КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Теоретические методы исследования
При подготовке исследования практически не обходится без использования теоретических методов. Теоретический анализ научных источников и литературы позволяет рассмотреть отдельные направления развития педагогической науки в целом или отдельных ее областей в частности и на основе анализа вскрыть общие и частные закономерности и тенденции развития педагогической науки и практики. Теоретический анализ позволяет исследователю определить и основные направления своего научного поиска. Одной из разновидностей теоретического анализа является сравнительно-исторический анализ, который может использоваться при сравнении результатов педагогической деятельности в различные периоды и позволяет выявить основные тенденции эволюции педагогического процесса и извлечь уроки истории. Индуктивный метод используется исследователем после сбора отдельных суждений по проблеме исследования, на основании которых делается общий вывод. Дедуктивный метод также используется после сбора необходимой информации по проблеме исследования, на основании которого из общих выводов делаются частные выводы и суждения.
ЭМПИРИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ Метод педагогического наблюдения является наиболее распроЛ страненным методом. Этот метод характеризуется тем, что ис-J следователь воспринимает педагогические явления и процессы J динамике их изменений. Для того, чтобы на основании наблюде-] ния получить результаты и иметь возможность впоследствии им интерпретировать необходимо разработать четкий план педаго-] гического наблюдения. Как правило, в плане педагогического HaJ блюдения предусматривается: - объект наблюдения (отдельный ученик или учитель; один или несколько классов и т. д.); - цель и основные задачи исследования; - время и длительность наблюдения; - предполагаемый результат; - формы и методы регистрации результатов наблюдения (спя циальные дневники наблюдений, регистрационные карты); - методика обработки полученных результатов; - ожидаемые изменения в обученности и воспитанности, ■ самом учебно-воспитательном процессе различных типов учеб-1 ных заведений. (См. Ю. К. Бабанский. Избранные педагогичес-] кие труды. - С. 475). Современная аудио-видео и компьютерная техника позволЯ ет осуществлять педагогическое наблюдение с ее помощью, чтЗ дает возможность для более детального анализа наблюдаемы» процессов и явлений. Особенно эффективным может быть включенное наблюдения Это такой метод педагогического наблюдения, когда исследова-1 тель принимает непосредственное участие в работе того или ино| го коллектива (работает классным руководителем, воспитате! лем и т. д.), и невключенное, когда исследователь наблюдает за процессами, происходящими в учебных заведениях со стороны! оно в свою очередь может быть открытым и скрытым; сплоим ным и выборочным. Метод беседы является одним из методов сбора педагогичев кой информации. Беседа как правило проводится по заранее на-! меченному плану и заранее подготовленным вопросам. Исслш] пователь должен направить беседу по такому руслу, чтобы подучить желаемые результаты. Для того, чтобы подготовиться и провести качественно беседу и собрать необходимый эмпирический материал необходимо: - подготовить план беседы; - составить необходимые вопросы и продумать уточняющие и наводящие вопросы; - продумать способы регистрации ответов респондентов (специальные дневники или карты, аудио-видео технику). Метод интервью также является одним из методов сбора информации непосредственно у респондента при личном контакте с ним исследователя. Интервью не предполагает постановку уточняющих вопросов. Метод интервью заимствован педагогикой из социологии. При подготовке к проведению интервью необходимо: - подготовить вопросы в определенной последовательности; - продумать способы записи ответов респондентов (блокноты, аудио-видео техника). Метод анкетирования - метод массового сбора педагогической информации с помощью анкет. Анкетирование может быть индивидуальным и групповым. При индивидуальном анкетировании анкеты раздаются отдельным респондентам и оговаривается время их возврата. Групповое анкетирование проводится с большой группой респондентов в школьных классах, вузовских аудиториях и т. д. Для того, чтобы подготовиться к проведению анкетирования необходимо разработать анкету, все вопросы в которой определяются единым исследовательским замыслом, направленным на выяснение намеченных характеристик развития педагогических явлений или процессов. В науке широко известны требования предъявляемые к организации и проведению анкетирования: - осуществить подбор вопросов для анкеты таким обра
Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 722; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |