Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Введение. 4 страница. Рядом с этим замечанием припомним язвительную насмешку еще древнего Корнсада, выразившего ту мысль, что сыновья богатых родителей ничего не умеют путем





Доверь свою работу кандидату наук!
1500+ квалифицированных специалистов готовы вам помочь

Рядом с этим замечанием припомним язвительную насмешку еще древнего Корнсада, выразившего ту мысль, что сыновья богатых родителей ничего не умеют путем делать, кроме езды верхом, да и это потому, что только лошади им не льстят, а наоборот тотчас же сбрасывают их, если они не постигнут искусства езды[26]- Глубокий смысл этой насмешки вполне сохранился и до наших дней.

Показавши невыгоды воздержания детей от игр, как естеетвенного метода их развития, попытаемся теперь с некоторыми подробностямисказать наоборот о тех услугах, которые игры наглядным для всех образом оказывают по отношении к воспитанию, особенно при совокупном общении детей с другими в так называемых общественных играх. Нам предстояло выше говорить о значении игр в этом отношении; но мы намеренно откладывали речь свою о них до сих пор, чтобы путем приводимого здесь выяснения еще лучше оттенить невыгоды преднамеренного удержания детей от игр, как это делают напр. некоторые воспитатели в силу вышеприведенных воззрений. Заметим здесь прежде всего, что если общение с себе подобными доставляет человеку вообще плодотворный источник для нравственной пищи, серьезно оживляет ум, облагораживает и молодит его, то подобное же общение составляет еще большую необходимость и потребность для ребенка, которому еще много кое-чему нужно поучиться от окружающих и особенно подобных себе товарищей, среди которых, кстати сказать, он чувствует себя как бы в родственном, ровном и братском кружке. Эти сверстники, среди которых ребенок является, имеют те же недостатки физические и духовные и приблизительно те же хорошие стороны, как и он сам, следовательно в этом общении во всяком случае могут действовать приблизительно ровные, безобидные силы, а в ряду таких товарищей не страшны ни состязания, ни соревнования, и наоборот весьма поучительны приемы, на которых сверстники пробуют свои силы, весьма назидательны различные начинания и упражнения этих сил, весьма любопытна оценка приложения и успехов их.

Относительно немного есть игр таких, которые рассчитаны на одиночное занятие, наоборот большинство их требует соучастия большего или меньшего количества других детей. В этом распределении игр, без сомнения, кроется та цель, чтобы с помощью их с одной стороны лучше приучить детей к общению между собою, взаимным услугам, взаимному сохранению своих интересов; - с другой приучить к возбуждению соревнования, взаимной критики, призвания достоинства или недостатков, поощрения тех, кто показал в игре больше ловкости, искусства, достоинства, и наоборот порицания тех, кто так или иначе сплоховал в игре. - Чтобы не терять за игрой во мнении товарищей, каждый, очевидно, должен прежде всего надлежащим образом изучить ее, усвоить себе её особенности и приемы и только тогда он может получить звание достойного соучастника в игре, только тогда он может с удовольствием говорить о себе, «что я играл с таким-то», «я пробовал то-то и то-то с таким-то». Притаком соучастии в игре, каждый непременно вносит в нее что-нибудь свое и вносит постольку, поскольку может. Нередко здесь хорошо одаренный ребенок ведет за собою вперед менее способного, - один другому помогает совершенствоваться, ав конце концов все в этом друг другу помогают; но вместе стем все в сущности остаются в одинаковых правах, между ними нет ни господ, ни слуг, ни учителей, ни школьников ит.д. Это впрочем и вполне понятно: низменные роли, даваемые где бы то ни было, вообще неприятны, но в игре, где главная роль для каждого - удовольствие, очевидно, такие роли без исключительной нужды, требуемой иногда временно и самыми условиями игры, - конечно вообще мало вяжутся с игрой. От этого же в свою очередь в игре могутъ безпрепятственно принимать участие дети всех наций, сословий, различных характеров, разной степени развития и т.д., в конце же концов все это ведет детей к ближайшему, взаимному общению, единению и содружественной работе. Следовательно в игре дети встречаются прежде всего как люди, а затем, как особы, преследующие известную, сообща поставленную ими цель, которая в свою очередь крепко связывает их вместе, объединяя своим принципом. За объединетем нередко следует начало дружбы или по крайней мере приязненных отношений, среди которых индивидуальные особенности, наклонности личных воззрений и т.д. еще резче выясняются, сообщаются другим, одобряются или отрицаются ими. «Над наружной изменчивой природой, - говорит Рохгольц,[27] стоит неизменчивая природа нашего сердца, нашей привязанности и любви. От того у благороднейших умов нации это чувство выростает до великого чув­ства национальности, воспоминание о годах юности и любви к отцу, матери, братьям и сестрам, товариществе и верности друга составляет для них первоначальный источник их стремления к правде, их понятая об изящном. Лоно матери, детский садик, место для игры мальчиков все еще находится у них в приятном воспоминании, между тем как их ум уже вступил на публичное поприщеи готовится к таким подвигам, которыми должен пользоваться целый век. Как верен остался Шиллер своему первому другу юности, как щедр был Гете ктоварищам франкфуртского общества мальчиков, как товарищески чувствует себя Клопшток, сочинитель од, еще привлеченный вниманием к ничтожным играм юности, какой добрый брат и дружественный герой Георг Форстер, также и великий Лессинг. Их отчасти бедная и ограниченная жизнь в доме родителей принесла им все-таки то неоцененное счастье, что они сделались верными чувству отечественности и детской верности, и эта сердечная черта осталась у них на всю жизнь». Прибавим к этому, что в общественных играх почти всегда упорядочиваются даже и некоторые не совсем неодобрительные внешние приемы держания себя друг перед другом, напр. некоторые грубоватые, угловатыеформы плебы, заносчивость аристократов и т.д. Но всего этого, конечно, далеко не было бы без условий, ежедневно и наиболее благоприятствующих детям в этом отношении при помощи игр. Никакой семейный кружок, никакая школа ничего подобного не может дать, а между тем в играх это достигается так легко итак широко.





Рука об руку с педагогей идет гигиена. «Значение медицинской науки, - говорит Шребер[28] известный основатель и директор Лейпцигского ортопедического заведения, - состоит не в том только, чтобы исцелятъ болезни, но кроме того и предотвращать болезни. С этой последней целью гигиена должна с детства направлять жизнь человека к тем путям, на которых организм каждой отдельной личности, равно как и всего общества, пользовался бы наилучшим здоровьем. Для обеспечения такого положения первое, что нужно, - это крепость сил и неуязвимость здоровья. Как-же достигнуть этого. Путем постепенного укрепления организма с раннего возраста, а одно из лучших, вернейших и приятнейших средств для этого в раннем возрасте - детские игры», - В самом деле мы видели выше, что ребенок охотно начинает играть чуть ли не со дня рождения, и что он любит и ищет игру не для пустого препровождения времени, а в силу своих естественных потребностей, притом чем больще он подрастает, тем более разнообразит свои игры, производя вместе с тем разнообразные упражнения, соответствующие разнообразным потребностям своего организма. Сколько таким образом в играх дается поводов для целесообразного направления их на пользу общего развития и здоровья детей. Присоедините сюда еще то обстоятельство, что большинство игр производится на чистом воздухе, на широких пространствах и при усиленных движениях. При таких условиях кровь играющих, как золото в горниле, по выражешю Шребера, очищается, освобождаясь от накопившейся в ней углекислоты и других вредных частей и таким образом содействуя лучшему питанию организма. «Значение воздуха, - говорит проф. Лесгафт[29], - в особенности проявляется по отношении к лимфатической системе, которая в раннем возрасте, в период построительной работы, является особенно деятельной системой. - В лимфатических железах человека образуются лимфатические тельца: они имеют значение образовательных элементов в организме и здесь разносятся кровью, в которую переходят. Исследования (Ранвье) показали, что эти тельца начинают двигаться и выходить из желез, только при присутствии достаточного количества кислорода (озона) в крови, протекающей через железку. В противном случае эти элементы накопляются в железках, которые разбухают и увеличиваются, вследствие чего нормальная деятельность их расстраивается. Этим объясняется бледность, одутловатость, часто высокий рост городских детей, выросших при недостатке обмена воздуха и отличающихся вялостью, слабым развитием, медлительностью и даже аппатиейи частно опухлостьюжелез. Окраска тела, зависящая исключительно от красящего вещества крови, находится также в прямой зависимости от влияния света. С. Doresteискусственно производил малокровие у куриных зародошей, ограничивая к ним доступ воздуха». Далее следует отметить тот факт, что всякого рода свободные движения на воздухе оказывают громадное влияние на легкие, в которых кровообращение при этом сильно ускоряется, а количество вдыхаемого воздуха и выдыхаемой угольной кислоты параллельно этому увеличивается, а именно, согласно опытам д-ра Э. Смита, -[30]) до 4,05 - 5 и даже 7 раз более сравнительно с лежачим положением. Под влиянием движений деятельность сердца также увеличивается в силе и скорости, отчего усиливается течение крови по всем частям тела, включая и самое сердце. Следующее затем чрезмерное напряжение его иногда ведет к страданиям его, а именно: трепетании, порче заслонок, утолщении стенок сердца: а иногда при слабости и тонкости последних и к разрыву их. Во избежание всех подобных страданийследует, вопервых, всегда избегать очень сильных движений; а во вторых, следует заботиться о том, чтобы сколько-нибудь сильные движения непременно чередовались с достаточным отдыхом. Под влияниемтех или других физических упражнений произвольные мускулы, т.е. мускулы, подчиняющиеся влияниюволи, значительно развиваются, содействуя вместе с тем развитиюи укренлению всего организма. Однако если упражнения производятся чаще к какой-либо одной стороне, напр. у кузнецов при напряжении мускулов рук, у носильщиков тяжестей при напряжениимускулов спины, у ходоков и танцоров при напряжении мускулов ног и т.д., то под влиянием таковых напряжений мускулы означенных частей преимущественно и развиваются. Такие односторонние развития, однако, еще со стороны древних греков, в силу их природного отвращения от дезорганизации всякого рода, вызывали резкие порицания, напр. когда таковые замечались у атлетов, кулачных бойцов, бегунов и т.д. Новейшая же наука имеет в своем распоряжении уже много прямых данных, показывающих пагубное влияниекакого-бы то ни было одностороннего раз­вития мускулов на организм человека, обусловливая во всех подобных случаях главным образом неправильное распределение крови в теле, привлекая ее в большом количестве к тем частям или группам мускулов, которые сильнее работают, и соответственно этому усиливая их питание, тогда как в группе других частей и мускулов, мало упражняемых, значительно уменьшая их питание и содействуя их атрофии, доходящей иногда до полного иечезновения мускульных волокон, как при анкилозе, хорошо нзвестном хирургам.

Заметим далее, что мускульные сокращения всегда сопровождаются теми или другими химическими изменениями[31], а именно: из сократившихся мускулов кровь течет темнее, чем из находящихся в покое, так как при сокращении они утрачивают более заключающегося в их соках кислорода, обусловливающего наиболее красный цвет мускулов, и наоборот образуют более углекислоты, обусловливающие более темный цвет крови и других соков, находящихся в работавшем мускуле. Содержание в них воды и количество веществ, извлекаемых алкоголем, прибавляется, между тем как вещества, извлекаемые водою, уменьшаются, что, вероятно, производит то, что гликоген потребляется при сокращении. Содержание яичного белка остается то же самое в границах потери, но становится более тех видов белка, которые известны, как основные части мяса. - Хотя мы до сих пор довольно далеки от полного понимания результатов всех тех изменений, какие совер­шаются в мускулах при их работе, однако уже и теперь знаем, что в этих случаях дело касается с одной стороны усиленного скопления несвязанных вещеетв (усиленное дыхание мускулов обыкновенно работающих в этом направлении и при покое), при чем помимо механических изменений происходит еще усиленное развитие и теплоту. Если же мышечная деятельность переступает границы своей деятельности, то развивающаяся при этом кислота уменьшает способность к механической и электрической работе и утомляет мускул, так сказать, химически.

В 500 мышцах нашего тела, около 400 принадлежит к так называемым произвольным мышцам подчиняющимся влиянию воли, остальные 100 суть непроизвольные, сокращение которых происходит независимо от воли и сознания человека. Это мышцы серца, кишечного канала, внутреглазные мышцы, обусловливающие приспособление глаза и т.д. Наблюдение показывает[32], что деятельность произвольных мышц косвенным образом влияет и на деятельность мышц непроизвольных. Чтобы уяснить эту зависимость, приведем один пример. Энергическое и внезапное сокращение произвольных мышц влечет за собою ускорение пульса (сокращеше не­произвольной мышцы сердца), медленное и продолжительное движение - вызывает замедление пульса, например, в случае продолжительной медленной прогулки, небольшими шагами по ровной поверхности. Известно также, как движение благотворно действует на непроизвольные сокращения мышц кишечника. С другой стороны общеизвестны неудобства сидячей жизни. Причина всех вредных последствий сидячей жизни лежит в недостаточности стимулов для деятельности непроизвольных мышц. Кто не движется, тот не дышет достаточно глубоко, авследствие этого и газовый обмен делается недостаточным и обмен веществ а,следовательно и питание, замедляется, аппетит уменьшается, ипищеварение совершается недостаточно правильно, всякого рода извержения выделяются из организма медленно, скопляются в организме и обуславливают без всякого сомнения многие из заболеваний. Опыты, произведенные над молодыми кроликами, над котятами и щенятами, а также наблюдения над детьми, страдавшими так называемымдетским параличем, - говорит проф. Лесгафт[33],— наглядно показывают, что чем больше движения и деятельности в какой-либо части или во всем дпигательном аппарате, чем сильнее развиты все части, а также и кости, которые в таких случаях обыкновенно бывают больше в своих размерах. При стягивании головы молодым щенятам, форма их черепа изменяется, смотря понаправлении этого сжатия; при более сильном стягивании, кости черепа значительно утончаются и все тело растет медленнее[34]. Уменьшение этого роста можно отчасти объяснить уменьшением подвижности у таких животных, которые вялы, медленно и вяло двигаются, прячутся от окружающих.

Под влиянием более или менее сильных движений кожа становится красной от переполнения сосудов; вместе с этим испарение её усиливается, согласно опытам Шпекка[35], даже почти вдвое, и одновременно с тем уменьшается выделение мочи.

Испарение усиливает и уравнивает теплоту тела, которая иначе скоро стала бы чрезмерно высокой. Повидимому никакая степень внешнего холода не может препятствовать этому выделению испарины, хотя холод может отчасти замедлять скорость её.

Во время движения мало опастности простудиться, наоборот по миновании последних простудиться весьма легко, потому что температура тела быстро понижается и падает ниже естественной степени, а между тем продолжается испарение с кожи, которое еще более понижает теплоту.

Из только что приведенных фактов можно придти к тому заключению, что в период движений кожу можно оставлять довольно легко покрытой соответственно времени года одеждой, но непосредственно за прекращением движений следует укрыть ее достаточно хорошо, чтобы предупредить малейшее ощушение охлаждения поверхности.

Часто и подолгу играя на воздухе, дети однако наконец и сами мало-по-малу приучаются применяться к тому климату, в котором им суждено жить и действовать и затем испытывать на себе разные его перемены. - В этих случаях кожа под влиянием атмосферических изменений местности все более и более npиyчаясь к впечатлениям известного рода, а именно, смотря по обстоятельствам и мере производимых на нее раздражений, то утолщаясь и огрубая, по примеру того, как в высших степенях она огрубает у кузнецов и пахарей, - то пропитываясь пигментом, способствующим поглощению лучей, как в высшей степени мы видим это у негров или сильно загоревших людей, - такая кожа, наконец, действительно потом в состоянии хорошо защищаться и противодействовать вредным или неблагоприятным влияниям климата, будет ли то излишний холод или сильный солнечный жар и т.д.

В параллель к этим научным указаниям, простые, но беспристрастные наблюдения давно уже убеждают, что если взять двух детей одних и тех же родителей, одного и того же сложения, затем одного поместить и воспитывать в деревне на свободе, а другого в городе на глазах богатых родителей, то чрез год эти дети совсем не будут похожи один на другого со стороны здоровья и физического развития, оставляя разумеется, все преимущества на стороне воспитывающегося в деревне[36].

На ряду с этими наблюдениями мы со своей стороны можем представить аналогичное, сообщенное нам наблюдение д-ра Ляймана. Говоря о жизни крестьянских детей в Ровенском уезде Волынской губернии, он свидетельствует, что «дети крестьян, играющие целый почти год на свободе, свежем воздухе и солнце, крепнут и развиваются в дюжих мальчиков и крепких парней; между тем как в том же уезде еврейские дети, почти с четырехлетнего возраста проводящие дни в тесных и лишенных свежего воздуха избах своих бельферов (учителей) за изучением талмуда малы ростом и хилы. Впоследствии сидячий образ жизни, совсем лишающий их физических упражнений, делает из них плохо сложенных и чахоточных людей». Наши русские крестьянские дети, живущие, по-видимому, вопреки всем требованиям гигиены, только тем и живы, только тем и поддерживают свое завидное перед городскими детьми здоровье, что подолгу находятся и играют на воздухе.

Говоря о важности детских игр, в смысле физических упражнений, мы, конечно, при этом невольно должны вспомнить еще о других, аналогичных упражнениях, а именно гимнастических, которые, кстати сказать, еще из глубокой древности, например в древней Греции, ставились по характеру и значению своему в одном ряду с играми. На близкую связь современных гимнастических упражнений с играми, между прочим, могут указывать те обстоятельства, что с одной стороны в гимнастике есть целая область упражнений, прямо носящих название гимнастических игр, каковы напр., некоторые упражнения шарами, кегли, биллиард[37] и т.п., с другой стороны и сама гимнастика, как наука, и все приемы, рекомендуемые ею, обыкновенно разделяется прежде всего на две больших группы - а именно гимнастику с аппаратами и гимнастику без аппаратов; первая в свою очередь подразделяется на гимнастику с аппаратами подвижными, представляющими переход от гимнастики свободной к гимнастике с аппаратами, и гимнастику с аппаратами неподвижными[38]. Подобные же приемы отчасти практикуются и в ряду детских игр, но с той лишь разницей, что среди последних значительно преобладают формы упражнений или совсем без аппаратов, или же с аппаратами подвижными, следовательно при сопоставлениис гимнастикой в собственном смысле, детские игры следует отнести преимущественно к разряду гимнастики свободной. Из сказанного становится вполне понятным, что границы детских игр и гимнастики в самом деле весьма близко соприкасаются. Однако в характере тех и других есть и существенная разница, а именно: гимнастика непременно имеет в виду те или другие практические, более или менее точно определенные, цели, не­обходимые или полезные в жизни, каковы напр. физическая сила, выносливость, ловкость, даже изящные манеры и т.п., между тем как в области игр не может быть и речи о каких-либо прямых целях, как это подробно было изложено выше, а наоборот здесь все предоставляется свободному выбору, естественным требованиям детей, согласным с их характером, природой и т.д.

От учителей гимнастики приходится нередко слышать жалобы, что дети в школах, а именно младших классов, большей частью неохотно учатся гимнастике, почти также, по выражению их, как латыни и математике. Это явление, конечно, может быть объяснено отчасти неумелым отношением самих учителей к делу, - неумением их заинтересовать детей своим предметом; частично это можно объяснить тем, что гимнастические упражнения в наших школах производятся большей частью в четырех стенах, в замкнутых пространствах, лишенных достаточного количества воздуха, между тем как именно при гимнастических упражнениях требуется его особенно много. Однако же, на основании показанной разницы в характере игр и гимнастики, вернее всего в этих случаях можно обвинять то обстоятельство, что самый метод гимнастический еще мало симпатичен ученикам младших классов своим педантизмом, сухой дисциплиной, строгой, непривычной для них выдержанностью и наконец, действительно нередко непосильными упражнениями, на которые, в свою очередь, если не обращать должного внимания то, в самом деле, такой гимнастикой легко не только наскучить, но даже и повредить ребенку.

Обозревши таким образом значение детских игр в отношении воспитания и здоровья по возможности с разных сторон, мы полагаем, что теперь не остается более сомнения в том, что признание важности игр, изучет и своевременное приложение их в деле воспитания заслуживает полнейшего внимания семейств и общества, равно как тех государственных людей и школ, которые призваны к участию в воспитании детей, которым дороги блага детей и которые искренно желают добра детям своих сограждан. Только всесторонне, сильно и хорошо развитый человек может вполне исполнять свое назначение в семье и государстве, а первое и основное подготовление к такой функции человек получает еще в раннем возрасте и между прочим в период игр, - этом элементарном классе жизни, по выражении Шребера. Внимание и забота относительно правильного и мощного развития детей с ранних лет должны быть тем серьезнее, что, по статистическим данным, детей везде считается до ¼ или даже до ⅓ всего населения; следовательно забота эта будет касаться громадного количества лиц, притом таких, о наилучшем развитии которых, в виду их беспомощности, во всяком случае следует позаботиться взрослым.

Что касается Poсси,то поощрение развития детских игр в ней особенно важно и желательно, так как, стремясь к культурной жизни и для этого рано запирая своих детей в школы, русские родители и педагоги, благодаря суровому климату своей страны, поневоле должны держать детей своих в этих школах слишком подолгу, - а между тем воздух в них почти всегда бывает нечист, особенно при недостаточном еще понимании у нас важности вентиляциии проистекающей отсюда любви к чистому воздуху. Чтобы однако дать более осязательное понятие о том, в каком именно положении находится у нас развитие детских игр, на основании личных наблюдений и доставленных нам сведений из разных мест Poccии, мы можем сообщить, что игры еще до сих пор довольно в достаточном размере практикуются в наших деревнях, но в городах, и особенно больших, им далеко не дается надлежащего простора. В некоторых местностях наши городские управления тратят иногда не малые общественные суммы на устройство площадей, бульваров и садов, приспособляемых к различным целям; но нигде из этих мест мы не находим ничего или почти ничего, приспособленного надлежащим образом для детских сборищ и игр. В некоторых городских садах и бульварах, правда, иногда устраиваются небольшие площадки, на которые собираются дети и устроивают кое-какие игры; что же однако это за игры? - Вечные«кошки и мышки», «веревочки» и еще кое-что подобное - и почти ровно ничего такого, что в самом деле могло бы истинно повеселить детей, вызвать в них достаточно сильные разнообразные движения. Если же однако кто-нибудь из детей, кроме помянутых игр вздумал бы доставить себе удовольствие беганьем, лазаньем по деревьям и тому подобными упражнениями, то немилосердый страж сада или бульвара, точно из земли выросший, тотчас же внушительно спешит напомнить отважному смельчаку, что так бегать нельзя, травы мять нельзя, по деревьям лазить нельзя и т.п. Поэтому городские дети обыкновенно чувствуют себя в общественных садах крайне стесненными, вследствие чего не особенно любят их, предпочитая для этого просто улицы или грязные дворы своих квартир, где поневоле всасывают всебя с малых лет зародыши разных болезней, от которых впо­следствии совсем разшатывается организм; поэтому же наконец и репертуар детских игр в городах обыкновенно крайне ограничен, а многие хорошенькие деревенские игры здесь даже совсем неприложимы. - Между тем, зная порядки наших городов, кто не согласится с тем, что именно здесь-то, в этих-то городах, отличающихся у нас непролазной грязью на улицах и дворах и нестерпимой духотой в жилищах многих горожан, предоставление детям больших пространств хорошо приспособленных для игр и совместного развития, было бы крайне желательно и полезно.

Наши городские школы, особенно гимназии, по правде сказать, также много противодействуют детским играм и именно тем, что обыкновенно почти всецело отнимают у ребенка время на школьные занятия, не оставляя ему ни малейшего досуга для игр. Мальчик, прогуливающий много времени за играми, конечно поступает не хорошо; но неразумно поступает и старый учитель, обременяющий изо-дня в день непосильной работой своего маленького ученика, не оставляя ему свободного времени для игр. Иногда усердный учитель действует так с добрым намерением, зная, как много требуется в настоящее время от человека, желающего пользоваться успехом в жизни; но без сомнения и в добрых желаниях следует соблюдать меру! Если вследствие больших увлечений играми школьник выучит одним вокабулом меньше, то лучше за то оставить его лишний год в классе, чем лишать существенно необходимых для школьников движений, зная, что за то впоследствии из него выйдет здоровый, сильный, практичный человек! Не то мы видим на самом деле в настоящее время. Учителя средних учебных заведений нередко сами сознают, что воспитанники их значительно утомляются под влиянием непосильных умственных работ, а нередко кроме того и под влиянием нервных возбуждений, для вызывания которых нет недостатка и повода. Следствием всего этого является то, что большинство учащихся представляется бледным, слабым, вялым, малокровным, исхудалым, со всевозможными формами катарра легких, кишек и с большим расположением к нервным болезням, особенно усиливающимся в интенсивности и количестве случаев по мере приближения воспитанников к старшим классам, как показывают например наблюдения одного из почтенных гимназических врачей в Москве, д-ра Нестерова, - сообщенный им на втором съезде русских врачей в Москве. Если вместе с тем присмотреться к умственному развитию воспитанников наших средних учебных заведений, то многие из них представляются значительно утомленными также и умственно.

Здесь педагоги могут заметить нам: за то теперь всюду в учебных заведениях с каждым годом все более и более прилагается гимнастика, имеющая целью укрепить мускулы подростающего поколения и вообще более или менее оживлять по временам действительно ослабевающиефизические силы их. В ответе на это скажем со своей стороны, что движение действительно составляет потребность вообще всякого живого существа, но это движение значительно разнится по мере развития и укрепления сил этого существа. Еще в утробной жизни, по мере того, как плод получает большую крепость костей и мускулов, он ознаменовывает себя более или менее сильными движениями. Барахтанье новорожденного есть также вполне натуральный, своеобразный гимнастический акт, содействующий развитию мускулов дитяти, костей, их придатков и т.д. Около года в силу той же естественной потребности в движениях, но уже более сильных, дети начинают ползать, ходить, а впоследствии бегать. Затем наступает время непринужденных детских движений, в форме различного рода игр, - это возраст собственно игр, начинающийся приблизительно от 2 - 3 лет и про­должающийся приблизительно до 12-ти, имея самую цветущую пору для себя возраст около 7 - 8 лет. Когда организм получает более крепости в мускулах, тогда наступает пора и для более правильной, систематической гимнастики, имеющей целью подготовить организм для более напряженного физического труда в жизни. Соответственно сказанному становится ясным, что в различных периодах развития каждому движению есть свое место и время, причем, очевидно, весьма неудобно заменять одно другим без риска заметного вреда для организма. Не будем же после этого более изгонять детских игр из наших школ, как это делается однако местами, по собранным нами сведениям. Наоборот постараемся дать этим играм, где только возможно, наибольший и подобающий простор! Прибавим к этому, что подобная мера будет тем более важной, что наши учителя гимнастики еще и сами, говоря откровенно, мало понимают значение и надлежащее приложение гимнастики в школе. Следовательно пусть же лучше еще далеко не в малых размерах будет руководителем у нас в делефизическогоразвития природа, чем плохой учитель, особенно для школьников младших классов.

Мы говорили выше, что несравненно больше ширины и простора для детских игр замечается в деревнях среди простого народа; однако по свидетельству бытописателей, они и здесь местами начинают уменьшаться и изводиться. Крестьянские дети, - говорят бытописатели, - большей частью забавляются играми на улице до 8-ми летнего возраста, после которого родители уже начинают приучать их понемногу к хозяйству. Еще недавно можно было нередко встретить детей за играми в деревне до 12-летнего возраста; но теперь такого рода детям уже редко удается поиграть, - все они большей частью уже пристроены к какой-нибудь работе, а потому и детские игры в деревнях, вообще говоря, в настоящее время значительно уменьшаются и выводятся. Причины такого изменения в деле за последнее время бытописатели находясь главным образом в двух обстоятельствах, а именно: с одной стороны в развивающейся из года в год нужде крестьян вместе с увеличением ростущих из года в год различных недоимок и податей казенных и земских; с другой - в развитии пристрастия народа к крепким напиткам и вместе с тем растущей из года в год всяческой распущенности. Первое из этих обстоятельств заставляет заботливого крестьянина без устали работать со всей своей еемьей, не исключаяиз того числа и детей, мало мальски способных к работе. Что же касается второго обстоятельства, то, благодаря ему, следует сказать, что в последнее время труд в народе вообще ослабел, а семейное coгласиенарушилось: пошли раздоры, распри, брань, драки, попреки, угрозы и т.д. Дети, растущие в такой обстановке, невольно носят на себе отпечаток как бы перепуганных, ежеминутно страшащихся за свое благополучие; вместо детской беззаботности и веселья средиих рано начинают проявляться мрачное настроение, угрюмость, скорбь душевная; а в конце концов вместо открытого развлечения общественными играми они начинают прятаться по углам и задворкам и там втихомолку играть в азартные игры: карты, орлянку и т.д.

Поможем в написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой




Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 314; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2022) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.027 сек.