Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Теоретические методы исследования




При подготовке исследования практически не обходится без ис­пользования теоретических методов. Теоретический анализ науч­ных источников и литературы позволяет рассмотреть отдельные направления развития педагогической науки в целом или отдель­ных ее областей в частности и на основе анализа вскрыть общие и частные закономерности и тенденции развития педагогической на­уки и практики. Теоретический анализ позволяет исследователю оп­ределить и основные направления своего научного поиска.

Одной из разновидностей теоретического анализа является сравнительно-исторический анализ, который может использо­ваться при сравнении результатов педагогической деятельности в различные периоды и позволяет выявить основные тенденции эволюции педагогического процесса и извлечь уроки истории. Индуктивный метод используется исследователем после сбора отдельных суждений по проблеме исследования, на основании которых делается общий вывод.

Дедуктивный метод также используется после сбора необхо­димой информации по проблеме исследования, на основании ко­торого из общих выводов делаются частные выводы и суждения.


 




ЭМПИРИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ Метод педагогического наблюдения является наиболее распроЛ страненным методом. Этот метод характеризуется тем, что ис-J следователь воспринимает педагогические явления и процессы J динамике их изменений. Для того, чтобы на основании наблюде-] ния получить результаты и иметь возможность впоследствии им интерпретировать необходимо разработать четкий план педаго-] гического наблюдения. Как правило, в плане педагогического HaJ блюдения предусматривается:

- объект наблюдения (отдельный ученик или учитель; один или несколько классов и т. д.);

- цель и основные задачи исследования;

- время и длительность наблюдения;

- предполагаемый результат;

- формы и методы регистрации результатов наблюдения (спя циальные дневники наблюдений, регистрационные карты);

- методика обработки полученных результатов;

- ожидаемые изменения в обученности и воспитанности, ■ самом учебно-воспитательном процессе различных типов учеб-1 ных заведений. (См. Ю. К. Бабанский. Избранные педагогичес-] кие труды. - С. 475).

Современная аудио-видео и компьютерная техника позволЯ ет осуществлять педагогическое наблюдение с ее помощью, чтЗ дает возможность для более детального анализа наблюдаемы» процессов и явлений.

Особенно эффективным может быть включенное наблюдения Это такой метод педагогического наблюдения, когда исследова-1 тель принимает непосредственное участие в работе того или ино| го коллектива (работает классным руководителем, воспитате! лем и т. д.), и невключенное, когда исследователь наблюдает за процессами, происходящими в учебных заведениях со стороны! оно в свою очередь может быть открытым и скрытым; сплоим ным и выборочным.

Метод беседы является одним из методов сбора педагогичев кой информации. Беседа как правило проводится по заранее на-! меченному плану и заранее подготовленным вопросам. Исслш]


пователь должен направить беседу по такому руслу, чтобы по­дучить желаемые результаты.

Для того, чтобы подготовиться и провести качественно бесе­ду и собрать необходимый эмпирический материал необходимо:

- подготовить план беседы;

- составить необходимые вопросы и продумать уточняющие и наводящие вопросы;

- продумать способы регистрации ответов респондентов (спе­циальные дневники или карты, аудио-видео технику).

Метод интервью также является одним из методов сбора ин­формации непосредственно у респондента при личном контакте с ним исследователя. Интервью не предполагает постановку уточняющих вопросов. Метод интервью заимствован педагоги­кой из социологии. При подготовке к проведению интервью не­обходимо:

- подготовить вопросы в определенной последовательности;

- продумать способы записи ответов респондентов (блокно­ты, аудио-видео техника).

Метод анкетирования - метод массового сбора педагогичес­кой информации с помощью анкет. Анкетирование может быть индивидуальным и групповым. При индивидуальном анкетиро­вании анкеты раздаются отдельным респондентам и оговарива­ется время их возврата.

Групповое анкетирование проводится с большой группой рес­пондентов в школьных классах, вузовских аудиториях и т. д.

Для того, чтобы подготовиться к проведению анкетирования необходимо разработать анкету, все вопросы в которой опреде­ляются единым исследовательским замыслом, направленным на выяснение намеченных характеристик развития педагогических явлений или процессов.

В науке широко известны требования предъявляемые к орга­низации и проведению анкетирования:

- осуществить подбор вопросов для анкеты таким обра­
зом, чтобы они точно характеризовали изучаемые процес­
сы или явления и позволяющие получить надежную инфор­
мацию;


 






Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 700; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.