей лиц соответствующих возрастов в его общей численности. При изучении возрастного состава применяются следующие группировки: 16, 17, 18, 19, 20-24, 25-29, 30-34, 35-39, 40-44, 45-49, 50-54, 55-59, 60-64, 65 лет и старше. 3. Образовательная структура. Аналогично возрастной 4. Стаж работы. Важным показателем стабильности рабочей силы и преданности сотрудников организации является показатель продолжительности работы в компании (стаж). Для стажа средний показатель имеет больший смысл, чем для возрастной структуры. Структура персонала по уровню образования (общему и специальному) предполагает выделение лиц, имеющих высшее образование, незаконченное высшее (более половины срока обучения), среднее специальное, среднее общее, неполное среднее, начальное. Целесообразно составлять таблицу сведений о расстановке специалистов с высшим и средним специальным образованием. Структура персонала по стажу может рассматриваться двояко: в плане общего стажа и стажа работы в данной организации. С общим стажем напрямую связан уровень производительности труда. Общий стаж группируется по следующим периодам: до 16 лет, 16-20, 21-25, 26-30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40 лет и более. Стаж работы в данной организации характеризуется закрепляемостью кадров. Статистика выделяется следующие периоды для расчета этого показателя: до 1 года, 1-4, 5-9, 10-14, 15-19, 20-24, 25-29, 30 лети более. 5.Половая структура организации. Половая структура организации — процентное соотношение мужчин и женщин — является еще одним традиционно отслеживаемым показателем статистики человеческих ресурсов. Однако практическая польза ограничена случаями, когда по законодательству женщины пользуются определенными льготами, такими как дополнительная компенсация или укороченный рабочий день. 6.Текучесть кадров. Это важнейший показатель движения персонала организации. На него оказывают влияние различные факторы, которые по степени управляемости могут быть разделены на три группы: - факторы, возникающие на самом предприятии величина заработной платы, условия труда, уровень автоматизации т.п.; - факторы (возраст работников, уровень их образования, опыт работы и т.п.); - факторы, внешние по отношению к предприятию экономическая ситуация в регионе, семейные обстоятельства, появление новых предприятий и т.п.; В свою очередь, в каждой из этих групп можно выделить факторы, отличающиеся по силе и характеру их влияния на движение персонала. Текучесть связана с субъективными причинами (уход по собственному желанию, увольнение за нарушения трудовой дисциплины). Обычно она характерна для молодых сотрудников и после трех лет работы существенно снижается. Считается, что нормальная текучесть кадров составляет до 5% в год. Существует несколько методов расчета текучести, наиболее распространенный — отношение числа работников, покинувших организацию по причинам, относимым и текучести (за исключением уволенных по сокращению штатов) к среднесписочному составу работников организации за определенный период:
(181)
где Кт.п. — коэффициент текучести; Рв — численность работников, уволенных по причинам текучести; Р — среднесписочная численность работающих. Коэффициент интенсивности текучести кадров — отношение доли i-й группы работников в числе выбывших по причинам текучести к доле i-й группы в числе работающих:
(182)
где Кит - коэффициент интенсивности текучести; УВi — доля i-й группы работников в числе выбывших по причинам текучести; Уi — доля i-й группы работников в общем числе работающих. На основании сведений, полученных с помощью анкетирования работников, можно определить потенциальный коэффициент текучести как отношение числа работников, желающих уйти согласно анкете, и числу опрошенных. Чем выше показатель текучести, тем ниже стабильность персонала организации. Для руководства организации важен не только сам показатель текучести кадров, но и причины, по которым люди покидают организацию. Организации могут снизить К.т.п. с помощью следующих мер: улучшение организации труда и производства, сокращение монотонного, малоквалифицированного труда, оздоровление условий труда на рабочем месте квалификации и индивидуальным способностям и интересам работников, организация профессионального продвижения кадров и развитой системы повышения квалификации и индивидуальным способностям и интересам работников, организация профессионального продвижения кадров и развитой системы повышения квалификации улучшение жилищных и др. бытовых условий, совершенствование оплаты труда и стимулирование труда, специальные мероприятия адаптации молодых работников. Для управления процессами текучести кадров огромное значение имеет сбор и анализ информации о них. Считается целесообразным в первую очередь собирать сведения об общем числе уволившихся; уволившихся женщинах; лицах в возрастных категориях до 18 лет, 19—30 лет, старше 50 лет; о работниках с низкой и высокой квалификацией; со стажем работы менее 3 и более 10 лет; с профессиональным, высшим и средним специальным образованием. Исследованиями, например, установлено, что стремление перейти из одной организации в другую обратно пропорционально возрасту. Пик переходов заканчивается в 24—25 лет. Чаще меняют работу работники низшей квалификации, не имеющие перспектив, семьи, меньше зарабатывающие, далеко живущие. 7. Показатель абсентеизма — количества самовольных невыходов работников на работу. Он рассчитывается как отношение рабочего времени, пропущенного сотрудниками в течение периода (года), к общему балансу рабочего времени организации за период. В этом показателе учитываются все пропуски рабочего времени — по болезни, отгулы за свой счет, прогулы и т.д. кроме отпусков и вынужденных по инициативе администрации. Стандартные формулы для расчета П.(А) следующие:
