КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Составление библиографии
9! - применения как косвенных, так и прямых вопросов для уточв нения необходимых позиций в развитии учебно-воспитательно-1 го процесса или личности респондента; - исключение подсказок в сформулированных вопросах; - исключение двойственного понимания респондентами воп-1 росов; - использование закрытых вопросов с ограниченными отве-j тами и открытых вопросов, позволяющих респонденту выска-1 зать собственное мнение; - проведение пилотажного исследования для того, чтобы уточнить понимание респондентами вопросов анкет. Пилотаж-1 ное исследование проводится на небольшой группе опрашива-1 емых. В социологии применяются более строгие требования к со-] зданию анкет, однако для начинающего исследователя такой] информации вполне может быть достаточно. (Более подробно см.] Социология. Основы общей теории: Учеб. пособие / Г. В. Осипов, Л. Н. Москвичев, А. В. Кабыща и др. - М., 1996). Метод рейтинга является одним из важных методов изуче-ния педагогических процессов с помощью экспертов. В подборе экспертов в социологии предъявляются следующие требования: - компетентность; - способность решать творческие задачи; - положительное отношение к экспертизе; - отсутствие склонности к конформизму, т. е. чрезмерному следованию авторитету в науке, научная объективность; - аналитичность и широта мышления; - свойство коллективизма; - самокритичность. При подготовке к работе по методу рейтинга исследователкн необходимо разработать общие направления оценки экспертами педагогического процесса, единые способы и инструментарии регистрации полученных результатов. В результате обработки результатов экспертной оценки можно получить предложения пЯ совершенствованию учебно-воспитательного процесса. Метод педагогического консилиума является разновидностью метода рейтинга, который предполагает коллективное обсуждение результатов экспертной оценки. Метод педагогического консилиума разработан Ю. К. Бабанским и «предполагает коллективное обсуждение результатов изучения воспитанности или обученности школьников или студентов по определенной оптимальной по своему объему программе и по единым признакам, коллективное оценивание тех или иных сторон личности, выявление причин возможных отклонений в сформированности тех или иных черт личности, а также коллективную выработку средств преодоления обнаруживаемых недостатков». Для получения объективных результатов в ходе исследовательской работы методом педагогического консилиума необходимо определить единые показатели и критерии оценки и формы фиксации полученных данных. Метод диагностирования является одним из важных методов сбора информации об обученности и воспитанности учащихся, профессиональной компетентности преподавателей. Для проведения педагогического диагностирования необходимо создать целостный комплекс методик на едином содержании, критериях оценки, различных методов получения данных об учащихся и педагогических коллективах. Метод тестирования - оценка качества знаний, умений и навыков с помощью специально разработанных тестов. Изучение продуктов деятельности обучаемых (письменных контрольных работ, рисунков, чертежей и т. д.), с помощью которых можно получить данные о личности учащихся, их творческих способностях, о достигнутом и достигаемом уровнях в обучении. Изучение документации учебных заведений. В качестве материала, который может быть подвергнут анализу, могут выступать: личные дела учащихся, студентов и преподавателей, журналы учета успеваемости и посещаемости, дневники учащихся, протоколы собраний и заседаний классных коллективов, педагогических и ученых советов учебных заведений. Метод педагогического эксперимента. Педагогический эксперимент является наиболее важным и комплексным методом научно- исследовательской работы, с «^^^ГрТбГТ проверка эффективности метода;^°^ки)ИЛ лее подробно об этом ™™**™т*л^ая 'часгь исследовательской s:;:з:гг;ао^.та., - про-™, педагогического экс"ерИМ^ Н™оеделение цели и основных задач; экспериментальной работы;,анкеты опросники, бланки-j " "^лГ;ИеГ=иТеГрГ„Т^екуШ„Х — и ко- _ определение базы опытно экс и вузы и т д) кие сады, школы, колледжи, лицеи i^, ериМентальных си- - проврии^ тести! туаций, наблюдение, анкетир работой); рование, управление экспери^г№ эРкспериментальной р| _ обработка полУчеНН^РХв"кспериментальной работы, боты и интерпретация Р^™™^ срРавнить эффективное^ для того, ^ы «™ ■^^ских W>-^^ не°бХ°-применяемых »™^™H^evҐMeJkbn*** группами ил^ ных таблицах ^и графиках ч я и определИть эффе.4 полученные результаты с уже им хнвность предполагаемьгх разработо • я как в ecTj Экспериментальная работа мо ых Р^ воспитательных у,- -Ги^ГкТ: 25U —х. Кроме того, выделить два вида педагогического эксперимента - констатирующий эксперимент, который проводится для уточнения реального состояния процесса обучения или воспитания и преобразующий эксперимент, с помощью которого определяются условия, формы и методы совершенствования учебно-воспитательного процесса. При проведении, преобразующего эксперимента необходимо наряду с экспериментальными группами иметь и контрольные группы для определения эффективности предлагаемых новых методик. После завершения эксперимента необходимо обработать его результаты, обобщить их и описать в тексте исследования. Математические методы обработки информации. При обработке результатов педагогического исследования активно используются математические и статистические методы обработки: регистрация, ранжирование, шкалирование. Результаты обработки полученных в ходе исследования данных, их количественные зависимости можно представить виде гистограмм, графиков, таблиц. Современная компьютерная техника позволяет решать эти вопросы без больших усилий с помощью различных модификаций программы Excel. Исследование проходит ряд этапов, каждый из которых преследует определенные цели. На первом этапе изучается и анализируется литература по проблеме, разрабатывается концепция и методика исследования, обобщается и анализируется педагогический опыт по проблеме исследования. На втором этапе проводится опытно-экспериментальная работа. На третьем этапе осуществляется анализ результатов исследования, их обобщение, формулирование основных теоретических выводов из проведенной опытной работы. Осуществляется литературное оформление материалов исследования. Разрабатываются практические рекомендации по проблеме исследования. Определяются перспективы дальнейшего изучения проблемы.
2.5. Составление плана Составление плана курсовой (дипломной) работы - не единичный акт, а довольно длительный процесс, переплетающийся с другими этапами ее подготовки. Наличие плана обеспечивает целенаправленный отбор источников и во многом облегчает работу с ними. В этом случае, делая выписки, можно заранее наметить, в какое место курсовой (дипломной) работы ляжет собранный материал и каких данных пока не достает. План курсовой (дипломной) работы составляется в начале работы над темой либо в отдельных случаях на первом этапе, одновременно с подбором литературных и других источников. Первый, рабочий вариант плана работы также не является окончательным; в процессе работы с литературой план конкретизируется, частично изменяется, уточняется, дополняется, отдельные разделы его могут быть изложены в новых формулировках. Окончательный вариант плана составляется после проработки основных источников. Первоначальная редакция плана станет основой написания текста работы, поскольку он отражает ее основные разделы. При этом необходимо следить за тем, чтобы названия пунктов плана (глав и параграфов) точно соответствовали теме работы и не выходили за ее пределы. Нельзя точно установить размеры плана курсовой (дипломной) работы: они определяются сложностью темы, спецификой предмета исследования, характером работы, индивидуальными! особенностями исполнителя и др. Однако, на наш взгляд, чем подробнее будет план в начале исследования, тем легче писаты курсовую (дипломную) работу. Только в процессе длительной работы над различными материалами студент сможет оконча-j тельно отредактировать план. План утверждается научным руководителем. Его изменение возможно только с согласия руководителя. В плане полезно, исходя из общего объема работы и важное! ти отдельных вопросов, наметить примерный объем каждой главы и параграфа. Это поможет выдержать соразмерность частей; и не допустить увеличения объема всего курсового (дипломного) исследования. Работа над библиографией является важным этапом подготовки курсовой (дипломной) работы, которая начинается еще в ходе выбора темы, когда студент выясняет, насколько освещается она в литературе. При этом следует проявлять максимум инициативы и творчества (см. рис. 2). Правильное установление списка необходимой литературы в оптимальном объеме имеет большое значение для успешной работы над темой. Правильный отбор источников информации и целенаправленное ее изучение - важная часть профессиональной квалификации исследователя. Рассмотрим наиболее типичные способы деятельности исследователя на этом этапе научного творчества. Известно, что результаты исследований по педагогике,.как и по другим наукам, находят свое конечное или промежуточное выражение в книгах, статьях, помещаемых в научных изданиях, сборниках научных работ, диссертациях, рукописях докладов, отчетов, и, наконец, в реальных продуктах, изделиях, полученных в научных экспериментах. Работу с литературой начинают, как правило, с общих работ по теме (монографии, книги, сборники научных трудов), проверенных временем, поскольку ретроспективный поиск позволяет проследить развитие теории и практики вашей отрасли знания, выявить закономерности и причины появления того или иного явления, проблемы. Уже затем ведется отбор "нового" материала - из отраслевых журналов, где публикуются "проблемно-постановочные" статьи, гипотезы и предположения (не всегда доказанные), научные дискуссии по актуальным проблемам. В периодике, как правило, отражаются актуальные темы, быстрее реакция со стороны научного сообщества на идею или предложение, однако времени, проверить идею или гипотезу мало как у ее автора, так и у ее последователей и (или) оппонентов. Соискатель самостоятельно должен решить, с каких работ по теме целесообразнее начать поиск - со "свежих" (за последние Два-три года) или опубликованных ранее, но оба вида поиска осуществить необходимо.
Текущий поиск источников предполагает обязательное обращение соискателя к информационным изданиям, поскольку просмотр' научных журналов "de visu" потребует огромного количества времени и не гарантирует "всеохватности". Выпуском информационных изданий в нашей стране занимаются органы научно-технической информации (институты, центры, службы), охватывающие все отрасли народного хозяйства. Они объединены в Государственную систему научно-технической информации (ГСНТИ), которая зани-j мается сбором и обработкой информации централизованно. Кроме того, информацией по естествознанию и техническим наукам зани-| мается. Всероссийский институт научной и технической информа-] ции (ВИНИТИ), литературой по общественным наукам - институт! общественных наук (ИНИОН). Патентную документацию обраба-j тывает НПО "Поиск", отчеты о научно- исследовательских рабо-1 тах (НИР) и опытно-конструкторских разработках (ОКР), защищен-] ные диссертации - Всероссийский научно-технический, информаци-J онный центр (ВНТИЦентр), нормативно-техническую документацию - Всероссийский научно-исследовательский институт технической информации, классификации и кодирования (ВНИИКИ). Некоторые работы предполагают активное использование неопубликованных документов. Неопубликованные документь! включают в себя отчеты о научно-исследовательских работах ■ опытно-конструкторских разработках, диссертации, депониро! ванные рукописи, отчеты разного рода и предназначения, а в последнее время - бизнес-планы, аналитические записки, эконр! мические обоснования, выполненные для конкретного предприя! тия самостоятельно или консалтинговой фирмой. При поиске неопубликованных документов будут полезни издания ВНТИЦентра, ВНИИКИ и ВНИИПИ (Всероссийское научно-исследовательского института патентной информации» При работе с информацией по отраслям науки необходимо озна| комиться с изданиями центральных отраслевых органов инфош мации, например Всероссийского института информации и тех! нико-экономических исследований агропромышленного комплек! са или Всероссийского института информации и технико-эконо! мических исследований по электронике. Не обойтись соискателю и без изданий Государственной публичной научно-технической библиотеки (ГПНТБ), Всероссийской книжной палаты, Российской государственной библиотеки. Информация, прошедшая обработку в вышеперечисленных организациях, чаще всего представлена следующими видами изданий: Библиографические. Содержат, как правило, только: библиографические сведения о документах, но учитывают почти всё и почти сразу, отсюда главные достоинства - полнота и оперативность. Могут быть в виде списка или указателя литературы по любой тематике. Выпускаются органами научно-технической информации в виде бюллетеней ("Сигнальная информация). Реферативные. Публикуют рефераты, излагающие содержание первичных документов (оригиналов) или их частей: основные фактические сведения и вывод по материалам первоисточника. К реферативным изданиям относятся реферативные журналы, реферативные сборники, экспресс-информация и т. п. Обзорные. К ним относятся обзоры по одной теме, проблеме, направлению, а также сборники обзоров. Издания такого рода описывают состояние и (или) развитие области науки или практики, обобщая сведения, содержащиеся в первичных документах, по данной теме (проблеме) за определенное время. Все это касалось новых изданий. В исследовании же должна быть представлена глава о разработанности темы (вопроса) в предыдущих исследованиях данной отрасли знания и в этой главе необходимо будет провести анализ литературы. Облегчить поиск в этом случае можно, используя специальные издания, называемые ретроспективными. Они содержат сведения о публикациях по теме или проблеме, выпущенных за определенный период, и могут быть представлены в виде тематических указателей и обзоров, внутрикнижных и пристатейных списков литературы, библиографических указателей. "Классический" путь, поиска информации знать необходимо. Но существуют и неформальные, дополнительные способы добывания информации. Так, всякое уважающее себя издание (книга, статья, брошюра) обязательно снабжено списком литературы, который нахо-
дится в конце книги или в конце глав, а также ссылками на ис-1 точники, оформленными в виде сносок. (Кстати, про сноски! обычно "забывают" или не обращают на них должного внима-' ния - и совершенно напрасно). И если это соответствует тема-! тике ваших исследований - смело берите в актив указанные источники. Также и само библиографическое описание публикаций, содержащее на первый взгляд массу ненужных сведений, может вам здорово помочь. Рассмотрим некоторые его ос-1 новные элементы: Автор. Если вы нашли источник и по его названию (содержанию) поняли, что ваша жизнь в науке до этого не имела смысла, посмотрите, кто его написал. Дальнейший поиск можно вести по фамилии автора, который придал смысл вашей работе. В других сочинениях того же автора могут быть опубликованы списки! литературы, где будет фигурировать, к примеру, его собствен-] ный научный "гуру" и т. д. Название. Комментарии излишни, хотя иногда бывает, что название не вполне соответствует содержанию работы - потрудитесь прочитать и текст. Сведения об ответственности (следуют за косой чертой после названия). В сборниках научных трудов обычно пишут фамилию составителя или редактора. Далеко не каждому доверят редактировать или составлять научный сборник. Значит, составитель либо пользуется большим авторитетом в науке как учецый-методолог, либо он специалист, который знает исследуемый вопрос досконально. Поэтому аналогично пункту "Автор" изучите "досье" редактора. Кроме того, в сведениях об ответственности указываете! та организация, которая отвечает за издание. Как правило, институты и исследовательские организации берут на себя от-j ветственность только за то, с чем они работают, за свое направление. Поэтому, если вы энтомолог и занимаетесь бабочками, сборник "Баттерфляй", выпущенный институтом физкультуры и спорта или обществом театроведов, вам смотреть не стоит. Ответственным лицом будет также и художник, оформивший издание (но данный аспект интересен, пожалуй, только соискателям-искусствоведам), переводчик (тоже не всем понадобится) и т. д. Место издания. Москва, Ленинград (Санкт-Петербург) и другие крупные города публикуют, как правило, труды признанных, авторитетных ученых, и попасть в такие издательства, по крайней мере раньше, было непросто. Это не относится к трудам институтов и исследовательских организаций - у них "статус" примерно одинаковый Место издания (как и организация, ответственная за издание) поможет обнаружить наличие неформальной научной школы, работающей по вашему направлению, а также определить круг нужных имен и организаций. Издательство. Чтобы эффективно использовать информацию об издательстве, вам необходимо знать авторитетные научные издательства (например, "Наука", "Высшая школа"), профильные издательства ("Экономика", "Русский язык"), издания высших учебных заведений и научно-исследовательских институтов вашей области науки. Зная "свои" издательства, можно легко сориентироваться в процессе поиска, когда название книги неоднозначно (или неинформативно) и отсутствует аннотация (реферат) работы. Год издания. С этим просто. Чем новее - тем "свежее", актуальнее информация. Однако иногда полезно обратиться к первоисточникам, поскольку в силу разных причин, многие интересные и ценные идеи, высказанные ранее, были либо не развиты, либо развиты не в том направлении, либо известны только по комментариям и "перепевам". Поэтому "классику" необходимо читать в первом здании и по возможности на языке оригинала. Серия. Название серии приводится в конце библиографического описания, в круглых скобках, и также может быть полезно в информационном плане. Стоит надеяться, что' внимательное изучение библиографических описаний сэкономит вам времени и сил. Когда закончится основной этап поиска литературных источников, это не будет означать, что вам больше не понадобятся
услуги библиотек. Поскольку вы осуществили только ретроспективный поиск источников, отслеживать текущие, новые публикации по выбранной теме вам придется до самого дня защиты. Вы должны быть в курсе всех изменений и нововведений в разработке данной темы (проблемы). Книги, в которых в систематическом виде изложены основные данные науки самими авторами научных работ, как говорится, "из первых рук", называют монографиями. В них наиболее глубоко, систематично и подробно излагаются общие результаты научных исследований. Как правило, монографии снабжаются обширными списками^ наиболее значимой литературы по излагаемой в монографии проблеме. Эти списки литературы, с одной стороны, помогают авто-и ру аргументировать свои выводы и высказывания, а с другой I открывают читателю широкое поле для продолжения научного! исследования в обозначенном автором монографии направлении.; Поскольку, в монографиях содержатся наиболее полное, последовательное и научно разработанное изложение определенного воп-: роса и проблемы, анализ и оценка практики предшествующих иссле^ дований, начинающему исследователю необходимо в первую оче| редь изучить имеющиеся монографии в 10-15-летней ретроспективе. Статьи - это специальные публикации небольшого объема (10-20 печатных страниц), в которых целенаправленно излагаются взгляды авторов по определенным узким вопросам или результат ты ограниченных исследований. Статьи публикуются в специальа ных научных журналах по педагогике и психологии: "Педагогика", "Вопросы психологии", "Мир психологии" и др. Начинающему исследователю необходимо внимательно следить за публикациями в очередных номерах научных журналов и брать себе на заметку опубликованные в них статьи по исследуемому вопросу! Журнальные статьи - это наиболее оперативная информация о движении науки в решении ее актуальных проблем. Чтобы быть 1 курсе журнальных публикаций, необходим некоторый начальны* уровень эрудиции в той области психолого-педагогической или методической науки, в которой предполагает приложить свои усилия исследователь. Этот уровень может быть создан различным! путями, но наиболее короткий и эффективный - это хорошее изучение материала стабильных вузовских учебников, затем - наиболее представительных монографий. Еще одним источником научной информации для студентов-исследователей могут служить материалы, публикуемые в различных научных сборниках. Научные сборники подобны научным журналам, однако публикуются не так регулярно, как журналы. Другие источники информации; такие, как диссертации, рукописи, отчеты, находящиеся на хранении в информационных отделах научных учреждений и центральных библиотеках, менее доступны начинающему исследователю. Диссертация - это научный труд, подобный монографии, но рукописный, не изданный типографским путем. Бывают диссертации кандидатские, после защиты которых соискателю присваивается ученая степень кандидата наук, и докторские, дающие право на ученую степень доктора* соответствующих наук. По каждой диссертации типографским путем издается ее краткое изложение, называемое авторефератом. Первоначальное знакомство с диссертацией необходимо начинать с автореферата, из которого можно понять, насколько содержание диссертации может помочь исследователю в более глубоком изучении проблемы. Необходимость обращения к этим источникам рекомендуется согласовать с научным руководителем. Критерием отбора материалов из источников служит степень их полезности для дипломной (курсовой) работы исследователя. Эта степень определяется только Вами, поэтому не ленитесь -собирайте весь материал, который, по-Вашему мнению, Вам пригодится, пусть его будет больше. Проще впоследствии сократить часть текста, чем лихорадочно искать дополнения на стадии завершения работы. В процессе сбора информации следует изучать не только работы, в которых Ваша точка зрения совпадает с авторской, но и те, где она противоположная. В противном случае исследование пойдет по ложному пути: за догму будет принята концепция, которая удобна вам, но она впоследствии может оказаться бездоказательной или ошибочной. Опыт показывает, что большая часть собранной информации может и не пригодиться вам непосредственно. Тем не менее, сбор| информации - это процесс творческий и увлекательный; он позволяет овладеть методами сбора информации, а также ее аналитической обработки, обобщения, написания выводов и оформления их в форме, подходящей для работы. Поэтому приступайте к этой, казалось бы рутинной, работе с чувством глубокого интереса - и ваши усилия окупятся сторицей! При отборе информации не стоит переписывать литературный материал один к одному, пусть даже он идеально сформулирован и отлично "вписывается" в текст вашей работы. Первоис-| точник необходимо прочитать, осмыслить, определить свое к нему отношение (согласиться или раскритиковать) и затем за-< фиксировать свои выводы, то есть получить новые знания путем собственных размышлений. Если все же вам не удалось это сделать, а кусочек чужого текста манит и зовет, оформите его как цитату, при этом не за-' будьте указать фамилию автора, первоисточник и т. д., посколь-j ку в случае обнаружения плагиата диссертация будет снята с рассмотрения без права повторной защиты. Однако цитатами злоупотреблять не стоит. Большое их количество допустимо только в главах, где анализируется состояние; вопроса, степень разработанности темы, например в главе "Анализ литературных источников". Как правило, цитаты употребляются для сопоставления различных точек зрения на один и тот же вопрос, для доказательства (аргументации) собственных суждений. Текст цитаты заключается в кавычки и приводится в той грамматической форме, в какой он дан в первоисточнике. В любом месте цитаты можно ставить многоточие, если необходимо опустить часть текста, ненужную в вашей работе. Разумеется, не стоит вам напоминать, что отдельные цитаты, вырванные из] контекста, могут иметь в источнике иную смысловую нагрузку, поэтому манипулирование отдельными цитатами, взятыми| вне текста, недопустимо. В целях экономии текста можно использовать непрямое цитирование, то есть пересказывать мысли авторов своими словами. наКо и в этом случае, кроме точного и корректного изложения ^лх мыслей, также необходимо дать ссылку на источник. для составления библиографии по теме работы студент исполь-veT имеющиеся в библиотеках систематические каталоги, в кото-ь1х названия произведений расположены по отраслям знаний; алфавитные каталоги, в которых карточки на книги расположены в алфавитном порядке фамилий авторов; предметные каталоги, содержащие названия произведений по конкретным проблемам и специальностям; различные библиографические справочные издания (указатели по отдельным темам и разделам); сноски и ссылки в учебниках, пособиях, монографиях, словарях и др. Для подбора литературы следует обращаться к периодическим бюллетеням "Новые книги по педагогике и народному образованию зарубежных стран", сборнику "Литература по педагогическим наукам и народному образованию", выпускаемыми Государственной научной педагогической библиотекой им. К. Д. Ушинского РАО. Большую помощь в составлении библиографии окажут также обзоры публикаций литературы и рецензии, публикуемые в педагогической периодике, выставки новинок педагогической литературы в библиотеках. Следует обращаться к указателям статей, опубликованных в течение календарного года, помещаемым в конце последнего номера журнала за каждый год издания. Составленный студентом список необходимой литературы при работе над темой согласовывается с руководителем, и после получения замечаний и исправления недостатков оформить этот материал как раздел курсовой (дипломной) работы. Составленная библиография оформляется, как правило, в виде картотеки по примеру библиотечного каталога, что позволяет легко производить ее пополнение, перестановки, многократное использование карточек. Для этого используются специальные бланки (такие, как в библиотечных каталогах) или небольшие листы (размером примерно 125x70 мм) плотной бумаги. Знакомясь с книгой или статьей, необходимо заполнить на нее библиографическую карточку такого содержания: 1) фамилия и инициалы автора, полное и точное название книги, место, издательство и год издания, количество страниц;
2) о чем говорится в книге (с позиции вашего к ней отношения, ваших требований; 3) оценка книги с точки зрения возможности ее использования в курсовой работе. Например, библиографическая карточка может выглядеть так: Болдырев Н. И. Нравственное воспитание школьников. Вопросы теории. - М.: Педагогика, 1979. - 306 с. Монография. Подробно показана история становления и развития теории нравственного воспитания. Рассмотрены закономерности процесса воспитания. Глава VI - об изучении детей и оценке уровня их нравственной воспитанности. Следует обратить внимание на исторический аспект (I и II гл.), методику выявления нравственной воспитанности (VI гл.). После составления библиографии и аннотирования источников проводится их отбор и сортировка по степени значимости, по их месту и роли в раскрытии темы. Составление библиографического списка продолжается на протяжении всего периода подготовки курсовой (дипломной) работы. Необходимо постоянно следить за выходящей литературой по теме и педагогической периодикой. Это позволит вовремя определить значение вновь появляющихся публикаций по теме, включить их в свою систему источников, скорректировать, если это нужно, методику собственной опытной и практической работы, лучше осмыслить полученные результаты в свете новейших достижений педагогической науки и передового опыта. Порядок расположения карточек в каталоге по теме курсовой (дипломной) работы, а затем порядок работы над источниками определяется их значением для раскрытия темы: основные изучаются ранее второстепенных, более полные - ранее менее полных и т. д.
Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 1276; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |