Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Список рекомендованной литературы 1 страница




Часа.

Основные вопросы. Жанрообразующие факторы (признаки) и их роль в образовании конкретных типов текста и групп жанров. Методика выделения и анализа жанров современной журналистики. Системы жанров современной журналистики. Характеристика групп жанров.

Изучив тему, студент должен: иметь представления о процессе жанрообразования в журналистике; знать жанрообразующие факторы и жанровые признаки, необходимые для выделения (образования) жанров и их характеристики; понимать, что жанрообразующие признаки представляют собой систему; уметь применять на практике методику выделения и анализа групп жанров современной журналистики.

Методические рекомендации по изучению темы.

При освоении теоретического материала по теме необходимо:

1. Изучить учебный материал по следующим научным и учебно-методическим работам:

1) Гордеев, Ю.А. О методике выделения и анализа жанров современной журналистики / Ю.А. Гордеев // Коммуникация в современном мире. Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Проблемы массовой коммуникации» / Под редакцией В.В. Тулупова. – Воронеж: Факультет журналистики, 2006. – 243 с. – С. 15-16

2) Жанровые метаморфозы в российской журналистике : тезисы IV Всероссийской научно-практической конференции г. Самара 18-19 марта 2010г. – Самара : Порто-принт, 2010. – 108 с.

3) Кройчик, Л.Е. Коммуникативные и функциональные стратегии современных газетных жанров / Л.Е. Кройчик // Эволюция жанров в истории российской журналистики : сборник научных статей Всероссийской научно-практической конференции г. Самара. 15-16 марта 2007г. – Самара : Универс групп, 2008. – 200 с. – С.20-35

4) Кройчик, Л.Е. Система журналистских жанров / Основы творческой деятельности журналиста: Учебник для студ. вузов по спец. «Журналистика» / Ред.-сост. С.Г. Корконосенко. – СПб. : Знание, СПбИВЭСЭП, 2000. – 272 с. – С. 125-167

5) Тертычный, А.А. Жанры периодической печати: Учебное пособие / А.А. Тертычный. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Аспект Пресс, 2006. – 320 с. – С. 13-53



6) Тертычный, А.А. Методология построения системы жанров прессы / А.А. Тертычный // Эволюция жанров в истории российской журналистики : сборник научных статей Всероссийской научно-практической конференции г. Самара. 15-16 марта 2007г. – Самара : Универс групп, 2008. – 200 с. – С. 4-20

7) Тертычный, А.А. Система жанров прессы: какой она может быть? / А.А. Тертычный // Эволюция жанров в истории российской журналистики : тезисы Всероссийской научно-практической конференции г. Самара. 15-16 марта 2007г. – Самара : Универс групп, 2007. – 100 с. – С. 40-41

8) Шестерина, А.М. О проблеме идентификации жанровых групп / А.М. Шестерина // Эволюция жанров в истории российской журналистики : тезисы Всероссийской научно-практической конференции г. Самара. 15-16 марта 2007г. – Самара : Универс групп, 2007. – 100 с. – С.47-49

9) Шестерина, А.М. О проблеме идентификации жанровых групп / А.М. Шестерина // Эволюция жанров в истории российской журналистики : сборник научных статей Всероссийской научно-практической конференции г. Самара. 15-16 марта 2007г. – Самара : Универс групп, 2008. – 200 с. – С.51-60

2. Акцентировать внимание на представленных в современной науке классификациях групп жанров журналистики (публицистики).

3. Ответить на контрольные вопросы.

Вопросы для самоконтроля.

1. Перечислите жанрообразующие факторы журналистских (публицистических) жанров. Почему их необходимо рассматривать в системе?

2. Какой фактор наиболее сильно влияет на процесс жанрообразования в журналистике (публицистике)? Почему?

3. По каким дополнительным признакам необходимо характеризовать жанр, чтобы представить сведения о нем с необходимой и достаточной полнотой?

4. Что такое подвижность жанров?

5. Какие классификации жанров по группам представлены в современной журналистике? Кто является их авторами? Какую классификацию вы считаете более логичной? Удобной? Убедительной?

6. Какие сходные признаки позволяют объединять типы текстов в одну группу, и по каким характеристикам группы жанров принципиально отличаются друг от друга?

 

Освоению темы может помочь учебный материал.

Вопрос о жанрообразовании в журналистике, как мы уже отмечали, был достаточно хорошо разработан еще в советское время. Теоретические наработки прошлого переосмыслил и обобщил А.А. Тертычный в учебнике «Жанры периодической печати» (М., 2000). Он предложил основными жанрообразующими факторами считать триаду: предмет – целевая установка (функция) – метод: «данные признаки образуют целостную систему и определяют жанр в совокупности, во взаимодействии, то есть одного или двух жанрооборазующих признаков еще не достаточно, чтобы жанр был точно определен»[123]. У ряда жанров отмечаются «совпадения» по признакам, что также доказывает необходимость их характеристики по системе признаков.

В качестве предмета отображения в журналистике выступает окружающая действительность и человек в социальном аспекте. Каждый жанр работает с определенным типом жизненного материала, именно типом, а не каждым отдельным жизненным материалом. Так, все многообразие «предметов» А.А. Тертычный свел к четырем: событие, ситуация, процесс, личность. В процессе познания факт трансформируется: в событии может быть выделен конкретный аспект или акцентировано мнение о нем, могут быть обобщены и систематизированы его детали, проясняющие суть или причинно-следственные связи; ситуация может быть представлена как проблемная; а процесс может быть классифицирован как общественное явление. О выборе жанровой стратегии Л.В. Шибаева в свое время написала следующее: «Если предметная основа жанров журналистом осознана вполне, то уже при получении задания редакции он кое-что знает о форме будущего произведения, о возможности работы в том или другом жанре. Самой большой свободой пользуется тот, кто самостоятельно выделяет из объекта («большой» темы) предмет – тему конкретную. В этом случае можно реализовать свое личное пристрастие к определенному жанру. Тот, кому лучше всего удаются зарисовки, будет и в событийном материале выделять «роль личности», поворачивать тему человеческим лицом к себе»[124].

Целевая установка – наиболее сильный жанрообразующий фактор, определяющий практическое предназначение жанра (его функцию). Поскольку журналистам время от времени приходится решать в своей творческой деятельности схожие задачи, возникает перечень повторяющихся, типичных задач. До настоящего времени теоретики жанров постсоветского периода не составили систематизированный перечень всех возможных типов задач. Данный аспект жанрообразования еще ждет своего исследователя. А.А. Тертычный выделяет лишь целевые установки «первого уровня» – информационные[125]:

- познакомить читателя с событием, создать определенную (той или иной степени полноты) информационную «модель» отображаемого предмета – цель информационных жанров;

- детально, подробно описать предмет, выявить его причинно-следственные связи и значимость, оценить, определить будущее состояние исследуемого предмета, сформулировать программу действия для решения поставленной проблемы – цели аналитического текста;

- если же развернутый анализ будет сопровождаться наглядно-образным изложением материала, дополнен художественным отображением действительности возникает художественно-публицистический текст.

Целевые установки первого уровня позволяют говорить о группах жанров, но они должны быть конкретизированы в зависимости от глубины осмысления предмета, чтобы речь могла идти о конкретных жанрах. Например, если при реализации целевой установки «познакомить читателя с событием», она конкретизируется как «представить при этом читателю максимально лаконичное сообщение о факте, проявив при этом его новостную природу», то речь идет о жанре заметки, относящемся к группе новостных (информационных) жанров.

В свое время Е.И. Пронин все многообразие целевых установок журналистского текста в зависимости от уровня осмысления отображаемого явления социальной практики свел к четырем: «оповещение» — «ориентирование» — «коррекция» — «символизация». По его мнению, в зависимости от задачи, от своего понимания характера объективной коммуникативной ситуации журналист может ограничиться бесстрастным изложением события; может дать хотя бы лаконичное описание явления, и тогда центром и основой сообщения окажется эмоциональная оценка факта, ориентирующая читателя в социальной значимости события; может сосредоточить все свое внимание на всестороннем обосновании собственного суждения о сути дела, и тогда центром и основой сообщения станет рабочая идея, рекомендующая практические действия в описанных конкретных условиях. Наконец, журналист может поставить целью своего выступления создание обобщенной программы практического отношения ко всему данному типу явлений, и тогда центром и основой сообщения станет журналистский (публицистически) образ, обеспечивающий расширительное толкование конкретной ситуации, символически выражающий некоторую идейно-нравственную установку общества.

Нам представляется необходимым при формулировании целевой установки обязательное соотнесение ее с познавательными потребностями аудитории: потребностью в эмоционально-чувственном восприятии, в эмпирическом обобщении, в теоретическом обобщении. Возможно, именно стремление автора Ж(П)П ответить на потребности аудитории в эмоциональном переживании факта вызвала к жизни жанр реплики. Ответом на потребности в эмоциональном переживании и эмпирическом обобщении является колонка оперативного отклика, ее диалогизм способствует актуализации чувственно-эмоциональной и познавательной реакции. К жанрам, предъявляющим результат эмпирического обобщения, могут быть отнесены корреспонденция, аналитический отчет. Результат теоретического осмысления проблемной ситуации представляют аудитории статья и обозрение.

Каждой целевой установке соответствует способ отображения действительности. Согласно теории А.А. Тертычного, таких способов три: фактографический (репродуктивно-фактологический), аналитический, наглядно образный. Каждый способ диктует применение конкретной методики отражения предмета, а также выбор модели построения текста. Например, если тема – событийная, задача – показать, как событие происходит, то жанр – репортаж, метод получения информации в этом жанре – наблюдение, а методами предъявления станут описание и повествование. В этом случае надо организовать сбор материала таким образом, чтобы иметь возможность лично наблюдать событие. Другие способы добавления информации при этом вовсе не исключаются. Полезно почитать что-то близкое к теме. Можно задавать вопросы, реконструировать ход события по свидетельству очевидцев. Но в результате для читателя должен быть создан эффект присутствия. Как отмечает Л.В. Шибаева, «знание нужного пути сокращает время на достижение цели. Для журналиста это выигрыш в оперативности. На самостоятельную разведку лучших путей уходят годы, и в результате чаще всего изобретается велосипед... Нет, выгоднее пораньше начать изучение жанров, причем изучать их именно как методы, как технологии умственной работы»[126].

А.А. Тертычный проводит четкую параллель между методами и типами журналистских (публицистических) текстов[127]: применение эмпирических методов имеет результатом информационные жанры; аналитические жанры ориентированы на предъявление результатов исследовательской работы. С их помощью ставятся и решаются проблемы, выясняются отношения между личным и общественным, даются оценки продукции духовного творчества, осуществляется социальное прогнозирование и т. д. Аналитические жанры имеют дело с интерпретирующей информацией, поэтому требуют применения теоретических методов, основанных на основных логических операциях: индукции и дедукции, установлении причинно-следственных связей, анализе и синтезе. Художественно-публицистические жанры диктуют использование художественных методов преобразования действительности наравне с рационально-познавательными методами. Творческие задачи в таких жанрах решаются методами художественного творчества: для исследования и отображения действительности используются возможности образа. Жанр определяет способ деятельности журналиста только в самых общих чертах – речь идет о «порядке осмотра мира», но отнюдь не о конкретных приемах и поступках. Больше того, предполагается, что журналист, зная общий путь к цели, непременно постарается изобрести свой собственный ход, придерживаясь только основных ориентиров. В связи с этим ни в коем случае не следует говорить о «диктате» методов, скорее, они задают стратегическое направление деятельности журналиста, а тактику он выбирает сам.

Жанрообразующие признаки позволяют понять, каким образом был выделен жанр или группа жанров, но их недостаточно для того, чтобы с исчерпывающей полнотой описать конкретные жанры и группы. В связи с этим необходимо дополнить список жанрообразующих признаков – жанровыми. Жанроописательный метод аналогичен типологическому методу. В соответствии с типологическим методом, предложенным профессором А.И. Акоповым, для того чтобы дать характеристику типу издания, необходимо рассмотреть типоформирующие признаки – основные, влияющие на формирование типа (издатель, целевое назначение и аудитория); вторичные типологические признаки (внутренняя структура, жанры, оформление, авторы); формальные признаки (периодичность, объём, тираж). Соответственно, когда речь идет о жанре, необходимо начинать с жанрообразующих признаков: предмет, целевая установка, метод, а затем переходить к дополнительным жанровым признакам. В качестве дополнительных признаков мы вслед за Ю.А. Гордеевым[128] предлагаем рассматривать: роль фактов, роль автора, методы предъявления информации, структурно-композиционные характеристики, языковые и изобразительно-выразительные средства.

Следует отметить, что если постоянство связей между определенным предметом, функцией и методом обеспечивает устойчивость формы, которая делает жанр узнаваемым даже при сравнении произведений, написанных разными авторами из разных стран и разных времен, то жанровые признаки более подвижны. Кроме того, как отмечает Ю.А. Гордеев, «роль отдельных признаков в системе может меняться в ходе исторического развития журналистики. И сам список является открытым для уточнений и дополнений, которые может вносить в него живая практика журналистской работы»[129].

В современной теории журналистики представлены несколько классификационных моделей групп жанров журналистики. В зависимости от предмета, целевой установки, метода работы с информацией ученые МГУ А.А. Тертычный, М.И. Шостак и др. выделяют три группы жанров: информационные, аналитические, художественно-публицистические.

Согласно мнению ученых, к группе информационных (новостных) жанров относятся: заметка, информационный отчет, информационный репортаж, информационная корреспонденция, интервью, блиц-опрос, вопрос-ответ, некролог. Их объединяет общий предмет – новый факт-событие; целевая установка: информирование аудитории о внешних чертах факта, проявление его новостной сущности; основной метод отображения факта – репродуктивно-фактологический; целевая установка диктует применение эмпирических методов для получения информации, при этом полученные данные не подвергаются теоретической обработке; в качестве методов предъявления информации используются: констатация, описание, повествование. В новостных жанрах доминирует установка на отражение факта, демонстрирующее его онтологическую сущность. Роль автора сведена к «минимуму». Композиция определяется внешней логикой развития действительности. Из лексических и грамматических особенностей языка следует отметить преимущественное использование точных, однозначных слов, простой синтаксис.

К аналитическим жанрам относятся: аналитический отчет, аналитический репортаж, аналитическое интервью, аналитический опрос, аналитическая корреспонденция, комментарий, статья, обзор, обозрение, рецензия, письмо и другие. Предметом в них выступает событие, ситуация, процесс – в контексте общественно значимой проблемы; функцией – социальное ориентирование. В связи с этим целевая установка заключается в проведении анализа и синтеза, комментировании и интерпретации предмета исследования для поиска оптимального пути решения проблемы. Методы получения информации не ограничены эмпирическими, добавляются формально- и содержательно-логические методы. Основная информация имеет комментирующий и (или) интерпретирующий характер. Композиция преимущественно передает логику познания действительности. Языковые средства более разнообразные, соответственно жанру.

Группа художественно-публицистических жанров, по мнению московских ученых, представлена зарисовкой, очерком, житейской историей, сатирическими жанрами: комментария, пародии, памфлета, фельетона. В качестве предмета отображения в них выступают: факт или человек в конкретном времени-пространстве. Функция жанров – нормообразование. Основной метод – художественная типизация, правильным результатом применения которого являются тексты, содержащие публицистические образы, то есть образы, ограниченные «правдой факта», а не «правдой жизни в целом». Палитра изобразительно-выразительных средств весьма богата.

Солидарны с московскими учеными в вопросе классификации жанров ученые из Санкт-Петербурга: М.Н. Ким[130], Г.С. Мельник и А.Н. Тепляшина[131]. Они также все многообразие жанров журналистики объединяют в три группы.

Деление жанров журналистки на три группы сегодня является, скорее, данью традициям, нежели отражением реального положения дел. Так, в современных СМИ широко распространены жанры, природообразующие признаки которые не позволяют включить их в одну из трех групп (реплика, колонка, эссе). Однако, за исключением концепции Л.Е. Кройчика, в современной науке не представлены завершенные и обоснованные жанровые теории, в которых бы получили объяснение современные тенденции развития журналистики (публицистики).

Л.Е. Кройчик в соответствии с тремя типами целевой установки: 1) сообщение о новости или возникшей проблеме; 2) фрагментарное или обстоятельное осмысление ситуации; 3) эмоциональное воздействие на аудиторию (на логико-понятийном или понятийно-образном уровне) объединяет все многообразие публицистических текстов в пять групп[132]: оперативно-новостные, оперативно-исследовательские, исследовательско-новостные, исследовательские, исследовательско-образные. Следуя логике Л.Е. Кройчика, влияние целевой установки на типы текстов можно представить в следующей таблице:

Целевая установка Группа жанров
1) сообщение о новости оперативно-новостные: заметка во всех разновидностях;
или возникшей проблеме оперативно-исследовательские: интервью, репортажи, отчеты;
2) фрагментарное исследовательско-новостные: корреспонденция, комментарий, колонка, рецензия;
или обстоятельное осмысление ситуации исследовательские: статья, письмо, обозрение;  
3) эмоциональное воздействие на аудиторию (на логико-понятийном или понятийно-образном уровне) исследовательско-образные: очерк, эссе, фельетон, памфлет.  

Классификация и характеристики конкретных типов текста, представленные в статье Л.Е. Кройчика, являются во многом декларативными и требуют дальнейшего развития. Однако пока ученый не предпринимает попыток вернуться к разговору о системе жанров, довольствуясь разработкой частных вопросов (например, характеристик конкретного жанра).

Несмотря на отсутствие в современной журналистской теории единого подхода к классификации и характеристике жанров, ученые осознают важность нахождения точек соприкосновения. Так, А.А. Тертычный на самарской конференции «Эволюция жанров в истории российской журналистики» в 2007 г. заявил о необходимости: «выработать единое основание, которым могли бы руководствоваться все исследователи жанров в их изучении»[133]. По его мнению, это «в известной мере, стандартизировала бы процесс анализа текстов, сделала бы его логически последовательным. В теоретическом плане, эта задача кажется возможной»[134]. При некоторых различиях, в современных концепциях жанров журналистики заметны ряд концептуальных положений, которые могут стать базовыми для нахождения точек соприкосновения. Так, все теоретики жанров сходятся на том, что существует ряд признаков, по которым могут быть выделены и описаны конкретные жанры (правда, набор признаков несколько разниться); ими выделяются примерно одинаковый набор жанров; характеристики ряда жанров взаимодополняют, а не противоречат друг другу. Все это позволяет надеяться на то, что в ближайшие годы теория жанров, по крайней мере, периодической печати, будет унифицирована.


II Методические рекомендации к семинарским и практическим занятиям раздела «Базовые характеристики журналистского произведения»

 

Объем аудиторных занятий – 18 часов.

 

1. Практическое занятие «Текст как объект научного познания» (2 часа)

Цель: формируя устойчивые профессиональные установки о тексте как объекте научного познания, подготовить студентов к анализу своих и чужих материалов с точки зрения категориальных признаков текста, выступающих как ресурсы передачи информации.

Задачи:

- помочь студентам уяснить, какие категориальные признаки текста выделяют и изучают представители гуманитарного направления науки;

- формировать профессиональные представления о ресурсах текста, которые можно использовать при передаче информации для повышения его информативности;

- развивать умение осуществлять анализ текста с точки зрения категориальных признаков.

В результате освоения темы студент должен уметь в объеме, необходимом для понимания сущности категории «текст», характеризовать текст с точки зрения признаков, выделяемых представителями таких научных направлений, как лингвистика, семиотика, коммуникативная лингвистика, психолингвистика; владеть навыками анализа текста с точки зрения категориальных признаков.

Вопросы для обсуждения.

1) Какие научные подходы к исследованию категории «текст» заимствуются современной журналистикой? Почему?

2) Охарактеризуйте категориальные признаки текста, выделяемые лингвистикой.

3) В чем специфика коммуникативно- и психолинвистического подходов к понятию «текст»?

4) Какие достижения семиотики в области исследования текста используются и развиваются современной теорией журналистики?

5) Какое значение в понятие «текст» вкладывают представители философско-культурологического направления?

6) Какие категориальные признаки текста наиболее глубоко проработаны литературоведением?

Практическое задание.

Выберите из текущей периодической печати текст объемом не более 4 тыс. знаков. Проанализируйте его с точки зрения категориальных признаков, выделяемых учеными гуманитарного направления науки. Для качественного выполнения задания воспользуйтесь методическими рекомендациями.

Методические рекомендации по выполнению задания к практическому занятию.

Для анализа следует выбирать тексты из универсальных федеральных газет или еженедельников: «Известия», «Новая газета», «Литературная газета», «Независимая газета», «Русский Newsweek», «Русский репортер».

Характеристику текстов рекомендуется проводить по следующему плану:

- выраженность текста: типы знаков, использованные для передачи информации, взаимодействие типов знаков;

- отграниченнось текста: текстовые и графические средства выражения границ текста;

- завершенность (незавершенность) текста: достаточность (недостаточность) информации для достижения целевой установки;

- структурированность текста: четкость композиции, направленность всех языковых средств на реализацию целевой установки, логичность, последовательность изложения;

- линейность текста: синхронические (контекст материала) и диахронические отношения, интертекстуальные включения в текст, их роль и влияние на формирование подтекста;

- коммуникативная ориентированность текста: информативность в определенной ситуации передачи информации;

- диалоговые и диалогические ресурсы текста;

- релятивность текста: взаимосвязь текста с окружением на полосе;

- реализуемые функции текста; ситуативная и внеситуативная ценность текста; прецедентный характер.

 

2. Семинарское занятие «Журналистский текст и текст публицистический: споры теоретиков вокруг продукта журналистской практики» (2 часа)

Цель: формировать у студентов научное мышление и умение осуществлять сравнительный анализ научных концепций.

Задачи:

- помочь студентам уяснить, какие научные подходы к определению категории текста в журналистике существуют в современной науке;

- способствовать усвоению научных дефиниций и их определений;

- развивать умение осуществлять критический (сравнительно-сопоставительный) анализ научных концепций, оценивать их с точки зрения убедительности и доказательности, формировать на их основе собственные профессионально-теоретические установки, необходимые для осуществления авторской творческой деятельности.

В результате освоения темы студент должен уметь воспринимать и критически оценивать научные концепции, возникающие в сфере журналистики, с точки зрения базовых принципов и миссии журналистики; понимать основания концептуальных разногласий; владеть навыками сравнительно-сопоставительного анализа научных теорий и концепций.

Вопросы для обсуждения.

1) Какие аспекты текста, созданного журналистом для распространения по каналам СМИ, исследуются учеными московской научной школы?

2) В чем суть семиотического подхода Б.Я. Мисонжникова (СПб) в определении природы журналистского текста?

3) Какие вопросы теории журналистского (публицистического) текста стали предметом научных дискуссий ученых Воронежского государственного университета? Изложите суть полемики профессоров Воронежского ГУ Л.Е. Кройчика и В.В. Хорольского.

4) Изложите основные положения концепции В.В. Богуславской. Дайте оценку предложенному В.В.Богуславской определению понятия «журналистский текст».

5) Изложите основные положения теории публицистического текста, разработанной профессором Л.Е. Кройчиком. Как обосновывает Л.Е. Кройчик необходимость использования термина «публицистический текст» вместо «журналистский текст»?

6) Какие проблемы теории текста получили развитие в исследованиях М.Ю. Горохова?

Практическое задание.

Подготовьте реферат объемом 10-15 страниц на тему: «Журналистский текст и текст публицистический: споры теоретиков вокруг продукта журналистской практики». Содержание и форма реферата должны соответствовать общим требованиям, предъявляемым к студенческим научным работам.

Методические рекомендации по выполнению задания к семинарскому занятию.

Для подготовки реферата необходимо ознакомиться с научными работами и статьями ученых, представляющих разные исследовательские школы журналистики (см. список источников на с. 20-22).

Для выявления причин концептуальных разногласий следует выявить методологические основы теорий, то есть то научное направление, на принципы и методы которого опирается конкретный ученый, объясняя природу текста, функционирующего в сфере журналистики.

Для наглядного представления сути дискуссии ученых воронежской научной школы можно заполнить таблицу:

Природообразующие (категориальные) признаки текста В.В. Богуславская. Л.Е. Кройчик / М.Ю. Горохов В.В. Хорольский / И.В. Смотрова
Журналистский текст Публицистический текст Журналистский текст Публицистический текст
Предмет отображения        
Целевая установка, реализуемая в тексте        
Роль факта        
Роль автора        
Определение понятия        

 

Реферат представляет собой краткое (часто тезисное) изложение основных положений научных концепций, существующих в конкретной сфере науки по определенному вопросу. Это своего рода научное обозрение. Может представлять как форму обзорного реферата, предполагающего систематизированное изложение, творческую компиляцию полученных из источников сведений по заданной теме, так и форму аналитического реферата, в котором добавляются критические пометки, оценки автора реферата. Задание к семинарскому занятию предполагает подготовку именно аналитического реферата. Уровень качества реферата (а соответственно, и оценки) напрямую зависит от количества ли­тературы, освоенной студентом, корректности и аргументированности оценок, а также грамотности оформления, в том числе правильности введения в текст реферата цитат из научных работ. Цитаты могут составлять теоретическую базу, подкреплять мысль автора, иллюстрировать его тезисы. Цитаты обязательно заключаются в кавычки и передаются точно, без искаже­ния. Слишком большие, громоздкие цитаты считаются недо­статком работы и расцениваются как неумение автора вычленить главную мысль[135].





Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 633; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2022) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление
Генерация страницы за: 0.022 сек.