(183) (184)
где Dn — число рабочих дней, потерянных за определенный период из-за отсутствия на работе; D — число рабочих дней; N—среднее число работников; Рn — общее число пропущенных часов; Р — общее число рабочих часов по графику. Коэффициент абсентеизма показывает, какой процент производительного времени теряется в течение периода из-за отсутствия сотрудников на рабочем месте. Абсентеизм приводит к значительным издержкам, которые включают в себя: (а) ряд выплат, обязательных вне зависимости от фактического присутствия работника на рабочем месте; (б) оплату сверхурочных работ работнику, заменяющему отсутствующего; (в) потери, связанные с простоями оборудования, падением производительности труда и т.п. Для снижения абсентеизма необходимо проводить детальный анализ причин неявки сотрудников и подсчитать отдельные коэффициенты абсентеизма по основным причинам — болезням, прогулам и т.д. 8. Коэффициент внутренней мобильности персонала рассчитывается как отношение числа сотрудников, сменивших должности в течение анализируемого периода, к среднему числу сотрудников организации за данный период.
(185)
где Рсм — число работников, сменивших должность за период; Р — среднесписочная численность работников. Коэффициент мобильности рассчитывается за 1 год; 3 года, 5 лет. Помимо коэффициента мобильности может быть произведена разбивка персонала в соответствии с продолжительностью работы в данной должности — определяют, какой процент работает в настоящей должности менее 1 года, от 1 года до 3 лет и т.д. Такой анализ позволяет лучше понять динамику внутриорганизационных перемещений и выявить узкие места, требующие вмешательства руководства. Данный коэффициент тесно коррелирует с показателями сменяемости и оборота рабочей силы. Сменяемость — это замещение принятыми рабочими уволившихся рабочих. Показатель сменяемости (коэффициент сменяемости) это наименьшее число из поступивших или уволившихся, отнесенное к среднесписочному числу рабочих. При определении сменяемости в расчет не включаются работники, уволенные в связи с сокращением производства, а включаются лишь те работники, которые при данной неизменной производственной базе были замещены. Оборот рабочей силы — наиболее общий показатель ее динамики. В отличие от сменяемости оборот рабочих кадров включает еще и тех рабочих, которые в плановом организованном порядке переведены на другие предприятия. Эта категория работников никак не может быть отнесена к подлежащей замене, так как перевод может быть использован как средство борьбы с изменениями рабочей силы в порядке сокращения штата. Оборот рабочей силы характеризуется числом вновь поступивших и выбывших работников за данный период, отнесенным к среднесписочному числу. Таким образом, оборот и сменяемость рабочей силы есть показатели, самостоятельно характеризующие динамику рабочей силы. При этом с текучестью рабочей силы они могут быть и не связаны, в то время как текучесть может влиять и на сменяемость, и на оборот. Коэффициент излишнего оборота рабочей силы определяется разницей между численностью рабочих, уволенных с данного промышленного предприятия, и численностью рабочих, вновь поступивших на это предприятие. Он характеризует постоянство персонала организации за определенный срок. При его расчете могут быть три случая: во-первых, когда число принятых рабочих отклоняется в меньшую сторону от числа уволенных, во-вторых, когда число принятых и уволенных совпадает и, наконец, в-третьих, когда принятых больше, чем уволенных. Очевидно, что первый случай для данного предприятия будет наименее благоприятным. Чтобы установить связь между числом уволенных и вновь поступивших, необходимо произвести анализ отчетных данных предприятия за прошлые годы с учетом эффективности мероприятий, направленных на снижение текучести рабочих кадров в перспективном плановом периоде. Для расчета коэффициента излишнего оборота рабочей силы можно использовать следующую формулу:
(186)
где ЧРув — численность рабочих, уволенных с предприятия за данный год; ЧРпл —численность рабочих, уволенных с предприятия по причинам, учитываемым при определении размера планируемой убыли (инвалидность, уход на пенсию, переход на учебу в высшие и средние учебные заведения с отрывом от производства, призыв в ряды Российской Армии, и т.д.) Относительный оборот персонала можно охарактеризовать с помощью ряда показателей: коэффициент стабильности (постоянства) = число работников, состоящих в списках (187) = организации в течение всего периода среднесписочная численность персонала за период
коэффициент закрепленности = число лиц с определенным стажем, покидающих организацию (188) среднесписочная численность персонала за период
Интенсивность оборота по приему = число принятых за период (189) среднесписочная численность персонала за период
Интенсивность оборота по выбытию = число выбывших за период по всем причинам (190) среднесписочная численность персонала за период
9. Показатели адаптации персонала— измерители уровня успешности адаптации; делятся па объективные и субъективные. Объективные П.а.п. характеризуют эффективность трудовой деятельности, активность участия сотрудников в ее различных сферах; подразделяются по принадлежности к одному из ее видов, например, профессиональному (соответствие квалификационных навыков требованиям рабочего места); социально-психологическому (степень соответствия поведения личности нормам, сложившимся в данном коллективе); психофизиологическому (степень утомляемости, уровень нервной перегрузки). Субъективные П.а.п. характеризует удовлетворенность сотрудника работой в целом или отдельными ее проявлениями; подразделяются (аналогично объективным) по принадлежности к одному из видов адаптации и определяют собственную оценку работником: своего отношения к профессии и квалификации; отношения с коллективом сотрудников, с руководством; самочувствия, условий и тяжести труда; понимания роли индивидуальных задач в решении общих задач организации. 10. Уровень удовлетворенности работников организацией: 1) показатель, количественно оцениваемый как коэффициент Ку:
Ку=1-Рсж/Р, (191)
где Рсж — количество работников, уволившихся из организации по собственному желанию за определенный период; Р — среднесписочное количество работников организации за тот же период; 2) показатель, качественно оцениваемый на основе анализа мнений работников, выявляемых путем анкетирования или интервьюирования для выражения реакции работников на кадровую политику организации и отдельные ее направления. Обследования могут охватывать большой круг вопросов, касающихся различных аспектов удовлетворенности работой в данной организации. 11. Показатель зарплатоемкости отдельных социально-профессиональных групп персонала характеризует экономическую значимость структурного подразделения или группы персонала. Он рассчитывается как отношение доли этих подразделений в фонде оплаты и стимулирования труда к доле этого же подразделения в общей численности персонала предприятия:
(192)
12. Основные характеристики организационного климата: преобладающие стереотипы действий, взаимодействий, норм, установок, ценностей и результатов. Для проведения анализа целесообразно выделить три пары показателей: • отношение к переменам — открытость мышления; • перспективность мышления — готовность к риску; • организационные цели — видение факторов успеха.
2.8.6 Показатели результатов труда руководителей и специалистов Показатели результатов труда руководителей и специалистов - количественные и качественные характеристики труда руководителей и специалистов. Используются для планирования и оценки их деятельности за какой-либо период времени (год, месяц), при выполнении установленного объема работы или какой-либо задачи (напр., бухгалтером, преподавателем). Показатели результатов труда руководителей и специалистов должны быть легкими в расчетах, понятными и доступными для сотрудников, надежными и точно характеризующими итоги трудовой деятельности. В качестве показателей результатов труда руководителей и специалистов могут использоваться как количественные показатели (время, производительность, издержки и т.п.), так и качественные характеристики — «отлично», «хорошо», «плохо», «выше среднего»; рейтинги; оценки «+» или « —». Естественно, что количественные показатели предпочтительнее как с точки зрения их точности, так и объективности по отношению к сотруднику. Однако в реальной жизни не всегда существует возможность использовать количественные показатели для многих должностей, поэтому организации часто вынуждены пользоваться более субъективными, качественными, характеристиками. При выборе показателей результатов труда руководителей и специалистов следует учитывать, во-первых, для решения каких конкретных задач используются результаты (повышение оплаты труда, служебный рост, увольнение и т.п.); во-вторых, для какой категории и должности работников устанавливаются показатели, т.к. они будут дифференцированными в зависимости от сложности, ответственности и характера деятельности работника. В связи с разделением управленческого труда результат труда руководителя выражается через итоги производственно-хозяйственной к иной деятельности организации или подразделения (например, выполнение плана по прибыли, рост числа клиентов т.п.), а также через социально-экономические условия труда подчиненных ему работников (например, уровень оплаты труда, мотивированность персонала и т.п.). Результат труда специалистов определяется исходя из объема, полноты, качества, своевременности выполнения закрепленных за ними должностных обязанностей. В таблице 28 приведен примерный перечень количественных показателей результатов труда по некоторым должностям руководителей.
Таблица 28 – Примерный перечень количественных показателей результатов труда по некоторым должностям руководителей
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ 1. Аудит и контролинг персонала: Учебное пособие / Ю.Г. Одегов, Т.В. Никонова. - М.: Издательство «Экзамен», 2002. – 448 с. 2. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учебник.– М.: ИНФРА-М, 2007. – 512 с. 3. Экономический анализ деятельности предприятий и объединений под ред. С. Б. Барнгольц и Г. М. Тация:– М.: Финансы, 1975. – 518 с.
Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 1940; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |