Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Стильи язык работы




При упоминании в тексте фамилий (ученых, учителей и др) их инициалы как правило, ставятся перед фамилиями (К. Д. Ушин-ский, а не Ушинский К. Д., как это принято в библиографии).



Каждую главу работы рекомендуется начинать с новой стра­ницы.

При брошюровке курсовой (дипломной) работы составляю­щие ее разделы располагаются в следующем порядке:

титульный лист;

оглавление;

введение;

текстовая часть (главы);

заключение;

список литературы;

приложение.

В дипломной (курсовой) работе важно продемонстрировать свое умение не только логично мыслить, но и четко излагать свои мысли. Стилю и языку в тексте дипломной (курсовой) работы должно быть уделено большое внимание. Существует определен­ного рода научный этикет, то есть традиции устной и письменной научной речи. Основные требования к такого рода текстам - мак­симум информации, объективность, точность и доказательность как собственной, так и привлекаемых точек зрения для обоснова­ния научной истины. Этот стиль - не более чем особенность науч­ного языка, ни в коем случае не общее правило. Он предполагает:

• формально-логический способ изложения материала, то есть
научное изложение, состоящее, в основном, из рассуждений, до­
казательств фактов, выявленных в ходе исследования;

* смысловую законченность, целостность и связность речи,
то есть яркую демонстрацию последовательности развития мыс­
ли ("вначале", "прежде всего", "значит", "во-первых" и т. д.);
противоречивости отношений ("однако", "в то время как", "тем
не менее" и т. д.); причинно-следственных связей ("следователь­
но", "поэтому", "вследствие этого", "кроме того" и др.); пере­
ходов от одной мысли к другой ("рассмотрев..., перейдем к...",
"остановимся на...", "необходимо рассмотреть" и т. д.); итога,
вывода ("итак", "таким образом", "вышесказанное позволяет
сделать вывод" и т. д.). В качестве средств связи в научном тек­
сте чаще используются местоимения, прилагательные и причас­
тия. Они, конечно, несколько перегружают предложения,*Дела-


ют их громоздкими и несимпатичными, однако позволяют про­следить "повороты" мысли автора, если таковые имеются, или заменяют рубрики в тексте большого объема, делают его более комфортным для чтения ("перейдем к рассмотрению" и т. п.);

• строгость, точность изложения фактов и сведений, лишен­ного какой-либо эмоциональной окраски; наличие специальной лексики (терминологии) в тексте;

• объективность изложения. Стремление установить научную истину предполагает наличие в тексте вводных слов и словосо­четаний, указывающих на ту или иную степень достоверности сообщения ("разумеется", "видимо", "вероятно") и источник со­общения ("по данным", "по сообщению", "по нашему мнению");

• отсутствие индивидуальных особенностей слога (витиева­тость и т. д.) и какой-либо эмоциональной окраски изложения, что позволяет читателю сосредоточиться на самом действии.

В работе рекомендуется не употреблять слов и выражений-штампов типа "на данный момент", "на все сто процентов", "во главу угла" и т. п., следует избегать неоднократного повторе­ния слов и их сочетаний.

В курсовой (дипломной) работе не рекомендуется вести изло­жение от первого лица как единственного числа: "Я наблюдал", "Я считаю", "По моему мнению", "Мне кажется" и т. п., так и множественного: "Мы получаем", "Мы имеем", "Мы наблюда­ем" и т. д. Допускаются обороты с сохранением первого лица множественного числа, в которых исключается местоимение "мы" т. е. фразы строятся с употреблением слов: "наблюдаем", "устанавливаем", "имеем" Можно использовать выражения: "на наш взгляд" "по-нашему мнению", "по мнению автора курсовой (дипломной) работы" или выражать ту же мысль в безличной фор­ме- "изучение передового педагогического опыта свидетельству­ет о том, что...", "на основе выполненного анализа можно утвер­ждать..."', "проведенные исследования подтвердили..." и т. п.

Постарайтесь, чтобы Ваша речь была точной, ясной и крат­кой Не следует злоупотреблять красивыми, но непонятными иностранными или просто мудреными словами, учитесь писать просто и лаконично. В диссертации смысловая точность особен-


но важна. Неверно подобранное слово может существенно иска­зить смысл написанного, обеспечить его двоякое толкование или придать тексту иную "тональность".

Ясность речи подразумевает ее доступность и доходчивость. Не приветствуется употребление вместо слов с точными коли­чественными значениями словосочетаний со слишком обобщен­ным или неопределенным значением ("надлежащий способ", "со­ответствующая методика", "известное количество"). Кроме того, причиной неясности речи может стать неправильное по- строе­ние предложения ("Данные факторы обуславливают определен­ные стадии прохождения процесса" - что чего обуславливаете), неверно расставленные знаки препинания (классический пример - "Казнить нельзя помиловать").

Простота, то есть доступность и доходчивость, способству­ет более легкому восприятию как текста в целом, так и отдель­ных мыслей автора. Следует, однако, избегать примитивности изложения, что зачастую отождествляется с доступностью на­учного языка (как в случае популяризации научных знаний). Стремитесь к тому, чтобы содержание вашей работы по форме изложения было адекватно уровню ученых и специалистов, на которых она рассчитана.

Краткость научной речи позволяет избежать ненужных по­второв и деталей. Многословие возникает, когда в тексте при­сутствуют ненужные для понимания его смысла слова. Они не только свидетельствуют о косноязычности или небрежности ав­тора, но и указывают на нечеткость представлений о предмете речи или на незнание точного смысла слова. Кроме того, без­думное употребление иностранных слов приводит зачастую к тавтологии - повторению одних и тех же или близких по смыслу слов: "схематический план", "промышленная индустрия", "внут­ренний интерьер".

Существует справедливое мнение, что рукопись должна ка­кое-то время "отлежаться". Когда собственные высказывания "отчуждаются", исправлять их становится легче, лучше видны стилевые погрешности, неточности, опечатки, пропуски и логи­ческие ошибки.


 




Тогда выстраданный вами простой, логичный, понятный и родной текст при "свежем" прочтении покажется не столь уж окончательным.

Но, честно говоря, поспешное освоение даже самых толко­вых книг по стилистике не принесет вам быстрых результатов. Нужна практика, желательно многолетняя, поэтому неплохо было бы получить навыки научной письменной речи хотя бы в процессе публикации предварительных результатов вашего ис­следования в отраслевых изданиях, при подготовке отчетов, док­ладов и т. д.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 440; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.