Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 6. Социальные и хозяйственные организации




ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ

 

1. Перечислите фазы жизненного цикла организации, а также составные части процесса. Какие меры Вы как менеджер, можете предпринять, чтобы избежать разрушения, избежать спада?

2. Какие две основные тенденции развития имеет организация при системном расхождении? Как их можно преодолеть? Приведите примеры из вашей практики.

3. Назовите основные принципы динамической организации. Выделите, на Ваш взгляд, главные.

4. Опишите основные принципы рационализации. Выделите цель рационализации в организации.

5. В чем суть самоорганизации? Приведите примеры самоорганизующихся систем в области экономики и менеджмента.


Понятие социальной организации. Социально-экономические организации. Классификация социальных организаций. Хозяйственные организации. Организационные формы в современном менеджменте. Социальная ответственность организации.

Социальные организации

 

Социальная организация в широком смысле - это любое организационное человеческое сообщество или совокупность социальных групп. Также это организация, в набор элементов которой входит человек или предназначенная для человека. Социальные организации реализуются в форме компаний, фирм, союзов, ассоциаций и т.п.

Для успешного достижения поставленных целей деятельность людей в группе должна координироваться. Поэтому организацию можно рассматривать как группу людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели или целей.

Существуют, однако, важные фундаментальные различия, которые приводят к выделению двух существенных разновидностей организаций (см. рис. 16).

 

· Во-первых, организации, которые создаются сознательно и целенаправленно для достижения некоторых заранее определенных целей и внутри которых формируются и поддерживаются условия для побуждения их членов к достижению этих целей. Носителями таких целей являются «лидеры», которые воспринимают эти цели как свои собственные и для их достижения осуществляют координацию деятельности членов организации.

· Во-вторых, организации, которые формируются спонтанно на основе естественной общности целей их участников, участи которых определяется свободной волей их членов. В этих организациях никто не предпринимает усилий для закрепления возникающей структуры и обеспечения достижения собственных целей. По мере достижения общих целей, послуживших причиной возникновения организации, они могут распадаться, но могут и перерождаться в организации первого типа.

Организации первого типа принято называть формальными. По мнению одного из классиков современного менеджмента Герберта Саймона, под формальной организацией понимают планируемую систему совместных (кооперативных) усилий, в которой каждый участник имеет свою четко определенную роль, свои задачи или обязанности, которые необходимо выполнять. Эти обязанности распределяются между участниками во имя достижения целей, которые ставит перед собой организация, а не во имя удовлетворения индивидуальных пожеланий, пусть те и другие часто совпадают.

 

 


Рис. 16. Виды организаций в менеджменте

 

 

Неформальные организации существуют внутри всех формальных организаций, за исключением, может быть, очень маленьких (в частности, в форме межличностных неформальных групп). Они существенно влияют на многие стороны управления формальными организациями.

Социальные организации в зависимости от оставленных целей могут иметь направленность образовательную, политическую, экономическую, технологическую.

Распространены следующие виды организации (по целям):

- социально-экономические – цель получение прибыли в интересах учредителей или других лиц,

- социально-культурные – эстетические цели,

- социально-образовательные - получение клиентами информации и знаний.

 

 

Классификация социальных организаций

 

Также можно привести следующую классификацию организаций.

1. Правительственные – статус присваивается высшими официальными органами власти. Например, Министерство образования и науки РФ. Неправительственные.

2. Коммерческие – создаются юридическими и физическими лицами на свой страх и риск для производства продукции (услуг) с целью получения прибыли в интересах учредителей или других лиц. Некоммерческие - для удовлетворения общественных потребностей.

3. Бюджетные – работают на государственных средствах. Небюджетные такого финансирования не получают.

4. Общественные – направлены на удовлетворение потребностей внутри себя (во внутренней среде). Например, «Общество «Столичное собаководство». Хозяйственные – работают на удовлетворение потребностей человека и общества во внешней среде.

 

 

Хозяйственные организации

Хозяйственные организации создаются для потребностей учредителей для производства товаров, услуг с целью получения прибыли. В гражданском законодательстве существует понятие юридического лица как формы организации любого предприятия. В принципе, организация бизнеса в виде юридического лица, в отличие от индивидуального предпринимателя, дает собственнику возможность не рисковать своим имуществом, а только вложенными в предприятие средствами. Иначе в случае банкротства или затруднительного положения вашей фирмы, Вы могли бы остаться без жилья, машины, и даже телевизора.

Юридическое лицо – это организация, которая:

· имеет обособленное имущество в собственности, в хозяйственном ведении, в оперативном управлении;

· может быть истцом и ответчиком в суде;

· отвечает имуществом по своим обязательствам;

· может от своего имени приобретать имущественные и неимущественные права;

· имеет самостоятельный баланс или смету.

 

Различают следующие виды хозяйственных организаций по формам собственности: частная, государственная, муниципальная, кооперативная (долевая), общественная.

В российском законодательстве существует следующие организационно-правовые формы организаций.

- Общество с ограниченной ответственностью (ООО) – в составе не более 50 участников, но не менее 2, ответственность учредителей ограничена величиной уставного капитала. Крупная сделка равна 25% имущественного комплекса общества, контроль осуществляется общим собранием учредителей. ООО не может выпускать акции.

- Общество с дополнительной ответственностью (ОДО) – близки к полным товариществам.

- Акционерные общества (АО) – действуют на основании устава, учредительного договора. В открытых АО акции отчуждаются без согласия других акционеров. В состав закрытых АО могут входить не более 50 человек.

- Полное товарищество, участники которого несут ответственность перед кредиторами и личным имуществом. Товарищество на вере (коммандитное товарищество) – есть полные товарищи плюс коммандиты, которые вносят только вклады для последующего извлечения прибыли с ответственностью, ограниченной пределом вклада.

Все фирмы могут быть единоличными или представлять собой объединения предпринимателей.

 

В менеджменте под словом организация или предприятие зачастую понимается формальная коммерческая организация. Однако современные концепции управления (включая позицию автора) приходят к тому, что понятие фирмы и корпорации в данной трактовке безвозвратно устарело! Наступает эпоха новых организационных форм!

 

 

Организационные формы в современном менеджменте

 

На практике сложились определенные типы объединений (организационные формы), которые определяются характером взаимодействия его участников, видами договорных отношений и т.п. Такие организационные формы могут отражать интересы нескольких юридических лиц, однако их структура не совпадает с общепринятым классическим представлении о юридическом лице (фирме). Часто это плоские, сетевые образования (структуры) без ярко выраженной иерархии.

Приведем примеры некоторых таких форм.

Картель – предприятия одной отрасли, объединившиеся для регулирования сбыта и цен. В России в последние 3 года можно слышать реплики о картельном сговоре продавцов ГСМ, которые как по мановению волшебной палочки поднимают цены на бензин в один день на одну и туже цену. Напомним, что такое сотрудничество нарушает правила конкуренции и противоречит российскому антимонопольному законодательству (см. Закон о конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках).

Комбинат – предприятия разных отраслей, например, Останкинский молочный комбинат.

Ассоциация, например, ассоциация выпускников РЭА.

Синдикат – сбыт через единый сбытовой центр в форме АО.

Пулы – также картельного типа, участвующие в распределении прибылей.

Трест- слияние юридических лиц.

Концерн – долговременное объединение, объединение технологической цепи производство-сбыт.

Финансово-промышленная группа (ФПГ) – финансово-кредитное учреждение плюс производство.

Холдинг – это акционерное общество, владеющее пакетом акций банков и производственных компаний.

Вертикаль-интегрированная компания – группа предприятий, объединенных по принципу стадий переработки продукции, обычно от этапа добычи сырья до продажи продукта конечному потребителю. Например, нефтяные компании, которые вобрали в себя добычу, переработку нефти и продажу ГСМ через автозаправочные станции.

Стратегические альянсы. Мы говорили о таких формах организации в теме 5. Так АвтоВАЗ и Дженерал мотороз (GM) в результате такого объединения стали производить новый автомобиль – внедорожник «Шевроле-Нива». При этом использовалась российская производственная база, а технология - совместная российско-американская.

Существует множество других организационных форм бизнеса, однако этот вопрос остается до конца не исследованным.

 

Интересно знать. Необходимо подчеркнуть, что в экономике 21 века понятие компания не соответствует классическому представлению о ней, как о юридическом лице. Зачастую это плоская, сетевая структура, у которой отсутствует иерархия. Примером может служить контрактный холдинг. В отличие от имущественного холдинга, в основе активов которого лежат производственные мощности, офисные здания и т.п., контрактный холдинг построен на связях, контактах, договорных отношениях, административном ресурсе его участников (руководителей). Обладая, к примеру, знаниями того, как организовать бизнес (ключевой компетенцией) менеджер может создавать новые структуры в отрыве от материальной составляющей. Таким образом, ведущую роль в настоящее играют нематериальные активы. Данное явление имеет тенденцию к усилению. Иллюстрацией может служить организация работы с НИРами (научно-исследовательскими работами) с каким-либо агентством или министерством Правительства РФ. Имея связи, опыт работы с (в) таких структурах, человек (субъект организаторской деятельности) может:

- создать свою коммерческую фирму по выполнению НИРов,

- выполнять работы как индивидуальный исследователь,

- работать через существующие структуры, например, образовательные учреждения.

Создавать отдельное юридическое лицо при этом совершенно не обязательно.

 

Социальная ответственность организации

Социальная ответственность организации подразумевает ответственность ее перед обществом в целом и перед отдельным индивидуумами. Эти отношения могут включать в себя несколько сфер:

- уплата налогов (доля фактически уплаченных налогов по сравнению с положенными по законодательству);

- выполнение законодательства и корпоративных кодексов поведения,

- охрана окружающей среды,

- забота о здоровье персонала,

- соблюдение трудового законодательства (ежегодные отпуска, пособия по беременности и родам, 8-часовой рабочий день, больничные, пособия при увольнении),

- возможность пожертвования части прибыли на благотворительные цели: отчисления на спорт, базы отдыха и лагеря.

В отношении позиции фирмы к обществу существуют две диаметрально противоположные точки зрения.

1) Цель бизнеса – максимальное извлечение прибыли (не нарушая законов). Не признаются общественные обязательства, кроме юридических. Происходит перенос социальных расходов на потребителя.

2) В дополнение к экономической ответственности организация должна служить обществу. Посвятить служению обществу, забыть о прибыли.

На взгляд автора, истина находится где-то посредине. На соотношение сил влияют факторы внешней среды, такие как общественное мнение, СМИ. Цель менеджера и общества - уравновесить социальные и экономические интересы организации. Примером иерархии социальной ответственности служит модель торговой палаты США.

1 уровень (низший) – фирмы, соответствующие данному уровню выполняют только требования закона,

2 уровень – признание ожиданий общественности,

3 уровень - предвосхищение ожиданий общественности до того, как они возникнут в обществе,

4 уровень – лидирование и создание новых норм бизнеса.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 421; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.033 сек.